ОТ АВТОРА. Технический редактор В. У
Редактор Н.Н. Жердецкая. Художник Г. Б. Лукашевич. Художественный редактор Л.И. Орлова. Технический редактор В. У. Борисова. Корректор Н. Я. Корнеева. Сдано в набор 2/ХII 1974 г. Подписано к печати 19/VIII 1975 г. Формат бумаги 84х1081/32. Бумага типографская № 2. Усл. п. л. 7 56 Уч -изд. л. 7,106. Издат. № 16650. Тираж 100000 экз. Заказ N 2727. Цена 27 коп. Издательство «Искусство». 103051 Москва, Цветной бульвар, 25. Ордена Трудового Красного Знамени Первая Образцовая типография имени А А Жданова «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, М-54, Валовая, 28.
OCR Pirat
ВИСЛАВ СТРАДОМСКИЙ СНИМАЕМ ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ КИНОФИЛЬМ
ПЕРЕВОД С ПОЛЬСКОГО И КОММЕНТАРИИ И. Б. ГОРДИЙЧУКА
WIESLAW STRADOMSKI
KRECIMY FILM AMATORSKI
CENTRALNA PORADNIA AMATORSKIEGO RUCHU ARTYSTYCZNEGO WARSZAWA 1968
МОСКВА «ИСКУССТВО»
С 83 ОТ АВТОРА Страдомский Вислав. С 83 Снимаем любительский кинофильм. Пер. с польск. и коммент. И. Б. Гордийчука. М., «Искусство», 1975. 128 с. с ил. (Б-ка кинолюбителя).
Книга дает необходимые сведения о постановке и съемке любительских фильмов. В ней рассматриваются основы и методы работы, постановочные и съемочные приемы. Рассчитана на широкий круг кинолюбителей.
32304-170 C-------------------136 — 75 025(01) — 75
778.3
Издательство «Искусство», 1975 г.
ОТ АВТОРА
Кино — искусство, возникшее на основе современной цивилизации с ее быстрым ростом техники, — явление особенное, с богатым будущим. Сергей Эйзенштейн характеризовал искусство кино как новую разновидность искусства, спаявшую в одно органическое целое и живопись с драмой, и музыку со скульптурой, и архитектуру с танцем, и пейзаж с человеком, и зрительный образ с произносимым словом. Воздействие кинематографа пропорционально количеству его зрителей и любителей. Собираясь около сотен тысяч киноэкранов, разбросанных по всему миру, миллиарды зрителей испытывают влияние кинематографа на свое мировоззрение, взгляды, вкусы и привычки. Изображение, являющееся основой кинематографа, обладает силой очарования. Это, очевидно, происходит потому, что человек 90 процентов сведений и впечатлений о внешнем мире получает при помощи зрения и только 10 процентов другими способами. Кроме того, люди больше верят тому, что видят, чем тому, что слышат. Помимо достоинств эстетического характера кинематограф заключает в себе большие информационные и познавательные возможности. Этим объясняется все более широкое его использование для просвещения и фиксации различных событий и явлений. Можно ли после этого удивляться, что искусство кинематографа привлекает с каждым годом все большее количество энтузиастов, которые не удовлетворяются одним созерцанием, а хотят использовать кино как средство выражения своих собственных мыслей и чувств. Наряду с профессионалами, работающими в кинематографии и достигающими разных результатов с точки зрения художественной и общественной, имеется масса любителей, занимающихся кинематографом в свободное от работы время. Они используют кинокамеру для выражения собственных впечатлений, наблюдений, точек зрения, которыми хочется поделиться с другими. Кинолюбителей на свете миллионы, и их творчество — явление со всех точек зрения замечательное. Свободные от экономической зависимости профессионалов и влюбленные в свое увлечение, которому отдают каждую свободную минуту, кинолюбители снимают картины, часто имеющие ценность только для круга своих близких, но некоторые из них идут дальше, выдвигают более широкие темы, успех которых заключается в их общественной значимости; встречаются и любители, поднимающие большие проблемы, решая их действительно художественно. Зрители многих фильмов кинолюбителей, отмеченных на внутренних и международных конкурсах и фестивалях, видят большой труд и изобретательность, вложенные в создание этих произведений, отличительной чертой которых является выбор интересных тем и художественность решений. Эти фильмы часто не уступают произведениям профессиональных кинематографистов, работающих в хороших производственных условиях. Наша творческая кинолюбительская семья на мировом фоне выглядит с каждым годом все лучше. Значительное количество польских любительских фильмов привлекло внимание на международных фестивалях, проходящих ежегодно в разных странах пяти континентов. Многие из них получили награды и дипломы. Результаты могли быть еще лучше, если бы не трудности, с которыми встречаются наши любители, делающие первые шаги на неизвестном и трудном пути искусства кинематографа. Основная трудность заключается в недостатке литературы, которая могла бы быть помощником начинающему кинолюбителю в сложных проблемах кинематографии, процессах съемки, выборе тем, технических и постановочных средств. Большинство книг для кинолюбителей основное внимание уделяет чисто техническим вопросам, разбирая особенности узкопленочной съемочной и проекционной аппаратуры, условия ее использования. При этом художественные приемы и их применение в киноискусстве рассматриваются только отрывочно и попутно. Настоящая книга должна дать читателям необходимые сведения о постановке и съемке любительских фильмов. При этом они будут приведены в последовательности, соответствующей очередности работ. Рассматриваются главным образом основы и методы работы, постановочные и съемочные приемы. Оборудование и технические средства не описываются, так как они известны из других книг.
|