Студопедия — ЖМ 6 курсына интерндерге «Клиникалық электрокардиография» элективті пәні бойынша емтихан тестілері 2014-15 51 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЖМ 6 курсына интерндерге «Клиникалық электрокардиография» элективті пәні бойынша емтихан тестілері 2014-15 51 страница






Некоторые духовные братья Прабхупады и старые калькуттские друзья тоже пришли его встретить; группа преданных из Чайтанья-Матха вела киртан. Прием был впечатляющим и праздничным: зал дрожал от пения «Харе Кришна». Прабхупада сел. Звуки киртана, многочисленные изображения Кришны, аромат благовоний и цветов жасмина в сочетании с божественным присутствием Прабхупады превратили унылое помещение аэропорта в райский уголок. Индийцы проталкивались сквозь толпу, чтобы надеть на Прабхупаду гирлянду. Когда гирлянд становилось слишком много, Прабхупада снимал их, но его тут же заваливали новыми и лица его из-за них почти не было видно. Американские преданные, как завороженные, наблюдали за бенгальскими брахмачари, выписывавшими на своих мридангах какие-то замысловатые экзотические ритмы. Люди толпились, стараясь протиснуться поближе, чтобы прикоснуться к стопам Прабхупады и попросить у него благословений, а Прабхупада улыбался — он был дома. Наконец, киртан подошел к концу, и тогда он заговорил:

— Я вернулся в этот город, где не был три года. Харе Кришна. Я исколесил весь мир и понял, что материалистический прогресс не поможет принести сюда счастье и покой. Я видел Японию — страну высокоразвитую в техническом отношении. Несмотря на это, там нет настоящего счастья. Но в Индии люди наслаждаются, слушая санкиртану, даже если не осознают ее важности. Мой совет индийцам — если вы будете добиваться успехов только в науке и технике, не уделяя внимания хари-наме, то навсегда останетесь отсталыми. В хари-наме заключена потрясающая сила…

Журналист: Вы сказали (я цитирую): «Даже коммунизм пуст, если лишен Кришна-намы». Что вы имели в виду?

Прабхупада: Почему только коммунизм? Без сознания Кришны все пусто. Что бы вы ни делали, в центре должен оставаться Кришна. Не имеет значения, кто вы — коммунист, капиталист или кто-то еще. Мы только хотим понять, является ли центром вашей деятельности Кришна.

Журналист: В данный момент в Бенгалии происходят большие беспорядки. Что бы вы могли посоветовать?

Прабхупада: Я советую повторять «Харе Кришна». Это совет обеим сторонам — и капиталистам, и коммунистам. От их враждебности не останется и следа, и все их проблемы решатся, если они последуют моему совету.

Собравшиеся, одобряя слова Прабхупады, закричали:

— Садху! Садху!

 

Направляясь в дом г-на Дас-Гупты на Хиндустан-роуд, Прабхупада сидел на заднем сидении автомобиля. За окном сменяли друг друга знакомые виды Калькутты. Однако сопровождавшим его иностранцам Калькутта казалась чужой и незнакомой. Слоняющиеся тут и там тощие коровы, уличные собаки, клячонки, нагруженные непомерной поклажей, босые рикша-валы*, открытые магазинчики, торгующие экзотическими продуктами, плотные толпы пешеходов, беспощадная жара и невообразимое дорожное движение — все это было знакомо и понятно Прабхупаде, но повергло в культурный шок его учеников. Тамала-Кришна нервно поглядывал на водителя, который, сигналя, лавировал между другими автомобилями. Прабхупада тихо рассмеялся:

— Тамала-Кришна, как тебе нравится такой способ вождения?

Ачьютананда и Джаяпатака уже привыкли к Калькутте и научились ценить ее культуру. Они встречались с культурными бенгальцами из высших слоев общества, которые, несмотря на их американское происхождение, относились к ним как к садху. Оба проповедовали в домах горожан и пели на публике «Харе Кришна», собирая толпы любопытных. Однако пока им не удалось построить здесь прочного фундамента для ИСККОН. Но теперь приехал Прабхупада – уж он-то изменит положение, развернув свою чудесную проповедь, как это было в Америке! Ученики горели желанием служить ему как послушные орудия в его руках. Уполномоченный Господом Чайтаньей, он должен отныне стать для них животворящей силой, источником вдохновения.

Прабхупада прибыл в дом г-на Гупты почти в полночь. Множество людей хотели повидать его, и когда Девананда Махараджа попытался их прогнать, Прабхупада сказал:

— Нет, нет, пусть заходят.

Пришла Бхаватарини, сестра Прабхупады, и принесла массу особых, приготовленных лично ею блюд.

— Мы не можем есть на ночь! — запротестовал один из санньяси. — Уже слишком поздно!

— Нет, — сказал Прабхупада. — Мы должны съесть все. Что бы ни приготовила моя сестра, мы должны все съесть. Это ее любимое занятие. Ей нравится для меня готовить и меня кормить. Все должны принять прасад.

Преданные из Чайтанья-Матха тоже приготовили пир, и, пока Прабхупада почитал прасад, приготовленный сестрой, принесли прасад из Чайтанья-Матха. Он попробовал немного и заставил своих учеников съесть сколько влезет.

 

В час ночи Прабхупада сидел в своей комнате и разговаривал с Ачьютанандой, Джаяпатакой и Деванандой Махараджей. Он рассказал им, как необдуманные письма учеников из Индии привели к серьезным отклонениям в понимании положения духовного учителя во всем ИСККОН. Он процитировал стих «сакшад-дхаритвена самаста-шастраих» и объяснил его смысл:

— Гуру находится на одном уровне с Хари, Верховной Личностью Бога. Он не Бог, но самый дорогой слуга Бога.

Прабхупада продолжал проповедовать ученикам, рассеивая всевозможные ошибочные представления о положении духовного учителя. Он сказал, что недавние неприятности теперь позади, и преданные должны продолжать сотрудничать, с новыми силами и энергией.

Ачьютананда спросил, можно ли ему принять санньясу, сказав, что индийцы оказывают санньяси большее почтение. Прабхупада согласился, что санньяса поможет Ачьютананде в проповеди, и добавил, что Джаяпатака тоже должен стать санньяси. Церемония была назначена на Радхаштами, через неделю.

 

В газете «Амрита Базар Патрика» всю первую полосу занимали новости о прибытии Прабхупады. На фото был изображен гуляющий Прабхупада с мешочком для четок на руке, окруженный молодыми санньяси с дандами.

Множество высокопоставленных деятелей повидал Аэропорт Думдум, но такого пышного праздничного приема мы не видели никогда… Трудно представить, что этому человеку семьдесят пять, ибо после столь длительного путешествия он выглядит совершенно бодрым. Слегка улыбаясь, он благословил всех и каждого словами: «Хари Бол!»

Прабхупада написал преданным в Японию:

В Индии, с того самого момента, как мы вышли из самолета, наша проповедь не прекращается ни на минуту… Этот юноша, Брюс, делает успехи, и интерес его растет. Он уже пожертвовал ради Кришны своими волосами — это хороший знак.

В Калькутте было неспокойно. Террористическая группа коммунистов-наксалитов бесчинствовала, убивая крупных бизнесменов и угрожая жизни многих других людей. Многие богатые промышленники-марвари бежали из Калькутты в Дели и Бомбей. Кроме того, началось брожение в среде бенгальских студентов. Старшее поколение Западной Бенгалии, к которому принадлежало и большинство посетителей Прабхупады, было встревожено ростом терроризма и беспорядками. Прабхупада говорил им, что единственное их прибежище — это Кришна.

Люди очень встревожены. Все ждут, что я сделаю что-нибудь, и ситуация нормализуется, но я просто советую им повторять «Харе Кришна», поскольку духовный звук —единственная панацея от всех материальных болезней.

Прабхупада не видел необходимости придумывать какую-то специальную программу для решения социальных проблем Калькутты. Повторение мантры «Харе Кришна» было «единственной панацеей от всех материальных болезней». Вопрос заключался в том, как лучше всего задействовать американских преданных, чтобы дать эту панацею индийцам. Прабхупада приехал в Индию с группой из десяти учеников и попросил лидеров западных храмов в течение месяца прислать еще двадцать человек. В типографии «Дай Ниппон» он заказал книг и журналов на шестьдесят тысяч долларов, а его санньяси ежедневно выходили на улицы города и устраивали киртаны.

Группу санкиртаны жители Калькутты приняли очень тепло. Молодые люди с Запада с обритыми головами, шикхами, с вайшнавскими тилаками и в шафрановых одеждах играли на караталах и мридангах, с заразительным энтузиазмом пели мантру «Харе Кришна», цитировали санскритские стихи из «Бхагавад-гиты» и признавали Господа Кришну Верховной Личностью. Для бенгальцев это было сенсацией, и они сотнями собирались посмотреть на западных вайшнавов. Прабхупада знал, что его ученики никого не оставят равнодушным, и все наверняка захотят их увидеть, поэтому он ласково называл их своими «танцующими белыми слонами».

Те самые преданные, которым так нравилось петь «Харе Кришна» на улицах Сан-Франциско, Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, выходили теперь на улицы Калькутты, в изнурительную жару, какой никогда не бывает в Америке, и каждый день по нескольку часов пели на площади Дальхаузи. Вокруг плотным кольцом стояла толпа людей, иногда над ними подтрунивали, смеялись, иногда бранили, но чаще смотрели на них с неподдельным изумлением.

Прабхупада рассчитывал на то, что когда индийцы увидят молодых людей с Запада, принявших принципы сознания Кришны, их вера в свою собственную культуру укрепится. Прабхупада рассказывал ученикам, как когда-то давно, во времена царствования Махараджи Юдхиштхиры, Индия была государством сознания Кришны. Однако на протяжении последнего тысячелетия она находилась под иноземным владычеством: сначала ею правили Моголы, затем англичане. В результате интеллигенция и (хотя и в меньшей степени) народные массы Индии утратили уважение к собственной культуре. Индийцы преследовали теперь материалистические цели Запада, считая материалистическое мировоззрение куда более продуктивным и практичным, чем религиозные верования своих предков, которые стали казаться им наивными и сентиментальными.

Прабхупада хорошо понимал, что жители Запада, которые отреклись от мира и стали вайшнавами, произведут на индийцев сильное впечатление и помогут им вновь обрести веру в свою утраченную культуру. И дело здесь не в материальной тактике, но в духовной силе. Прабхупада подчеркивал, что преданные должны быть чисты и безупречны в своих поступках, и эта чистота станет их силой.

Пение Святых имен на площади Дальхаузи и на улице Чоуринджи продолжалось около десяти дней, после чего Прабхупада решил его прекратить. Уличный киртан — замечательная форма проповеди, но для Индии это не самый эффективный метод, сказал он. В Бенгалии много профессиональных групп, которые исполняют киртаны, и Прабхупада не хотел, чтобы на его учеников смотрели как на профессиональных артистов или попрошаек. Он хотел, чтобы проповедь открыла им доступ в круги интеллигентных, уважаемых индийцев. Так преданные узнали о его новых планах.

Он назвал свою новую программу «свободным членством». Его ученики должны обращаться к индийцам, заинтересованным в сотрудничестве с ИСККОН, с просьбой стать свободными членами Общества. Взнос размером в 1 111 рупий даст свободному члену ИСККОН много льгот, например, возможность получения книг Шрилы Прабхупады и право на бесплатное проживание в любом центре ИСККОН по всему миру.

Начало программе свободного членства было положено, когда Прабхупада объявил о ней, выступая в одном частном доме перед группой богатых бизнесменов. Прочитав лекцию, он предложил собравшимся стать свободными членами ИСККОН, и несколько калькуттских предпринимателей сразу же дали свое согласие.

Б. Л. Джаджу: Меня поразила простота и непосредственность Прабхупады. Он рассказал мне, как занимался бизнесом, и гуру его однажды сказал, что четыреста лет тому назад Чайтанья Махапрабху предрек, что мантру «Харе Рама, Харе Кришна» будут петь по всему миру. Прабхупада сказал, что в этом и заключается миссия, которую возложил на него его духовный учитель, и, чтобы исполнить ее, ему пришлось поехать в Америку.

Я не заметил в нем никакого чванства. Он держался очень просто. Он говорил со мной так, словно был моим братом, — о том, как он отправился в США, как начал проповедовать и как постепенно у него созрел план, как распространить сознание Кришны по всему миру.

Увидев его учеников, которые так резко изменили свою жизнь, я подумал: «Может быть, мне тоже стоит попробовать? Наверное, я тоже должен что-то сделать, исходя из своих скромных возможностей и не оглядываясь на других». Я обнаружил, что он как-то незаметно вошел в мою жизнь. На мою жену и даже на сына произвело сильное впечатление то, что эти белые люди, которые, как мы думали, никогда не смогут принять сознание Кришны, так изменились. Поэтому мы решили, что нам тоже нужно более строго следовать наставлениям «Гиты».

В домах свободных членов ИСККОН, на официальных выступлениях или в своей комнате - везде Прабхупада говорил о Кришне и сознании Кришны, опираясь на «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам». Это никогда его не утомляло. Гость задавал вопрос, и Прабхупада начинал ответ с того, что просил одного из учеников прочитать соответствующий стих из «Гиты», а затем сам его объяснял. Если гость не соглашался и вел себя вызывающе, Прабхупада с ним спорил. Сидя за своим маленьким столиком и время от времени отпивая воды из лоты, Прабхупада мог говорить часами. Температура воздуха поднималась до тридцати восьми градусов, и Прабхупада сидел без рубашки, в простой накидке, которая оставляла открытыми руки, плечи и часть груди. Иногда преданным, находившимся рядом с ним, становилось дурно, их клонило в сон или было трудно сосредоточиться; иногда они извинялись и выходили, а вернувшись через несколько часов, обнаруживали, что он все еще проповедует. Гости тоже сменяли один другого. Но Прабхупада проповедовал целыми днями, до позднего вечера, лишь после обеда делая небольшой перерыв, чтобы вздремнуть. Предмет обсуждения никогда ему не надоедал, и он продолжал говорить, пока были заинтересованные слушатели.

Аудитория была разношерстной. Иногда он говорил с культурными и хорошо одетыми семейными парами, а иногда беседовал с каким-нибудь одиноким стариком. Обычно аудитория слушала его спокойно, но, бывало, кто-то и не соглашался, или, даже если людям нравились его речи, они чего-то недопонимали. Бывало, гость интересовался, почему это он критикует известных бенгальских святых и политиков, и Прабхупада, опираясь на «Бхагавад-гиту», объяснял, что истинным садху является тот, кто всегда прославляет Кришну.

В своей проповеди Прабхупада часто говорил о том, что представляло для слушателей особый интерес, — например, о политических бесчинствах в Калькутте или об упадке ведической культуры. Но темы, связанные с местными событиями, он затрагивал лишь постольку, поскольку это было актуально в данный момент; он не ограничивался одной только Индией. Он думал и о других людях и местах, о том, что творится по всему миру. Отвечая на письма, он тщательно обдумывал положение дел в Англии, Австралии, на Гаваях или в Новом Вриндаване. И кроме того, он не переставая думал о Кришне. Он горел желанием прославить Кришну на весь мир; Индия была лишь очередным этапом.

Преданным в Индии выпала особая удача — близко наблюдать, как Прабхупада проповедует. Их воодушевляли его глубочайшие терпение и доброта, и в то же время, на фоне его качеств им было легче увидеть собственные недостатки. Преданным, недавно приехавшим в Индию, практическая сторона жизни в Калькутте все еще доставляла много хлопот. Погода, болезни и культурный шок мешали им сосредоточить ум на сознании Кришны. Но присутствие Прабхупады, его проповедь и его личный пример напоминали им, что истинная реальность не зависит от тела.

Иногда преданные критиковали некоторых посетителей Прабхупады. Они встречали индийцев, которые в присутствии Прабхупады старались произвести впечатление людей очень набожных, но за пределами его комнаты курили и проявляли далеко не лучшие качества характера. Однажды, когда несколько преданных пожаловались Прабхупаде на лицемерие этих индийцев, Прабхупада привел им аналогию с пчелой и мухой. Он сказал, что пчела всегда ищет мед, муху же влекут к себе гноящиеся раны. Преданный должен уподобиться пчеле и видеть в других только хорошее, а не походить на муху и вечно искать недостатки.

Ученики Прабхупады обнаружили, что верный способ научиться жить в Индии, — в точности повторять все, что делает их духовный учитель. Принимая прасад в чьем-либо доме, они ели то же самое и в той же последовательности, что и он. Когда он заканчивал есть, они тоже заканчивали; когда он шел мыть руки, они шли за ним. Жизнь в Индии казалась ученикам Прабхупады странной и порой приводила их в замешательство, и у них не было того видения своей миссии в Индии, каким обладал он. Но, куда бы он ни шел, они следовали за ним, как утята за уткой.

Чем ближе становились преданные к Прабхупаде, чем глубже открывались им его неподражаемые качества, тем сильнее становилась их любовь к нему. Сидя в комнате на белом диванчике и откинувшись на белый валик-подушку, Прабхупада, казалось, излучал золотистое сияние и выглядел очень царственно, несмотря на незатейливую обстановку. Преданные видели, что ни в Лос-Анджелесе, где он жил в роскоши и изобилии, ни здесь, в Калькутте, на него не влияло внешнее окружение. Индия была его домом, но он не был рядовым индийцем, и даже не был одним из множества индийских садху. Он не имел себе равных. И он принадлежал им.

* * *

С первого дня своего пребывания в Калькутте Прабхупада думал о поездке в Майяпур, священное место рождения Господа Чайтаньи. Бхактивинода Тхакур, отец духовного учителя Шрилы Прабхупады, страстно желал, чтобы в один прекрасный день американцы и европейцы воссоединились с его братьями-бенгальцами в Майяпуре, повторяя вместе с ними Святые имена. Прабхупада хотел купить землю, чтобы открыть в Майяпуре центр для своих западных последователей и так сделать мечту своих предшественников реальностью. Он написал одному из духовных братьев:

Я хочу отправиться в Майяпур, чтобы выразить почтение нашему Возлюбленному Духовному Учителю Его Божественной Милости Шри Шриле Прабхупаде, а также произвести покупку земли. Так что, если Джагмохан Прабху будет сопровождать нас и поможет нам завершить сделку, это будет очень любезно с его стороны, и я надеюсь, что ты милостиво попросишь его об этом.

Последователи Господа Чайтаньи считают Майяпур, расположенный в ста восьмидесяти километрах к северу от Калькутты, местом, равным Вриндавану. Пять тысяч лет назад Господь Кришна жил во Вриндаване, являя там Свои детские развлечения, а пять сотен лет назад Господь Кришна явился в Майяпуре как Господь Чайтанья. Поэтому для гаудия-вайшнавов Майяпур и Вриндаван — два самых дорогих и самых святых места на Земле. Где же еще устроить мировую штаб-квартиру ИСККОН, как не здесь! Но, несмотря на неоднократные попытки на протяжении последних нескольких лет, Шриле Прабхупаде так и не удалось приобрести здесь землю.

В 1967 году Прабхупада приехал в Майяпур с Ачьютанандой. Он присмотрел участок земли и попросил Ачьютананду попытаться его купить. Но Ачьютананда так и не смог ни о чем договориться с мусульманином, владевшим этой землей. У некоторых духовных братьев Прабхупады были в Майяпуре и храмы, и земля, но они не помогали, а некоторые, казалось, даже мешали. Прабхупада написал в Майяпур письмо, в котором просил одного из духовных братьев помочь Ачьютананде купить землю, но получил ответ от его секретаря, в котором тот писал, что этот человек ничем не сможет ему помочь. «Чтобы получить землю в Майяпуре, надо быть очень удачливым», — заметил секретарь.

Прабхупада осуждал отсутствие духа сотрудничества в своих духовных братьях. Он терял терпение.

— Почему нам не удается купить землю в Майяпуре? — спрашивал он учеников. — Это дело тянется уже триста лет!

Он снова написал одному из своих духовных братьев:

Что касается прославления Имени Шри Майяпура как Места рождения Господа Чайтаньи, мы регулярно делаем это в наших книгах и других изданиях. Если ты возьмешь на себя труд милостиво приехать сюда, я покажу тебе, как мы приумножаем славу Места рождения Господа Чайтаньи. Может быть, тебе известно, что я уже обращался к Его Святейшеству Шрипаду Тиртхе Махараджу с нижайшей просьбой выделить нам в Майяпуре небольшой клочок земли, чтобы построить там дом для моих западных учеников, но он ответил отказом. Шрила Бхактивинод Тхакур хотел, чтобы в Майяпур приезжали американские и европейские преданные, и теперь это его предсказание исполняется. К сожалению, они просто слоняются по улицам Калькутты, не имея своего места в Майяпуре. Как ты думаешь, это правильно?

В сопровождении небольшой группы людей Прабхупада отправился на поезде в Навадвипу, что на другом берегу Ганги, прямо напротив Майяпура. Там их встретили члены Девананда-Матха. Подъезжая на рикшах к Девананда-Матху, преданные были очарованы деревенской атмосферой Навадвипы. Был сезон дождей, все цвело и зеленело, и двигаясь по улицам, заросшим тропическими растениями, преданные чувствовали, как, наконец, оживают их романтические представления об Индии. В Девананда-Матхе Прабхупаду и его учеников ожидал особый прасад и удобные комнаты.

Затем вновь пошли дожди. Они шли день за днем, и Ганга поднималась все выше и выше, так что пересечь стремительно несущуюся реку и попасть в Майяпур стало уже невозможно. Поскольку признаков того, что в ближайшее время дожди прекратятся, не было, Прабхупада решил уехать. Вместе с учениками он сел на ранний утренний поезд в Калькутту.

Железнодорожные пути были затоплены. Поезд вынужден был останавливаться снова и снова — один раз они стояли целых восемь часов. Жара и толпы пассажиров, снующих по вагону, превратили для преданных ожидание в пытку. Прабхупада попросил одного из своих учеников нанять рикшу или попытаться найти более приемлемый способ передвижения, но других вариантов не было. В конце концов, поезд тронулся в сторону Калькутты, но смог проехать не дальше следующей станции, где все пассажиры пересели на другой состав. Наконец, Прабхупада добрался до Калькутты и до дома г-на Дас-Гупты.

— Может быть, Господь Чайтанья не хочет, чтобы мы открыли нашу штаб-квартиру в Майяпуре, — сказал Прабхупада.

Этих двух целей достичь пока не удалось — открыть центр в Калькутте и приобрести землю в Майяпуре.

Прабхупада продолжал проводить программы в домах калькуттцев и принимать у себя гостей. Однажды к Прабхупаде пришел некий господин Дандхария, который рассказал ему о готовящемся в Бомбее Садху-Самадже — собрании самых влиятельных и именитых садху Индии. Садху-Самадж будет проходить на Чоупатти-Бич и обещает стать заметным событием в духовной жизни Индии. Господин Дандхария попросил Прабхупаду приехать, и Прабхупада принял его приглашение.

* * *

Бомбей

Октябрь 1970 года.

В ответ на просьбу Шрилы Прабхупады, чтобы к нему в Индию приехали и другие ученики, в Брюссель отбыла группа из двадцати американских преданных. Там они купили недорогие билеты на винтовой самолет до Бомбея. В аэропорту, пока преданные раздумывали, куда пойти, к ним, с письмом от Прабхупады, подошел г-н Кайлаш Шекшария, богатый бизнесмен из Бомбея, племянник г-на Дандхарии. На нескольких машинах г-н Шекшария отвез преданных в свой дом в богатом районе Бомбея на Марин-драйв. Он накормил их и разместил у себя.

Через два дня пришла телеграмма, извещавшая преданных и хозяина дома о том, что Прабхупада прибывает на следующий день. В бомбейском аэропорту Прабхупаду встретили с восторгом, после чего он вместе с г-ном Шекшарией отправился к нему.

Марин-драйв пролегает вдоль побережья, и расположенные вдоль него дома принадлежат очень богатым людям. В резиденции г-на Шекшарии насчитывалось семь этажей. Первый этаж, с большими комнатами, выходящими на Аравийское море, он отвел для Прабхупады.

Прабхупада сказал, что Бомбей — самый материалистичный город в Индии. Это столица национального кинематографа, и ни в каком другом городе Индии не носит западную одежду так много людей. Считаясь «воротами в Индию», Бомбей мог похвастаться наибольшим количеством промышленных предприятий и фирм и самой обильной рекламой. В космополитичном Бомбее, словно в плавильном тигле, сплавились всевозможные культуры и религии, но здесь не было ни террора наксалитов, как в Калькутте, ни напряженной политической обстановки, как в Дели. Правда, здесь не было и знатных семей, поклоняющихся Господу Чайтанье и Его Движению санкиртаны, но, как сказал Прабхупада, проповедь в Бомбее имеет свои преимущества. В этом богатом городе жило много состоятельных и благочестивых индийцев, которые благодаря мощному интеллекту быстро принимали хорошие идеи. Прабхупада предсказал, что в Бомбее сознание Кришны будет пользоваться успехом.

Первая возможность проповеди в этом городе появилась у Прабхупады на собрании садху, в пандале на открытом поле, в нескольких кварталах от дома г-на Шекшарии. Ученики Прабхупады, которые тоже были приглашены, приехали туда за несколько часов до своего духовного учителя. Увидев армию индийских садху, сидящих на сцене длинными рядами, преданные были потрясены. Одни садху носили бороды, другие брили голову, иные, с длинными, спутанными волосами, держали трезубцы, кто-то обмазал тело пеплом, а кого-то украшали четки и знаки, нанесенные на тело глиной. Преданные были поражены, но многие из тех садху, увидев белых вайшнавов, были поражены не меньше.

Когда преданные вышли на сцену и начали киртан, публика стала подпевать и хлопать в такт. После этого, по совету г-на Шекшарии, преданные пошли с киртаном по улицам города, и многие участники собрания последовали за ними.

Тем вечером преданные вошли в пандал одновременно с Прабхупадой. Прабхупада сел на возвышение, а ученики расселись у его ног. После того, как трое учеников выступили с речью на английском, Прабхупада заговорил на хинди. Аудитория из более чем пятисот человек слушала в полном молчании. После лекции он спустился с помоста, и вокруг него собралась толпа людей, желавших коснуться его стоп и проводить до автомобиля.

Узнав о том, что его ученики провели на улицах Бомбея спонтанный киртан, Прабхупада попросил их каждый день петь на самых оживленных базарах города. Так они и поступили. Они приходили с киртаном в самые людные места и каждый день – сильные, молодые, цветущие и полные веры – по три-четыре часа пели на улицах.

Физически Прабхупада не ходил со своими учениками, но был с ними в своих наставлениях, а также когда провожал их утром и встречал вечером. Они пели, потому что он попросил их об этом. И они знали, что пение «Харе Кришна» - естественная деятельность души; каждый должен это делать. Преданные знали, что в конце жизни они вернутся домой, к Богу. Но еще больше их вдохновляло то, что в конце дня они вернутся на Марин-драйв, к Прабхупаде, который улыбнется и скажет им несколько теплых слов.

 

Западные преданные, поющие в городе, попали в поле зрения радиостанций и газет. В «Таймз оф Индия» от десятого октября говорилось:

 

Вот уже несколько дней на улицах Бомбея можно наблюдать группу американцев, членов Международного Общества сознания Кришны (ИСККОН) (среди них есть даже женщины с грудными детьми), которые поют «Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе» или «Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе» под аккомпанемент латунных тарелочек, кастаньет и барабанов (мриданг).

…Неужели материалистичный Запад, или, во всяком случае, его небольшая часть, наконец, принял духовность Востока? Я встретился с несколькими американскими участниками киртана (которые приехали в Бомбей на седьмую индийскую конференцию Бхарат-Садху-Самаджа, начинающуюся сегодня) и был поражен их искренностью и абсолютной преданностью своей вере. Я подумал, что даже вайшнавы Матхуры вряд ли были бы столь же искренни, как эти энтузиасты бхакти.

* * *

Песок на пляже Чоупатти был мелким и чистым. Народу собралось несколько тысяч. Садху расположились на сцене, среди них был и Прабхупада вместе со своими учениками. Спустились сумерки. Небо над Аравийским морем было затянуто облаками, и с моря дул легкий, приятный ветерок.

Уже были прочитаны две лекции по философии майявады, и, наконец, пришла очередь выступать Прабхупаде — последнему на сегодня оратору. Аудитория с нетерпением ждала его выступления. Его успех на Западе вызывал огромное любопытство, особенно теперь, когда он приехал в Бомбей, и его последователи ежедневно пели на улицах города. Ученики Прабхупады, измученные и раздраженные двухчасовым потоком красноречия на хинди, устали ждать, когда же очередь дойдет до Прабхупады. Однако вместо того чтобы обратиться к аудитории с речью, Прабхупада повернулся к ученикам и сказал:

— Начинайте петь!

Как только преданные запели, маленькая Сарасвати, дочка Шьямасундары, поднялась и начала танцевать. Вслед за ней стали танцевать и другие преданные. Когда киртан оживили звуки мриданг и каратал, танец и пение преданных стали, по-видимому, раздражать некоторых из сидевших на сцене садху, которые один за другим встали и покинули пандал. Однако публика встретила пение с энтузиазмом, многие вскочили и принялись хлопать в ладоши. После пяти минут бурного киртана преданные, охваченные единым порывом, спрыгнули на песок и направились к публике. Тысячи собравшихся на пляже людей поднялись со своих мест и начали танцевать вместе с преданными.

Охваченные неудержимой радостью и тронутые неподдельной кришна-бхакти этих чужеземцев, индийцы плакали. Никогда прежде здесь не случалось ничего подобного. Даже полицейские и журналисты пели и танцевали вместе со всеми. Над побережьем Чоупатти бушевал киртан «Харе Кришна» — так Прабхупада и его ученики показывали бомбейцам силу Движения санкиртаны, начатого Господом Чайтаньей.

Минут через десять киртан закончился, но возбужденная публика продолжала гудеть. Прошло минут пятнадцать, прежде чем народ расселся по местам, и можно было продолжать программу. Преданные сошли со сцены и сели на землю. Прабхупада остался на сцене один. Голос Прабхупады, усиленный динамиками, эхом разносился над Чоупатти Бич.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 396. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия