ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК.
Туристская характеристика территории подразумевает анализ и оценку не только объектов, но и субъектов, влияющих на возможности и особенности развития туризма. Главным субъектом являются народы. Вначале следует обратить внимание на особенности расового состава населения, хотя бы уже потому, что «пестрота» расового состава — еще один штрих в привлекательной для туризма мозаичности территории. Во-вторых, в связи с некоторыми особенностями исторического прошлого в ряде стран отношения между представителями разных рас отличаются сложностью, напряженностью. Турист и организатор туризма или сопровождающий группу менеджер должны четко представлять себе ситуацию в стране и не допускать случающихся иногда недоразумений (случаев нетактичного поведения). Поэтому краткая характеристика расового состава с указанием не только больших рас, но и малых и смешанных рас, представляется необходимой. Кроме того, необходимо обратить внимание на особенности размещения (расселения) местных представителей разных рас по территории страны. Расы — исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения и схожести внешних признаков. Понятие «раса» тесно связано с местом ее распространения. Не все внешние наследственные особенности людей считаются расовыми. Расовыми являются лишь те, которые характерны для народов, населяющих определенную территорию. Единого мнения ученых (например, этнографов) разных стран по вопросу о количестве рас на Земле нет: выделяют от трех до пяти рас. Для туристского изучения стран вопрос о количестве рас не имеет принципиального значения. Наиболее распространенной является точка зрения о том, что под влиянием определенных причин сложилось пять больших рас: 1) европеоидная (евразийская); 2) монголоидная; 3) американоидная; 4) негроидная (африканская) и 5) австралоидная (океанийская) Основными (преобладающими) расовыми признаками являются: цвет кожи, особенности волосяного покрова, строение лицевой части головы, соотношение длины ног и длины туловища, рисунок кожи, группы крови, частные физиологические признаки (например, способность переваривать молоко) и др. На границах между большими расами образовались смешанные расы: Следующим важным аспектом характеристики является рассмотрение этнического состава населения. Это один из самых актуальных вопросов современного мира, определяющий в ряде стран существование очагов напряженности. На территории многих стран довольно «пестрый», сложный этнический состав населения, ареалы расселения этносов часто мозаичны, что осложняет общую картину. В характеристике необходимо назвать, какие народы (указав форму или тип общности) проживают в стране и где именно. Далее следует дать краткую характеристику каждого этноса, указав его язык, религию, форму государственной или культурной автономии, отношения с центральной властью, особенности духовной и материальной культуры, назвать главные культурно-исторические центры. Этнос — это исторически сформировавшаяся социальная группа, обладающая совокупностью следующих признаков: единство территории, культуры на основе общего языка, хозяйственнобытовых особенностей. К важнейшим признакам относят также осознание народом своего единства и отличий от других народов («самосознание» и «самоназвание»). В настоящее время существуют различные формы (типы) общностей, соответствующие определенным уровням исторического развития любого этноса: племя, народность, нация. Большинство этносов прошли длительный путь развития от племени до нации, эти формы соответствуют определенным уровням, или стадиям, этнического или социально-этнического развития. На любой стадии для каждого типа, или формы, каждому этносу соответствуют все шесть обязательных признаков, или шесть единств: территории, языка, определенных элементов духовной и материальной культуры, самосознание и самоназвание. Для туристского страноведения значение имеют первые четыре. Племени (период «детства» этноса) соответствует единство территории, понимаемой как место обитания и совместного использования ресурсов. Это означает, что для племени важна только территория, с которой в настоящее время собираются ресурсы. Другого понимания территории не существует. Язык существует, как правило, в устной форме, поэтому передача всего накопленного опыта осуществляется изустным путем. Устный язык, речь достигает вершины развития: предания, легенды, сказания, эпос — великолепные формы устного творчества. Развиваются и другие элементы духовной культуры: обычаи, обряды, традиции, ритуалы, они сложны и занимают в жизни людей важное место. Наивысшим элементом духовной культуры является вера, сложившаяся система верований и связанных с ней культов. Система верований имеет мировоззренческий характер, иногда — космологический. В сфере материальной культуры для разных племен характерны собирательство и охота, земледелие, животноводство, торговля (или другая форма обмена). Наивысшим элементом материальной культуры являются ремесла, в том числе художественные. Все это представляет огромный интерес для туризма. Каждое племя состоит практически только из родственников, близких и дальних. В некоторых районах мира до сих пор сохранились многочисленные племена — в Африке, Латинской Америке, Океании. Например, в Папуа — Новой Гвинее их насчитывается более 700. Народности (период «юности» этноса) также соответствует единство территории, но «территория» имеет совершенно иное смысловое значение. Это земля «отеческих гробов» — отечество, место (ядро) формирования данного этноса. Например: франко-канадцы, большинство из которых никогда не видели Франции, но память об их «исторической родине» является для них важнейшим консолидирующим фактором. Нация (период «зрелости» этноса) возникает в пределах государственных или политико-административных границ, т.е. нация формируется только на определенном политике-правовом поле, например, в пределах государства в целом — украинцы на Украине, или республики — татары в Татарстане. Если этнос не имеет собственного политико-правового поля, определенного статуса государственности, — не может сложиться нация, например, украинцы в России — народность. Место религии в светском государстве занимает политика. Система общественно-политических воззрений, идеология объединяет, консолидирует огромные массы населения или же, наоборот, разделяет их, образуя иногда трудно преодолимые препятствия. Именно социально-политические идеи, становясь убеждениями, превращают население в общество, а человека — в гражданина. Важным признаком становится общность языка (устного и письменного) как средства внутринационального общения, самосознания. Поэтому практически везде исчезают диалекты, за исключением обособленных районов. Но так как язык нации должен выполнять гораздо более значимую для нее функцию межнационального общения, то неизбежно происходит унификация и упрощение языка. В языке появляется множество заимствований из других языков, а также официальных, «казенных», бюрократических слов и выражений. Общим и необходимым достижением является индустриальный тип хозяйствования в производственной и непроизводственной деятельности, включая культуру. В конце XX — начале XXI в. телекоммуникации и наличие единого мирового информационного пространства определили феномен массовой культуры, которая для определенной части населения становится суррогатом религии. Наций в мире меньше, чем народностей, возможно, меньше, чем племен. Главным признаком этноса в современном мире, по мнению большинства ученых, является язык. Всего в мире насчитывается более двух тысяч языков, хотя народов — почти в два раза больше. Это объясняется тем, что не все народы сохранили «свои» языки. По степени сходства языки объединяются в семьи и группы. Наибольшая по численности — индоевропейская семья, к которой относятся около 2,5 млрд чел. Народы этой семьи преобладают в большинстве стран во всех частях света, кроме Азии (Антарктида не учитывается, так как не имеет постоянного населения). Китайско-тибетская семья — вторая по численности, именно она доминирует в Азии. Распространенность того или иного языка можно также проиллюстрировать по численности людей, говорящих на нем. Эти данные передают общую картину, но они относительны. Для более четкой страноведческой картины целесообразно использовать данные о численности населения, говорящего на определенном языке, по странам. С этой точки зрения наиболее многочисленными народами мира в середине 90-х гг. XX в. были китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы, бихарцы (Индия), пенджабцы (Индия), мексиканцы. Соотношение народа и языка может быть самым разным. Есть страны (но их немного), где жители говорят на одном языке и принадлежат к одному этносу, например, Исландия. Иногда народ имеет единый литературный письменный язык, а литературных устных языков несколько. Например, китайский язык основан на единой иероглифической письменности, но житель северного Китая (пекинец, например) не поймет жителя южного Китая (кантонца), когда тот прочтет написанное выражение вслух, хотя оба они китайцы. Один народ может пользоваться несколькими языками одновременно. Например, большинство люксембуржцев владеет люксембургским, немецким и французским языками. Иногда нация состоит из разных языковых групп, сохранивших эти родные языки. Например, в Швейцарии в Цюрихе говорят по-немецки, в Женеве — по-французски, в Лозанне — по-итальянски, но жители этих городов никогда не назовут себя немцами, французами или итальянцами, они все — швейцарцы. Напротив, в Великобритании преобладающее большинство населения говорит на английском языке, но говорящий и на этом языке шотландец сочтет себя оскорбленным, если его назовут англичанином. Валлийцы, коренные жители Уэльса, тоже говорящие и на этом языке, также не считают себя англичанами, не говоря уже о североирландцах. Еще сложнее с литературным устным сербскохорватским (хорватосербский) языком, на котором говорят сербы, хорваты, черногорцы и боснийцы-мусульмане. Язык один, а народы разные. Обособление народов и формирование этнического самосознания произошло здесь на основе принадлежности к разным религиозным конфессиям. У хорватов это связано с католичеством, у сербов и черногорцев — с православием, а у боснийцев — с исламом. Когда речь идет о современных государствах, редко пользуются термином «этнический состав населения», повсеместно употребляя термин «национальный состав населения», хотя по существу характеризуется именно этнический состав населения страны. Учитывая это, далее в работе используется общераспространенный термин «национальный состав населения». По особенностям национального состава все страны можно разделить на одно-, дву- и многонациональные. Однонациональными считаются те государства, в которых доля лиц одной национальности (народности или племени) превышает девять десятых. Таких стран довольно много в Европе (Германия, Дания, Венгрия, Греция и др.), Азии (Япония, Саудовская Аравия и др.) и Африке (Ливия, Египет). Двунациональных государств значительно меньше (Канада, Бельгия). Большинство стран мира многонациональные. Полиэтнический состав населения особенно типичен для развивающихся стран. Среди них самыми многонациональными являются Нигерия (около 200 народов), Индонезия и Индия, в каждой из которых проживает по 150 народов. Кроме понятия «этнос» есть еще несколько видов исторических общностей (например, национальные меньшинства, диаспора, клан, каста, сословие), поэтому следует указать, какие из них проживают на территории данной страны. Характеристика каждой из общностей должна включать следующие вопросы: место проживания, язык общения, социально-правовой статус, особенности духовной и материальной культуры, в первую очередь — религиозные воззрения, традиции, типы хозяйствования, наследственные профессии, главные исторические и культурные центры. При характеристике любой общности следует по возможности обращать внимание на особенности этнического характера и менталитета, но в первую очередь — на степень открытости той или иной этнической или социальной общности, отношение к иностранцам вообще и туристам — в частности. Все эти сведения играют не просто важную, но решающую роль при определении направления и вида турбизнеса. Именно эти условия осуществляют возможность развития этнического, этнографического и экскурсионно-познавательного туризма в стране. Далее следует обратить внимание на те из них, которые влияют (определяют) на особенности культурного, социального и политического климата в стране. Если таких общностей несколько, целесообразно рассмотреть их по очереди, не забывая, что с точки зрения туризма интерес представляют те общности, которые имеют четко выраженный локальный рисунок размещения или расселения. Несовпадение государственных и этнических границ нередко приводит к разобщению народов. Это затрудняет процесс этнического развития данных народов. Так, курды живут компактно на стыке Турции, Ирана, Ирака и Сирии, в каждой из этих стран являясь национальным меньшинством. Национальные меньшинства — группы населения, отличающиеся от большинства населения в государстве по этническим, социальным, культурным и другим признакам. Некоторые этносы имеют сложное внутреннее строение, подразделяясь на субэтносы и этнографические группы. Это устойчивые общности с характерными особенностями традиционной культуры и языка (диалект, говор). Возникновение субэтносов и этнических групп связано с особенностью их расселения внутри общей этнической территории (природно-географическая или историко-политическая изоляция части этноса на протяжении длительного отрезка времени). Например, этнические группы — киргизы северные и южные, поляки-мазуры, украинцы-гуцулы и т.д. Диаспора — большая группа людей, территориально оторванная от своего народа и расселившаяся во многих странах. Иногда численность диаспоры больше численности этноса, проживающего на исторической родине. Число членов такой диаспоры может составлять несколько миллионов человек. Но все члены диаспоры осознают себя частью «материнского этноса». Например, диаспоры евреев, армян, китайцев и др. Клан — замкнутая эндогамная или социальная группа людей, возникшая на стадии родовой общины или в более позднее время в условиях социально-экономической изоляции. Существует несколько разновидностей кланов: Каста — эндогамная замкнутая социальная группа людей, наследственно специализирующаяся на какой-либо профессиональной деятельности. Этот термин (от латинского «castus» — «чистый») ввели португальцы, первые колонизаторы Индии, познакомившиеся с этой системой в XV в. Кастовая принадлежность, как правило, сочетается с этнической и конфессиональной принадлежностью. Определяющую роль играют кровнородственные связи, структура каст в значительной степени копирует родоплеменную структуру. Членом определенной касты можно только родиться. Помимо эндогамии замкнутость каст обеспечивается строгой иерархией, определенным статусом отдельных каст в соответствии с укоренившимися представлениями о «чистоте» или «нечистоте» определенных групп населения, жестко регулирующими формы поведения и общения между членами каст и часто связанными с видом деятельности или занятиями людей. Наибольшего развития система каст достигла в Индии, подкрепленная сословной организацией и авторитетом индуизма. В состав древних варн (сословий) входили четыре касты: брахманы — жрецы; кшатрии — воины; вайшьии — купцы, независимые ремесленники, земледельцы; шудры — зависимые ремесленники и земледельцы, со временем ставшие сословиями. Всего в стране — более трех тысяч каст. Формально, по конституции, все жители Индии имеют равные права, но кастовое разделение в обществе существует, особенно это отражается в сельской глубинке на «неприкасаемых», занимающих в этой системе самое низшее положение. До сих пор браки в Индии заключаются преимущественно либо внутри касты, либо между близкими кастами. Причиной этого является желание сохранить кастовую принадлежность для своих детей. Такое возможно только в том случае, если женщина знает эти традиции и может воспитать своих детей в традициях, принятых в данной касте. В некоторых странах Западной и Центральной Африки касты также сохранили свое значение, но здесь они имеют только профессиональный характер — земледельцы, скотоводы, кузнецы, ткачи, певцы-сказители. Еще одним отличием от индийских каст является тот факт, что кастовое деление распространяется в Африке, как правило, только на мужчин, носителей профессии. Конечно, в большинстве семей девушку предпочитают выдать замуж за представителя той же касты, но таких жестких ограничений, как в Индии, здесь нет. Попытки женщин овладеть кастовой профессией не приветствуются. Например, бытует поговорка, указывающая женщине непомерность ее притязаний: «Может, ты еще и ткать хочешь?». Сословие — социальная группа людей, обладающая закрепленными в обычае или законе (конституции) наследственными правами и обязанностями. Каждое сословие — обладатель ряда привилегий. Основными сословиями являются: дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство. Сословное деление было типичным для докапиталистической Европы, феодального Китая, Индии и ряда других стран. В современном мире сословное разделение общества упразднено, но в некоторых странах сохраняются привилегии для некоторых высших сословий. Часто это связано с существованием монархий. Монарх — представитель определенного сословия, существование этого сословия и его привилегий — обязательное условие существования монархии. Например, в Великобритании сохраняется Палата лордов (места в ней наследственные и принадлежат представителям определенного сословия). Принадлежность к сословию может быть дарована монархом «за особые заслуги» перед государством и обществом. В ряде случаев даруется не наследственная, а именная сословная принадлежность. Каждое сословие имело (и имеет) свои особенности своего хозяйства, культуры, традиции. Одни и те же обряды, ритуалы довольно сильно отличались друг от друга у разных сословий. Исключение составляют этносы, у которых проблема выживания стояла настолько остро, что общеэтническая консолидация преодолела сословные предрассудки. Восстановление сословных традиций не означает призыва к восстановлению самих сословий. Любые традиции как элемент культуры имеют большое значение в жизни народа и представляют огромный интерес для туризма. Некоторые традиционные привилегии высших сословий были заимствованы низшими (после буржуазных революций). Например, балы прачек или официантов, лесорубов или сыроделов. В Настоящее время они превратились в красочные праздники, привлекающие массы туристов Религиозный состав населения — важный для туризма элемент характеристики состава населения. Необходимо рассматреть элементы и показатели, характеризующие религиозный состав. Прежде всего надо сообщить общие данные о численности верующих в стране. Эти данные очень условны, так как в большинстве стран отсутствует их точный учет. Далее следует указать, какие религии исповедуются населением в стране, какие из перечисленных религий имеют большее число приверженцев, каковы особенности географического распространения главных религий в стране.
ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК.
|