КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС 7 страница
Нисходящая сила (Ануграха) – вселенский просветляющий импульс Абсолюта. В тантризме одна из пяти энергий изначальной Реальности, сила благословения и божественного самораскрытия (другие четыре: силы творения, поддержания, разрушения и сила сокрытия или иллюзии). Ответный импульс, нисхождение Абсолюта через тело истинного блаженства (анандамайя-коша) во все тела йогина, вплоть до их полной трансформации в состояние света. В Лайя-йоге ступень безусильного созерцания и непрерывного удержания ума на всевышней сущности – исконном пространстве осознанности. Ничто, суть вещей (Шуньята) – от санскр.«шунья» – Пустота, «та» – способность Пустоты познавать. Пустота – центральное понятие в философии буддизма и многих школ индуизма, непроявленная Основа, сущность всех явлений и ума. В индийском тантризме Пустота имеет более позитивный оттенок, нежели в Учении первоначального буддизма. К примеру, о ней говорится как о всепроникающем сознании, светоносной ясности, подобной пространству, и т.д. В Учении Лайя-йоги особенно подчеркивается способность Пустоты производить эманации, излучать, поскольку в традиции махасиддхов энергия, проявленный аспект Реальности, никогда не отрицалась. Оставление всех путей этого мира (отсечение надежды и страха) – глубинное разочарование в сансаре, в любых видах эгоистичной сансарной деятельности, основанной на ложном чувстве «я». «Отпускание себя» (самоотдача, самотрансценденция, прапатти, атма-ниведана) – выражение, указывающее на то, что йогин должен отсечь надежды, привязанности и страхи, исходящие из малого эгоистичного «я» и открыться превосходящей силе, пространству мудрости абсолютного «Я», полностью положившись на него. Отрешенность (вайрагья) – отделение истинного «Я» от того, что им не является (тела, чувств, мыслей, воли), достигаемое в процессе самадхи, самонаблюдения или интеллектуального анализа – самоисследования. Памятование себя (Атма-вичара, Атма-дхьяна) – путь развития созерцания через самоисследование, самовоспоминание: «Кто я?». Заключается в постоянном поддержании внимательности к чувству «я», стоя, сидя, лежа или при ходьбе, во время еды, работы, разговора и отправления нужд тела. Пестование воли (дхарана) – упражнение в концентрации, включающее последовательное прохождение восьми ступеней медитативной поглощенности (дхьяной). Плод – результат, конечная цель любого Учения. В Лайя-йоге высшим плодом является великий переход (кайя-вьюха), сопровождающийся реализацией трех просветленных тел: пустотного тела мудрости, подобного пространству, иллюзорного божественного тела и тела материального проявления. Одним из признаков реализации великого перехода является достижение Радужного тела Света (саруба-самадхи). Плотные грезы (пять ядов, клеши) – грубые энергии, существующие во внешнем мире и в теле йогина, которые обычно вызывают омраченное состояние сознания или неконтролируемые желания. Клеши обычно связаны с переживанием нижних миров, яростных эмоций гневных божеств. Покровители (дэвы, дэвата) – то же самое, что и жители неба, божества-защитники, ангелы-хранители в Учениях индийской и буддийской тантры. Тонкие сверхсознательные творческие энергии вселенной, управляющие всеми проявлениями жизни в различных мирах. Поле Игр Беспредельного Духа (мандала) – священное мистическое пространство, возникающее как результат практики «чистого видения» и созерцания. Область духовного пространства, в которой спонтанно действует Мастер, находясь в единстве с Абсолютом; мир чистоты, совершенной свободы и творческого проявления энергий просветленного йогина. Поле радостных Игр – мандала мирных божеств. Поле гневных Игр (силовое поле яростных Игр) – мандала гневных божеств. Полнота всеприятия (сахаджа-самадхи, самадхи «текущкй реки») – интеграция с любыми явлениями мира, возникающая из глубокого состояния недвойственности. Потеря света ясности (отвлечение) – отклонение, потеря созерцательного присутствия, сопровождающаяся впадением сознания в иллюзии и омрачения. Признание ошибок – пересмотр жизненных ценностей, переоценка глубинных приоритетов в сознании. Призывание Трех Сокровищ в помощь – принятие прибежища в Мастере, Пути, круге спутников (Учителе, Учении, общине практикующих). (См. Три Сокровища) Принятие великого решения (вступление в недеяние) – намерение продолжать оставаться в состоянии созерцательного присутствия без целей, чувства делателя, без погони за достижениями, вплоть до полной реализации. Прямая встреча с Духом (пратьябхиджня-даршан) – непосредственная передача недвойственного видения от Мастера к ученику, после которой начинается подлинная практика. Такая передача может происходить тремя способами: с помощью устных разъяснений, символическим способом либо за пределами слов и символов (посредством передачи энергии, смешивания сознания Мастера и ученика наяву или в сновидении). Пути этого мира (сансара, восемь мирских дхарм) – иллюзорные цели, сопровождаемые привязанностями, планами и обманчивыми надеждами, возникающие вследствие ложного видения реальности. Путь (Дхарма, марга) – процесс постепенного пробуждения ученика от иллюзий, его обучение, взаимоотношения с Мастером и прояснение реальности Бытия в процессе тренировок. Особые методы практики и тренировок ученика, позволяющие раскрыть Природу Ума и обрести плод высшего Освобождения. Пылающая бездна (сурья-акаша) – пространство, напоминающее сияние ста тысяч солнц, возникающее в восприятии йогина на высшей стадии недвойственного созерцания. Один из главных знаков в Джьоти-йоге. Пять подарков – пять качеств, присущие всевышней Сущности, абсолютному Разуму: ниранджана, арья, ананта, ачинтья, сарватва, т.е. чистота, совершенство, всепроникновение, непостижимость, бесконечность, которые йогин не достигает, а узнает в своем сознании как спонтанно, изначально ему присущие. Расслабление – основной момент в практике созерцательного недеяния: расслабление тела, речи и ума, способное открыть йогину естественное состояние. Растворение (медитативный инсайт, самадхи) – состояние прямого переживания Реальности через погружение в йогический транс. Традиционные тексты тантризма выделяют четыре вида самадхи: савикальпа, нирвикальпа, сахаджа, саруба. Также существуют джада-самадхи («темное» самадхи) и махасамадхи (окончательный уход из тела). В контексте Лайя-йоги делается особый упор на сахаджа-самадхи («самадхи текущей реки») как на высший тип самадхи, прямо ведущий к Просветлению в течение одной жизни. Самоограничение (тапас) – правила отречения, воздержания и умеренности во всем, присущие йогической и тантрической дисциплине. Самые тонкие грезы (Арупа-лока) – бесформенные медитативные состояния, миры бесконечного сознания, переживаемые на высших уровнях тренировки безмятежности. Свет ясности (вивека, вивека-видья) – различение, различающая мудрость, в более широком контексте – обнаженное осознавание, возникающее в результате прямого введения и поддержания естественного состояния. В другом значении термин указывает на реализацию глубинной природы Ума – светоносного пространства. В этом контексте свет ясности подразделяется на «Свет матери» и «Свет сына». «Свет матери» есть внешнее пространство вселенной как изначальная Основа реальности (Ади-сахаджа). «Свет сына» есть внутреннее просветленное сознание йогина как человека. В процессе созерцания «Свет матери» объединяется со «Светом сына», и йогин узнает свое лицо до рождения. Свечение внутри плотных грез (кама-таттва) – пустотная, светоносная природа, присущая клешам и страстям, обнаруживаемая опытным практиком в момент интеграции с ними. Связанные грезами (пашу) – существа, подверженные снам разума, темным сторонам души. Низший тип учеников согласно классификации тантризма. Священная связь (самайя) – обет искренности и чистого видения, даваемый учеником в начале обучения на пути тантры. Обещание уважительного отношения к Учению, Учителю и спутникам по практике. Основной принцип взаимоотношений Учителя и ученика. Внешне соблюдение самайи заключается в избегании четырнадцати коренных падений. Внутренне – как неотклонение от непрерывной практики созерцания. Считается, соблюдение единой самайи созерцания – лучший способ выполнить все многочисленные самайя. При несоблюдении самайя должным образом тантрическая практика не приносит должного результата, порождая лишь препятствия и трудности вплоть до скверных перерождений. Сила воли (иччха-шакти) – способность йогина контролировать силой сознания внутренние и внешние процессы и управлять событиями. Синий жемчуг (нила-бинду, антар-лакшья-даршана) – один из знаков развития внутренних видений в Джьоти-йоге. (См. Знаки великого перехода) Сияние (саттва) – заслуга, белая карма, качество благости, свет, присущий ясному сознанию. Сияние Беспредельного (пракаша) – светоносность свечения, присущая изначальной Реальности. Сияние (свечение) тел (кала) – особая эманация тела человека, тонкая форма светящейся энергии, проявляющаяся по-разному в разных частях тела. С ее помощью Учитель дает посвящение ученику, направляя ее в тело-ум последнего посредством визуализации. Эта энергия именуется: ~ в области от подошв до колен – нивритти (прекращение), ~ от колен до пупка – пратиштха (основание), ~ от пупка до затылка – видья (знание), ~ от затылка до лба – шанти (мир), ~ от лба до макушки головы – шантьятита (преодолевшая мир). Сны разума (майя, авидья) – неведение, омраченность, заставляющие верить индивида в самобытие своего «я» и своих иллюзий. (См. Вуалирующая сила) Совершенные Мастера (сиддхи, махасиддхи) – те, кто познал в самадхи запредельный свет недвойственности и овладел контролем над энергиями вселенной, реализовавшие сверхъестественные силы. Созерцание естественного (сахаджа-самадхи) – фундаментальный метод достижения освобождения в Лайя-йоге, когда уму предоставляется пребывать в своем распахнутом естественном состоянии без какой-либо фиксации или мысленного конструирования. Какие бы действия ни совершались йогином, он ни на мгновение не покидает своего единства с Источником, пребывая в чистоте не-Ума без усилий. Сокровенная связь, связь с Беспредельным – единая самайя созерцания. Обязательство йогина постоянно распознавать природу Ума, просветляющую светоносную пустотность во всех аспектах жизни. Сокровенное правило (махасанкальпа) – «единая самайя созерцания», «великий обет», «главный принцип»: обязательство йогина в любое время и в любых ситуациях поддерживать присутствие осознанности, свободное от фиксации, направлять свое сознание на Всевышний Источник. Ставленники Духа – мирские непросветленные божества, полубоги (якши, мирские дакини) или правящие духи местности, некоторые из которых обитают на священных деревьях, внутри гор или источников. Иногда могут быть благожелательными и помогать, а иногда – чинить препятствия йогину. Стать другом, слугой, матерью, отцом, возлюбленным (шанта, дасья, ватсалья, матхурья и т.д.) – традиционные формы взаимоотношений преданного и божества в тантризме Бхакти-йоги. В контексте учения Лайя-йоги это означает переживание различных видов мироощущения (бхавы), которые соединяются с присутствием. Судьба (карма) – закон причин и следствий, который накладывает ограничения и обуславливает перерождение живого существа. Суть вещей (Татхата) – истинная Таковость, пустотная природа Реальности, отсутствие самобытия в чем-либо. Темная сторона души – омраченное сознание, грубые желания, нечистые ментальные отпечатки в потоке сознания йогина, клеши – пять омрачающих эмоций, скрывающих изначально чистую и самосияющую природу Ума: 1) гнев; 2) жадность, 3) привязанность к материальному; 4) гордость и зависть; 5) тупость и неведение. Клеши являются следствием загрязненного проявления пяти первоэлементов в теле человека: земли, воды, огня, воздуха и пространства. При очищении клеши преобразуются в пять мудростей, что приводит к состоянию «чистого видения». Терпение (титикша) – способность бескомпромиссно преодолевать трудности на духовном пути, делать трудности путем продвижения. Тонкие грезы, маскирующиеся под Беспредельное – различные тонкие отклонения, переживаемые в практике созерцания, которые ученик может ошибочно принять за истинное пребывание в природе Ума. К ним относятся переживания блаженства, ясности и внемысленной пустотности, а также “замороженное” сознание, избыток усилия, поддержание искусственно измышленного созерцания, фиксация ума на чем-либо вообще, нигилизм и т.д. (См. Три ловушки) Три золотых правила – шравана, манана, нидидхьясана, т.е. слушание, размышление и непрерывное продолжение созерцания. Согласно принципу трех правил, Учитель дает прямое введение в природу Ума, указывая ученику на изначальную чистоту, пространственность и совершенство его сознания. Затем ученик должен прояснить это понимание, задавая вопросы и медитируя. Прояснив его, он стремится непрерывно его поддерживать, вплоть до полной реализации. Три ловушки (дхьяны) – три медитативных переживания: блаженство, ясность и пустотность, возникающие на пути упражнения в безмятежности. Если йогин впадает в поглощенность ими, считая их неким достижением, они становятся преградой для духовной реализации. Поглощенность блаженством ведет к перерождению в мире сансарных богов, ясностью – в мирах богов формы, безмыслием и пустотностью – в мирах бесформенных богов. Три Сокровища – Мастер, Путь и круг спутников (Учитель, Учение и святая община). В Лайя-йоге Три Сокровища трактуются в абсолютном смысле как неотделимые от изначального состояния: Мастер – как изначальное Сознание (Праджняна), абсолютный источник передачи, Путь – методы узнавания естественного состояния, круг спутников – полнота энергий и весь проявленный мир. Три языка Мастера – в колеснице естественного пути (Сахаджаяне) передача Учения может происходить на трех языках: ~ на обычном языке логики и концепций даются устные наставления по практике метода и введение в недвойственную мудрость; ~ на «сумеречном», тайном языке йогинь и дакинь (сандхья бхашья) происходит символическая передача; ~ на языке парадоксов, спонтанных действий или молчания Мастер дает внезнаковую передачу за пределами слов, прямо указывая на сущность Ума «как она есть». Все три языка одинаково ценны в процессе обучения. Каждый из них затрагивает свою особую область в сознании духовного искателя. Удовлетворенность (сантоша) – безыскусное поддержание особого настроя йогина, чувство пребывания «здесь-и-сейчас» во время созерцания, ощущение пребывания на пике реальности, в конечной точке, когда некуда идти и нечего достигать, поскольку все изначально самосовершенно. Узнавание себя (пратьябхиджня) – заключительная стадия после самотрансценденции, непоколебимое пребывание в естественном состоянии. Уловочное знание – предварительные практики, которые даются начинающим, чтобы выработать в них необходимые качества: терпение, концентрацию, силу воли, разочарование в сансаре и т.д. Ученик (шишья, чела) – монах, послушник или мирянин, обучающийся Пути у Учителя, практикующий, искренне стремящийся к Освобождению и Просветлению, способный воспринять и следовать наставлениям Учителя. Правильное состояние сознания ученика – это состояние «пустого сосуда» (открытости), неправильное – состояние «грязного», «переполненного» или «дырявого» сосудов. Хранение тайны (самайя) – обязательство ученика не разглашать Учений, полученных при получении тантрических посвящений. Считается, что такое разглашение ослабляет практику и может принести препятствия и даже вред. Хранители знаний (видьядхары) – держатели («дхара») знания («видья»), святые Учителя, махасиддхи или божества, реализовавшие Просветление благодаря какой-либо линии Учения. Четыре возвышенных ощущения ученика (четыре Брахма-вихары) – бесконечная радость, любовь, сострадание и отрешенность. Четыре врага (четыре мары) – четыре основных демонических влияния, создающих препятствия в практике для достижения Просветления. Мара скандх олицетворяет слепую привязанность к эго, мара клеш олицетворяет захваченность мирскими желаниями, мара «сын небожителя» символизирует соблазн выполнять духовные практики ради эгоистических целей, мара смерти означает возникновение препятствий, уменьшающих жизненную силу йогина и ухудшающих его здоровье. Чистое видение, чистота видения (шуддха-видья) – способ созерцания в тантре и Ануттара-тантре. Восприятие себя – как божества, мира – как мистического пространства (мандалы), живых существ – как божеств, эманаций Абсолюта, всех звуков – как мантр, всех ситуаций – как игр спонтанной энергии изначального Источника. Такое созерцание приводит к замене нечистых кармических пран, зарождению «божественной гордости» и трансформации в тело божества. Школа (ашрам) – монастырь, дом Учителя, место, где ученик проходит обучение под руководством Мастера. Язык парадокса (улата-бамси) – парадоксальный язык махасиддхов. Язык символов (сандхья-бхашья) – «сумеречный», образный язык тантры, язык тайных знаков и символов, которым передаются тайные Учения. Его значение в полной мере известно лишь посвященным. Стиль «сандхья бхашья» называют языком йогинь и дакинь. Ему присуще особое очарование и поэтичность, он предельно мистичен, неоднозначен и насыщен символами. В древности подобный язык в тантризме использовался для защиты Учения от непосвященных и для прямой передачи Духа Учения от Мастера к ученику. Язык слов (вахара-вачана) – обычная общепринятая речь, устные наставления, которые используются при передаче Учения. В Учении Ануттара-тантры считается, что слова не могут адекватно передать природу высшей Реальности, однако, с их помощью можно на нее косвенно указать, намекнуть. КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС КРО МООО «Российские Студенческие Отряды»
|