Наследие Сушруты.
Ветвь, берущая своё начало в работах Сушруты, более известна. Отчасти это связано с большим количеством письменных источников, отчасти с их более доступным языком.
Трисанкпурушпам (трёхлепестковый цветок) между сосками ниже грудной клетки и выше брюшной полости, жидкостный по своей природе и по форме напоминает бутон лотоса, наклонённый вправо… Защититесь от удара левой и ударьте эту точку правым локтем. Восстановление – только ударом по противоположной стороне”. Тексты “Грантхаваримарма чикитса” и “Мармани чикитса” посвящены способам лечения повреждения марм: “ Если талхридайя марма повреждена, вы делаете дхара (непрерывный поток любой жидкости на какую-либо часть тела) с маслом гингелеи и гхи в течение трёх часов. После завершения дхара перемешиваете масло гингелеи с гхи и натираете это место. Наверх головы кладёте смесь цветов жасмина со сливочным маслом. Удалить это через три часа. Затем натираете всё тело смесью воды, растительного масла, гхи, сока алоэ, или, если этого нет, гхи, растительного масла и соком кокосового ореха”. В традиции Сушруты насчитывается 107 точек, но это общее количество. Названий точек – 43, некоторые названия идентичны для точек рук и ног. Так, например, урви марма – одновременно и середина бедра, и середина плеча, а талхридайя марма – и центр подошвы и центр ладони. Согласно “Сушрута-самхите” марма – это узловая точка, место соединения двух или более телесных начал – мамса (мышцы), сира (сосуды), снаю (связки), астхи (кости) и сандхи (суставы). Жизненными точками мармы называют по причине того, что по ним циркулирует жизненный ветер (прана-вайю). Чем ближе этот поток к поверхности тела – тем более опасны повреждения мармы. Классификация марм по Сушруте.
Из 107 наиболее важными считаются 64 мармы. Они в свою очередь делятся на кула мармы (наиболее важные, повреждения которых приводит к смерти или к очень серьёзным повреждениям), колу мармы (останавливающие, повреждение которых вызывает острую боль) и абхьяса мармы (часто применяемые точки, не вызывающие серьёзных повреждений). Считается, что мармы – точки исключительно плотного тела, стхула-шарира. Однако некоторые источники говорят о 32 йоги мармах, точках тонкого тела. Они не все описаны в работах Сушруты, но, по-видимому, полностью присутствуют в тамильской традиции. Все они связаны тонкими каналами – нади. 16 из йоги-марм пересекаются со стхула-мармами, точками физического тела. Техника концентрации на них (мармастханани), известная также как “ пратьяхара Яджнавалкьи ” описана в йогической “ Кшурика упанишаде ”. Мастер Ведического Рейки должен хорошо знать эту науку и постоянно в ней совершенствоваться, изучая соответствующие разделы Аюрведы.
|