Студопедия — Сравнительная философия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сравнительная философия






51-10 М-ру Дэниелу Бейли,

Информационная контора «Америкэн Репортер».

Куинз Роуд, 54, Нью-Дели.

Дорогой м-р Бейли, я получил Ваше письмо № AR2732 от 26 числа прошедшего месяца, и очень рад, что Вы честно признаетесь в том, что не можете пока пойти так далеко, чтобы распространять основные принципы индийских философий.

Индийские философии означают, большей частью, Сада-даршану шести различных философских школ, а именно, 1) Мимамса, 2) Санкхья, 3) Ньяя, 4) Майявада, 5) Патанджали и 6) Веданта. Последняя, называемая Веданта-даршаной, была разработана Шри Вьясой после того, как он полностью опроверг остальные пять даршан, поэтому Веданта принимается всеми индийскими учеными, и, не имея собственной интерпретации этой Веданта-даршаны, ни одна философская школа не может быть признана авторитетной.

Западные философы, особенно принадлежащие к школе Санкхьи, меньше знакомы с Веданта-даршаной, а такие философы как Кант, Милль, Аристотель или Шопенгауэр принадлежат к одной из пяти даршан, исключая Веданту, потому что ограниченная человеческая мысль не способна подняться выше этого уровня. Но Веданта-даршана выходит далеко за пределы ограниченных умственных спекуляций человеческого мозга, обусловленного материальной природой. К сожалению, Шанкара, принадлежащий к школе Майявады, интерпретировал Веданту превратно, исходя из своего намерения обратить буддистов Индии.

Члены Миссии Рамакришны, хотя она не выходит за рамки вышеупомянутых шести школ философии, обычно предпочитают называть себя шанкаритами, то есть, принадлежащими к школе Майявады. Их интерпретацию Веданты, однако, нельзя назвать ни майявадой, ни саттаттвой. У них своя интерпретация, которая отличает их от всех философов школы Вьясы. Другие ачарьи, такие как Рамануджа, Мадхва и т.д., а позже Шри Чайтанья — все они принадлежат к первоначальной школе ведантистов, будучи связаны с нею цепью прямой ученической преемственности. Согласно этим ачарьям, Бхагавад-гита и Шримад-Бхагаватам, в их изначальном виде, являются истинными комментариями к Веданта-сутрам. Майявади, которые на самом деле не принадлежат к школе Веданты, без всякой необходимости затуманивают смысл Бхагавад-гиты, поэтому большинство обычных людей введено ими в заблуждение. Иными словами, им, так сказать, нет хода в Веданта-даршану. Всем больным нет необходимости обращаться ко всем подряд врачам на том лишь основании, что все они являются практикующими медиками. Пациента должен лечить только тот врач, который способен его вылечить.

Философия должна быть практичной, бесполезно вдаваться в рассуждения, если это не приносит никакого практического результата. Это все равно что держать корову и не получать от нее молока. Мы всегда должны искать в философии какой-то практической ценности для блага всех. Миссия, с которой Вы начали свое служение, вдохновляет меня всемерно помогать Вам, и я подумал, что правильно будет сообщить Вам, что Ваша миссия может замечательно хорошо опереться на практическую философию Бхагавад-гиты. Если Вы этого не хотите, это другой вопрос. Если Вы начинаете программу, которая будет приемлемой для всех и каждого, нет необходимости искать покровительства какого-то определенного «изма». Общая формула должна быть приемлемой и для Индии, и для всех остальных. Раз так, то у Вас должны быть готовы практические решения всех проблем: социальных, религиозных, культурных, политических, экономических, а также сельскохозяйственных и индустриальных — из Бхагавад-гиты. А это возможно только в случае, если вы просто впитываете ее с помощью прямого восприятия. Она предназначена для всех живых существ. Попытка косвенного осознания уведет Вас далеко от истины. Всевозможные неверные интерпретации, сделанные в спекулятивном умонастроении множеством разнообразных комментаторов, принесли человечеству, боюсь, больше вреда, чем пользы. Позвольте с Вами не согласиться в том, что люди должны иметь свободу выбора и свободно интерпретировать все, что захотят. Во всех сферах жизни те, кто обладает более высоким знанием, должны вести менее разумных. Этот принцип применим ко всем сферам жизни, однако такое руководство должно быть верным и исходить из надежного источника. Но зависит всё от доброй воли ведомого — примет он этот принцип или отвергнет его.

Я рад, что Вы носите с собой экземпляр Гиты. Помимо ученых разъяснений Свамиджи, Вы можете и сами увидеть, чтό написано в Восемнадцатой главе, в шестьдесят седьмой шлоке. Философы-эмпирики могут назвать это софистикой, но на самом деле это факт, это истина, утвержденная после того, как Арджуна привел все возможные аргументы с точки зрения человеческой морали. Там ясно сказано, что нужно следовать одному лишь Кришне. Если человек выбирает не следовать Ему, он, безусловно, обретет лишь относительный результат. Бхагавад-гиту читают почти все классы людей, однако она, к сожалению, воспринимается ими в духе независимого выбора, подвергаясь косвенным интерпретациям. Это отход от истины, и лишь из-за этого люди не могут получить прямое благо. Я искренне благодарен Вам за последнюю часть Вашего письма. Искренне Ваш, А.Ч. Бхактиведанта. Слава Шри Гуру и Шри Гауранге! (ПШП м-ру Бейли, 2 октября 1951)

52-01 Пандиту Джавахарлалу Неру

Президенту Рабочего Комитета Всеиндийского Национального Конгресса

Нью-Дели

Дорогой Пандитджи,

Ваша статья, озаглавленная «Будем откровенны друг с другом» и опубликованная в «А.Б. Патрике» (аллахабадское издание) от 30.12.52, привлекла мое внимание, и я перечитывал ее снова и снова. Эта статья содержит в себе ядро будущей деятельности человеческого общества в духовном царстве, и я прочел в Ваших утверждениях глубокую озабоченность судьбами человеческой цивилизации. Вы совершенно правильно в этой связи говорите: «Итак, мы ищем новых путей, новых аспектов истины, которые привели бы нас к большей гармонии с окружающим нас миром. И мы задаем друг другу вопросы, мы дискутируем и ссоримся, и ссылаемся на бесконечные «измы» и философии. Как во времена Сократа, мы живем в эпоху вопрошания, но это вопрошание не ограничивается одним лишь городом вроде Афин — оно простирается на весь мир».

Отвечать на такие вопросы можно двумя путями: я имею в виду дедуктивный и индуктивный. Смертность человека можно установить любым из этих двух способов. При дедуктивном подходе, мы принимаем это утверждение на веру из надежного источника: «Человек смертен». При индуктивном мы приходим к той же истине с помощью жалких своих «наблюдений и экспериментов». Наблюдая, как умирает Ганди, умирает Фотилал, умирает Ч.Р.- дас, умирает Патель, мы приходим к заключению, что люди умирают, то есть, «человек смертен». Воспользовавшись снова дедуктивным методом, мы переходим от утверждения, что человек смертен, к выводу, что коль скоро Джавахарлал является человеком, Джавахарлал смертен.

Истина — это Абсолютная истина. Относительная истина зависит от условий, и когда условия меняются, относительная истина исчезает. Абсолютная Истина от условий не зависит, она выше любых условий. И когда мы говорим об истине, мы должны иметь в виду Абсолютную Истину. И когда мы говорим о приближении к Истине новыми путями, мы должны признать, что пытаемся приблизиться к ней индуктивным путем. Абсолютная Истина описана в Ведах: сатйам парам дхимахи — summum bonum. И все исходит из этой Абсолютной Истины — джанмадй асйа йатах. Об этой Абсолютной Истине в писаниях говорится, что она санатана, то есть, вечная. А философия или наука, которая изучает такой вечный предмет, называется санатана-дхармой. Поэтому мы должны вначале отыскать вечную Абсолютную Истину какими-то новыми путями (?), а потом найти новые аспекты Абсолютной Истины в гармонии с нынешним окружающим миром. Конечно, нынешний мир отличается от старого. И если мы сравним современный мир со старым, мы легко обнаружим, что:

1) Люди нашего времени обычно живут недолго, средняя продолжительность жизни составляет около тридцати лет.

2) Они, по большей части, лишены качества простоты. Почти каждый что-то выдумывает, честных людей почти не осталось.

3) У них нет возможности мыслить возвышенно, поскольку они сбиты с толку разнообразными относительными истинами.

4) К сожалению, поскольку они живут в эту эпоху, их проблемы остаются неразрешенными в течение всей их жизни, хотя их вожди бьются над решениями. Они стараются изо всех сил, чтобы решить проблему, но она, к сожалению, становится лишь все более напряженной.

5) И кроме всего, люди этой эпохи все больше и больше страдают от голода, нищеты, горя и болезней. (ПШП Неру, 20 января 1952)

58-07 Индийское ведическое знание стоит выше всех дефектов обусловленности, упомянутых выше, но мы, индийцы, сегодня отвергаем это чудесное ведическое знание. Это происходит из-за того, что в наше время его используют неверно. Вся ведическая литература, а именно, Веды и Упанишады, обобщена в Веданта-сутре, которая включает комментарии шести традиционных философских систем Индии: Канады, Гаутамы, Капилы, Патанджали, Аштаведьи и Ведических Риши.

Эта Веданта-сутра была составлена Шрилой Вьясадевой, который, по совету своего духовного учителя Нарады Муни, написал комментарий к ней — Шримад-Бхагаватам. Шримад-Бхагаватам — это последний дар Шрилы Вьясадевы, авторитетный комментарий к Веданта-сутре, и миссия Господа Чайтаньи заключается в том, чтобы проповедовать это учение во всех уголках мира, дабы принести людям настоящее счастье. В настоящее время эта Веданта-сутра находится в Индии в ненадежных руках неавторитетных людей, принадлежащих к разным лагерям, которые вводят народ в заблуждение. Новоявленный национальный энтузиазм индийских вождей, поборников индустриализации, не оставляет им времени среди их грандиозных планов понять послание Веданта-сутры или даже Бхагавад-гиты, да нет у них и желания вникать в эти книги. Невозможно вершить дела гуманизма, не имея должного руководства. Веданта-сутра — это должное руководство, поскольку шастраатхато брахма джигьяса, является началом вопрошания о сути различных наших занятий. (ПШП Веда-Пракашу, 7 июля 1958)

68-01 Я не нахожу никакого принципиального отличия в философии. Я с самого начала постоянно проповедовал, что в основном разницы между христианством, исламом, индуизмом и буддизмом, четырьмя основными религиями мира, нет. Но есть класс имперсоналистов, которых мы считаем атеистами. Атеисты прямо говорят, что Бога нет, а имперсоналисты говорят, что Бог, может быть, и есть, но у Него нет формы. Фактически, они косвенно заявляют, что Бога нет. С большой радостью я прочитал в твоем письме такую строку: «Единственное, к чему я стремлюсь — это постоянно видеть Его в моей повседневной жизни, то есть, постоянно помнить о Нем и не забывать Его». Это настоящее сознание Кришны. Мы можем помнить о Кришне каждое мгновение. Мы можем помнить о Кришне, когда пьем воду, потому что вкус воды — это Кришна. Мы можем помнить о Кришне, как только видим солнечный свет поутру, потому что солнечный свет — это отражение сияния тела Кришны. А когда мы видим лунный свет вечером, мы снова вспоминаем Кришну, потому что лучный свет есть отражение солнечного. Когда мы слышим звук, мы помним Кришну, потому что звук — это Кришна. А самый совершенный звук, духовный звук — это «Харе Кришна», звук, который мы должны повторять круглосуточно. Так что в любой момент времени у нас нет никакой возможности забыть Кришну, при условии, что мы совершаем такую практику. Общество сознания Кришны создано для того, чтобы проповедовать эту философию по всему миру, и я был очень рад твоей помощи и сотрудничеству и по-прежнему надеюсь, что ты и твои духовные братья будут проповедовать философию Бхагавад-гиты, как науку о Боге. (ПШП Хаягриве, 15 января 1968)

68-06 Я очень благодарен тебе за письмо от 22 июня 1968, я внимательно его прочитал. Успешно построить Новый Вриндаван можно только так, как я предлагаю его строить в своем письме к Хаягриве. Но если у тебя в этом деле возникают препятствия из-за того, как ты говоришь, что владелец земли придерживается других взглядов, тогда я не знаю, как ты сможешь спокойно строить наш проект. М-р Роуз может быть милейшим человеком, однако ему неведомо, что такое сектантский, а что такое несектантский. Но ты-то, по крайней мере, должен знать, что Кришна не имеет никакого отношения к сектам. Кришна заявляет, что Он — Отец, дающий жизнь 8 400 000 видов живых существ, которых можно наблюдать в материальном творении. Они могут различаться формами: одни живут в воде, другие представляют собой овощи или травы, есть черви, птицы, звери, есть человеческие существа. Кришна заявляет, что всех их зачал Он. Никогда Кришна не называл себя индийцем, кшатрием или брахманом, белым или чернокожим. Он говорит о Себе, что наслаждается всем сущим. Он владыка всех планет и всего творения, и Он — друг всех живых существ. Он никогда не требует, чтобы Ему предлагали какие-то ценные вещи, напротив, Он заявляет, что примет даже листок, плод или воду, если они предложены Ему с любовью и преданностью.

Поэтому не подлежит сомнению то, что Кришна существует для всех. Кришна — не сектантский бог, и если м-р Роуз действительно хочет создать организацию, он должен знать, чтό представляет собой не-сектантская организация. Сознание Кришны — движение не-сектантское. Оно не имеет ничего общего с сектами. Если кто-то, по недостатку понимания, считает эту не-сектантскую философию сектантской, он тут же сам становится сектантом. Поэтому я думаю, ты должен попытаться просветить м-ра Роуза насчет нашей философии сознания Кришны, чтобы он действительно перестал быть сектантом. Не понимая сознания Кришны, любой становится сектантом, и объединение таких несознающих Кришну людей никак не может стать основанием организации не-сектантского характера. Это просто невозможно. Если м-р Роуз серьезно хотел бы предоставить возможность развития не-сектантской организации в той части страны, он должен внимательно изучить философию и осознать Кришну. Наше Движение сознания Кришны — не религиозное движение в том смысле, как это обычно принято понимать. Мы проповедуем пробуждение в людях чувства к Кришне или Богу и трансцендентное любовное служение Ему. Всякий, кто понимает, что представляет собой Бог, согласится с этой философией. Есть немало сектантских направлений, которые признают Бога, но не дают любви к Нему. Итак, мы учим любви к Богу. Это означает, что сознание Кришны есть высшее образование по отношению ко всем остальным религиозным группам. Мы не сетуем по поводу того, что христиане, мусульмане или евреи, или любые другие религиозные направления, не имеют в своем учении концепции Бога. В большей или меньшей степени, концепция Бога присутствует во всех религиях. Но никто не пытается полюбить Бога. Например, в христианской религии люди просто ходят в церковь каждый день, чтобы выпросить у Бога хлеба, но они никогда не пытаются доставить Богу удовольствие. И, поскольку никто их не обучает любви к Богу, не дает им никакого точного метода, они неизбежно приходят к выводу, что Бог мертв.

В настоящее время во многих христианских церквях учат этой философии, что Бог мертв. Но что касается нас, мы не можем принять эту философию. С другой стороны, мы проповедуем что Бог не только не мертв, но что Его можно в конце концов увидеть лицом к лицу. И метод достижения этой встречи очень прост, он состоит в пении и повторении имени Бога — Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Этот метод надежен и проверен.

Что касается его надежности, тебе она очень хорошо известна, потому что в этой части мира все мои ученики — не индусы и не уроженцы Индии. Но они все же очень серьезно приняли эту мантру, маха-мантру и получили от ее повторения хороший результат. Так что относительно ее авторитетности не может быть никаких вопросов. Поэтому мы должны продолжать развивать это Движение так же, как мы это делаем сейчас. Чтобы каждый мог прийти, сесть с нами и петь святые имена «Харе Кришна». Если же эта система считается сектантской, тогда я уверен, что твои попытки построить Новый Вриндаван под патронатом м-ра Роуза не увенчаются успехом. Самое лучшее — это петь «Харе Кришна», пригласить всех соседей, живущих в этой части штата, и постепенно развить их вкус к пению. А тогда уже попытайся сделать что-нибудь для развития Нового Вриндавана. На данный момент живи как можно проще, не старайся превратить эту землю в Новый Вриндаван, или же делай это спокойно, как ты предполагал. Но вы должны продолжать повторять «Харе Кришна», по крайней мере, ты и Хаягрива, и просить каждого присоединиться к вам. По крайней мере, этому киртану м-р Роуз не должен препятствовать, ведь он хочет предоставить равные возможности всем сектам. Так что даже если он считает, что наше Движение сознания Кришны — это особая секта, он, разумеется, не должен возражать. Поэтому вывод будет такой: сейчас ты должен регулярно проводить Кришна-киртан, так же, как это делается в других наших храмах. Живи спокойно, не пытайся расширяться и постарайся убедить людей в несектантском характере сознания Кришны. Думаю, это принесет тебе успех в этом великом предприятии. До пришествия Господа Чайтаньи никто не показывал практических способов развития любви к Богу. Этот метод открыт для всех, поэтому он прост, абсолютен и не носит сектантского характера. Но если люди подозрительны, если они все время опасаются, тогда как же осуществится твой план в этой части страны?

Это Движение предназначено для интеллектуалов, для тех, кто обладает достаточным разумом и логикой, чтобы понимать вещи цивилизованно, у кого сердце открыто и кто способен принимать вещи такими как они есть. Но кроме этого соображения, я думаю также, что нет ничего подозрительного в том, что люди поют и танцуют. Если кто-то устраивает пение и танцы у себя дома, не требуя за это никакого вознаграждения, то в чем причина подозрительности? А если это место наводнено подозрительными, всего опасающимися людьми, тогда как же ты будешь строить там Новый Вриндаван? Если обстоятельства складываются так, как ты описываешь, это, похоже, не слишком благоприятно. Поэтому я думаю, эта попытка не будет успешной. Сознание Кришны можно развивать в благоприятной атмосфере. Если атмосфера неблагоприятна, не надо даже пытаться, все равно ничего не получится. Ты можешь принимать какие угодно меры предосторожности, но когда твой проект начнет расширяться, люди, если они сохранят свою подозрительность, могут причинить тебе вред. Ты можешь одеваться как хочешь и мирно жить в пределах своего дома, но если соседи постоянно испытывают подозрения, это будет постоянная опасность. Поэтому, зачем же нам делать своей резиденцией такое место? Думаю, ни один брахмачари не согласится переехать и жить в таких неудобных условиях, с подозрительными соседями. Если дело только в земле, то это недостаточное основание. Нам нужно лишь хорошее место, чтобы поклоняться Кришне. Вот в чем идея. (ПШП Киртанананде, 30 июня 1968)

68-11 Очень хорошо, что ты выступишь на программе группы йоги. Субале следует внимательно читать. Хатха-йога, описанная в Бхагавад-гите, очень трудна для исполнения в эту эпоху. Система йоги авторитетна, но никто не способен правилам и предписаниям достаточно строго, да и нет подходящего места для занятий йогой, люди полны тревоги, как же им сосредоточиться? Поэтому лучше всего повторять «Харе Кришна», это, так сказать, принудительная медитация. Произнеси хорошую речь в таком духе, а в заключение скажи, что наилучший йог тот, кто предался Кришне и поклоняется Кришне всеми свыоими помыслами, делами и разумом. (ПШП Брахмананде, 20 ноября 1968)

69-06 Я очень рад, что Королева подписала Указ об излишних церковных зданиях. Для нас это хороший шанс получить здание церкви под наш храм. Брошенных церквей много, потому что христиане постепенно отходят от своих религиозных убеждений из-за того, что заумные священники представляют Библию очень стереотипно. Современная молодежь слишком хорошо образованна, чтобы интересоваться повторением одних и тех же застывших лозунгов. Они хотят чего-то динамичного, она хотят прогресса в духовном понимании, но христианские священники не способны их удовлетворить. В противоположность всем этим догматическим принципам, наше Движение сознания Кришны представляет всё в верном свете, даже если посмотреть с научной и философской точки зрения. Поэтрому если тебе удастся оставить за нашим Движением хотя бы одну церковь в Англии, я думаю, мы сможем получить много таких церквей во всем мире. Мы относимся к Господу Иисусу Христу с великим почтением. Мы принимаем Его могущественным воплощением Кришны, так же как Господа Будду. Мы можем принять в наше Движение сознания Кришны и буддистов, и христиан, и даже мусульман. Если духовные руководитли этих конфессий постараются понять нашу философию, это несомненно даст огромный толчок духовному обновлению мира. Итак, постарайся убедить и умолить Архиепископа Кентерберийского предоставить нам шанс распространить сознание Бога в величайшем городе мира, Лондоне. Если потребуется мое присутствие, я готов приехать в любой день, но только в июне, потому что в июле я думаю отправиться в Сан-Франциско на Ратха-ятру, которую устраивает Тамала-Кришна. (ПШП Шьямасундаре, 3 июня 1969)

69-07 Прилагаю письмо, которое я получил от твоего отца и которое говорит само за себя. Из этого письма ясно, что ты хороший ученый, и в твое образование заложен хороший фундамент. Если ты захочешь продолжить образование, это было бы неплохим приобретением для Движения сознания Кришны. У тебя есть вкус к изучению философии и богословия, и это очень хорошо. Разумеется, Движение сознания Кришны зиждется на богословии, у нас много прекрасных богословских книг. К сожалению, эти книги пока не включены в качестве учебников в университетские планы, но если ты напишешь диссертацию в области сравнительного богословия, то в будущем мы сможем представить философию сознания Кришны в сравнении с другими богословскими концепциями. На самом деле мы учим тому, как пробудить в себе дремлющую склонность любить Бога. Поскольку мы неотъемлемые частицы Всевышнего, у нас есть естественная, вечная склонность любить Бога, мы сродственны Ему. К несчастью, из-за своего контакта с материей мы практически позабыли, что связаны с Богом вечными отношениями. В нашей философии сознания Кришны нет места сектантским взглядам. Сознание Кришны — это диссертация по всем религиозным концепциям мира. Мне нравится идея, чтобы ты провел исследование всех богословских школ, и в будущем, если ты сможешь подать Движение сознания Кришны как диссертацию по всем религиозным концепциям, это будет большим достижением. Ты уже взрослый, разумный человек, проясни же свою позицию и действуй. (ПШП Гирирадже, 10 июля 1969)

69-07 Большое тебе спасибо за твой вклад в мой книжный фонд. Следующим моим изданием будет «Нектар преданности» и «Учение Господа Чайтаньи» в мягкой обложке. Я очень благодарен тебе за то, что ты ценишь Движение сознания Кришны. За исключением Движения сознания Кришны, все остальные попытки духовной реализации, такие как наркотики, пустота, имперсонализм, телесные упражнения хатха-йоги, и т.д. — все это подобно бессознательной деятельности под воздействием какого-то супернаркотика. В этой связи Шрила Рупа Госвами приводит очень хороший пример. Он говорит, что сознание обусловленной души погружено в глубокий сон, подобный обмороку ужаленного змеей человека. В Индии есть заклинатели змей и врачи, которые могут вылечить ужаленного змеей человека с помощью особых дикорастущих трав. Лечение заключается в том, что травы подносят к носу пациента, чтобы он мог вдохнуть их запах, и тогда пациент возвращается в сознание, и освобождается от действия яда. В своей обусловленной жизни мы ужалены огромным количеством разнообразных змей майи, они снова и снова ввергают нас в обморочное состояние, лишая всякой надежды на вечную жизнь. Сознание Кришны — единственное лекарство от таких укусов майи. На нас лежит огромная ответственность. Мы должны пробудить столько ужаленных пациентов, погруженных в сон волшебством майи! Такая искренняя душа, как ты, может принести большую пользу в Движении сознания Кришны. Я рад, что ты читаешь нашу «Бхагавад-гиту как она есть» и «Учение Господа Чайтаньи». Эти книги немало тебя просветят. Тебе также нужно читать «Обратно к Богу» и Шримад-Бхагаватам, и тогда твоя жизнь наверняка станет возвышенной. Мы ожидаем, что в будущем ты станешь великим проповедником нашего Движения в мире. (ПШП Карлу Ланге, 12 июля 1969)

69-08 Ты упоминаешь о том, что тебя пригласили принять участие в какой-то Конференции Всемирного Братства, и если это будет удобно, ты сможешь пойти туда с группой санкиртаны, петь «Харе Кришна», провести беседу о «Бхагавад-гите как она есть» и раздать прасад. Это наше единственное занятие, и мы можем делать это где угодно — хоть на улице, хоть на какой-нибудь Конференции Всемирного Братства. Каждый в этом материальном мире обусловлен законами майи, поэтому для нас где угодно полно работы, которую мы должны сделать, чтобы помочь [СТРАНИЦА УТРАЧЕНА]. (ПШП Джаяпатаке, 1 августа 1969)

70-01 Я очень рад был увидеть Вашу цитату из Шримад-Бхагаватам о социалистических взглядах Шри Нарады Муни. Это очень хорошо, и я также упоминаю об этом в предисловии к моему первому тому Шримад-Бхагаватам. Движение сознания Кришны так прекрасно, что может примирить противоречия между социализмом и капитализмом. В настоящее время ни один из этих «измов» не является совершенным с философской точки зрения, но если обе стороны примут общую формулу сознания Кришны, каждый из них станет дополнять другой. Поэтому я считаю, что это Движение сознания Кришны должно продвигаться по всему миру, и я сам на практике вижу, какое сильное действие оно оказывает. (ПШП Сетхджи, 13 января 1970)

70-04 Относительно религии: не только сейчас, но и в прошлом, все они описываются как псевдорелигии. Бхагавата осуждает такую псевдорелигию во втором стихе первой главы первой песни. Очарованный материальной энергией, человек забывает о своих вечных взаимоотношениях с Богом. Люди создают какие-то религии, чтобы извлечь какое-то материальное благо, так же, как они создают политические организации, чтобы без помех удовлетворять свои чувства. Религия для них — часть все той же концепции жизни. Поэтому в большинстве религий ты найдешь наставления по поводу морали и добронравия, но сознание Бога считается излишним. Так что помимо сознания Кришны или бхагавата-дхармы, религии Бхагаваты, все остальные религиозные системы — просто притворство, это факт. Поэтому неудивительно, что после встречи евреев и христиан, на которой ты имел возможность говорить, у тебя сложилось впечатление, что им очень сильно недостает сознания Бога. Что касается нас, наш принцип состоит в том, чтобы сделать жизнь с Богом реальным фактом, а не просто использовать Бога в качестве поставщика. Наш метод отличается от других, потому что мы сами хотим отдать Богу всё — все, что у нас есть, и все, чего у нас нет. (ПШП Субале, 11 апреля 1970)

70-07 По поводу Нового Завета: мы должны просто согласиться с тем, что Новый Завет называет Бога великим и признаёт, что творение осуществилось по Его слову. Я не знаю подробностей Нового Завета, но, насколько мне известно, в нем говорится, что все творение создано Богом. Это утверждение совпадает с тем, что говорится в Ведах. В философии Веданты говорится то же самое — Верховный Брахман является причиной всего творения, поддержания и разрушения. Поэтому, коль в основе лежит утверждение, что Бог есть Всевышний, что Бог велик, я не думаю, что между нами и христианами существует какое-то различие во мнениях. Но, поскольку ведическая литература древнее и распространяется многими и многими ачарьями высшего уровня, мы можем видеть, насколько Бог велик, как именно осуществлялось творение, шаг за шагом. Таких подробностей не найти ни в каком другом писании мира.

Итак, в общем, если кто-то заявляет, что нет никого более великого, чем Бог, и никто не равен Ему, мы приветствуем такое утверждение. И если такой человек серьезен и разумен, он попытается узнать из ведической литературы, как именно Бог превосходит всех и как именно никто не равен Ему. Это знание изложено очень ясно в ведической литературе, начиная с Бхагавад-гиты. Поэтому если тебе доведется встретиться с убежденными христианами, ты можешь смиренно предложить им для размышления эти аргументы. Если же это окажется догматик и слепой фанатик, не спорь с ним, а потрать лучше время на просвещение невинных. Не пытайся разбирать в деталях Новый Завет, просто скажи, что мы согласны с тем принципом, что Бог велик. (ПШП Тошана-Кришне, 23 июня 1970)

71-02 Что касается других свами и пандитов, среди них нет равных нам, потому что они не входят в систему парампары. А раз так, то их линия мысли, согласно нашему пониманию — просто ничто, пустое место. Наше Движение — настоящая революция по отношению к так называемым религиозным принципам, а также различным гуру и свами. Этот факт признают даже в Индии. Постепенно люди станут все больше и больше открывать для себя эту истину. (ПШП Упендре, 16 февраля 1971)

71-11 Я рад узнать, что ты преподаешь в университете курс Сознания Кришны. Постарайся сделать эту программу очень вдохновляющей для всех студентов университета, приглашая всех желающих попытаться опровергнуть нашу философию сознания Кришны с помощью своей философии. Если такие дискуссии состоятся, они будут очень живыми, а студенчество заметит наше Общество и станет присоединяться к нему все более активно. Философия — это высшее знание, но еще выше философии стоит практическое применение этой философии. Поэтому если ты сможешь увлечь студентов практикой сознания Кришны, они на собственном опыте увидят, что она приносит им благо, и это убедит их. В этом состоит метод Господа Чайтаньи. По мере того, как студенты будут вовлекаться в наши философские диспуты, ты сможешь продавать им наши книги. Я хочу, чтобы мои книги и другая наша литература распространялись как можно шире. (ПШП Галим-дасу, 20 ноября 1971)

71-11 Я очень доволен тем, что все твои усилия, направленные на распространение сознания Кришны, приводят к успеху. Кришна дал тебе этот дар, способность с большим вкусом представлять сознание Кришны людям, теперь просто воспользуйся этой возможностью, и твоя жизнь будет совершенной. На самом деле, поскольку ты посвятил свою жизнь Кришне, ты уже достиг совершенства. Но это как океан: плывешь в нем все дальше и дальше, но берега не увидишь. Подобно этому, нет предела совершенству в сознании Кришны. Постарайся передать это послание каждому, и люди оценят наше Движение, потому что у нас очень серьезное философское основание, и более того, нашу философию можно применить в жизни, и она даст хороший результат. Мое самое больше желание — чтобы мои книги и другая литература распространялись как можно более широко, так что постарайся делать именно это, особенно если ты идешь в школы и колледжи. Люди должны знать, что наша философия сознания Кришны спасет мир от всех опасностей. Мы гарантируем, что если сравнить нашу философию с любой другой так называемой философией, мы с легкостью победим. Твоя помощь в этой великой миссии весьма вдохновляет меня, я очень тебе благодарен. (ПШП Абхираме, 27 ноября 1971)

71-12 Самое отрадное то, что с каждым днем ты распространяешь все больше моих книг и другой литературы. Это наилучший вид деятельности — распространять солидную информацию о Кришне. Наша проповедь прочно стоит на этих книгах. Ни одно другое движение или религия не зиждется на таком широчайшем авторитетном основании, поэтому пусть все желающие вызывают нас на диспут — все они будут побеждены этой авторитетностью. Кришна называет таких сильных проповедников Своими самыми дорогими слугами, так давай же трудиться с большим вдохновением, чтобы расправиться со всеми мошенническими философиями и утвердить истинную религию «Бхагавад-гиты как она есть». (ПШП Упендре, 8 декабря 1971)

71-12 По поводу твоего вопроса о Библии: просто отвечай: «Вы живите по своей Библии, а я буду жить по своей Бхагавад-гите». На колеснице Арджуны не было свастики. Капи-дхваджа означает «тот, на чьем знамени изображение Ханумана». Флаг на колеснице Арджуны был украшен изображением Ханумана. Насчет запрета на чтение об играх Кришны из Десятой Песни: этот запрет касается лишь тех, кто не знает, что представляет собой Кришна. Но ты инициирован, поэтому ты можешь читать, ведь ты знаешь, Кто такой Кришна. Например, когда Кришне было семь лет, Он поднял холм Говардхан. Непреданные ученые говорят, что это мифология, но преданный сразу поймет, что Кришна может сделать что угодно. Все же наша книга «Кришна» настолько хороша, что даже обычный человек может ее читать и извлечь из этого благо. Надеюсь, сие застанет тебя в добром здравии. (ПШП Чатурбхуджу, 29 декабря 1971)

72-02 Что касается твоего обучения богословию, то ты можешь представить некоторые распространенные на Западе богословские взгляды, а потом пункт за пунктом опровергнуть их и показать, что их выдумали мошенники-философы, которые просто ведут невинных людей в неверном направлении. Это будет великолепное служение, потому что невинные люди начнут понимать нашу философию и богословие, начнут понимать, что это Абсолютная Истина и что если человек осознает Кришну, то это и ест высшее совершенство понимания философии. Тогда наше Движение сознания Кришны будет расширяться очень быстро, ведь простые люди, как правило, уважают мнение ученых. Поэтому если ты будешь трудиться в этом направлении, стараясь убедить класс разумных людей, это будет великолепное служение, а также должное применение твоего образования. Спасибо тебе большое за то, что так помогаешь мне. (ПШП Праджапати, 25 февраля 1972)

72-06 Невежественные люди не понимают даже христианской философии или философии индуизма. Если человек делает различие между индуистской и христианской философией, он не философ. Он не может сказать, что солнце индийское, потому что оно светит в Индии, или что это американское солнце, потому что оно светит в Америке. На самом деле солнце есть солнце. Подобным образом, и Бог один и тот же и для индусов, и для христиан. Кто этого не понимает, тот не понимает Бога. Христианская философия говорит, что Бог велик, и мы говорим, что Бог велик. Просто знать, что Бог велик — еще не совершенство, совершенное знание состоит в том, чтобы знать, как именно Он велик. Бхагавад-гита говорит о том, как именно Бог… [СТРАНИЦА УТРАЧЕНА] (ПШП неизвестному адресату, дата неизвестна)

72-08 Иногда я вспоминаю, как выступал в Портленде. Там было много христиан, и они очень хорошо принимали нас, когда мы говорили, что тоже любим Христа. Так что ты можешь проповедовать в таком духе: что мы не охотимся на людей, чтобы обратить их в свою веру, и никого не критикуем. Мы лишь настойчиво просим людей, чтобы они просто использовали сове время на то, чтобы полюбить Бога, занимаясь преданным служением Ему, будь они христиане, католики, евреи или кто-то еще. Мы интересуемся Богом и стремимся к Нему, вот и все, мы слуги Бога. Проповедуй так, очень просто, широко проводи в городе санкиртану и щедро раздавай прасад, особенно молодым людям и студентам, и тогда твой успех будет нарастать. В Амстердаме мы видели множество разочарованных молодых людей, которые настолько деградировали вследствие своего образа жизни, что даже не слушают философию. Поэтому лучше будет сосредоточиться на санкиртане, и пусть они поют с нами вместе. Если они будут петь, они неизбежно очистятся. А если кто-то немного интересуется философией, он может приобрести одну из наших книг. У нас столько больших, больших книг! Вот в таком духе продолжай с большим энтузиазмом прилагать усилия, и это очень, очень меня порадует. (ПШП Данавиру, 2 августа 1972)

72-08 Относительно твоего вопроса: Христос, Будда и другие не принадлежат к ученической преемственности, и в этом смысле они не авторитетны. Но, поскольку они наделены особой силой, мы принимаем их как авторитетных лиц. Например, Будда. Мы принимаем его как Верховную Личность Бога. Иногда они проводят такие игры, потому что им приходится это делать. Хотя на самом деле они авторитетны, иногда они играют неавторитетных лиц. Например, мы отвергаем Будду как неавторитетное лицо, но при это мы принимаем его как воплощение Бога. Мы поклоняемся Господу Шиве как вайшнаву, но как полубога мы его отвергаем. Но, по правде говоря, эти личности не авторитетны, потому что кому они нужны? Это так называемое возрождение чувства к Иисусу Христу среди молодых людей произошло именно благодаря нашему Движению сознания Кришны. Люди видят: приехали иностранцы, а у людей есть какое-то национальное чувство, и они думают: «Почему не наш Христос?» Все, что они делают, мы не одобряем. Но это не означает, что они должны прекратить свою работу, фракционность как была, так и останется. Но любой может видеть результаты. Лучше с этими людьми не разговаривать. Пусть они себе остаются буддистами и христианами, мы не собираемся их обращать. Ты просто скажи им, что если они твердо будут держаться Христа, то все у них получится. Лучше избегать этого сравнительного изучения. (ПШП Нитьянанда-дасу, 16 августа 1972)

72-09 Твоя проповедь в Хайдарабаде принесла большой успех тебе и твоим коллегам — Шриману Субала-дасу Махарадже и другим. Я очень благодарен тебе за этот большой успех. Как написано на обложке нашего «Обратно к Богу», «Бог есть свет, невежество — тьма. Где есть Бог, там нет места тьме». Весь мир полон тьмы. Так называемые йоги, свами, майявади, ученые, философы, политические деятели — все это светлячки разных видов. Во тьме беззвездной ночи во время сезона дождей кваканье лягушек и мерцание светляков привлекают внимание. Но как только засияет солнце или луна, все это незначительное кваканье и мерцание теряется из виду. Наше Движение есть Кришна. Движение сознания Кришны тождественно Самому Кришне. Поэтому если мы представим сознание Кришны с должной серьезностью, тогда, конечно, все эти незначительные светляки померкнут, и лягушки потеряют свою важность. Пожалуйста, отнесись к этому очень серьезно и делай все правильно, ведь это совсем не трудно. И тогда, конечно, мы победим во всем мире. (ПШП Тамала-Кришне, 7 сентября 1972)

73-06 Твой отчет весьма меня вдохновил. Коммунисты, со своей сухой философией, распространились практически по всему миру. Мы же устраиваем праздники, пиры, даем философию и спасение — почему же мы не должны распространить свое влияние по всему миру и затмить их? Относительно твоего плана путешествовать по всему миру и устраивать праздники «Харе Кришна» — да, делай это, даю тебе свои благословения. (ПШП Хамсадуте, 29 июня 1973)

73-07 Сим хочу поблагодарить Вас за то, что Вы пришли сюда вчера вечером, у нас была прекрасная беседа о религиозном опыте, и я внимательно слушал Ваши ответы на свои вопросы. Мой первый вопрос был: «В чем проблема человеческой жизни?» Как я уже объяснил, проблема в том, что в настоящее время нет верного понимания Бога. Человеческая жизнь предназначена специально для этой цели — понять Бога. Это совершенно естественно. Кошки и собаки, то есть, низшие животные, а также люди, подобные животным, не способны понять Бога, да они и не думают, что это необходимо — понимать Бога и свои взаимоотношения с Ним.

Согласно ведическому взгляду, человеческое существо, не обладающее пониманием Бога, ничем не лучше животного, и это верное утверждение, ибо в этом заключена единственная разница между животным и человеком. Для человека существует религиозная система — писания. Это может быть Библия, Коран, Бхагавад-гита или Шримад-Бхагаватам — неважно, но везде есть какая-то система, религиозная система, философская система, направленная на то, чтобы попытаться понять высшую силу. В своем исследовательском институте Вы тоже пытаетесь дать объяснение этой высшей силе. Поэтому правильно будет заключить, что проблема человеческого общества заключается в том, чтобы понять Бога, или, как Вы говорите, высшую силу.

Когда мы говорим о силе, подразумевается, что у этой силы должен быть какой-то источник. Например, если мы говорим об электрической энергии, это само собой предполагает, что у этой энергии есть источник — электростанция, а ею управляет какой-то инженер. В конце концов, существует жизненная сила, живое существо. Именно оно проявляет свою энергию в механических действиях, и мы видим эти разнообразные проявления. Вы попытались дать объяснение в своей книге: «Открытия, сделанные в результате таких исследований, должны знаменовать собой новую фазу религиозной истории, люди должны увлечься идеей попытки достижения этой силы каждый своим путем, не с помощью молитвы, не через смену физических событий, не ради национальной безопасности или материальных целей, но ради духовного могущества и перехода к лучшей жизни, то есть, ради решения вопроса, как лучше справляться с разными трудностями». Это очень хорошо.

Вы говорите: «Люди должны увлечься идеей попытки» достижения этой силы. Сила — это энергия, так что говоря о достижении энергии, вы подразумеваете источник энергии. Это резонно — искать источник силы, ее обладателя, поскольку сила не является независимой. Без источника силы никакой силы быть не может. Политик или генерал проявляют себя как обладатели силы, отдавая приказы и распоряжения. Итак, Ваше понимание силы неполно, Вы должны увлечь людей идеей достижения той самой высшей силы. Мы понимаем, что сила — это достояние; если человек богат, он обладает силой, и может проявить свою силу, приобретая разные вещи. Подобно этому, если человек очень силен, он может проявить свою силу множеством способов. Если человек высокообразован, он также обладает силой, с помощью своего знания он может оказывать влияние на множество людей. Поэтому мы должны признать, что за самой силой стоит тот, кто ею обладает, в противном случае наше знание будет несовершенным. Когда мы поймем обладателя энергий, мы тотчас же осознаем и все Его разнообразные энергии. Он обладает многими энергиями. Если человек способен понять, что представляет собой этот могучий Господь, он легко поймет, что представляют собой Его разнообразные энергии. Весь этот мир управляется силой Верховной Личности, Обладателя всех энергий.

Единственная проблема состоит в том, что мы не уделяем должного внимания осознанию Верховного Обладателя энергий. Проблемы низшего порядка, такие как упомянутое Вами перенаселение, созданы человеком. Если мы примем тот факт, что высшая истина есть не кто иной, как обладатель всех энергий, то мы поймем, что Он способен поддерживать любое количество населения, иначе какой же смысл в словах «Обладатель всех энергий», если Он оказывается ограничен какими-то пределами? Верховный Обладатель всех энергий беспредельно могуч, и мы видим на практике, что среди животных никакой проблемы перенаселения не наблюдается. Например, слоны. Они не задумываются над тем, где добыть пищу. Или кошки, собаки, или свиньи. Они производят за один раз полдюжины или больше детей, а ведь человек производит только одного или двух. В прежние времена мужчина мог иметь сто сыновей, а в наше время мужчина производит двух, трех, самое большее десять сыновей. Где же проблема перенаселения? Из Махабхараты мы знаем, что у Дхритараштры было сто сыновей, есть и другие примеры. Махараджа Ришабхадева также имел сто сыновей. У многих известных людей были такие семьи, и имена таких людей сохранила история. Логично предположить, что если у царя могло быть сто сыновей, то и у его подданного тоже могло быть сто сыновей, если не у каждого, то хотя бы у некоторых. И в те времена не было вопроса перенаселения, в Махабхарате о нем ничего не говорится. На самом деле проблема не в перенаселении, а в том, что пища не распределяется поровну. Например, Америка. В ней производится достаточно продуктов питания, и может производиться еще больше. Но правительство запрещает фермерам расширять производство. Проблема не в том, что население увеличилось, а в том, что распределение ведется неправильно. Или, благодаря индустриализации, мы сократили усилия, направляемые на производство пищи, ради производства чего-то другого. Так что в целом можно сказать, что проблема не в перенаселении, а в распределении пищи, или в производстве пищи. Эти ошибки возникают из-за недостатка сознания Бога.

Если Бог всемогущ, Он может не согласиться, или, по крайней мере, Его представитель, материальная энергия, может не согласиться давать достаточное количество пищи демонам. Демоны — это безбожники. В Шримад-Бхагаватам описано историческое событие, как во времена Махараджи Притху пищи не хватало, и царь решил наказать Богиню земли за то, что она не дает достаточно пищи. Он хотел убить ее. Но богиня земли ответила, что она сознательно стала давать меньше пищи, потому что не хочет кормить демонов. Так что проблема не в перенаселении, проблема в демонах. Количество демонов возросло, и, по законам природы, количество пищи сократилось. Мы с Вами обсуждали стих из Бхагавад-гиты, в котором говорится: «Зерновые растут благодаря воде, льющейся с неба». Это от нас не зависит. Поскольку мы стали безбожниками, поскольку мы прекратили жертвоприношение, или ягью, которая означает поклонение Верховной Божественной Личности, дожди могут и вовсе прекратиться. Бог не гневается, но Его представитель, материальная природа, она не хочет обеспечивать пищей демонов. Такова версия, изложенная в ведической литературе.

В настоящее время все люди превратились в демонов, они не беспокоятся по поводу того, что ведут греховную жизнь, они без всякой необходимости убивают животных в неограниченном количестве, а это большой грех. Они привыкают к одурманивающим средствам всякого вида, и безо всякой необходимости занимаются проституцией. Демоны пользуются женщинами, у которых нет мужей, извлекая наслаждение из их тел. Все это происходит из-за того, что у людей нет знания об Обладателе всех энергий. Так что настоящая проблема заключается в недостатке сознания Бога. Люди должны познать эту силу, тогда все остальные проблемы решатся сами собой. Такова же и проблема недоедания, мы придем к такому же выводу. Поскольку природа мстит демоническому населению, недоедание можно расценить как один из видов этой мести.

Еще одна проблема, которая очень тревожит жителей Америки, это загрязнение окружающей среды. Эта проблема также связана с безбожием. Вместо того, чтобы производить пищу, люди в огромных количествах производят вещи для удовлетворения искусственных потребностей, промышленность работает на полных оборотах. Индустриализация означает увод людей все дальше и дальше от сознания Бога. Рабочие, трудящие фабрик, все они шудры, а капиталисты, владельцы фабрик — вайшьи, поэтому все население сейчас состоит из шудр и вайший, а это означает, что преобладают качества невежества и страсти. Человек, пребывающий под влиянием страсти или невежества, не может осознать Обладателя всех энергий, Его способны осознавать только те, кто пребывает под воздействием благости или смешанных благости и страсти. Итак, существует необходимость превращения невежественных людей в людей, обладающих истинным знанием. То есть, нужно, чтобы люди осознали Бога, это и есть наша программа. Любой человек из любой группы, шудра, вайшья или даже тот, кто ниже шудр, может прийти к нам, и мы сделаем его разумным и дадим ему шанс понять высшую силу. В общем, истинная проблема состоит в том, что нужно осознать высшую силу, а все остальные проблемы носят вторичный характер. Не будет никакой проблемы перенаселения, если люди осознáют Бога. Всемогущий может обеспечить любое количество людей всем необходимым, и все они будут прекрасно питаться, так что ни о каком недоедании не будет и речи. Все эти проблемы возникли только из-за дефицита знания о Всевышнем.

Затем, Вы упоминаете о проблеме столкновений на расовой и национальной почве, которые часто ведут к войнам. Эта проблема также связана с недостатком сознания Бога, потому что сознавать Бога значит понимать, что мы все являемся членами одной семьи. В Бхагавад-гите сказано, что Верховный Господь является также и Верховным Отцом. У меня есть отец, а у него был свой отец, а того свой, и т.д. Если пойти этим путем, можно понять, что где-то должен быть первоначальный отец, никто не может этого отрицать. Так вот, тот первый отец и есть Бог. Поэтому во всех писаниях к Обладателю всех энергий обращаются как к Отцу, а в Бхагавад-гите верховный обладатель всех энергий назван отцом, дающим семя. Поскольку мы забыли отца, мы забыли, что все являемся слугами верховного отца, мы утратили истинные взаимоотношения между живыми существами. Если мы осознáем, что рождены от одного и того же отца, и что всё сущее на этой планете, в небе и в воде является собственностью этого верховного отца, мы должны будем понять, что пользоваться собственностью общего отца имеет право каждый. Например, в большой семье могут быть отец, мать и сыновья. Отец дает сыновьям столько пищи, сколько им нужно. Один может быть очень прожорливым, и есть больше, чем другой сын, но отец обеспечивает его пищей, он не ограничивает сына, отец наделен полномочиями давать каждому из сыновей столько, сколько ему нужно. Но если один из сыновей начнет припрятывать еду, это будет грех. Нельзя брать больше, чем необходимо. На практике можно видеть, что если оставить на улице мешок зерна, к нему тотчас слетится множество птиц, они склюют по два, три, четыре, по десять зерен, но они не будут запасать зерно на будущее. Но если мы оставим на улице мешок риса и позволим подойти к нему людям, начнется драка, потому что каждое человеческое существо будет стремиться захватить больше, чем ему необходимо прямо сейчас. Это происходит также из-за недостатка сознания Бога. Если человек понимает, что есть Отец, и Он посылает пищу каждый день, тогда зачем ему запасать пищу на будущее. Современный недостаток пищи связан с тем, что капиталисты припрятывают ее. В мире предостаточно пищи, но в то же время ее не хватает. Если вы на черном рынке заплатите больше, вы получите все, что вам нужно. Так что со стороны Бога пищи приходит достаточно, но мы, со своей стороны, неправильно ею распоряжаемся, желая добыть больше денег. Без сознания Бога, без понимания того, что всё является собственностью верховного отца, проблема останется нерешенной, множество Его детей, которых Он вполне способен обеспечить, останутся голодными из-за того, что кое-кто припрятывает пищу.

Теперь что касается религиозной идеологии. Религия — это подчинение законам Бога, вот и все. Бог велик, мы Его сыновья, Он удовлетворяет все наши потребности. В этом состоит правильное понимание. Почему нужно искать различий в духовной практике? Если Вы пришли к сознанию Бога, вы поймете, что и птицы, и звери, и растения — все являются сыновьями Бога, и у нас нет права убивать их. Но так называемые религиозные системы, созданные человеком, утверждают, что животные — это наша пища, а другие говорят: «Нет, животных убивать нельзя». Это различие в практике разных религиозных систем происходит от недостатка сознания Бога. Если мы на самом деле достигнем сознания Бога, то все эти различия станут совершенно незначительными, но без истинного сознания Бога Вам не изменить идеологию людей. Я спрашивал у многих христиан: «Почему Вы убиваете, когда в Библии ясно сказано: «Не убий»?» Никто из них не дал мне удовлетворительного ответа. А вообще-то они стараются избегать подобных вопросов. Все это происходит из-за недостатка сознания Бога.

Итак, все проблемы идут лишь от недостатка сознания Бога. Поэтому, если вы на самом деле способны помочь людям узнать о Верховном Обладателе всех энергий, это будет настоящей помощью. Но я вижу, что Ваш метод не вполне удовлетворителен. Вы предпринимаете исследование, опираясь на утверждения обычных людей, которые выражают свое религиозное чувство. Нет нужды в подобных исследованиях, ибо результат таких исследований уже превосходно описан в Бхагавад-гите, и все, что нам нужно сделать — это принять его, и тогда вся проблема исследований будет решена. Вы хотите утвердить свои выводы о религиозном опыте, опираясь на мнение мирян. Сентиментальный взгляд мирянина на религиозные проблемы не ведет к практическому пониманию религиозных проблем. Религия, как мы уже объяснили, означает приказы Бога, поэтому наука должна заниматься изучением того, чтό представляют собой эти приказы и как их исполнять. Просто собрав статистические данные о чувствах простых людей, мы не придем к правильному выводу. Поэтому, чтобы прийти к правильному пониманию, мы призываем всех людей воспользоваться благами, которые предоставляет наша организация, Международное общество сознания Кришны. Это значит читать, что написано о Боге в авторитетных книгах, таких как Бхагавад-гита и Шримад-Бхагаватам, которые были продиктованы Самим Богом. От этого ваш труд станет куда научнее и практичнее. Надеюсь, мы сможем снова встретиться и продолжить обсуждение этого важного предмета. (ПШП сэру Эластеру Харди, 28 июля 1973)

74-03 Я также очень рад тому, что ты решил полностью отказаться от материалистической жизни и полностью посвятить себя служению Господу. Служить Господу можно прямо так, как сказал Кришна: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Нет необходимости служить даридрам, чтобы добраться до Кришны. Конечно, проявлять милость по отношению к даридрам можно, никто не возражает, но представление, что Нараяна приходит в облике даридры, чтобы принимать наше служение — это против нашей философии. Даридра есть даридра, а Нараяна есть Нараяна. Нараяна требует прямого нашего служения, а не через посредство даридры. Но проявлять милосердие к даридрам мы можем, это совсем другое. Существует определенное философское различие между различными школами и Бхагавад-гитой. (ПШП д-ру Гхошу, 17 марта 1974)

74-11 Интересно было прочитать книгу «Философия Шри Рамануджи», написанную Вашим отцом В.Р. Шришайлой Чакрваварти, которую вы передали мне 2.11.74. Разумеется, мы, гаудия-вайшнавы, следуем философии Рамануджи почти в том же самом виде. Шри Чайтанья Махапрабху дает определение дживы как вечной служанки Господа, занимающей положение пограничной энергии Господа, на основе философии ачинтья-бхедабхеда-таттвы. Это почти то же самое, что вишиштадвайта-вада. Сейчас Движение «Харе Кришна» проповедует вайшнавскую философию по всему миру, и мы считаем, что Шрипада Рамануджа очень и очень помогает пониманию вайшнавской философии. Это подобно сочетанию ньяя-шрути и смрити-прастхан. Бхагавад-гита утверждает авторитет «Веданта-сутры»: брахма-сутра-падайш чайва, хетумадбхир винишчитайх. (Бхагавад-гита 13.5)

Одна из частей ачинья-бхедабхеда-таттвы посвящена определению джива-брахмана. Вечная душа, брахман по природе, или джива-брахман, неотлична от Верховного Брахмана или парам-брахмана. Но, поскольку парам-брахман — высший, величайший, а индивидуальный брахман или джива-брахман очень мал, он отличается от парама-брахмана. Вывод таков, что джива-брахма одновременно едина с парам-брахманом и отлична от него. Поскольку это нужно осознать одновременно, что очень трудно для обычного человека, эта философия называется ачинтья-бехадабхеда-таттва, непостижимая. Это подтверждается в «Катха-упанишад» (2.5.13) нитйо нитйанам, четенаш четананам, эко бахунам йо видадхати каман. Это почти то же, что вишиштадвайта-вада.

Что касается лично меня, то я, следуя по стопам моего Гуру Махараджи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады, чту всех ачарий, хотя официально принадлежу к сампрадае Мадхвы. Наша сампрадая известна под названием Мадхва-гаудия-сампрадая. Лотосоподобные стопы Шри Рамануджачарьи — великое прибежище для нас, поскольку они являются настоящей крепостью в войне с философией майявади. Надеюсь, книга «Философия Рамануджи», опубликованная Вами, станет большим подспорьем для вайшнавов всего мира. (ПШП Шри Чакраварти, 22 ноября 1974)

74-06 Ваш отчет о том, как джентльмен-христианин стал пожизненным членом нашего Общества, привлекшись нашими книгами, не удивил меня. Не далее как сегодня мы выступали в семинарии в Мельбурне (Австралия), и молодые францисканские монахи слушали очень внимательно. Разговаривая с христианами, мы никогда не говорим, что наша религиозная система лучше их системы. Мы говорим о принципе любви к Богу, са ваи пумсам паро дхармо. Им нравится наше убедительное представление сознания Бога, основанное на выводах Вед — если они вообще искренние люди. Так что если вам доведется встретиться с таким джентльменом или организацией, постарайтесь оставить там наши книги и сделать их пожизненными членами. Буду рад снова получить новости от вас. (ПШП Панчадравиде и Акшаянанде Свами, 28 июня 1974)

74-12 Я знаю, что людям в Тегеране очень нравится хатха-йога. Я понял, что Паривраджакачарья Свами проводит курсы, в которых совмещает хатха-йогу и бхакти-йогу, чтобы привлечь людей. Это очень хорошая идея. Так или иначе пробудить интерес к бхакти-йоге. Это не даст людям погрязнуть в чувственном наслаждении. (ПШП Атрея-Риши-дасу, 4 декабря 1974)

75-06 По поводу проповеди Ачьютананды: что толку критиковать Саи Бабу и наживать себе врагов? Не делайте этого на публичных лекциях. На частных встречах — совсем другое дело. (ПШП Махамсе Свами, 3 июня 1975)

75-09 Я получил твое письмо от 15 сентября 1975 с приложением экземпляров последнего выпуска журнала «Обратно к Богу» №10. Хочу сказать, что журнал, который ты делаешь, становится все лучше и лучше с каждым выпуском. Это очень хорошо. Ты работаешь с энтузиазмом. Прекрасно выбраны фотографии для статьи о моем турне. Мы можем беседовать с кем угодно. Маркс, Дарвин, любой профессор или политик — мы можем бросить им вызов и победить их. Наша философия совершенна. Так что продолжай разоблачать их, в этом состоит предназначение журнала «Обратно к Богу», разоблачать их вздорные материалистические идеи и представлять истинную философию, данную Господом Кришной. Это настоящее знание. (ПШП Джаганнатха-Сута-дасу, 26 сентября 1975)

76-01 Те, кто считает индийскую философию и священные писания просто мифологией, совершенно лишены разума. Бхагавад-гита описывает их как «грешников и негодяев, низших из людей, лишенных всякого знания и атеистов» — на мам душкритино мудхах, прападйанте нарадхамах майайапахрта джнана, асурам бхавам ашритах. Эта психологическая концепция так называемых индийских философов убила индийскую цивилизацию. О какой мифологии речь, когда Кришна говорит: дехино 'смин йатха дехе, каумарам йауванам джара, татха дехантара-праптир, дхирас татра на мухйати? Из младенца вырастает ребенок, ребенок становится подростком, подросток — юношей, юноша превращается в зрелого человека, а затем в старика. Какая же стадия наступает после старости? Так называемые мифологи не знают, чтό случится со стариком. Они не верят в то, что после смерти будет следующая жизнь, а если даже и верят, то не знают, что это будет за жизнь, что случится со стариком. Поэтому все они глупцы и мошенники.

Как мошенник может стать профессором? Это порок современного образования. В Шримад-Бхагаватам сказано: на те видух свартха галим хи вишнум. Философия — это поиск и нахождение истинного источника всего. Наша философия Веданты начинается со слов атхато брахма джиджнаса — «вопрошать о Брахмане», это и есть истинная философия. Верховный Брахман описывается как изначальный источник всего сущего: джанмадй асйа йатах. Первая глава Шримад-Бхагаватам начинается с этого стиха. Примите это. Все остальные философии это просто игра словами, цель которой — ввести в заблуждение наименее разумных людей. Господь Кришна благословил Вас сомнением в философских спекуляциях мудх. Пожалуйста, постарайтесь читать настоящую философию — Веданта-сутру и составленный Вьясадевой верный комментарий к ней, Шримад-Бхагаватам. А в качестве подготовки к этому — Бхагавад-гиту. Если Вы [СТРАНИЦА УТРАЧЕНА] непосредственно в Бхагавад-гите. Я прошу Вас внимательно прочитать «Бхагавад-гиту как она есть» и не давать глупцам и негодяям ввести Вас в заблуждение. Глупцы и негодяи испортили Бхагавад-гиту своими интерпретациями. Мы же опубликовали ее такой, как она есть. Постарайтесь посетить наш центр в Джуху — Харе-Кришна-Лэнд — и пообщайтесь с преданными. Они смогут ответить на все Ваши философские вопросы. (ПШП Шри Батраджи, 26 января 1976)

76-04 Вопрос №4: Почему возникли все существующие в настоящее время, противоречащие друг другу религии и духовные системы, если все человечество должно следовать одной религии?

Ответ: Религиозная система — это закон, данный Богом. В каждой религиозной системе нужно следовать наставлениям, которые даны Богом или Его представителем. К сожалению, так называемые последователи отклоняются от указаний господина и выдумывают собственные религиозные системы. Если бы не это, не было бы разных религий. Поэтому мы принимаем только одну религию, которая учит человека любить Бога. Любая религиозная система, которая не учит этому, то есть, тому, как полюбить Бога, не является религией, это обман. Обусловленная душа, пришедшая в этот мир из-за того, что забыла свои вечные взаимоотношения с Богом, подвержена обману, но искренний человек не поддается на обман, он встает на путь, который приведет его к совершенству жизни, то есть, к любви к Богу. Разнообразные современные религиозные и духовные системы возникают из-за того, что несовершенные руководители отвергают авторитет Бога.

Поэтому я предлагаю, чтобы руководители, которые действительно осознали себя как вечные слуги Господа, собрались и нашли пути и средства установления в мире единой религиозной системы. Бог един. Не может быть множества Богов, иначе в самом понятии «Бог» не было бы смысла. В словаре Вы найдете определение Бога. Это «Высшее Существо». Живых существ в мире не счесть, но единственное Высшее Существо — это Бог. Высшее Существо должно быть одно. Никто не может быть равен Ему, и никого не может быть больше Его, иначе утратит смысл само понятие «Бог». В последнее время стало модным становиться Богом. Это дешево и неавторитетно и порождает множество религиозных систем. На самом деле Бог один, все живые существа являются Его вечными слугами, поэтому истинная религиозная система состоит в том, чтобы научиться служить Богу. (ПШП г-ну Дхавану, 2 апреля 1976)

76-04 Вопрос №5: Что Хазур Мухаммед Сахиб сказал о 14-м веке и почему?

Ответ: Я не располагаю достаточной информацией о том, какое наставление дал Хазур Мохаммед Сахиб, но если Вы имеете в виду Мухаммеда, основателя ислама, я считаю его уполномоченным слугой Бога, потому что он проповедовал сознание Бога в определенных частях мира и побуждал людей принять авторитет Бога. Он считается слугой Бога, и мы весьма его почитаем. Не знаю, что он сказал о 14-м веке, поэтому не могу ответить на этот вопрос. Вы упоминаете святые имена Нанака, Кришны, Кабира, Христа, Мухаммеда и др. Из всех упомянутых имен Кришну мы принимаем как Господа, а все остальные — слуги Бога, Кришны, посланные с определенной миссией. В английском словаре сказано, что Бог — это Верховное Существо, и когда Кришна являлся на этой планете, Он доказал, что Он Верховное Существо, во всех отношениях. Мы распространяем Движение сознания Кришны по всему миру, и если бы все руководители приняли философию «Бхагавад-гиты как она есть», тогда, я уверен, мир освободился бы от всяких ошибочных религиозных взглядов и, счастливо следуя одной религии, принял бы Бога. (ПШП г-ну Дхавану, 2 апреля 1976)

76-05 Сейчас я совершаю свое пятнадцатое кругосветное турне, и Ваше письмо мне переслали сюда, на Гавайи с моего бомбейского адреса. Я вернусь в Индию не раньше чем через три месяца. Мне очень приятно, что Вы пригласили нас к сотрудничеству в сфере гуманитарной деятельности. Рад буду, если Вы сообщите мне в деталях, какова Ваша программа. Наша программа состоит в том, чтобы пробудить человеческое общество к осознанию Бога. Живое существо вечно, оно меняет тела в процессе эволюции. В этом материальном мире существует 8 400 000 видов тел, и живое существо переходит из одного в другое по кругу. Когда же ему выпадает возможность стать человеком, оно должно решить, по какому пути ему двигаться.

Наша проповедь строится на основе ведической литературы, которую индийские ученые, религиозные деятели и вообще люди считают самым авторитетным источником знания. Сейчас ее авторитет признан всеми учеными кругами во всем мире. Наши книги приняты всеми библиотеками, университетами и учеными людьми, и я надеюсь, что и Ваша организация также закажет все эти книги, чтобы, прочитав их, Вы смогли понять нашу точку зрения. Прилагаю каталог, в котором дано живое описание некоторых из наших книг. Вы можете заказать их для своей организации через н







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 413. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия