Студопедия — Сверхсознание 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сверхсознание 7 страница






 

Ученик. В Париже? Фонтене-о-Роз?

 

Шрила Прабхупада. Да, они занимают целый дом, прекрасный дом... Наш метод очень прост. Мы просим наших учеников соблюдать четыре ограничительных принципа: не иметь недозволенного секса; не есть мяса, рыбы, яиц; не играть в азартные игры и не употреблять одурманивающих средств, включая сигареты, чай и кофе. Человек должен соблюдать эти четыре принципа и повторять маха-мантру Харе Кришна. И вы обнаружите, что только благодаря такому методу эти юноши и девушки быстро совершенствуются. Метод очень прост. Кроме того, у нас есть книги, много книг: «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гита». За эти годы я написал больше десятка книг по четыреста страниц каждая: «Кришна, Верховная Личность Бога»* в двух томах, «Шримад-Бхагаватам» в шести томах, «Учение Господа Чайтаньи» в одном томе, «Нектар преданности» также в одном томе. Так мы стараемся распространять сознание Кришны. Кришна является исторической личностью, так же как, скажем, Ленин. Вы стараетесь понять его философию, и мы тоже стараемся понять философию Кришны.

 

* В русском переводе эта книга называется «Источник вечного наслаждения». (Прим. переводчика.)

 

Проф. Котовский. Много ли у вас последователей в ваших шестидесяти пяти филиалах?

 

Шрила Прабхупада. О да, более тысячи инициированных и много других. Тысяча только тех, кто следует принципам. Вот как эти ребята. (Шрила Прабхупада указывает на двух своих секретарей.)

 

Проф. Котовский. Значит ли это, что ваши ученики не поступают в обычные западные, европейские университеты? Может ли, например, обычный студент одного из многих университетов, как все, посещающий лекции, быть тоже инициирован и принят в вашу общину?

 

Шрила Прабхупада. Если вы хотите жить в нашей общине и получить посвящение, добро пожаловать. Если нет, то приходите и попытайтесь понять нашу философию, читайте наши книги - у нас очень много книг, журналов, вопросов и ответов. Попытайтесь понять философию. Так не бывает, что вдруг приходит студент и сразу же становится нашим учеником. Сначала он приходит и общается с нами, стараясь во всем разобраться. Мы никого не агитируем. Он добровольно изъявляет желание стать учеником.

 

Проф. Котовский. А что будет, если это, например, не студент, а молодой рабочий или молодой сын фермера? Должен ли он отречься от своей жизни и вступить в вашу общину в каком-то центре? Как он будет содержать себя в повседневной, материальной жизни?

 

Шрила Прабхупада. Как я уже сказал вам, цель нашей проповеди - воспитать во всем мире брахманов, так как в обществе их не хватает. Тот, кто присоединяется к нам с серьезными намерениями, должен стать брахманом, а следовательно, принять на себя обязанности брахмана и оставить занятия кшатрия или шудры. Но, если кто-нибудь захочет сохранить свою профессию и в то же время понять наше Движение, это тоже допустимо. Среди наших последователей много профессоров. Например, Говард Уилер, профессор университета штата Огайо. Он мой ученик. Он продолжает преподавать, но почти все деньги, которые зарабатывает, жертвует на сознание Кришны. Предполагается, что грихастхи - семейные люди, живущие не в храме, - вносят пятьдесят процентов своего дохода в наше общество, оставляя двадцать пять процентов для семьи и двадцать пять процентов - на личные непредвиденные расходы. Но Господь Чайтанья Махапрабху учит, что не важно, кто человек: грихастха (домохозяин) или санньяси (отрекшийся от мира), брахман или шудра. Господь Чайтанья говорит: «Любой, кто понимает науку о Кришне, становится духовным учителем». По-бенгальски это звучит так: киба випра, киба нйаси, шудра кене найа. Вы немного понимаете бенгали?

 

Проф. Котовский. Немного.

 

Шрила Прабхупада. Да, как вибрацию. Йеи кришна-таттва-ветта, сеи 'гуру' хайа. «Любой, кто понимает науку о Кришне, может стать духовным учителем» (Ч.-ч., Мадхья, 8.128).

 

Проф. Котовский. Но, воспитывая брахманов из людей, принадлежащих к различным социальным слоям общества, вы тем самым отвергаете древние принципы индуистских писаний.

 

Шрила Прабхупада. Нет, я утверждаю их.

 

Проф. Котовский. Согласно всем писаниям - Ведам, Пуранам и т.д., - каждый член одного из этих четырех классов, варн, должен родиться в нем.

 

Шрила Прабхупада. Нет, нет, нет.

 

Проф. Котовский. Это основа всех варн...

 

Шрила Прабхупада. Нет, нет. Извините.

 

Проф. Котовский. Основа всех варн...

 

Шрила Прабхупада. Ваши слова не соответствуют истине. При всем уважении к вам, я позволю себе утверждать, что вы не правы. В «Бхагавад-гите» (4.13) говорится: чатур варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах. «Деление на четыре сословия, созданных Мной: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр - проводится по признаку качеств человека и рода его деятельности». Здесь ничего не сказано о происхождении.

 

Проф. Котовский. Я согласен с вами, что это изменение внесли брахманы более позднего времени, пытавшиеся увековечить свои привилегии.

 

Шрила Прабхупада. Это погубило индийскую культуру. Если бы не это, не возникло бы необходимости отделять от Индии ее часть - Пакистан. И не только это. С исторической точки зрения, вся эта планета раньше была Бхарата-варшей, и на ней была одна империя. Так было вплоть до времени правления Махараджи Парикшита. Затем она постепенно разделилась. Об этом говорит история. Недавно отделился Пакистан. Таким образом, от искалеченной Бхарата-варши теперь остался маленький клочок земли. Вообще же, согласно ведическим писаниям, вся эта планета называется Бхарата-варшей. Прежде она именовалась Илаврита-варшей. Но в честь ее правителя, императора Бхараты, ее стали называть Бхарата-варшей. Таким образом, эта культура, сознание Кришны, существовала всегда. Возьмите любую религию - христианство, ислам, иудаизм. Им самое большее две или три тысячи лет. Но невозможно обнаружить истоков ведических писаний. Поэтому они называются санатаной, вечными. Эта культура предназначена для всего человеческого общества. Это не религия или вера. Веру можно сменить, но истинную дхарму сменить невозможно. Попытайтесь понять Кришну. В «Бхагавад-гите» (18.66) Он говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа - «Оставь все виды религии и просто предайся Мне». В этом заключается истинное знание - предаться Всевышнему. Вы или я - любой - все мы кому-нибудь подчиняемся. Это факт. Мы живем, подчиняясь, не так ли? Вы не согласны с этим?

 

Проф. Котовский. В какой-то мере вы подчиняетесь.

 

Шрила Прабхупада. Да, в полной мере.

 

Проф. Котовский. Мы, например, должны подчиняться обществу. Всему народу.

 

Шрила Прабхупада. Да, всему народу, или государству, или царю, или правительству, или еще чему-нибудь. Это неизбежно.

 

Проф. Котовский. Единственная сложность в том, что мы не можем подчиняться правительству или царю частично. Между подчинением царю, то есть какому-то человеку, и подчинением обществу принципиальная разница.

 

Шрила Прабхупада. Нет, это только перемена цвета. Но принцип подчинения остается неизменным. Подчиняетесь ли вы монархии, демократии, аристократии или диктатуре - вы должны подчиняться; это факт. Нельзя жить, никому не подчиняясь. Это невозможно. Поэтому мы учим людей подчиняться Всевышнему, который нас всячески защищает, как говорит об этом Сам Кришна (сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа). Никто не может утверждать: «Я никому не подчиняюсь». Ни один человек. Разница только в том, кому он подчиняется. Высший объект подчинения - Кришна. Поэтому в «Бхагавад-гите» (7.19) Кришна говорит: бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате - «После многих жизней, проведенных в подчинении кому угодно и чему угодно, когда человек становится по-настоящему мудрым, он подчиняется Мне». Васудевах сарвам ити са махатма судурлабхах: «Такая махатма, великая душа, встречается крайне редко».

 

Проф. Котовский. Но в то же время, как мне кажется, за подчинением должно последовать восстание. История доказывает, что человечество развивается, только восставая против подчинения правящему классу. В средние века произошла Французская Революция. Это был протест против власти. Однако сама эта революция подразумевала подчинение простолюдинам. Вы согласны?

 

Шрила Прабхупада. Да.

 

Проф. Котовский. Значит, таких мер недостаточно, чтобы когда-нибудь положить этому конец. Подчинение должно сопровождаться восстанием против одних людей и подчинением другим.

 

Шрила Прабхупада. Но всякому подчинению будет положен конец, когда вы подчинитесь Кришне.

 

Проф. Котовский. А...

 

Шрила Прабхупада. Это конечная точка - больше не нужно будет никому подчиняться. Все другие виды подчинения вы должны менять с помощью революций. Но, когда вы приходите к Кришне, этого достаточно. Вы получите удовлетворение. Я приведу вам один пример: ребенок плачет, и люди по очереди берут его на руки. Но он никак не унимается. Однако как только младенец попадает на руки к своей матери...

 

Проф. Котовский. Он перестает плакать.

 

Шрила Прабхупада. Да, наступает полное удовлетворение. Таким образом, это подчинение, эти перемены власти будут продолжаться в различных видах, но суть всех этих форм подчинения - подчинение майе. Поэтому в «Бхагавад-гите» говорится, что подчиняться кому бы то ни было помимо Кришны - это майя. Чему бы или кому бы вы ни подчинялись сейчас, в конце концов вы должны подчиниться Кришне; тогда вы станете счастливы. Подчинение неизбежно, но подчинение Кришне трансцендентно и приносит человеку полное удовлетворение.

 

Проф. Котовский. Не сталкивались ли вы с враждебным отношением к вашему учению со стороны ортодоксальных индусов или брахманов в Индии?

 

Шрила Прабхупада. Мы победили их.

 

Проф. Котовский. Вот как...

 

Шрила Прабхупада. Любой ортодоксальный индус может прийти и вызвать нас на спор, но у нас есть оружие - ведическая литература. Поэтому никто не приходит. Даже христианские священники в Америке любят меня. Они говорят: «Эти юноши - американцы, христиане, евреи - теперь так стремятся к Богу. А мы не смогли спасти их». Они признают это. Их отцы, их родители приходят ко мне, кланяются и говорят: «Свамиджи, нам очень повезло, что вы прибыли сюда учить сознанию Бога». Так что, напротив, мне оказали хороший прием. То же самое и в Индии - раз вас интересует Индия - все другие секты признают, что до меня разные свами отправлялись на Запад, но никто не обратил ни единого человека в сознание Кришны. Они признают это. Что касается меня, то я не приписываю никаких заслуг себе. Я уверен, что это проявление действия ведического знания, потому что я даю его таким как оно есть, а не фальсифицирую его. Я убежден в этом. Если у вас есть хорошее лекарство, и вы назначаете его пациенту, то можно не сомневаться, что он выздоровеет.

 

Проф. Котовский. Сколько из этой тысячи ваших учеников живут в самой Индии? Сколько у вас общин в Индии?

 

Шрила Прабхупада. В Индии?

 

Проф. Котовский. Да.

 

Шрила Прабхупада. В Индии очень много людей, сознающих Кришну: сотни, тысячи, миллионы. В Индии нет такой проблемы. Нет ни одного индуса, который не сознавал бы Кришну.

 

Проф. Котовский. Да, я понимаю.

 

Шрила Прабхупада. Вайшнавы. Это называется вайшнавизмом. Вы были в Индии, так что вам, конечно, хорошо известно, что там миллионы вайшнавов. Например, этот джентльмен (присутствующий при встрече индиец) - командир экипажа «Эйр Индия». Он не является моим учеником, но он - вайшнав, сознающий Кришну. В Индии миллионы людей сознают Кришну. Есть даже мусульмане, сознающие Кришну. В Горакхпурском университете есть профессор-мусульманин, и он великий преданный Господа Кришны. Так что это естественно. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что сознание Кришны есть везде, оно в сердце каждого. Просто с помощью этого метода его нужно пробудить. Только и всего. Оно и в вашем сердце. Оно не является для вас чем-то чужеродным. Сознание Кришны в сердце каждого. Мы должны пробудить его этим методом. Это подобно восходу солнца. Солнце не появляется внезапно, из ниоткуда. Оно есть всегда, но по утрам оно восходит. Так и сознание Кришны. Оно существует повсюду, но по той или иной причине сейчас оно скрыто. С помощью этого метода в процессе общения оно вновь пробуждается.

 

Проф. Котовский. Вы приехали в Москву вчера. Вы что-нибудь уже посмотрели здесь, в Москве?

 

Шрила Прабхупада. Нет, меня не очень интересуют достопримечательности.

 

Проф. Котовский. В любом случае просто сидеть в старинном отеле не так интересно - не увидишь многих людей. Вы уезжаете послезавтра?

 

Шрила Прабхупада. Так у меня запланировано.

 

Проф. Котовский. Вы уезжаете в Соединенные Штаты или в Европу?

 

Шрила Прабхупада. Да, в Европу, в Париж. У нас готовятся два очень больших торжества в Лондоне и Сан-Франциско. Идут приготовления к празднику колесниц, Ратха-ятре. Этот праздник регулярно проводится в Джаганнатха-Пури. Вы бывали в Джаганнатха-Пури?

 

Проф. Котовский. Да. Праздник колесниц проводится с давних времен. Очень древняя традиция. Огромные колесницы.

 

Шрила Прабхупада. Да, и теперь этой традиции следуют в странах Запада, в Лондоне и Сан-Франциско, и, может быть, со временем она распространится и в других странах.

 

Проф. Котовский. В Лондоне большая индийская община.

 

Шрила Прабхупада. Нет, нет. Это организуют англичане и американцы. Индийские общины в Лондоне и Сан-Франциско пытаются стать - вы знаете это слово? Сахиб?

 

Проф. Котовский (смеется). Европеизированными. (Оба смеются.) Один очень крупный университетский социоантрополог написал очень интересную статью. Он пишет о двух процессах, которые идут сейчас: европеизации брахманов, главным образом в высших слоях общества, и так называемой санскритизации, когда низшие классы и даже неприкасаемые перенимают брахманические ритуалы. Это очень интересный процесс, идущий прямо сейчас в Индии, но, к сожалению, положение Индии проблематично.

 

Шрила Прабхупада. Беда в том, что Индия никак не прибьется ни к одному берегу. Они пытаются имитировать западную жизнь, но, с материальной, технической точки зрения, отстали на сто лет.

 

Проф. Котовский. Да, это верно. Но что можно сделать для Индии?

 

Шрила Прабхупада. Выход один. Я убедился на своем опыте, что, если распространять духовные ценности Индии, это повысит ее престиж. Всюду, куда бы я ни приезжал, люди до сих пор восхищаются индийской культурой. Если эти сокровища индийского духовного знания соответствующим образом распространятся, то по, крайней мере, за пределами Индии люди поймут, что они что-то от нее получают.

 

Проф. Котовский. Да, вы правы. Культурное наследие Индии должно стать известным повсюду. Но в то же время каким образом это может принести непосредственную пользу простым людям Индии? Они живут в Индии и ничего не получают от распространения индийского культурного наследия по всему миру. В индийских деревнях должны быть удобрения, трактора и т.д.

 

Шрила Прабхупада. Да, мы не против этого.

 

Проф. Котовский. Я не думаю, что вы можете быть против, но в то же время надо что-то делать в Индии. Можно называть это европеизацией, но такое знакомство с индустриально-технологической революцией необходимо во всех сферах индийской жизни: в сельском хозяйстве, промышленности и так далее.

 

Шрила Прабхупада. До того как Арджуна узнал «Бхагавад-гиту», он был воином, и после того как узнал «Бхагавад-гиту», он остался воином. Таким образом, мы не призываем людей менять свое положение. Например, вы - уважаемый профессор, преподаватель. Мы не говорим, что вы должны изменить свое положение в обществе. Мы пришли убедить вас в истинности нашей философии. Только и всего. Арджуна отказывался сражаться, говоря: «Кришна, я не хочу убивать своих родственников. Мне не нужно этого царства». Но ему была поведана «Бхагавад-гита», и в конце, когда Кришна спросил его: «Каково твое решение теперь?» - он ответил: каришйе вачанам та ва - «Да, я сделаю так, как говоришь Ты» (Б.-г., 18.72). Это значит, что его сознание изменилось. Он был воином и остался воином, но изменил свое сознание. Это то, к чему мы стремимся. Мы не хотим нарушать существующий порядок в обществе. Мы не против технологии. Нет, но мы пытаемся побудить человека понять сознание Кришны. Такова наша программа.

 

Проф. Котовский. Разумеется, но в то же время конечная цель любого изменения сознания состоит в том, чтобы изменить общество - сделать его лучше.

 

Шрила Прабхупада. Это происходит само собой.

 

Проф. Котовский. На самом деле я не так уж и рад тому, что конечная цель не в том, чтобы переделать общество, потому что в современном обществе многое следовало бы изменить с помощью изменения сознания.

 

Шрила Прабхупада. Предварительная перемена - это соблюдение правил и предписаний аскетизма. Например, воздерживаться от употребления одурманивающих средств.

 

Проф. Котовский. Воздержание от одурманивающих средств, простота и т.д.

 

Шрила Прабхупада. Таким образом, если прибегнуть к этому методу...

 

Проф. Котовский....то остальное придет само собой.

 

Шрила Прабхупада. Изменится жизнь человека, ведь эти четыре вещи - недозволенный секс, одурманивающие средства, мясоедение и азартные игры - очень серьезные препятствия на пути совершенствования общества.

 

Проф. Котовский. Это само по себе сделает жизнь проще, потому что тот, кто воздерживается от недозволенного секса, употребления одурманивающих средств и других подобных вещей, должен вести относительно простой образ жизни.

 

Шрила Прабхупада. Недавно в Бомбее я беседовал с одним уважаемым джентльменом. Я рассказывал ему, что Кришна говорит:

 

мам хи партха вйапашритйа

йе 'пи сйух папа-йонайах

стрийо ваишйас татха шудрас

те 'пи йанти парам гатим

 

«Даже люди низкого происхождения (папа-йонайах) - стри, вайшьи и шудры, - приняв Меня, не будут отвергнуты. Найдя прибежище во Мне, они также поднимутся до трансцендентного уровня» (Б.-г., 9.32). Так почему же высшие классы индуистского общества пренебрегли этим предписанием «Бхагавад-гиты»? Допустим, человек - папа-йонайах, - то есть имеет низкое происхождение. Кришна говорит, что «он может подняться до трансцендентного уровня, если примет Меня». Почему высшие сословия общества не проповедовали это учение, чтобы дать возможность так называемым людям низкого происхождения возвыситься? Почему они отвергли их? В результате, вместо того чтобы принять мусульман, индийцы их отвергли, и теперь они отделились. Они стали заклятыми врагами Индии. Таким образом, в первую очередь мы пытаемся возвысить людей до сознания Кришны, даже если они имеют низкое происхождение. Ибо душа чиста. В Ведах сказано, что никакая материальная скверна не может коснуться души. Она просто временно покрыта материальными оболочками. Это покрытие нужно удалить. Тогда человек очистится. В этом предназначение человеческой жизни - снять эти материальные покровы, обрести духовное знание и предаться Кришне. Тогда наша жизнь станет совершенной.

 

 


Наука и лженаука

 

Цель познания

 

В приведенной ниже беседе Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит с профессором физики Калифорнийского университета в Ирвине доктором Грегори Бенфордом об относительной ценности разных отраслей знания, а также о различиях в целях и методах познания современной науки и ведической философии.

 

Шрила Прабхупада. Говоря о «научном прогрессе», вы имеете в виду прогресс от воловьей упряжки к автомобилю? Вы считаете научным прогрессом то, что с уровня воловьей упряжки мы поднялись до уровня сложного механизма автомобиля, верно?

 

Д-р Бенфорд. Это прогресс технологии.

 

Шрила Прабхупада. Технология и наука - одно и то же. Нас интересует прогресс духовной души. Что известно науке о вечной душе?

 

Д-р Бенфорд. О душе практически нет никаких научных данных.

 

Шрила Прабхупада. Следовательно, научного прогресса как такового не существует.

 

Д-р Бенфорд. Хм, научное знание - это особая форма знания. Вы можете отдавать предпочтение одной из множества различных форм знания, но это уже другой вопрос.

 

Шрила Прабхупада. Возможно. Есть разные отрасли знания. В частности, одна отрасль медицины изучает физиологию и анатомию тела. Это одна из дисциплин. Но помимо тела есть еще интеллект и ум. Их изучает психология. Это тоже наука, наука об уме.

 

Д-р Бенфорд. Эта наука находится на очень низком уровне развития.

 

Шрила Прабхупада. Возможно, но тем не менее ее признают наукой, не так ли? Психология и метафизика занимаются умом и интеллектом. А над умом и интеллектом стоит вечная душа. Таким образом, есть много отраслей знания: медицина, изучающая тело; психология, изучающая ум, и, наконец, духовная, трансцендентная наука. Тело и ум просто-напросто покрывают вечную душу, точно так же как ваше тело покрывают рубашка и пальто. Если вас интересуют только рубашка и пальто, а до человека, находящегося под ними, нет дела, считаете ли вы это прогрессом науки?

 

Д-р Бенфорд. Я думаю, что нет такой отрасли знания, которая была бы бесполезной.

 

Шрила Прабхупада. Мы не говорим, что это научное знание бесполезно. Механика, электроника - тоже знание. Но разные отрасли знания различаются по степени важности. Скажем, вкусно готовить - это тоже наука. В науке много разделов, но самый главный из них - наука о душе, атма-гьяна.

 

Д-р Бенфорд. Вы выдвинули положение, с которым я не могу полностью согласиться, хотя и нахожу его вполне логичным. Единственная форма знания, поддающаяся проверке, то есть проверке, с которой все согласятся, - это знание, которое может быть доказано логически или экспериментально.

 

Шрила Прабхупада. Наука о вечной душе может быть обоснована логически.

 

Д-р Бенфорд. Как это?

 

Шрила Прабхупада. Возьмите, к примеру, ваше тело. Когда-то у вас было тело ребенка, а теперь этого тела больше нет; у вас другое тело. И все-таки каждому понятно, что когда-то у вас было тело ребенка. Это факт. Значит, ваше тело изменилось, а вы остались тем же.

 

Д-р Бенфорд. Я не уверен, что это тот же самый «Я».

 

Шрила Прабхупада. Да нет, вы та же самая личность. Например, когда ребенок вырастает, его родители говорят: «Ой, посмотрите, как наш сын вырос». Он остался той же личностью: это подтвердят его родители, друзья, кто угодно. Это может засвидетельствовать любой. Вы должны согласиться с этим положением под давлением многочисленных свидетельств. Даже ваша мать не скажет, что вы другая личность, несмотря на то что у вас другое тело.

 

Д-р Бенфорд. Но я могу быть не тем, кем я был.

 

Шрила Прабхупада. Совершенно верно. «Быть не тем» в том смысле, например, что ребенок может говорить всякую чепуху, но когда он вырастет и получит тело взрослого, то перестанет говорить глупости. Хотя он остался той же личностью, но с изменением тела у него развилось другое сознание. Но вечная душа, личность, остается неизменной. Она действует в соответствии со своим телом, вот и все - в соответствии со своим положением. Собака, например, тоже вечная душа, но так как у нее тело собаки, она живет и ведет себя как собака. Подобно этому, душа, находящаяся в теле ребенка, ведет себя как ребенок. Получив другое тело, та же душа ведет себя как взрослый человек. В соответствии с обстоятельствами образ ее действий меняется, но личность остается неизменной. Например, вы ученый. Но в детстве вы не были ученым, в то время вы не занимались научной деятельностью. Образ наших действий может меняться в соответствии с обстоятельствами, но личность остается неизменной.

 

Так мы пришли к выводу, содержащемуся в «Бхагавад-гите» (2.13): татха дехантара-праптир дхирас татра на мухйа ти - «Когда тело умирает, душа оставляет его и получает другое тело». Татха дехантара. Дехантара означает «другое тело». Так это сформулировано на санскрите в «Бхагавад-гите». Вечная душа, введенная в лоно женщины, формирует маленькое тело. Постепенно в процессе эмульсификации секреций, благодаря присутствию души, тело вырастает до размеров горошины. Одно за другим в теле формируются девять отверстий: глаза, уши, рот, ноздри, половые органы и анус. Так за семь месяцев развитие тела завершается. Затем в нем появляется сознание.

 

Д-р Бенфорд. В семь месяцев?

 

Шрила Прабхупада. Да. Ребенок хочет выйти оттуда. Ему там неудобно, и он молит Бога освободить его из заточения. Он обещает стать преданным Бога, когда освободится. Так через десять месяцев* он выходит из чрева матери. Но если его родители не преданные, то под влиянием среды он забывает Бога. Только в том случае, если отец и мать ребенка - преданные, он продолжает развивать сознание Бога. Следовательно, это большая удача - родиться в семье вайшнавов, тех, кто обладает сознанием Бога. Сознание Бога - это подлинная наука.

 

* Имеются в виду лунные месяцы. (Прим. переводчика.)

 

Д-р Бенфорд. Правда ли, что дети таких родителей в духовном отношении выше детей других родителей?

 

Шрила Прабхупада. Как правило, да. У них есть возможность получить соответствующее воспитание в семье. На мое счастье, мой отец был великим преданным, и я получил надлежащее воспитание с самого раннего детства. Не знаю уж, почему, но во мне была эта искра сознания Кришны, и отец обнаружил ее. Потом я принял духовного учителя. Так я дошел до уровня санньясы. Я очень обязан своему отцу за его заботу о том, чтобы я развил в себе совершенное сознание Кришны. Он принимал дома много святых людей и каждого просил: «Пожалуйста, благословите моего сына, чтобы он стал слугой Радхарани». Это было его единственным желанием. Он учил меня играть на мриданге. Матери это не очень нравилось. Она обычно говорила: «Зачем ты учишь его играть на мриданге?» А отец отвечал: «Нет, нет, он должен научиться немного играть на мриданге«. Отец был очень ласков со мной. Он никогда не наказывал меня. Таким образом, если благодаря прошлой благочестивой деятельности человек получает хороших отца и мать, это открывает перед ним очень благоприятные возможности для развития сознания Кришны.

 

Д-р Бенфорд. Что будет с вами потом?

 

Шрила Прабхупада. Мы вернемся к Кришне. У нас есть все: имя Кришны, адрес Кришны, и мы знакомы с деятельностью Кришны. Мы все знаем и идем к Нему. Кришна заверяет нас в этом в «Бхагавад-гите» (14.9): тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со 'рджуна - «Покидая это тело, он не рождается снова в этом материальном мире, а входит в мою вечную обитель, о Арджуна». Не только преданные достигают этого, но каждый, кто понимает Кришну. Так сказано в «Бхагавад-гите» (4.9): джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттва тах - «Тот, кто обладает подлинным, научным знанием обо Мне, - говорит Кришна, - достоин войти в царство Божье».

 

Д-р Бенфорд. Откуда вы знаете, что люди возвращаются снова в какой-то другой форме?

 

Шрила Прабхупада. Мы видим множество разных форм. Как возникли эти различные формы? Форма собаки, кошки, дерева, формы пресмыкающихся, насекомых, форма рыбы? Как вы объясните наличие этих разных видов? Этого вы не знаете. Д-р Бенфорд. Эволюция.

 

Шрила Прабхупада. Может быть, и эволюция, но различные виды существуют одновременно. Рыба существует, человек существует, тигр существует, все существуют. Это напоминает разные типы квартир в Лос-Анджелесе. Вы снимаете ту, которая вам по средствам, а все остальные типы квартир продолжают существовать одновременно с вашей. Так и живое существо в соответствии со своей кармой получает возможность занять одну из телесных форм. Но существует также и эволюция. Следующей после рыбы эволюционной ступенью является растение. Из растительных форм живое существо может перейти в тело насекомого. Из тела насекомого оно может перейти в тело птицы, потом в тело млекопитающего, и наконец душа достигает человеческой формы жизни. И после человеческой формы, если живое существо заслужит этого, оно может пойти дальше. В противном случае ему придется снова пройти эволюционный цикл. Поэтому человеческая форма жизни является важным перекрестком в эволюционном развитии живого существа.

 

Как говорится в «Бхагавад-гите» (9.25):

 

йанти дева-врата деван

питЌн йанти питри-вратах

бхутани йанти бхутеджйа

йанти мад-йаджино пи мам

 

«Те, кто поклоняется полубогам, родятся среди полубогов; те, кто поклоняется предкам, отправятся к предкам; те, кто поклоняется привидениям и духам, родятся среди этих существ, а те, кто поклоняется Мне, будут жить со Мной». Во вселенной есть различные локи, планетные системы, и вы можете отправиться на высшие планетные системы, где живут полубоги, и получить тело там или туда, где живут Питы, предки. Можно получить тело здесь, на Бхулоке, земной планетной системе, или отправиться на планету Бога, Кришналоку. Можно достичь всего, чего пожелаешь. Метод перенесения себя в момент смерти на любую избранную планету называется йогой. Есть разные пути йоги: физическая йога, философская йога и йога преданного служения. Преданные могут попасть сразу на ту планету, где находится Кришна.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 380. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия