Студопедия — I. Вехи интеллектуальной биографии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

I. Вехи интеллектуальной биографии






Дмитрий Сергеевич Мережковский (2 (14) авг. 1866 — 9 дек. 1941) родился в Петербурге в семье чиновника. Еще в детстве Мережковский стал увлекаться поэзией и литературой и вскоре сам начал писать стихи. Поэтиче­ски-романтическое видение им мира сопровождалось ре­лигиозным его восприятием. После окончания гимназии Мережковский в 1884 г. поступает на историко-филологи­ческий факультет Петербургского университета. К этому времени относится его кратковременное увлечение пози­тивистской философией (Спенсер, Конт, Милль) и Дарвином. Юношеские годы Мережковского как поэта и на­чинающего публициста (середина 80-х годов) были свя­заны с либеральным народничеством. Мережковский не случайно писал, что «Михайловский и Успенский были два моих первых учителя» (75, 24, 112). Однако это вовсе не означает, что он испытал серьезное мировоззренческое влияние со стороны последних. Оно ограничивалось ско­рее уважением к ним, как ярким и выдающимся людям своего времени, а также «крестьянско-мелкобуржуазной» ориентацией Мережковского, которая, правда, выража­лась в философских и религиозных идеях, чуждых либе­ральному крылу русского народничества 80—90-х годов.

В последнее десятилетий XIX в. Мережковский перехо­дит на позиции символистского искусства и декадентства. В 1893 г. он публикует сборник литературно-критических статей «О причинах упадка и о новых течениях современ­ной русской литературы». В нем Мережковский выска­зал свою точку зрения по основным мировоззренческим вопросам. Несмотря на несовершенство, известную наив­ность и незаконченность его миросозерцания, в нем обна­ружилось очевидное стремление рассмотреть жизнь через призму искусства, литературы и культуры, причем по­следняя оказалась сферой куда более значительной и определяющей, чем общественная жизнь. Мережковский объявил себя сторонником мистицизма и идеализма, про­тивником «удушающего мертвенного позитивизма, кото­рый камнем лежит на нашем сердце» (74, 40). Понима­ние им индивидуальной и социальной духовной жизни было выражено через интерпретацию «причин упадка» современной ему литературы. Необходимо отметить, что тема упадка возникла перед Мережковским не как ре­зультат вычленения упадочных тенденций в русской ли­тературе XIX в., а скорее как потребность зарождающей­ся декадентской литературы заявить о своих правах на существование перед лицом утвердившихся к этому вре­мени художественных традиций.

Отстаивая права «нового идеализма», Мережковский пытался найти истоки его в творчестве великих русских реалистов: Л. Толстого, Тургенева, Достоевского, Гонча­рова — этих, по его мнению, «представителей нового ис­кусства». Причины упадка отыскивались им не столько в литературе, как таковой, сколько в позитивизме и «реа­лизме» толпы, в «художественном материализме», стре­мящемся разрушить «новый идеализм» русской литера­туры. «Пошлая сторона отрицания, отсутствие высшей идеальной культуры, цивилизованное варварство среди грандиозных изобретений техники — все это, — писал Мережковский, — наложило своеобразную печать на от­ношение современной толпы к искусству» (там же, 38— 39). Можно справедливо усмотреть здесь предвосхище­ние грядущего кризиса буржуазной культуры и перерож­дения ее в «массовую культуру» в условиях научно-тех­нической революции. Более того, Мережковский прямо ставил вопрос о грядущем обострении борьбы между ми­стицизмом и материализмом, религией и наукой. «Мы

присутствуем, — писал он, — при великой, многозначи­тельной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диамет­рально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с послед­ними выводами опытных знаний» (там же, 38).

Отмечая усиление противоречий между наукой и ре­лигией, промышленностью, техникой и господствовавши­ми в тогдашней России морально-художественными цен­ностями и верованиями, Мережковский не видел ни ре­альных источников этих противоречий, ни социальных сил, олицетворяющих эти противоречия. Он считал, что религия нашла своего подлинного и едва ли не единствен­ного носителя в народных массах, причем впоследствии Мережковский много усилий приложил, чтобы «револю­ционизировать» религию и сплавить три понятия — «на­род», «религия», «революция» в одно целое. Техника, наука, прогресс оказались в непримиримом противоре­чии с «народом» и «революцией». Одновременно индиви­дуализм, декадентский эстетизм Мережковского, его оче­видное презрение к «толпе» декларативно соединялись с верой в спасительную силу народа, «русского духа» и т. п. «У него (народа. — В. К.) есть вера, которая объединяет все явления природы, все явления жизни в одно божест­венное и прекрасное целое». И далее: «Только вернув­шись к богу, мы вернемся к своему народу, к своему ве­ликому христианскому народу»

Как видим, в сознании Мережковского образовалась довольно путаная комбинация симпатий и антипатий. Одна из наиболее существенных причин этой путаницы кроется, на наш взгляд, не только в социальной и фило­софской наивности Мережковского, но и в двойственном его отношении к народничеству и народникам. Защищая «рыцарское» и героическое начало личности, он делает прозрачные намеки на то, что олицетворением такой лич­ности мог бы быть сам Михайловский (см. там же, 74— 75), в то же время им ставится вопрос о возможном со­единении религии с идеалами народников и их «любовью к народу».

Мережковский не услышал сочувственного отклика ни со стороны Н. Михайловского, ни со стороны других видных народников 80—90-х годов. Однако он не отрек­ся от абстрактно понятых и религиозно истолкованных идеалов служения народу и от освободительных идей народнического наследия даже тогда, когда его ближай­шими единомышленниками в общественно-политических вопросах стали лидеры партии эсеров Б. Савинков и И. Бунаков. Мережковского можно рассматривать как мыслителя, отразившего тенденцию разлагавшегося на­родничества к терроризму и псевдореволюционности, а отчасти и к мистицизму. Мережковский сначала пытался примирить индивидуализм и мистицизм с некоторыми народническими тенденциями. Центральные вопросы об­щественной и духовной жизни были поставлены им как вопросы религиозные. В области художественной эстети­ки он выступил как религиозный символист, для которого главными элементами «нового искусства» должны были стать «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» (там же, 43). В пре­дисловии к первому тому собрания своих сочинений Ме­режковский так описывал процесс своей идейной эволю­ции: «Когда я начинал трилогию «Христос и Антихрист», мне казалось, что существуют две правды: христиан­ство — правда о небе, и язычество — правда о земле, и в будущем соединении этих двух правд — полнота рели­гиозной истины. Но, конечно, я уже знал, что соединение Христа с Антихристом — кощунственная ложь; я знал, что обе правды — о небе и о земле — уже соединены во Христе Иисусе, Единственном Сыне Божием, Том Са­мом, которого исповедует вселенское христианство...» (75, 1, V),

В трилогии «Христос и Антихрист» (1896—1905) в ху­дожественной форме и на историческом материале Ме­режковский попытался представить человеческую исто­рию как процесс, источник которого коренится в борьбе двух вечных начал — Христа и Антихриста. В перелом­ные моменты истории эта борьба достигает своего выс­шего напряжения. Мережковский выбрал три таких мо­мента: эпоху раннего христианства в Римской империи IV в., эпоху Возрождения в Италии XV—XVI вв. и время петровских преобразований в России в первой четверти XVIII в. С понятиями Христа и Антихриста Мережков­ский связывал два типа мировосприятия, предполагаю­щих различные системы моральных ценностей. Сама по себе историческая схема Мережковского была весьма бедной по содержанию и слишком жесткой для того, что­бы охватить все богатство исторического материала. Антихристианские силы воплощали в себе земное жизне­утверждающее начало, красоту и правду «плоти», радость жизни, бесконечное человеческое достоинство, абсолют­ную свободу. Христианство же, обладая несомненным превосходством в области идеалов вечного спасения — загробного райского существования и «победы» над смер­тью («правда о небе»), было не только несовместимо с идеалами земного существования, но, напротив, всячески стремилось искоренить их проповедью аскетизма, угро­зами грехов, Страшного суда, адских мук.

В качестве выхода из противоречия была предложена идея «синтеза», но, как отмечал сам Мережковский в предисловии к трилогии, идея «синтеза» Христа и Антихриста была явно кощунственной, да и фактически ни один эпизод трилогии не свидетельствует о попытке ав­тора непосредственным образом соединить эти противо­положности. Действительное побуждение к «синтезу», о котором все громче стал говорить религиозно мыслящий Мережковский, вытекало из реального противоречия ис­тории духовной культуры, и в первую очередь из того ее среза, который был ему всегда ближе, — из противоре­чия между искусством и религией. Далее сфера «синте­за» расширялась до рамок социальных и приобретала форму преодоления противоречий между «плотью» и «ду­хом», обществом и церковью. Эти проблемы были гораз­до ближе к действительности хотя бы уже потому, что отражали не только противоречия между различными формами общественного сознания императорской России конца XIX в., но и факт появления религиозно-модерни­стских тенденций.

В период между написанием второй и третьей части трилогии Мережковский опубликовал большую работу о творчестве и мировоззрении Л. Толстого и Достоевского. Он следующим образом определяет место книги в сво­ей духовной эволюции: «Когда я писал исследование «Л. Толстой и Достоевский», я видел, или хотел видеть, положительную религиозную силу в русском самодержа­вии, именно в его связи с русским православием... мне казалось, что русское единовластие есть путь к теокра­тии, к царству божьему на земле» (там же, VI—VII). Ис­следование о Толстом и Достоевском имело решающее значение для становления взглядов Мережковского. В хо­де анализа религиозных представлений Толстого и Достоевского он изложил свои основные религиозные и фи­лософские идеи и в сущности этой книгой завершился процесс формирования его мировоззрения.

Время написания работы о Толстом и Достоевском, а также завершения первой книги трилогии «Христос и Ан­тихрист» совпало с максимумом религиозно-философской общественной активности Мережковского. В конце 90-х — начале 900-х годов он сближается с художниками и ли­тераторами, группировавшимися вокруг дягилевского «Мира Искусств». На «дягилевских средах» интенсивно обсуждались литературно-эстетические и религиозно-философские проблемы. Здесь Мережковский находит себе единомышленников по социальным (Д. Философов) и религиозным (Розанов) вопросам. В самом начале 900-х годов в этой группе возникает идея «создать откры­тое, по возможности официальное, общество людей рели­гии и философии для свободного обсуждения вопросов церкви и культуры» (50, 90).

Обсуждение вопросов «церкви и культуры» в религи­озно-философских собраниях (1901—1903) предпринима­лось с целью модернизации практической и «идейной» стороны русского православия. «Полицейская религия, — отмечал В. И. Ленин, — уже недостаточна для оглупле­ния масс, давайте нам религию более культурную, обнов­ленную, более ловкую, способную действовать в само­управляющемся приходе, — вот чего требует капитал от самодержавия» (2, 17, 435). Критикуя консерватизм рус­ского духовенства, устаревшие и не отвечающие капи­талистической действительности формы связи церкви с самодержавием, Мережковский облекал эту критику в абстрактно-религиозные формулировки, поднимая во­прос о признании православием культуры, «плоти», «правды о земле» и т. п. После закрытия «собраний» ак­тивность Мережковского проявилась в организации жур­нала «Новый путь» (1903—1904). К этому периоду отно­сится сближение Мережковского с бывшими «легаль­ными марксистами», которые ко времени возникновения «Нового пути» были уже готовы к идейному союзу с рели­гиозными декадентами и модернистами.

Тот факт, что религиозно-мистическое и декадентское направление обрело своих мировоззренческих попутчи­ков, а во многом и союзников, означал наступление но­вого фазиса идейной борьбы в России начала XX в.Против позитивизма (в это понятие включался и мате­риализм), атеизма, марксистского направления предста­вители «нового религиозного сознания» выступали как единодушные союзники. В рамках богоискательства участники религиозно-философских собраний и новопу­тейцы В. Розанов, Д. Мережковский, Д. Философов, Н. Минский и авторы «Проблем идеализма», бывшие «легальные марксисты» С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк) разница между ними была невелика и опреде­лялась различиями в классово-политических ориента­циях. Оставляя в стороне В. Розанова — открытого кон­серватора и реакционера, можно сказать, что так или иначе Мережковский, Философов и Минский были связаны с либеральным народничеством 90-х годов, в их работах чувствовались отголоски некоторых народнических Социальных установок, симпатий и антипатий. Не слу­чаен тот факт, что ни один из них не участвовал в сборнике «Вехи» и поэтому не был веховцем в формальном смысле этого слова. Между тем для группы (как тогда ее называли) «идеалистов» (Бердяев, Франк, Булгаков и др.) была характерна кадетская, а не мелкобуржуазно-эсеровская тенденция. Имея в виду эволюцию «нового религиозного сознания», более правильно было бы гово­рить о том, что произошла «передача эстафеты» в рамках религиозно-идеалистического лагеря.

Революция 1905—1907 гг. резко обострила политиче­ские, социальные и историософские проблемы, что заста­вило Мережковского высказаться более определенно и конкретно (насколько это можно было ожидать от завзя­того мистика и символиста). Мировоззрение Мережков­ского в этот бурный и сложный период русской истории выражалось в мелкобуржуазной революционности и анархизме, облаченных в религиозную и религиозно-фи­лософскую терминологию. При этом бросались в глаза нечеткость, противоречивость и путаница в понимании им существа происходящего. Причины неадекватного понимания действительности коренились именно в мелкобур­жуазных и обывательских ориентирах Мережковского: принятие мистифицированного образа революции, абст­рактная критика самодержавия, псевдореволюционная риторика, с одной стороны, с другой — поразительная классовая наивность, «лозунговый» и поверхностный мистицизм, религиозность. «Обыватель, — писал

В. И. Ленин, — никогда не руководится твердым миросо­зерцанием... Он всегда плывет по течению, слепо отда­ваясь настроению» (2, 14, 202). Отсутствию элементарной последовательности в воззрениях Мережковского способ­ствовали и особенности его интеллектуальной организа­ции, стиля его мышления. Сюда можно отнести его при­страстие к схематизирующей и уводящей от точного анализа символике при описании социальных и культур­ных феноменов, склонность к игре в диалектику, что выражалось в стремлении сводить сущность всякого яв­ления к поверхностной антиномии или к ряду антиномий, разрешение которых всегда мыслилось за пределами естественного человеческого опыта и истории. Неумест­ная драматизация, фразерство, эстетизм — все это не только затуманивало содержание статей Мережковского, но и мешало ему самому разобраться в окружавшей его действительности, обрекало его на эклектизм, а в поли­тическом отношении способствовало уходу в реакцион­ный лагерь.

Один из ярких примеров тому — его отношение к «Ве­хам». Как известно, этот антидемократический и контр­революционный манифест кадетского мировоззрения по­родил многочисленные отклики в русской печати. Мереж­ковский откликнулся на появление сборника статьей «Семь смиренных» («Речь», № 112 от 26 апреля 1909 г.), в которой он, казалось, выступил против веховских напа­док на интеллигенцию, против антиреволюционной тен­денции сборника. Но во что же конкретно вылилась эта критика? По своему обыкновению, Мережковский обра­тился к образу и сравнению, прежде чем перейти к обсу­ждению вопроса по существу. Он воспроизводит сон Рас­кольникова из «Преступления и наказания» Достоевско­го, сон о загнанной крестьянской кляче. Телега у Мереж­ковского символизировала Россию, лошаденка — рус­скую интеллигенцию. Крестьяне, забившие лошадь до смерти, — это и есть, по его символике, авторы «Вех». Обвинение интеллигенции в мировоззренческих грехах -кнут и оглобля; известная апелляция Гершензона к вла­сти, которая, по его словам, «одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной» — же­лезный лом, которым была окончательно добита лоша­денка. Далее Мережковский находит различия в религи­озных взглядах авторов «Вех» и обрушивается на них:

«И вот все эти (религиозные. — В. К.) различия перели­ваются одно в другое неуловимо, как цвета радуги: противоречие христианства и нехристианства, может быть, даже антихристианства, кажется кажущимся — сном во сне. А общее дело — лишь общая ненависть... тут все забыто, прощено, презрено; перед лицом врага (интеллигенции. — В. К.) враги обнялись, свились, скле­щились, склубились в один клубок» (75, 15, 74).

Если следовать символике Мережковского, то полу­чается, что веховцы — это едва ли не духовные убийцы русской интеллигенции или же христианские или анти­христианские (сказать трудно) враги ее. Но во-первых, вся эта образность Мережковского лишь затемнила во­прос; во-вторых, он попался в ловушку, поставленную ве­ховцами, — встал на защиту «интеллигенции вообще», тогда как авторы «Вех» специально запутали вопрос о том, что понимать под интеллигенцией и кого к ней при­числять. Призывая к «покаянию» и «смирению», они го­ворили об интеллигенции, к которой были готовы отнести и самих себя (чтобы иметь возможность занять позицию само осуждения и само покаяния — для вящей убедитель­ности), но за определенной чертой начиналось уже не абстрактное «нас», а «они» и «мы». «Они» — это рево­люционно-демократическая интеллигенция и линия Ради­щев — Чернышевский — революционное народничество — революционная интеллигенция конца XIX — начала XX в. «Мы» — это мистики, идеалисты, либералы и консерва­торы-славянофилы, Чаадаев, Достоевский, Вл. Соловь­ев — вплоть до самих веховцев. Здесь ясно обнаруживал­ся классовый подход к проблеме интеллигенции и к исто­рии революционно-освободительного движения в России.

Что касается Мережковского, то он оказался беспо­мощным не только в обращении с понятием «интеллиген­ция», но и когда обрушивался на веховскую критику революции. Резюмируя точку зрения своих противников, он пишет: «Революция — одно отрицание без всякого утверждения; ненависть без всякой любви; разрушение безвсякого творчества; зло без всякого добра. Булгаков отсюда не делает вывода, но вывод ясен: если револю­ция — разрушение, ненависть и отрицание, то реакция — восстановление разрушенного — созидание; угашение не­нависти — любовь; отрицание отрицания — утверждение; и, наконец, если революция — антирелигия, то реакция — религия, а может быть, и обратно, религия — реакция; вывод, давно уже сделанный врагами религии... Суще­ствует, — заключал эту словесную эквилибристику Ме­режковский, — два понимания всемирной истории... пер­вое понимание — научное, эволюционное; второе — рели­гиозное, революционное...» И далее: «В Апокалипсисе дано это, по преимуществу христианское, предельное и прерывное «катастрофическое», революционное понима­ние всемирной истории» (там же, 75—77).

Все это нагромождение недоразумений можно распу­тывать очень долго. Ограничимся лишь следующим. Во-первых, Мережковский упорно и безнадежно пытался синтезировать понятия «революция» и «религия», не же­лая замечать, что этот синтез был источником чудовищ­ных противоречий его рассуждений. Во-вторых, просто наивно было говорить о существовании двух понимании всемирной истории. Их в принципе может быть сколько угодно. Вопрос только в том, какое из них является истинным или по крайней мере приближается к верному ее восприятию. В-третьих, конструируя альтернативы: революция — разрушение, реакция — созидание, — он в формально-логическом смысле правильно «достраивал» логику веховцев, но в действительности дело обстояло несколько сложнее, так как для них были плохи всякие «крайности»: и «реакция сверху», и «революция снизу». Все идеологические и политические усилия русских каде­тов-либералов сводились к тому, чтобы поставить Рос­сию, переживавшую приливы и отливы классовых битв, на «средний», реформистский, буржуазно-эволюционный путь развития. Это был единственный вариант социаль­ного развития, дававший русскому либерализму шанс на выживание в условиях продолжающегося обострения классовых антагонизмов и роста пролетарского движе­ния.

Критика Мережковским «Вех» была с виду страшной, на деле же беспомощной, бьющей мимо цели и часто страдающей не меньшей реакционностью, чем идеи кри­тикуемого им сборника. Ведь по сути своей его соци­ально-политические суждения (не говоря уж о религи­озно-мистических) почти не отличались от веховских. Так, например, критика им позитивизма, материализма и марксизма была не менее резкой и огульной, чем вехов­ская. Мережковский нередко «обличал» и «поучал» революционно-демократическую интеллигенцию так же высо­комерно и амбициозно, как и веховцы. «Старая идеоло­гия, старое безрелигиозное сознание русской интеллиген­ции, — писал он после 1905 г., — рухнуло; от грядущего хаоса, от «апофеоза беспочвенности», стихийной бессо­знательности и безрелигиозности может спасти лишь но­вое религиозное сознание, новое понимание догмата» (там же, 108). И уж совсем по-гершензоновски звучал совет Мережковского: «Нам нужно выбрать одно из двух: или окончательно предаться Египетским Тьмам, с окон­чательно повиснувшею головкою сказать: «исчезни, Рос­сия моя!» — или найти в бывшем, каково бы оно ни было, не только временную, но и вечную правду...» (там же, 70). Другими словами, либо смирение, либо поиски рели­гиозного спасения в бывшем, «каково бы оно ни было».

Мелкобуржуазный авантюризм Мережковского, его «апокалиптическая революционность» не могли всерьез испугать русских либералов. Личные и литературные контакты Мережковского с кадетами никогда не прерыва­лись. Доказательство тому — его сотрудничество после 1905 г. в кадетской периодической печати («Речь», «Рус­ская мысль»), а до первой русской революции — объеди­нение с ними в рамках «Нового пути» и «Вопросов жизни». В. И. Ленин, отмечая единство этого идеологи­ческого фронта перед лицом пролетарского революцион­ного движения, писал: «...именно то, что чудовищно для пролетариата, либералы называют добродетелью, бла­гом, пользой, честностью, даже, вероятно, святостью (Струве в «Русской Мысли», наверное, докажет завтра при помощи Бердяева, Изгоева, Мережковского и Ко, что «ленинцы» — греховные «раскольники»...)» (2, 25, 338— 339).

Мережковский враждебно отнесся к социалистиче­ской революции в России. В 1920 г. он в буквальном смысле бежал к белополякам, где вместе с Д. Филосо­фовым, Б. Савинковым и другими врагами Советской власти участвовал в организации вооруженной борьбы с молодой Советской республикой. Политическая и клас­совая неустойчивость Мережковского, идеализм и аван­тюризм его мышления, склонность к оправданию терро­ризма в сочетании с индивидуализмом предопределили его позорное соскальзывание после Октябрьской револю­ции сначала в лагерь крайних контрреволюционеров, потом к итальянскому и международному фашизму. В эми­грации Мережковский публиковался в случайных бело­эмигрантских газетах, в эсеровском журнале «Современ­ные записки» и др. Антикоммунизм Мережковского-эми­гранта нашел свое выражение в его статьях сборника «Царство Антихриста» (Мюнхен, 1921). Сборник этот стал составной частью шумной антисоветской кампании, развернутой контрреволюционной эмиграцией в начале 20-х годов. Умер Мережковский в Париже, в возрасте 75 лет.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 327. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия