Студопедия — Место и роль сравнительного метода исследования государства и права (Сырых)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Место и роль сравнительного метода исследования государства и права (Сырых)






29. Основные направления развития методологии современной юридической науки (Феноменология, правовая антропология и правовой экзистенциализм).

Правовая антропология

Антропология права (юридическая антропология) — научная и учебная дисциплина, которая путём анализа устных или письменных памятников права, практики общественной жизни исследует процессы юридизации человеческого бытия, свойственные каждому историческому типу цивилизации, и стремится выяснить закономерности, которые лежат в основе социального и правового быта человеческих общностей.

Антропологическая методология обеспечивает изучение всех элементов и проблем теории государства и права в их человеческом измерении, дает самое глубокое понимание права и государства как отчужденных от человека форм его существования. В юридической антропологии, неразрывно связанной с этнологией, этнографией и этологией, заключен импульс развития учения о государственной и правовой жизни как о естественно-исторических процессах. Основатель науки – Генри Мейн, сформировалась во второй половине XIX в. на стыке юриспруденции, антропологии, этнологии, социологии, культурологии, истории, философии. Представители: Х. Коинг

Общая характеристика антропологической методологии:

- в ее рамках предметом выступает право и государство в их первоначальных формах, что является условием понимания природы современного права и государства

- связана с выявлением и исследованием среды права и государства как активной совокупности факторов, условий, процессов социальной и природной реальности, определяющей изменчивость права и государства;

- на ее основе осуществляется исследование происхождения и генезиса права и государства, их правовой "генетики" как основы и существа ментальности этноса;

- направлена на поиски социального в биологическом компоненте человека и этноса и на этой основе - на выявление биосоциальной целостности как человека, так и социума;

- предполагает видение права в его индивидуальной форме, что позволяет раскрывать существо и содержание права как его установки, ориентации, интересы, потребности; антропологическая методология лежит в основе психологической теории права;

- сосредоточена на личных связях, на конкретных взаимоотношениях между индивидами;

- ее использование позволяет изучать право и государство в цивилизационном измерении;

- ее использование позволяет различить в человеке правовые качества как устойчивые характеристики, являющиеся непосредственным выражением его правовой природы.

Наиболее важной антропологическая методология является для теории права человека, поскольку без нее данная теория оказывается только политической идеологией.

Понятийный аппарат образуют:

1) понятия, отражающие определенную совокупность видов права (живое право, моральное право, фольклорное право, индивидуальное право, народное право и т.п.);

2) понятия, отражающие "корневые" характеристики правовой и государственной жизни (архетипы как ментальные условия вхождения в культуру, сокровенное (интимное), сакральное, священное, религиозное и т.п.);

3) понятия, характеризующие базовые с точки зрения происхождения формы организации социальной жизни (миф, табу, ритуал, магия, традиция и привычка и т.п.);

4) понятия, отражающие психологически окрашенные средства организации и поддержания отношений (инициация, мотивация, безопасность, защищенность, доверие, подозрение, расположение и т.д.);

5) понятия, в психологическом аспекте отражающие следствия отчужденности права и государства от человека (патология, агрессия, сублимация и связанные с ними психоаналитические понятия).

К преимуществам антропологической методологии следует отнести: 1) сориентирована на гуманизацию права и государства; 2) опирается на очевидности не духовного и не культурного, а эмпирического характера (право и государство выступают как индивидуально воспринимаемая реальность); 3) помогает принимать оптимальные решения на основе целостного опыта жизни не государства или общества, а социума.

К недостаткам относятся: 1) вытекающая из специфики антропологической методологии практика реконструкции правовой жизни по отдельным элементам, что ведет к дополнению этой реальности мифами; 2) наложение природных закономерностей на социальные вероятности искажает понимание природы закономерностей государственно-правовой жизни; 3) обращение к исходным процессам и свойствам права и государственно организованной жизни как к универсальным оставляет за пределами внимания сущности рассматриваемых феноменов.

Правовой экзистенциализм

Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр и др.) специально не занимались юридической проблематикой и не оставили соответствующих концепций экзистенциалистского учения праве и государстве. Однако разработанные ими идеи и положения философского экзистенциализма стали исходной основой для формирования ряда философско-правовых концепций экзистенциалистского профиля. В экзистенциализме подлинное существование человека (экзистенция, «бытие-в-мире») противопоставляется его неподлинному существованию в мире — в сфере сложившейся культуры, общества, государства, закона и т. д. При этом экзистенция трактуется как исходное (дорациональное и дорефлективное) переживание и постижение человеком своего бытия в мире. В экзистенции человек выступает как субъект, как подлинная личность и является самим собой. Вне этого экзистенциального состояния он предстает «как все», как «другой» для себя и для других, оказывается безличным объектом в мире объектированных ценностей, отношений и форм общения. В таком безличном мире человек лишь в ситуациях глубочайшего потрясения постигает существо своей экзистенции, смысл своего бытия в мире. Согласно экзистенциализму, основная задача философии права состоит в понимании и трактовке права как экзистенциального явления в его различении и соотношении с официальным законом. В этом контексте экзистенциальное право выступает как подлинное право, а позитивное право — как нечто неподлинное, отчужденное от человека и противостоящее его экзистенциальной сути. Данная общая идея экзистенциалистского правопонимания по-разному преломляется и реализуется в различных юридических концепциях экзистенциализма.

Различные аспекты экзистенциалистского подхода к праву изложены в работах немецкого юриста В.Майхофера. Бытие человека в мире включает в себя два момента: момент единичности и неповторимости бытия человека и момент влияния на человеческое бытие того мира, в котором осуществляется это бытие. В различных конкретных ситуациях своей экзистенции человек выступает в различных экзистенциально обусловленных социальных ролях (отца или сына, мужа или жены, покупателя или продавца и т. д.).

Задача «естественного права как права экзистенции», по Майхоферу, состоит в том, чтобы дать соответствующий достоинству человека и ценностям человеческой жизни образец существования индивидов и их взаимоотношений. В целом в философско-правовом учении Майхофера под правом (в его различении с законом) имеется в виду экзистенциальное право (право экзистенции), трактуемое как конкретно-ситуационное проявление требований рационалистического естественного права. Соотношение же такого экзистенциального права позитивным правом остается в пределах традиционной модели соотношения естественного и позитивного права.

В духе естественноправовых положений рассматривает экзистенциальное право и другой немецкий юрист Э. Фехнер. Он резко критикует юридический позитивизм, который, признает лишь реальные факты и игнорирует метафизические факторы.

Естественное право, порождаемое экзистенцией, в отличие от позитивного права с его механическими нормами не поддается нормативному охвату и выражению. Экзистенциальное правовое решение индивида, законодателя, правоприменителя — это всегда субъективно-волевое решение, рассчитанное на порождение экзистенцией в «пограничной ситуации» ожидаемого живого, естественного права с адекватным данной правовой ситуации содержанием. Только такое правовое решение может быть подлинным. Но Фехнер признает, что подобное экзистенциальное решение может оказаться неправильным, поскольку оно всегда сопряжено с риском принятия неверного решения. Но без такого риска вообще не может быть подлинного правового решения и подлинного права.

Экзистенциалистское правопонимание, апеллирующее к индивидуальной экзистенции и приуроченное к конкретной ситуации, исходно отвергает ту всеобщность и общезначимость, правового начала (правового принципа, правовой формы, нормы и т. д.), без чего вообще нет права, и по существу подменяет право произвольными правилами индивидуально-ситуационного характера.

 

 

30. Правовые исследования: структура, виды и стадии







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 2616. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия