Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700– «Филология». Курс истории древнерусской литературы является базовым для профессиональной подготовки специалиста филолога. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате изучения курсов введение в литературоведение, введение в профильную подготовку (отечественная филология), философии, культурологии, иностранного языка
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные положения истории древнерусской литературы; Уметь: применять полученные знания в области истории древнерусской литературы в собственной профессиональной деятельности, в научно-исследовательской работе, участвовать в научных дискуссиях; Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области устной и письменной коммуникации по тематике древнерусской литературы.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология»: а) общекультурные (ОК): - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2); - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6); - умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7); - осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8); б) профессиональными(ПК) - способность демонстрировать знание основных положение и концепций в области истории изучаемых литератур (ПК-1); - владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2); - свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3); - владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4); - способность применять полученные знания в области истории изучаемой литературы в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5); - способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6); - владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8) Структура и содержание учебной дисциплины Введение I. 1. Введение в историю древнерусской литературы. Концепция Слова в культуре и литературе Древней Руси. Предпосылки и условия возникновения древнерусской литературы, проблема периодизации. Роль книжной христианской культуры в возникновении древнерусской литературы («духовная природа Слова»). Понятие «литературная трансплантация» (Д.С.Лихачев). «Художестово» и «Хытрость»: своеобразие древнерусской литературы. Характеристика жанровой системы древнерусской литературы. Рукописный характер бытования древнерусской литературы. Принципы датировки и отбора памятников. II. Литература Киевской Руси (XI-XIII вв. 2. Переводная литература Древней Руси. Основные жанры переводной литературы (библейские книги, апокрифы, патристика, агиография, патерики, хроники, естественно-научные сочинения, исторические и литературные произведения). Состав Библии, происхождение библейских книг, время их канонизации. Мифология Библии. Библия как сакральный текст. 3. Система жанров древнерусской литературы. Понятие канона жанра. Жанр проповеди и учительная литература Древней Руси (XI-XIII вв.). Общая характеристика жанра проповеди и его разновидностей. Разные подходы в осмыслении природы проповеди как церковного и риторического жанра. Слово о Законе и Благодати Илариона и жанр торжественной проповеди. Творчество Кирилла Туровского. Учительная литература Древней Руси и Поучение Владимира Мономаха. 4. Жанр жития в древнерусской литературе (XI-XIII вв.) и формирование русской агиографии. Истоки и общая характеристика житийного жанрового канона, топика жанра. Понятие святости. Аскетический путь святого как путь преображения и обожения. Разновидности житийного жанра (жития-мартирии, проложные жития, жития-биос (преподобных), княжеские жития, жития святителей, жития юродивых и т.д.) Борисо-глебский цикл и анонимное Сказание о Борисе и Глебе. Борис и Глеб как первые страстотерпцы. Культ Бориса и Глеба как святых воинов. Тип святости в Житии преподобного Феодосия Печерского. Подвиг тружничества в Житии Феодосия, основателя Киево-Печерского монастыря. Житие Феодосия Печерского, написанное Нестором, как образец жанра. 5. Русские летописи и Повесть временных лет – памятник XII в. Общая характеристика жанра летописи и структуры летописного повествования. Причины появления летописей. Летописи как «книги жизни». Нравственно-дидактический пафос русской летописи, летопись как конфессиональный текст. Гипотезы о начале русского летописания (А.А.Шахматов, В.М.Истрин, Д.С.Лихачев, Б.А.Рыбаков и др.) Повесть временных лет Нестора как памятник литературы XII в.Текстология памятника. Редакции Повести временных, источники и творческая история.. Философия истории древнего летописца и изображение человека в летописи. 6. Жанр хождения и его эволюция в древнерусской литературе. Общая характеристика жанрового канона древнерусских хождений. Классификация хождений. Хождение игумена Даниила в святую землю (XII в.) как образец паломнических хождений. Источники и текстология памятника. Образ Святой земли в древнерусской литературе. 7. Жанр воинской повести и повести о татаро-монгольском нашествии. История русско-татарских отношений XIII-XVвв. Жанровый канон воинской повести, сюжет и композиция, стилистические формулы. Соотношение описательных и событийных элементов в сюжете, включение в воинскую повесть текстов договоров, преданий, легенд и их место в сюжете повести. Повествование о походе, описание битвы. Принципы создания образов русских князей и их врагов. Образ русского воинства и основной пафос жанра. Летописные воинские повести. Повесть о разорении Рязани Батыем и летописный цикл о Батыевщине. Слово о погибели Русской земли. История текста и проблема авторства. 8. Слово о полку Игореве– памятник XII в. Слово о полку Игореве и русская культура XII века: библеизмы в Слове о полку Игореве и устные истоки поэтической традиции Слова о полку Игореве. Слово о полку Игореве и западно-европейский средневековый эпос. История открытия и изучения Слова о полку Игореве. Вопрос о датировке памятника и жанровом своеобразии. Поэтическая композиция Слова, проблема стиля, этикетность, феодальная и языческая символика, фольклорная символика, библейская образность и т.д. Ритмичность Слова. Проблема автора. Вопрос о подлинности Слова.
III. Московская литература XIV-XV вв. 9. Формирование московской литературы. Подъем русской культуры и второе южно-славянское влияние. Ситуация Предвозрождения на Руси и исихазм. Сущность исихастского учения о природе Фаворского света. Творчество Епифания Премудрого, Феофана Грека и Андрея Рублева в свете исихастского учения о Преображении человека. Стиль «плетения словес» и мотив невыразимости. Житие Сергия Радонежского как пример исихастского жития. Творческая история памятника, основные редакции и вопросы текстологии. Путь Сергия к святости и видения горних сил. Сергий как святой и общественный деятель своего времени.
|