Студопедия — Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. Иоанна 17:21
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. Иоанна 17:21






 


 

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ОБРЯДОВОГО КОСТЮМА


В каждой местности и у каждого племени свои традиции, по всему ореолу расселения славянских племен: в постройке домов, в изготовлении оружия, национального костюма и прочее, прочее. И говорить об одной, обязательной для всех традиции, не приходится. Есть общий канон, но он говорит только об общих признаках и едином истоке в самом начале, и все.

Основных делений костюма по направлениямнаправлениям четыре: повседневный, праздничный, обрядовый, боевой.

Рассматривать все виды костюма не стоит, потому что споры и поучения ведутся только вокруг обрядового. Начнем с общих требований, одинаковых как для мужского, так и для женского обрядового костюма.

Рукава должны быть длинными, полностью скрывающими руки. Должны ли быть они до земли? Здесь уже вступает в силу различие мужского и женского костюма, и о них мы скажем позже. Но обязательно должны присутствовать ластовицы - особо обратим внимание - красного, обрядового цвета. Также красной тесьмой должны быть обшиты все края, причем не просто обшиты, а в обхват краев. Основной используемый материал - белый лен, это идеальный вариант. В настоящее время найти настоящий лен большая проблема, поэтому допустима любая белая ткань. Наши далекие предки пользовались льном только потому, что это был самый распространенный материал, сейчас же различных материалов очень много, да и лен далеко не дешевый. Не тушуйтесь, импровизируйте. Конечно, к жрецам это не относится - им придется постараться, но найти лен, и желательно домотканый.

Почему нужно обшивать обрядовую одежду красной тесьмой или лентой? Такова славянская традиция, в которой красный цвет всегда занимал особое место. Если вкратце, то красный цвет отпугивает всякую нечисть, которая пытается проникнуть в человека и там обосноваться. Эти представления дошли до нас от наших предков, и лучше, если этот элемент традиции будет сохранен. Все-таки, обрядовое одеяние - это особый вид одежды, и потому здесь нужно соблюдать хоть какой-то канон.

Теперь перейдем к различиям в мужской и женской обрядовой одежде. Понятно, что мужская обрядовая одежда отличается от женской хотя бы присутствием штанов, но это не главное. Главное в другом: мужская одежда в отличие от женской, раскраивается в виде равностороннего креста. Подол ниже колена, до середины голени, можно и чуть ниже. Рукава полностью скрывают руки и кисти рук, свисая чуть ниже, но не намного. На рукаве присутствует оручье, оно необходимо для того, чтобы поднять рукав и закрепить его; для обвязки используются кожаные, тесьмовые, веревочные ленты. Также на рукаве присутствует рукавное ожерелье, украшенное вышивкой, обычно родовой, но в современности ее часто заменяют растительные орнаменты. Подол тоже можно украсить вышивкой, но это будет уже вашим личным творчеством. Воротниковая часть представляет собой круглый вырез для головы с прямым срезом в низ. Косоворотки такой длины, чтобы голова проходила, пришли к нам вместе с татаро-монголами, то есть при уже активном развитии христианства. Воротниковую часть тоже можно украсить вышивкой, она называется плечевое ожерелье.

На мужской обрядовой рубахе может присутствовать вышитый оберег в виде сбегающих от плеч к пояснице ступенчатых линий. Обязательным атрибутом мужского костюма является пояс. Не подвязка, а именно пояс (подвязка - это повседневный атрибут, не являющийся обрядовым). На поясе можно закрепить нож. Какой именно - это уже ваша фантазия; главное - не перочинный и не складной, а простой, в ножнах.

Штаны, которые подходят к обрядовому костюму - это, конечно же, не джинсы и не что-либо "a la punk". В качестве материала здесь вполне подойдет кожа, грубый лен или какие-либо другие комбинированные варианты, главное чтобы штаны по своему стилю и покрою соответствовали именно древней народной традиции, а не современным модным веяниям. Обрядовая обувь - это сапоги, ичиги, лапти, но никак не кроссовки, ботинки или кеды.

Естественно, женская обрядовая одежда отличается от мужской хотя бы своей длиной. Длина женского обрядового платья доходит до щиколоток и ниже. От бедра начинается разрез, причем с обеих сторон. Рукава по своей длине достигают земли. На уровне кисти руки делается разрез для свободного выхода руки. Ворот того же принципа, что и мужской. Вышивка на женском платье - это вопрос исключительно фантазии, ведь женщины - большие искусницы по части рукоделия. Однако, опять же, вышивка должна соответствовать славянской символической традиции, и наличие в ней каких-либо явно современных элементов недопустимо.

У женской обрядовой одежды есть еще и дополнение - понева, которая является обязательной частью женской обрядовой одежды. Понева - это поясной фартук, который подвязывался поверх платья. Ее носили только женщины и девушки, причем, на девушек их одевали, как знак половой зрелости, когда девушка готова была стать ждущей своего суженого невестой. И далее поневу уже не снимали на протяжении всей жизни. Украшение поневы зависело от родовых установок, существовавших в каждом роду или семье. Обувь - примерно такая же, как и у мужчин; с той лишь разницей, что для женщин допускалось и то, что на обряде они могли быть и босиком.

О головном уборе. Для мужчин - без вариантов: никаких головных уборов на обряде, ни за пазухой, ни в руках, а уж тем более на голове. Это просто неуважение к предкам и богам. Для девушек - то же самое, исключение делается только в холодное время года. А у женщин много сложнее, в некоторых племенах замужняя женщина вообще не могла появиться без головного убора. Поэтому сейчас на обрядах - пусть наши женщины сами решают, одевать им головные уборы или нет. Украшения тоже на их выбор, тем более, что они в них разбираются весьма хорошо. Мужчины могут только дарить украшения женщинам, радуя их своим вниманием.

Разнообразны формы и украшения головных уборов; в каждой местности их шили по-своему, но везде различали девичий и женский. Это определялось древним обычаем. Общим для всех восточнославянских народов был обычай, по которому замужняя женщина должна была прятать свои волосы от постороннего глаза, нельзя было непокрытой выходить из дома, заниматься домашними делами. Девушки заплетали волосы в одну косу и могли не покрывать их. Отсюда обусловленность формы головного убора: для замужней женщины - тип закрытой шапочки, для девушки - легкая повязка, обруч, оставляющий верх головы открытым. Смена прически и головного убора в русской свадьбе всегда сопровождалась особыми обрядами и причитаниями.

В качестве женского головного убора был широко распространен кокошник. В северных районах он представлял собой своеобразную шапочку, расшитую речным жемчугом и золотными нитями, с поднизью в виде густой сетки, жемчужной или перламутровой, низко спускавшейся на лоб. Кокошники центральных районов были высокими, владимирские и нижегородские - округлые в виде полумесяца, костромские - островерхие. Они также украшались жемчугом, камнями-самоцветами, зеркальными стеклами, разноцветной фольгой, тыльная сторона делалась из шелковой ткани или богато расшивалась по бархату золотом. Жемчужные кокошники носили преимущественно в городе богатые мещанки и купчихи, в деревне же они бытовали как праздничные или свадебные. На юге также носили кокошники, воронежские и курские были из золотного галуна и украшались цветными полосами, но более характерным для юга был сложный головной убор (до 12 деталей). Поражают причудливой формой рязанские и тамбовские «сороки» с рогами и длинными «хвостами» из кумачовых лент.

Девичьи головные уборы также разнообразны по формам: северные - в виде зубчатых венцов, широких твердых обручей, высоких повязок. Сзади они скреплялись двумя широкими полосами узорной шелковой ткани, или перевязывались широкой лентой, украшенной по краю золотным кружевом, мишурным галуном. Как и кокошники, они украшались жемчугом, перламутровыми плашками, золотной нитью, фольгой. Южные девичьи головные уборы чаще всего представляли собой узкий венец, обтянутый шелковой тканью с украшениями из бисера, стекляруса и бус. Иногда девичий головной убор дополнялся разноцветными перьями или «пушками» - шариками из гусиного пуха.

Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. Иоанна 17:21

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 471. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия