ВЫБОР СКОРОСТИ РАЗБЕГА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЫЖКАРазбег является начальной частью прыжка. Способ приобретения скорости, длительность разбега и характер его выполнения влияют на качество толчка, полета и приземления. В фазе приобретения скорости важно обеспечить высокую скорость движения тела. Увеличение скорости разбега требует более высокого уровня развития физических качеств и более тонкой пространственной ориентировки фигуриста. Практика показывает, что обучение многооборотным прыжкам с высокой скоростью разбега в конечном счете проходит быстрее, чем с низкой скоростью. У тренеров и спортсменов нередко возникает обманчивое представление о том, что, уменьшив скорость разбега, можно быстрее овладеть прыжком с большим числом оборотов. Действительно, уменьшив скорость, спортсмен в ряде случаев начинает выполнять разучиваемый прыжок. Но он, как правило, бывает невысокого качества и в дальнейшем требует значительной работы, связанной в первую очередь с увеличением скорости разбега. Часто на этапе совершенствования техники прыжка возникает необходимость ломки приобретенных навыков, что значительно затягивает процесс обучения. Да и качество прыжка, освоенного «в два приема», оказывается ниже, нежели разученного при высокой скорости разбега. Чем выше скорость разбега при разучивании, тем, как правило, с более высокой скоростью выполняется прыжок на последующих этапах обучения. А это обусловливает более высокий уровень развития специфических физических качеств, лучшее ов- ладение двигательными навыками, более совершенную пространственную ориентировку, лучшие параметры прыжка. Другими словами, увеличение скорости разбега создает предпосылки для выполнения прыжка на качественно более высоком уровне.
Фаза подготовки к толчку. При освоении движений этой фазы следует в первую очередь стремиться к овладению устойчивым, уверенным скольжением перед толчком. Для этого можно использовать сочетание разбега со спиралью, причем спираль выполнять в позе, соответствующей положению тела непосредственно перед началом толчка (рис. 27). Следует обращать особое внимание на то, чтобы переход к толчку возникал произвольно и совершенно уверенно контролировался. Весьма эффективен здесь следующий методический прием. Фигурист разбегается, принимает фиксированную позу, а переход к толчку выполняет только по сигналу преподавателя. Таким образом вырабатывается навык выполнять толчок из устойчивого исходного положения в намеченном месте площадки. Необходимо учитывать, что фиксация позы перед толчком является методическим приемом, направленным на достижение устойчивости скольжения. После овладения этой деталью разбега переходят к такому выполнению прыжка, при котором между разбегом и толчком нет длительной паузы.
Особенно важен последний шаг разбега — он обязательно должен быть мощным, энергичным, чтобы еще больше увеличить скорость движения тела в направлении будущего прыжка. Важным условием, определяющим качество толчка, является правильное сопряжение последней дуги разбега и толчковой дуги. Чтобы избежать резких изменений направления движения тела, часто вызывающих нарушение равновесия, можно использовать описанный прием. Фигурист разбегается, переходит на толчковую дугу, но не отталкивается, а скользит в фиксированной позе. Если он способен достаточно долго (4—5 сек.) сохранять устойчивое положение (рис. 28), значит, сопряжение последней дуги разбега и толчковой дуги хорошее. Потеря равновесия, нарушение позы свидетельствуют о появлении слишком больших сил инерции. При исправлении неправильного перехода к толчку в прыжке аксель, например, рекомендуется такой прием: если нарушение равновесия произошло в сторону выпуклости толчковой дуги, то угол постановки толчковой ноги следует уменьшить; если равновесие нарушено в сторону вогнутости толчковой дуги, этот угол следует увеличить. Этот же прием может быть полезным и в других прыжках: в сальхове, тулупе, флипе. Овладев техникой разбега, можно пере- ходить к дальнейшему изучению прыжка, однако на протяжении всего периода обучения следует контролировать технику разбега, и особенно фазу подготовки к толчку.
|