Студопедия — Сура 18
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сура 18






 

 

Пещера

 

Аль Кахф

 

Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного.

1. Хвала Аллаху,

Кто Своему слуге Писание низвел

И в нем не допустил извилин (в смысле), –

2. (Писание) прямое (без уверток),

Чтобы напомнить (нечестивым) о наказании великом,

А тех, кто верует и делает добро,

Обрадовать благою Вестью,

Что им – прекрасная награда,

3. И в ней им вечно пребывать.

4. Чтоб остеречь таких, кто говорит:

«Аллах взял сына на Себя».

5. У них нет знания об этом,

И не было его у их отцов.

(Греховность) слова, выходящего из уст их,

(Столь) велика, (как и сам грех).

Они лишь ложь высказывают этим.

6. Быть может, ты себя до смерти доведешь,

(Отправившись в небытие) по их следам,

От горя, что они не верят в эту Книгу.

7. Все то, что (существует) на земле,

Мы сделали ей украшеньем,

Чтоб испытать,

Кто лучше из людей по их поступкам.

8. И Мы (со временем) все обратим на ней

В бесплодные холмы пыли и праха.

9. Ты думал ли когда‑нибудь о том,

Что обитатели пещеры и Ракима

Были одними из чудес среди знамений Наших?

10. Укрылись отроки в пещере и сказали:

«Господь наш, ниспошли нам милосердие Твое!

Уверь нас в правоте наших деяний».

11. И Мы на долгие года

В пещере им закрыли уши.

12. Потом Мы пробудили их, чтобы узнать,

Какая из общин лучше сочтет

Предел тех лет, что провели они в пещере.

13. Тебе по Истине Мы повествуем сказ о них:

То были отроки, которые уверовали в Бога,

И их (усердие) на праведном пути Мы укрепили,

14. И укрепили их сердца,

(Когда) они стояли там и говорили:

«Господь наш – Бог земли и неба.

Мы никогда не будем призывать,

Кроме Него, иного божества, –

Иначе мы сказали бы такое,

Что вышло б за предел (дозволенного Богом).

15. А эти, наши горожане,

Других богов, кроме Него,

Для поклонения себе призвали.

Тогда им почему бы ни представить

Свидетельства на власть (этих богов)!

И есть ли нечестивее того, кто ложь возводит на Аллаха!»

16. Когда оставите вы их

И тех, к кому они взывают, кроме Бога,

То отправляйтесь для укрытия в пещеру, –

Прострет Господь Свою вам милость

И к лучшему дела устроит вам.

17. И ты бы видеть мог, как солнце на восходе

Клонилось от пещеры вправо,

А на закате слева обходило их.

Они ж лежали на пространном месте посреди.

Это – (одно) из (множества) знамений Божьих:

Кому Аллах указывает путь,

Тот следует прямой стезею,

Кого блуждать Он оставляет,

Тому не отыскать себе

Ни покровителя и ни вожатого (по жизни).

18. И ты бы мог подумать, что они не спят,

Хотя они на самом деле спали,

И Мы направо и налево поворачивали их,

А их собака обе лапы протянула на порог.

И если б (в этом виде) ты их усмотрел,

Ты бы от них пустился в бег

И был бы в страх от них повергнут.

19. Потом Мы разбудили их,

Чтобы они друг друга расспросили, –

Один из них спросил:

«Как долго здесь вы находились?»

Они ответили: «Мы находились здесь,

(Возможно), день иль часть его».

(И вновь) они сказали:

«Господь ваш лучше знает то,

Как долго здесь вы находились,

(Ну а теперь) пошлите в город одного из вас

С деньгами, что при вас (остались), –

Пусть он посмотрит, у кого еда почище,

И принесет вам все, что нужно из нее;

Но чтобы вел себя он скромно

И никому о вас не сообщал.

20. Ведь если обнаружат они вас,

То забросают вас камнями

Или принудят веру их принять, –

Тогда вам никогда не знать Господней благодати».

21. Так известили Мы о них,

Чтобы (сограждане) их знали,

Насколько истинно обетование Аллаха,

И чтобы не было сомнения о Часе.

Смотри, они уж разошлись между собой

В их деле (о семи заснувших); –

(Одни) сказали: «Соорудите дом над ними!»

Но знает лучше их Господь про них, –

И те, что одержали верх в их деле,

Сказали: «Над ними мы построим Храм».

22. (И о числе заснувших) спорить они будут:

«Их было трое, а четвертым был их пес».

(Другие) скажут: «Пять их было, а шестой – их пес», –

Строя догадки (относительно того, чего) не знали.

(Иные) скажут: «Семь их было, а их пес – восьмой»,

Скажи: «Господь мой лучше знает их число,

И лишь немногие об этом знают», –

Ты с ними в спор об этом не вступай,

Коль этот спор не может разрешиться прямо,

И никого из них не спрашивай об этом.

23. И (никогда) не говори (о совершении) чего‑то:

«Я это завтра совершу» –

24. При этом не добавив:

«Если на то будет Господня воля».

А если все‑таки забудешь,

То вспомни Бога своего и (сразу же) скажи:

«Быть может, мой Господь меня приблизит

К пути прямому, (что лежит к познанию сего)».

25. И пробыли они в своей пещере триста лет,

И к этому прибавить (должно) девять.

26. Скажи: «Аллаху лучше знать,

Как долго находились они там, –

Ему принадлежат тайны земли и неба.

Как ясно видит Он!

Как верно слышит!

У них, кроме Него, нет покровителя другого,

И не берет Он никого в участники Своей управы».

27. Читай (и проповедуй)то,

Что явлено тебе из Книги Бога;

Нет никого, кто (смел бы) изменить Его слова,

И ты убежища себе не обретешь,

Кроме (того, что) Он (тебе назначит).

28. Живи душой в согласии и мире с теми,

Кто на восходе (дня) и на закате солнца

Взывает к Господу в молитве,

Ища Его благодаренья, –

От них глаза не отводи,

Желая блеска ближней жизни;

И не иди на поводу у тех,

Сердца которых Мы забвению предали

К воспоминанию о Нас,

И чьи дела идут вразрез с другими.

29. Скажи: «Исходит Истина от Бога твоего:

Кто хочет, тот уверует (в Него),

Кто хочет, тот останется неверным.

Мы для неверных уготовили Огонь,

Что их пылающим шатром окружит;

А если возмолят о помощи они,

Помогут им водой,

Что будет, как растопленный металл,

Обваривать их лица,–

Какое мерзкое питье!

Как непристойно место возлежанья!

30. Но тем, кто верует и доброе творит...

Поистине, Мы не дадим погибнуть

Награде тех, кто делает добро.

31. Для них Сады, реками омовенны,

Они украсятся в браслеты золотые,

Оденутся в зеленые одежды из атласа и парчи,

Там на седалищах прекрасных восседая, –

Какая славная награда!

Какое благостное место возлежанья!

32. Ты предложи им в притчу двух людей:

Мы одному устроили два виноградных сада,

Вокруг которых посадили пальмы,

А между ними злаковые нивы извели.

33. И оба сада принесли свои плоды,

И ничего из них не погубили,

А между ними реку провели.

34. Хозяин сада получил (обильные) плоды

И в разговоре другу своему сказал:

«Тебя богаче я имуществом своим

И (сыновьями) больше славен».

35. И (горделиво) он вошел в свой сад,

Обидев собственную душу,

И сказал: «Не думаю, чтобы пропасть могло

Когда‑нибудь все это,

36. И я не думаю, что Час настанет.

А если к Богу моему я буду возвращен,

То я взамен найду там лучшее, чем это».

37. Но друг его с ним в разговоре отвечал:

«Ужель не веруешь в Того,

Кто сотворил тебя из праха,

Потом из капли,

А потом и выровнял, и соразмерил человеком?

38. И что касается меня:

Это – Аллах, Господь мой,

И в соучастники Ему я никого не призываю.

39. И что ж тебе ни говорить, входя в свой сад

«На все Господня воля!

И лишь с Аллахом мощь моя!»

Если (сегодня) видишь ты меня

Бедней себя деньгами и детьми,

40. (Как знать), быть может, мой Господь

Мне (завтра) даст получше, чем твой сад,

Ну а на твой – пошлет несчастье с неба,

И обратится он в (бесплодный) голый холм.

41. Или уйдут под землю его воды,

И ты их не сумеешь отыскать».

42. И были гибелью объяты все его плоды,

А он стоял, ломая себе руки,

Горюя от того, что он в него вложил,

А ныне он стоял до основанья разоренный;

И говорил он: «Горе мне!

О если б только к Богу моему

Я никого не призывал!»

43. И не было таких,

Кто оказал бы ему помощь против Бога,

И сам он справиться (с бедой) не мог.

44. Лишь у Аллаха, истинного Бога,

Ищи зашиты и спасения себе!

Нет никого лучше Него

В даянии наград и лучшего исхода.

45. Ты приведи им в притчу жизнь в этом мире

Она – точно вода, которую с небес

Мы шлем,–

Растительность земли ее поглотит

(И буйно расцветет на миг);

(Но вот, гляди!) Она уже иссохла

И превратилась в сор сухой,

Что распыляется (в небытие) ветрами.

Аллах, поистине, над всякой вещью властен!

46. Богатства (ваши), сыновья –

Лишь украшения вам в этой жизни,

А то, что пребывает (Вне суеты земного бытия) –

Дела благие –

Есть лучшее пред Господом твоим

И по награде, (что за праведность воздаст Он),

И по надеждам, (что исполнятся Его веленьем).

47. В тот День, когда Мы сдвинем с места горы,

И ты увидишь землю плоской,

Мы соберем их всех и не оставим никого.

48. Они предстанут перед Господом твоим рядами,

(И скажет Он):

«Вот вы вернулись к Нам (в том виде),

В котором вас Мы сотворили изначально.

Тогда вы думали, что не исполним Мы обета Своего

О встрече с вами в срок определенный».

49. И книга (дел) будет положена (пред ними),

И ты увидишь грешных в страхе от того, что в ней,

И они скажут: «Горе нам!

Что это за книга,

Что не осталось ни единого деянья,

Которое она бы ни сочла,

Сколь малым ни было оно или великим?!»

Они найдут там налицо все то, что совершили,

И твой Господь ни одному из них

Не нанесет обид несправедливых.

50. И вот Мы ангелам сказали:

«Адаму низко поклонитесь!»

И те в поклоне перед ним склонились,

Кроме (надменного) Иблиса,

Кто был одним из джиннов

И не исполнил повеленье Бога своего,

Так неужели вы его, его потомство,

Возьмете в покровители себе, вместо Меня?

Они же – вам враги!

Как же порочна эта мена для неверных!

51. Я их не звал в свидетели творения

Небес, земли и их самих,

И Я не стану брать в помощники Себе

Таких, которые с пути сбивают.

52. В тот День Он скажет:

«Призовите тех,

Которых Мне вы в соучастники придали».

Они их призовут, но те им не ответят,

И Мы воздвигнем пропасть между ними.

53. И грешники увидят Огнь Ада,

Предчувствуя, что попадут в него, –

Но не найти им от него спасенья!

54. В этом Коране привели Мы людям

Притчи, (несущие) различный (смысл), –

Но человек чаше всего упорствует (в страстях,

Склоняющих его к неверью).

55. Так что мешает людям (в Господа) уверить,

Когда пришло к ним Руководство,

И что удерживает их взывать к их Богу о прощеньи,

Как только то, чтоб их постигла участь предков,

И наказание лицом к лицу предстало.

56. Мы шлем посланников (Своих)

Лишь возвещать (добро) и увещать (от злого),

Но в своих спорах прибегают лишь ко лжи

Все те, кто не уверовали (в Бога),

Чтоб ею Истину отвергнуть,

И подвергают (злым) насмешкам Знаменья

Наши и все то, чем увещали их.

57. И есть ли нечестивее того,

Кому напомнили знамения Господни,

А он их (не признал и) отвратился,

Забыв о том, что предварили ему руки.

Мы их сердца покровами закрыли,

Чтобы они не поняли его,

А в уши положили глухоту.

И если ты их призовешь на путь прямой,

То и тогда они им не пойдут.

58. Он твой Господь ‑

Владыка милосердия и (все)прощенья, –

И если б Он желал их наказать

За то, что (их грехи) им предварили,

То, несомненно, Он ускорил бы их кару.

Но есть у них назначенный предел,

(И вот когда он подойдет),

Им никогда, кроме Него,

Убежища себе не отыскать.

59.Так погубили Мы селения (людей),

Когда (их жители) нечестие творили,

И (всякий раз) на их погибель

Мы ставили назначенный предел.

60. Вот Муса своему служителю сказал:

«Не отступлю, пока я не достигну

Места слиянья двух морей,

Хотя бы довелось идти мне годы».

61. Когда они соединения (морей) достигли,

Они совсем забыли про их рыбу,

Что прямо к морю (дивным образом)

Направила свой путь.

62. А уж когда они (вперед) прошли,

Он спутнику сказал,

«Ты приготовь поесть нам.

Наш тяжкий путь нас изнурил».

63. Но тот ответил: «Видишь ли,

Когда мы у скалы обосновались,

Забыл про рыбу я,

И только Сатана забыть меня заставил

(Об этом сообщить тебе), –

Она же прямо к морю

Дивным образом направила свой путь».

64. Сказал он:

«Этого как раз мы и желали!»

И оба двинулись назад

По своим собственным следам.

65. Они нашли там одного из Наших слуг,

Кому Мы даровали милость от Себя

И научили мудрости и знанию от Нас.

66. Муса сказал ему:

«Могу ль я за тобой пойти,

Чтобы меня ты научил хоть части из того,

Чему научен ты об Истинном Пути?»

67. Но тот ответил,

«Ты не сможешь сохранить терпение со мной,

68. И как тебе быть терпеливым в тех (вещах),

Смысл которых для тебя неясен?»

69. Муса сказал: «Если Аллаху так угодно,

Меня найдешь ты терпеливым;

Я не ослушаюсь тебя ни в чем».

70. Сказал он: «Если ты последуешь за мной,

Не задавай мне никаких вопросов,

Пока я (к сути твоего вопроса) не вернусь».

71. Они отправились в дорогу оба,

И (лодку повстречав), вошли в нее.

Тут он ее (внезапно) продырявил,

И Муса, (не стерпев), сказал:

«Ты сделал в ней дыру,

Чтоб потопить сидящих в ней?

Как странно поведение твое!»

72. Ответил тот: «Не я ли говорил тебе,

Что ты со мной не сможешь сохранить терпенье?»

73. «Не укоряй меня за то, что я забыл, – ответил Муса, –

И в моем деле на меня не возлагай

Те тяготы, (что мне невмочь нести)».

74. Они продолжили свой путь

И шли, пока им юноша не повстречался.

И тут убил его (попутчик Мусы),

И (потрясенный Муса, вновь не утерпев), сказал:

«Ужель убил ты душу, неповинную в убийстве?

Ты совершил дурной поступок».

75. Ответил тот: «Не я ли говорил тебе,

Что ты со мной не сможешь сохранить терпенье?»

76. Муса сказал:

«Если тебя я после этого о чем‑нибудь спрошу,

Не позволяй мне путь с тобой продолжить, ‑

Это тебе служило б извиненьем от меня».

77. Они продолжили свой путь,

Пока ни подошли к селенью

И жителей его о пище ни спросили.

Но те в гостеприимстве отказали им.

Они нашли в селенье стену,

Которая была готова развалиться,

И тут (попутчик Мусы) починил ее.

Муса сказал: «Если б тебе хотелось,

Ты мог бы получить за это плату».

78. «Мы разлучимся здесь, – сказал (его попутчик), ‑

Но прежде я хочу растолковать тебе

Значение того, о чем тебе так нетерпелось! (знать).

79. Лодка, которую я продырявил,

Принадлежала беднякам,

Которые работали на море.

Я захотел ее испортить потому,

Что позади их находился царь,

Который силою захватывал все лодки.

80. Юнец, (которого убил я) –

Его родители благочестивы были в вере,

И мы боялись: он им горе причинит

Своим неверием и непокорством.

81. И мы хотели, чтоб Господь их

Дал им взамен другого (сына),

Кто будет и (душою) чище,

И милосерднее (в сыновьем долге).

82. А (что касается) стены (в селенье):

Она принадлежала двум юнцам‑сиротам,

И был под нею клад, что им принадлежал.

Отец их был благочестив,

И потому Господь твой пожелал

Достичь им зрелости и клад извлечь

По благосклонности Господней воли.

Я не своим решением все это совершил, –

(На то была Господня воля!)

Вот объяснение того,

О чем тебе так нетерпелось знать».

83. Они тебя о Зуль‑Карнайне воспрошают; –

Скажи: «Я вам поведаю историю о нем!».

84. Мы укрепили его мощь на сей земле

И дали ему все пути и средства.

85. Он (выбрал) путь и им пошел.

86. Когда дошел он до захода солнца,

То он увидел, что оно

Садится в воды грязного ключа,

А близь него – (селение) народа.

Сказали Мы: «О Зуль‑Карнайн!

Ты можешь наказать его

Или явить великодушие свое».

87. Сказал он: «Мы того, кто нечестив, накажем, –

Потом он будет к Богу возвращен,

И тяжкой карой Он его накажет.

88. Но тем, кто верует и делает добро,

От нас – прекрасная награда,

И наши повеленья им

Будут легки для исполненья».

89. Потом другим путем пошел он,

90. Пока не подошел к восходу солнца

И не увидел, что оно восходит над народом,

Которому не дали Мы покрова

Укрыться от лучей палящих.

91. (Он их оставил) в том же (виде, как нашел),

И Мы прониклись знанием всего,

С чем он столкнулся.

92. И вновь отправился он в путь,

93. Пока не подошел к проходу

Между двумя крутыми склонами горы,

И у (подножья) их нашел народ,

Что мог едва понять, какую‑либо речь.

94. «О Зуль‑Карнайн! – они сказали. –

Гог и Магог творят нечестье на земле.

Не примешь ли от нас ты подать,

Чтобы воздвигнуть стену между (нечестивцами) и нами?»

95. Ответил он: «Могущество, что дал мне мой Господь,

Мне лучше (по награде).

Вы мне (рабочей) силой помогите,

И я воздвигну стену между вами.

96. Несите мне куски железа».

Когда (железом) он сровнял (пространство)

Между крутыми склонами горы:

«Дуйте (в кузнечные мехи)!» – сказал он.

Когда железо раскалилось, как огонь,

Сказал он: «Принесите мне его!

Я вылью на нее расплавленный металл».

97. И не могли (Гог и Магог)

Ни перелезть через нее, ни продырявить.

98. «Сие по милости от Бога моего, – сказал он, –

Когда придет Обещанное Господом моим,

Он обратит ее в (мельчайший) щебень, –

А то, что обещает мой Господь,

Есть Истина, (что неминуемо свершится!».

99. В тот День

Мы их оставим литься (беспорядочной толпой),

Подобно волнам, спорящим друг с другом, –

Раздастся трубный глас, и Мы въедино соберем их.

100. И Мы представим Ад в тот День

Перед (прозревшими) глазами нечестивцев, –

101. Тех, чьи глаза были завесою закрыты,

Чтобы Знамения Мои не распознать,

(Закрыты глухотою были уши),

Чтобы не мочь услышать (Слова Моего).

102. Ужель неверные считали,

Что могут взять в защитники себе

Моих рабов, вместо Меня?

Мы уготовили им для жилища Ад!

103. Скажи: «Не сообщить ли вам про тех,

Кто понесет от дел своих наибольшие потери?

104. Тех, чьи усилия впустую

Были потрачены (в их жизни на земле), –

Они же думали, что делают прекрасные дела».

105. И это – те, которые в знамения их Господа не верят,

Не верят, что Его им встретить предстоит, –

Дела их в тщету обратятся,

В День воскресения Мы не дадим им никакого веса.

106. Вот их награда – Ад!

За то, что не уверовали в Бога,

Подвергли осмеянию знамения Мои

И над пророками Моими насмехались.

107. А те, кто верует и делает добро –

Для тех жилищем будут Райские Сады,

108. Где пребывать навечно им

Без всякого желания замены.

109. Скажи: «Если бы воды океана в чернила обратились

Для записи Господних Слов,

Они бы истощились раньше,

Чем истощились бы Словесы Бога моего,

Если б Мы даже к этому прибавили подобное сему».

110. Скажи: «Всего лишь человек я, вам подобный.

Пришло мне Откровение, что бог ваш – Бог Единый.

А кто надежды возлагает

На встречу с Господом своим,

Пусть добрые дела творит

И в почитании Владыки своего

Других божеств не призывает».

 

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 339. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия