Во многих сложноподчиненных предложениях главное ударение чаще всего падает на конец придаточного предложения.
НЕЛЬЗЯ! делать паузу, близкую к паузе при точке перед придаточным предложением на запятой. В сложноподчиненных предложениях чаще всего нарушается правило чтения по запятым, именно тут они чаще всего «не читаются». например: Я побежал домой, / гордясь / тем (,) что сумел исполнить поручение. В этом примере первая запятая «читается». В первом речевом такте ударение получает обстоятельство места «домой». Но если сделать паузу после второй запятой, то выделенным паузой окажется местоимение «тем», не несущее в предложении смысловой нагрузки. Важно тут - чем именно «гордясь». Поэтому правильнее будет сделать паузу после слова «гордясь» и небольшое ударение на этом слове, а дальше читать вторую половину предложения как один речевой такт с главным ударением на дополнении («поручение»). Так наиболее полно донесется мысль: «я гордился, что исполнил поручение». Могут быть случаи, когда придаточное следует читать как вводное (это чаще всего относится к определительным придаточным). например: На снежном обрыве, / где желтели пятна / и полосы от золы (,) которую сегодня утром выгребли из печек, / двигались маленькие фигурки. Здесь первое придаточное определительное («где желтели пятна и полосы от золы») отделяется от главной части паузой, а второе придаточное определительное («которую сегодня выгребли из печек») присоединяется к первому без паузы. Могут быть такие виды сложноподчиненных предложений, где придаточные обычно отделяются от главной части, хотя и не читаются приемом вводного. например: Как всё - / и поэзия теряет свою святую простоту, / когда из поэзии делают профессию. Если придаточное такого же вида стоит на первом месте, то пауза после придаточного тоже обязательна. например: А когда всходит луна, / ночь становится бледной и томной. Когда в сложноподчиненном предложении встречаются придаточные условные («если», «коли») и придаточные времени («когда», «с тех пор как», «после того как», «пока» и др.), они всегда имеют определенный звуковой рисунок при чтении вслух. Станиславский называл придаточные условные «двухколенным периодом». Он утверждал, что в такой интонационной фигуре «после звукового повышения, на самом верху, там, где запятая сливается с логической паузой, после загиба и временной остановки речи, голос резко падает вниз, на самое дно». В чтении условных придаточных и придаточных времени в процессе тренировки следует ощутить свойственный им активный ход голоса «к вершине» и обязательное его падение вниз в конце. например: Если исчезнет воображение ^, / то человек / перестанет быть человеком v. Когда в сложноподчиненном предложении встречается придаточное сравнительное («как», «точно», «словно» и др.), это придаточное получает перевес и главное ударение в предложении всегда падает на него, особенно если оно стоит в конце предложения. Когда это придаточное находится перед главной частью предложения, главное ударение обычно также сохраняется на нем, а не на главной части. например: Девушка / села на стул так осторожно, / точно боялась (,) что стул / улетит из-под нее. В этом примере придаточное сравнительное отделено от главной части логической соединительной паузой, что дает возможность сравнить главную часть с придаточной. Главное ударение также падает на вторую часть придаточного: «стул улетит из-под нее». Когда в сложноподчиненных предложениях встречаются придаточные сопоставительные с союзными словами «чем... тем...», «подобно тому как» и др., ударения падают на оба сопоставляемых явления. При этом то из сопоставляемых явлений, которое стоит на первом месте, получает обычно несколько меньшее ударение, связанное с повышением голоса. Главное ударение, связанное с понижением голоса, получает то из сопоставляемых, которое стоит на последнем месте. например: Чем выше солнце, / тем больше птиц / и веселее их щебет. Здесь сопоставляются два явления: «выше солнце» - с одной стороны, и «больше птиц» и «веселее щебет» - с другой. Все они получают ударения. Из них главное ударение падает на второе слово из второй группы сопоставляемых - «щебет», стоящее на последнем месте. Бессоюзные сложные предложения по характеру составляющих их частей (простых предложений) близки или к сложносочиненным, или к сложноподчиненным предложениям. В первом случае их части относительно самостоятельны и чтение их требует чаще всего интонации перечисления (с небольшими равномерными паузами), сопоставления или противопоставления (в двух последних случаях -- с более длительной паузой между разными по высоте тона частями: от повышения к понижению). например (интонация перечисления): Метель / не утихала ^, / небо / не прояснялось v. Бессоюзные сложные предложения, близкие по значению к сложноподчиненным, выражают взаимозависимость явлений (обусловленность, причинность), раскрывают содержание одной части предложения в другой и т.д. Интонация этих предложений близка к интонации соответствующих сложноподчиненных, но с более резким мелодическим переломом между частями, т.к. именно интонация связывает предложение в одно целое, без помощи союзов передает соотношение частей. например: Биться в одиночку ^ / - жизни не перевернуть v. Все части бессоюзного сложного предложения подвергаются такому же анализу, какому мы подвергаем простое распространенное предложение. В каждой его части имеются различной силы ударения, и все они подчинены главному фразовому ударению I, обычно стоящему на последнем месте и представляющему собой последнюю часть бессоюзного предложения. Чтение бессоюзного предложения с перечислительной связью во многом сходно с чтением однородных членов: вся целиком предпоследняя часть, и особенно ударное ее слово, повышается, а последняя часть, как последнее из однородных, вся понижается к точке. например: Но солнечный луч / потух; // мороз / крепчал / и начинал пощипывать нос; // сумерки / густели; // газ / блеснул из магазинов и лавок. В этом предложении четыре части. Каждая из них является простым предложением, и ударения внутри нее соответствуют правилам постановки ударений в простых предложениях. Все предложение должно быть прочтено с интонацией перечисления, как читаются однородные члены предложения. Вся последняя часть - «газ блеснул из магазинов и лавок» - близка к чтению при фразовом ударении II, но главное ударное слово в данном случае находится не в конце предложения. По смыслу лучше сделать ударение на подлежащем «газ». Это слово несет основную смысловую нагрузку, так как означает признак вечера свет в окнах магазинов. Особым видом сложного предложения является период. Период -- это очень разветвленное сложное предложение, со многими придаточными. Такого рода предложение дает автору возможность подробно изложить и развить какую-либо мысль, нарисовать большую картину. Период представляет собой самостоятельную часть, завершенную по содержанию, внутри литературного произведения. Построение периода напоминает замкнутый круг, кольцо. Для автора период является особым стилистическим приемом. В самом построении периода заключен особый ритм, который создается с помощью определенной организации текста внутри каждой его части, а также с помощью повышений и понижений голоса, замедления или ускорения темпа речи при чтении периода.
|