Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Венгерско-польская сабля





Венгерско-польская сабля — тип сабли, сформировавшийся в Венгрии и получивший распространение в Польше со второй половины XVI века. Отличием этих сабель была открытая (иногда — полузакрытая) рукоять со скошенным вперёд навершием в форме миндалевидной плоской оковки. Иногда на крестовине они, под влиянием западноевропейского прямого клинкового оружия снабжались кольцом (палюх). Передний конец крестовины иногда соединялся с навершием цепочкой, выполнявшей функции темляка. Черен к хвостовику крепился при помощи одной заклёпки.

Венгерско-польские сабли, тип 2.

Типичные венгерские сабли начали формироваться с XIV века. В XVI веке они отличались открытой рукоятью с немного наклонённым вперёд деревянным череном, колпачкообразным или миндалевидным навершием, длинной прямой крестовиной с перекрестьем; массивным и широким клинком малой кривизны, с чётко выраженной обоюдоострой елманью. Поверхность голоменей клинка — иногда плоская, иногда с идущими параллельно тупьюдоликами. Ножны для этих сабель — широкие, с плоско срезанным концом, делались из чёрной или коричневой кожи и снабжались металлическими оковками. При Стефане Батории такие сабли получили распространение в польском войске — как в пехоте, так и в кавалерии (до него основным клинковым оружием польского войска были мечи, однако сабли довольно широко применялись уже во второй половине XV века). Применявшиеся на Польше сабли этого периода были как венгерскими, так и местного оформления, преимущественно с импортными — турецкими, итальянскими, немецкими, австрийскими клинками.

Выделяется 4 типа венгерско-польских сабель.

1. Рукоять в виде обтянутого кожей деревянного стержня, закруглённо сужающегося к колпачкообразному навершию. Такие рукояти появились в Иране, откуда попали в Турцию, где получили широкое распространение, а оттуда — в Венгрию.

2. Рукоять массивней, чем у типа 1, нередко обматывалась проволокой. Навершие — миндалевидное, слегка отогнутое книзу. Очень длинная прямая крестовина, немного сужающаяся к концам, а также перекрестье (верхний конец которого порой мог доходить до навершия рукояти). Такие крестовины связаны с влиянием западноевропейских мечей и шпаг. Иногда, однако, гарда была не столь велика. На некоторых саблях этого типа передний конец крестовины, изгибаясь под прямым углом, образовывала пальцевую дужку, не доходящую до навершия. Этот тип был наиболее распространён и послужил прообразом для гусарских сабель.

3. Рукоять с прямым деревянным стержнем, обтянутым кожей, навершием в виде колпачка, под тупым углом направленного вверх. Крестовина к концам часто расширялась.

4. Навершие рукояти в виде головы орла, откуда произошло название «орлиная сабля». Этот тип встречался редко и, в отличие от первых трёх типов, цепочкой не снабжался. Также, в отличие от них, черен крепился не на заклёпку, а путём расклёпки конца хвостовика.

По форме клинка они были сходны с венгерскими образцами. Длина клинка составляла 77—88 см, вес сабли — около 0,9 кг, с ножнами — 1,6 кг.[1]

Венгерско-польские сабли применялись в течение XVII века, они и произошедшие от них новые типы распространились в XVII—XVIII веках по всем странам Европы.

Другие типы польских сабель[править | править вики-текст]

· Армянская сабля — группа сабель, использовавшихся во второй половине XVII — первой половине XVIII веков, включающая несколько типов восточного происхождения.

· Гусарская сабля — в классической форме появилась в середине XVII века на основе венгерско-польских сабель типа 2 и применялась до XIX века.

· Карабела — сабля турецкого происхождения, известная как оружие польской шляхты конца XVII—XVIII веков.

· «Костюшковка» — сабля с прямоугольной пальцевой дужкой. Характерный тип сформировался к концу XVIII века.

· «Баторовка» — общее название сабель, на клинке которых — гравированные или травлёные изображения Стефана Батория, связанные с ним надписи.

· «Зигмунтовка» — сабели, на клинке которых золотом насечено изображение Зигмунта III и надписи.

· «Яновка» — сабли, с изображениями Яна III и надписями на клинке.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 633. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия