КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС 4 страница
13. Никакое обучение невозможно, пока терпение и безграничная воля ученика не развиты. Развить безграничную волю не означает потерять легкость, любовь, творчество, игривость и спонтанность на Пути. Это означает придать им бесконечную глубину.
Глава 56 СПЯЩЕЕ ОЗЕРО. 1. Пестуя волю, ученик сосредотачивается на чем-либо. Сосредоточившись на чем-либо, разум ученика успокаивается и его Дух становится безмятежным. Тогда он на время сливается с Беспредельным Духом в одно целое. 2. Сначала ученик радуется и восторгается безмятежности, затем его радость становится более тихой. Тогда он полностью отрешается от всех чувств. 3. Отрешившись от чувств, он находится словно в забытьи и растворяется в Беспредельном Духе. 4. Растворившись, он становится бесформенным, подобным бесконечному небу. Будучи бесформенным, он переживает себя и мир как Ничто и входит в безграничную отрешенность. 5. Став бесформенным, ученик, хотя еще и не обрел окончательную свободу, впервые чувствует, что готов взглянуть ей в глаза и прыгнуть в ее сияющую бездну. 6. Затем, сосредоточившись глубже, ученик сливается с Духом так, что чувствует его как самого себя, так, словно в мире есть только он один как бесконечный Дух. 7. Когда же его Дух окончательно успокоится и станет прозрачным, он начинает понимать, что кроме беспредельного Духа во вселенной ничего нет. Весь бесконечный мир и он сам – есть Ничто. Тогда он постигает суть вещей и ему становится все равно – быть или не быть. 8. Когда ученику становится все равно, Мастер дает ему объяснение, как избежать ловушки небытия, и учит тому, как быть, будучи ничем. Или не быть, будучи чем-либо.
Глава 57 ВОЗВРАЩЕНИЕ КОРОНЫ. 1. Даже когда ученик обретает безграничную волю и его дух становится безмятежным, это не избавляет его от великого сомнения. Напротив, оно вырастает, доходя до предела. Только благодаря терпению и верности правилам Мастеров, ученик спокойно живет, выжидая, пока его грезящая часть не обретет полную отрешенность и не потеряет надежду. 2. Зная, как раним и неустойчив дух ученика в период великого сомнения, Мастер снова и снова убеждает ученика признать факт своего величия, как части Беспредельного и черпать силу из этого. 3. Величие ученика как излучения Беспредельного – есть реальный факт. Терять величие, чувствовать себя оторванным, зависимым от грез и воспринимать себя незначительным ученика заставляют сны разума. Мастер прямо показывает ученику его величие, убеждая, что принять свое величие и черпать из него силу и вдохновение – есть Путь свободы. 4. Величие ученика не есть величие его как человека. Величие ученика есть величие Беспредельного в нем. Когда человеческая часть ученика это понимает, она просто признает безграничное превосходство над собой той части, которая относится к Беспредельному, и безропотно подчиняется ей. 5. Так исчезает великое сомнение, и дух ученика восстанавливает целостность и равновесие. 6. Поверить в свое величие нелегко, потому что ученик помнит о себе, как о незначительном существе, и память об этом живет в нем днем и ночью. Поэтому вера в свое величие принимается сначала как условная и кажется воображаемой. 7. Вся дальнейшая жизнь ученика на Пути есть укрепление веры в величие своей беспредельной части. Когда вера во внутреннее величие вытеснит остатки снов разума и рассеет их – ученик обретет свободу.
Глава 58 АЛХИМИЯ ВЕЧНОСТИ. 1. Если свет ясности ученика слаб, он может путать свою человеческую часть с Беспредельным, впадая в утонченные грезы. Тогда Путь искажается, и ученик попадает в ловушки новых грез, продолжая странствие по бесконечному кругу. 2. Чтобы этого не произошло, Мастер вновь и вновь наставляет ученика, как отделять свою человеческую грезящую часть от Беспредельного в себе, пока тот не поймет, что от него требуется. 3. Отделить грезящую человеческую часть в себе от Беспредельного – вот великая задача всей жизни человека Пути. 4. Это отделение достигается с помощью света ясности. Свет ясности подобен тончайшему невидимому мечу, отсекающему грезы надежд, цепляний и страха. 5. Свет ясности усиливается, когда ученик вновь и вновь отсекает надежду, цели и страх своей грезящей части. Такое отсечение есть надежная проверка чистоты света ясности ученика. 6. Это критерий того, что ученик не путает величие Беспредельного в себе с грезами своей незначительной части. 7. Его грезы могут стать более приятными и создать иллюзию собственного величия как персоны, живущей отдельно, вне Беспредельного. Тогда Путь ученика заходит в тупик.
Глава 59 ТРИ ЛОВУШКИ, 1. Каждый человек, идущий по Пути вечности, упражняющийся в сосредоточении, встречает три ловушки, которые невозможно пройти, если нет безграничной воли, веры, знания и мужества. 2. Первая – опьянение блаженством, дающее человеку Пути ложное чувство совершенства и иллюзию завершения Пути. 3. Вторая – захваченность ясностью тонких грез, заставляющая ученика думать, будто он действительно нашел нечто ценное. Она отсекает любую возможность идти дальше к абсолютной свободе, заставляя увязнуть в ощущении своей мудрости и непогрешимости. 4. Третья – гипнотизирующее дыхание пустотной бездны, которая пытается сделать человека безвольным, обесценивает весь его прошлый опыт, дает безграничную апатию и безразличие, уравнивая все. Кто уступил ее гипнотизирующему взгляду, идет в нее, как в черную пасть, и остается там до конца жизни, утрачивая способность идти по Пути дальше.
Глава 60 СЕРДЦЕ ПУТИ. 1. Когда ученик научился уважать свой выбор и обрел безмятежность, Мастер раскрывает ученику сердце Пути – три золотых правила, данные Беспредельным Духом. Они таковы: 2. Мастер прямо погружает ученика в бесконечность и непостижимость, устраивая ему прямую встречу с Духом, которая зажигает его собственный Дух. Тогда и он слышит таинственный голос в пространстве вечности. 3. Ученик с помощью Мастера отсекает сомнения в том, что он видел и окончательно проясняет Путь. 4. Всю оставшуюся жизнь ученик вслушивается в голос Духа, вошедшего в него, вынашивая его, и пестует словно ребенка, пока он не наберет силу для великого перехода в Беспредельность.
Глава 61 ДРАКОН, ПОЮЩИЙ НА ДЕРЕВЕ. 1. Когда ученик обрел безразличие ко всем путям этого мира, ему кажется, что его личное «я» умирает при жизни. Так приходит отрешенность. 2. Отрешенность делает бессмысленными любые действия этого мира. Одновременно что-то новое, глобальное и величественное рождается в ученике. Это шепот голоса вечности рождается из запредельного Духа ученика. 3. Чтобы войти в запредельное, ученик отрешается от всего, что есть. Не обретя отрешенность, невозможно сделать шаг по Пути дальше, чтобы не споткнуться. 4. Глубокие колодцы, ущелья и острые пики – вечные спутники ученика, которые подобно стражам стоят на Пути, не давая ему расслабиться. Только обретя великую отрешенность, ученик может обойти их и приблизиться к вершине Пути. 5. Когда ученик обрел отрешенность, он становится одним с Духом Беспредельного, и нет ничего, что не было бы единым с ним. 6. Для неофита отрешенность выглядит как отказ, отрицание. Для Мастера быть отрешенным – значит видеть суть вещей в полноте всеприятия. 7. Отрешенность неофита есть ограничение. Отрешенность Мастера есть устранение любой зависимости. 8. Истинная отрешенность принимает все, но и не связана ничем. Это просто жизнь без выбора.
Глава 62 ПОПАСТЬ В ЦЕЛЬ. 1. Великая отрешенность позволяет ученику постичь суть вещей. Только тот, кто обрел отрешенность, достоин прикоснуться к великой тайне – сути вещей. Без отрешенности желание проникнуть в суть вещей становится новыми цепями. 2. Суть вещей есть видение того, что все вещи в мире и весь мир есть Ничто. Ничто есть сущность любой вещи и всех вещей в целом. Все проявляется из Ничто. Когда все проявляется, Ничто остается целым. Ничто неопределимо, непостижимо и невыразимо. Оно не имеет границ, верха, низа, основания или центра. 3. Ничто – есть основа всего. Видеть это для Мастера непостижимо и чудесно. Будучи ничем, Ничто проявляется как все вещи мира, поэтому Ничто – это все! 4. Мастер, прозревший в суть вещей, видит только Ничто. Весь мир, включая его самого, для него – Ничто. Тем не менее, Мастер живет, говорит, движется в мире так, будто для него все реально. Такова Игра Мастера. 5. Когда ученик постиг суть вещей, говорят, что он обрел взгляд или видение Мастера. 6. «Обрести взгляд» означает, глядя на этот мир, видеть его суть – Ничто.
Глава 63 УВИДЕТЬ МИР. 1. Мастер видит, что нигде во вселенной нет ни видящего, ни того, что можно было бы видеть. 2. Мастер видит, что в реальности во вселенной нет ничего, даже пылинки, что можно было бы видеть реальным. Тем не менее, он говорит, играя словами, будто бы он нечто видит. На самом деле он видит, «не видя». И это есть истинное видение. 3. Мастер видит, что вселенная, видимая им, была ошибкой, грезами, и ее никогда не было. То, что он, принимал за вселенную, было непостижимым излучением Беспредельного. 4. Он видит, что единственной реальностью всегда был и будет Беспредельный Дух и его Игры. 5. Мастер видит, что сам он есть капля на поверхности океана Беспредельного, и что капель самих по себе не бывает. 6. Мастер видит, что каждое событие, которое происходит во вселенной, от движения муравья до рождения галактик – есть дуновение великого ветра Беспредельного. 7. Наблюдая события в бесконечном мире, Мастер, познавший суть вещей, видит лишь совершенные, непостижимые Игры Беспредельного. Вызывая дуновение великого ветра, Беспредельное играет в бесконечном мире, создавая вселенные.
Глава 64 ВЗГЛЯД НА СОЛНЦЕ. 1. Помнить себя – тончайшее искусство Мастеров, ему учит Мастер ученика, когда он уже понял суть вещей. 2. Не помня себя каждый миг, никто не может обрести полную свободу, даже если суть вещей стала известна ему. 3. Истинный Мастер помнит себя днем и ночью, в зной и в холод, в радости и в горе, в ходьбе и в разговоре. Нет такой вещи во вселенной, которая могла бы заставить Мастера забыть себя. Ибо Мастер готов отдать все, кроме памятования себя. 4. Памятование себя есть ключ, открывающий ученику дверь в Беспредельное. Памятование себя – есть тайный вход к сокровищам Духа. Только памятуя себя, Мастера прошлого обретали свободу. Только забыв себя, существа ее теряли. 5. Тот, кто помнит себя, становится одним с Беспредельным. Поэтому памятование себя называют «слушание голоса Духа». 6. Помнить себя всегда и везде – таково правило ученика, данное Беспредельным. 7. Ученик поначалу не понимает, думая, что помнить себя – значит помнить свою человеческую часть. 8. Поэтому сначала он помнит себя как человека. Когда Беспредельное открывается ему, он видит, что то, о чем следует непрерывно помнить, не относится к человеку, ибо оно – Беспредельное. 9. Тогда он помнит Беспредельное в себе, а к человеческому относится с юмором. 10. Человеческое – очень незначительная часть Беспредельного. Тем не менее, Мастер не отвергает ее, зная, что она тоже есть драгоценный дар Беспредельного Духа. 11. Начиная с памятования о себе как о человеке, Мастер со временем узнает себя и начинает помнить себя как Беспредельное. Тогда говорят, что он «созерцает естественное», «имеет видение» или «знает».
Глава 65 СУХОЙ ЛИСТ НА ДОРОГЕ. 1. Самоотдача ученика, выполняемая усердно годами, выражается в полном отпускании. Отпускание – есть сердце Пути. Отпускание – есть пик самоотдачи ученика. Обретя отрешенность и постигнув суть всех вещей, ученик отпускает себя. 2. Не постигнув суть вещей, отпустить себя невозможно. Не отпустив себя, как обрести свободу? Отпустить себя для ученика значит, что весь смысл его жизни как человека исчезает, и он учится жить заново, вне любого смысла. 3. Все мечты и надежды, дорогие сердцу воспоминания, страхи и даже сам Путь внезапно видятся пустыми в миг, когда суть вещей постигнута. Постигнув суть вещей, ученик видит, что у него есть только один выход – отпустить себя. 4. Для ученика отпускание себя подобно бесконечному прыжку и падению в великую бездну темной ночи. Для Мастера – оно подобно немыслимому парению в небе. 5. Парадокс в том, что ученик отпускает сам себя на свободу, ибо никто за него не может это сделать. Но когда отпускание происходит, возникает видение, что отпускать было нечего. 6. Значимость личного «я» исчезает, когда ученик отпускает себя. Отпустив себя, он счастливо смеется над собой, над тем, чего никогда не было. Отпускание уравнивает ученика, великого Мастера и покровителей – могущественных существ вселенной. Перед Беспредельным Духом все равны, и способ в него войти – отпустить себя. 7. Ученик, который не желает отпустить себя, не может надеяться стать Мастером и парить в Беспредельном. 8. Отпускание себя подобно смерти. При жизни ученик, отпустив себя, исчезает. Однако нечто в нем остается жить, даже после отпускания. Это нечто едино с Духом, оно есть сам Дух. И тот, кто сумел отпустить себя, впервые понимает это. Еще он понимает, что все, что было до отпускания, мечты ученика о Пути, Духе подобны грезам, миражам, утренним снам. Ведь это были его мечты, а Беспредельный Дух приходит лишь к тому, кто исчез, отпустив себя, и сам стал Беспредельным Духом. 9. Если ученик не достиг отрешенности, столкнувшись с сутью вещей, он может впасть в панику. Отпускание может сделать его безумцем. Поэтому перед отпусканием Мастер очень тщательно готовит ученика, вновь и вновь показывая ему суть вещей и проверяя его терпение, волю, оставление всех путей этого мира до тех пор, пока не возникнет великое отрешение и устремленность к Беспредельному. Только тогда отпускание возможно. 10. Отпускание невозможно «сделать», оно случается. Его невозможно выработать, оно просто приходит.
Глава 66 СТАТЬ ПУЧКОМ ТРАВЫ. 1. Когда ученик отпускает себя, он расслабляется в Беспредельном. 2. Расслабление в Беспредельном – единственный способ жить и улыбаться миру для того, кто отпустил себя. Быть расслабленным означает полностью принять бесконечный мир и себя как часть его, стать с ним одним, не теряя, однако, своей цели. Это значит перестать беспокоиться, подобно человеку, и начать жить в Духе. Только расслабившись, можно почувствовать полноту всеприятия, недеяния и проникнуть в тайну тайн – поле Игры Беспредельного Духа. 3. Расслабиться – означает отбросить погоню за успехом и отдать Духу остатки своей человеческой части, позволить себе быть в совершенстве прямо сейчас. Зная это, древние Мастера говорили, что птицу свободы не поймать обычным путем, она сама всегда ждет тебя в том месте, где ты сейчас есть. 4. Даже отпустив себя, ученик еще может иметь некоторые чувства обычных людей, но он уже не придает им значения. 5. Расслабление – путь лучших Мастеров. Для неофита расслабиться – означает впасть в бездействие, летаргию и утратить Путь, утеряв стрелу Духа. Только Мастер знает как расслабиться, не теряя стрелу Духа и не утратив Путь. Поэтому, будучи расслабленным, Мастер подобен куску алмаза, завернутого в вату. 6. Расслабившись, ученик готов, чтобы раствориться без остатка в Беспредельном Духе. Если расслабление не полное, то растворение не будет полным. Расслабиться – означает смотреть на мир глазами Беспредельного Духа. Обретя расслабление в Беспредельном, ученик удовлетворен тем, что есть здесь-и-сейчас как никогда ранее. 7. Расслабившись беспредельно, ученик имеет только одно чувство – чувство Беспредельного Духа, а другие чувства видятся его Игрой. Именно здесь у ученика есть последняя возможность попасть в западню одной из трех ловушек. Хотя, даже попав в одну из них, он никогда больше не остается человеком.
Глава 67 НЕВИДИМЫЙ МЕЧ. 1. Свет ясности – есть настоящее достижение ученика, идущего по Пути. Это награда за его жизнь, полную дисциплины, внимательности, самоконтроля и отрешенности. 2. Это тонкое понимание, позволяющее делать различие между самыми тонкими грезами и Беспредельным Духом. Свет ясности сводит на нет все сны разума. 3. Свет ясности подобен острому клинку, рассекающему грезы и извлекающему из них вспышки Духа. Поэтому говорят: «Когда грезы атакуют, Мастер машет клинком». 4. Чем опытнее Мастер, тем большей силой и тонкостью света ясности он обладает. Тогда он просто расслабляется, погружаясь в свет ясности, и грезы исчезают мгновенно, не успевая возникнуть. 5. Опытный Мастер способен мгновенно рассекать целые пласты самых плотных грез с очень слабым свечением и извлекать из них ярчайшие вспышки Духа. Он также может без труда видеть самые тонкие грезы, маскирующиеся под Беспредельное и освобождаться от них силой света ясности. 6. Свет ясности дает преимущество участвовать во всем, не касаясь ничего. Когда Мастер видит грезы с помощью света ясности, он извлекает из них вспышки Духа, подобно тому, как из золотоносного песка извлекают золото. 7. Когда свет ясности касается грез, они, словно повинуясь неведомой волшебной силе, мгновенно теряют власть над существом, так же, как сон теряет власть над пробудившимся. 8. Коснувшись грез, свет ясности превращает их в чистые поля Беспредельного. 9. Из тонких грез Мастера создают радостные поля Игр, полные гармонии, изящества, красоты и утонченности. 10. Из плотных грез свет ясности Мастера создает яростные силовые поля гневных Игр, где играют жесткие излучения Беспредельного – гневные покровители. Жесткие излучения Беспредельного не знают компромиссов и играют в своих полях по принципу «все или ничего». Нахождение в них для обычного человека подобно попытке войти в ад. Мастер же способен извлекать из них вспышки Духа необыкновенной силы. 11. Среди тонких грез есть самые тонкие – миры Бесконечного, миры, где нет излучений, миры абсолютного Ничто, где нет ни снов разума, ни того, кто их видит. Эти грезы очень привлекательны, поскольку они напоминают Беспредельное. Ученик, не обладая светом ясности, может спутать их с Беспредельным Духом. 12. Захватить и рассечь светом ясности тончайшие грезы – великое искусство Мастера, оттачиваемое всю жизнь. 13. Свет ясности обретают благодаря памятованию себя и отрешенности. Не обретя способности непрерывно быть в свете ясности, невозможно надеяться обрести хоть что-нибудь стоящее на Пути, ибо свет ясности – ключ к Беспредельному. 14. Свет ясности бывает намеренным и спонтанным. Намеренный присущ ученикам, спонтанный – Мастерам, жителям неба и небесным странникам. 15. Созерцать естественное для Мастера – значит быть в свете ясности без игры мнений, видя мир глазами ребенка, удивляясь ему, словно в первый раз. 16. Быть в свете ясности – значит иметь свободу от того, что знаешь. 17. Поскольку свет ясности чрезвычайно ценен, Мастер вновь и вновь пестует его, памятуя себя, пребывая в нем дни, месяцы и годы, пока не обретет знание естественного.
Глава 68 ОСВОБОДИТЬ РАЗУМ. 1. Грезящие существа скованы своей памятью тем, что они знают. Никакая сила, кроме касания Духа и обучения у Мастера, их не разубедит в знании себя как грезящих существ. 2. Скованность тем, что знаешь, заставляет привычно мыслить и отсекать любой Путь к свободе, заменяя его грезами из прошлого. 3. Когда грезящие существа мыслят привычно, они поглощены глубокими снами разума. Когда они смотрят на Беспредельное глазами снов разума, оно тут же скрывается. 4. Во сне разума Беспредельного как бы не существует, и все выборы предопределены грезами, а когда выборы предопределены, для грезящих это значит только одно – выбора нет вообще. 5. Поэтому грезящих существ именуют пленниками снов разума, теми, у кого нет выбора в жизни. 6. Помня об этом, человек Пути тщательно освобождается от скованности тем, что он знает. 7. Неважно, знание ли это грезящих существ или знание о Пути, любое знание может стать грезами, если оно видится во сне разума. 8. Понимая это, Мастера советуют ученикам выбрать единственно возможное решение – освободиться от всего прошлого знания, полученного в снах разума, включая то, что делает их идущими по Пути. 9. В это время ученик чувствует себя в большом замешательстве. От знания грезящих освободиться возможно, но как можно освободиться от знания, полученного на Пути Духа, ведь это подобно драгоценному сокровищу сердца? И освободиться от него означает потерять все: себя, Путь, связь с Духом. 10. Тогда Мастера говорят, что знание о Пути, которое ученик имеет, пока еще не подлинное, ведь оно получено во сне разума, именно поэтому его возможно потерять. Подлинное знание потерять невозможно, ибо как можно потерять Беспредельное? 11. То, от чего Мастер предлагает стать свободным – не знание, это грезы о Пути, претендующие на знание. 12. Поэтому ученик старается быть свободным от любого знания, полученного во сне. Пока не будет обретена свобода от всего, что известно во сне разума, невозможно познать суть вещей и даже мельком бросить взгляд на Беспредельное. 13. Освобождаясь от знания, ученик оставляет, не отбрасывая, те грезы, которые помогают ему на Пути свободы. Он лишь меняет к ним отношение. Зная, что это не знание Беспредельного, а особые грезы, посланные Беспредельным, чтобы указывать на него. Он пытается обращать внимание не на форму грез, а на их сердцевину. 14. Созерцая их сердцевину, он с благоговением обнаруживает – в самом центре грез есть сияющая великолепием основа, и эта основа – сам Дух Беспредельного. 15. Тогда он понимает, что форма грез не важна, а их настоящая ценность в этой сердцевине. 16. Поняв секрет, он, видя грезы, мгновенно смещает видение на их сердцевину, тогда он видит грезы как сияние Беспредельного, восторгаясь его Игрой. Тогда все грезы становятся одинаковыми на вкус – непостижимой Игрой Беспредельного и ничем иным. 17. Так ученик понимает, как стать свободным от того, что знаешь: видя грезы – восхищаться их сердцевиной – Беспредельным, а форму использовать по обстоятельствам. 18. Когда он меняет к ним отношение, он становится свободным от того, что он знает, видя Беспредельное даже в снах разума и целях грезящих существ. 19. Тогда ничто не мешает ему пользоваться любыми грезами и даже уважать их, но быть от них всегда свободным. Мастера называют это знанием, как «не знать». 20. Когда ученик обретает свободу от всего, что ему известно в мире снов, он живет непрерывно в состоянии вспышек Духа, и Беспредельное день и ночь распахивается перед ним во всем великолепии. Он его видит естественно.
Глава 69 ПОЛЫЙ БАМБУК. 1. Пребывание в свете ясности дает Мастеру возможность быть всегда свободным от того, что он знает. 2. Быть свободным от того, что знаешь, это как бы знать, «не зная», думать, «не думая», принимать решения и действовать, «не делая ничего». 3. Живые существа скованы снами разума потому, что они знают, что они живые существа. Зная об этом, они скованы своим знанием. Это знание есть в их прошлом. Память о себе как о скованных существах заставляет их каждую секунду считать себя грезящими существами. Поэтому они не могут узнать себя как излучение Беспредельного. 4. Самая тонкая сущность снов разума заключается в прошлом знании. Только приложив глубокий свет ясности к прошлому знанию, можно стать от него свободным. 5. Ключ к полной свободе – в полном стирании прошлого знания и свобода от него. Потому что любое знание грезящих существ – есть сны разума. 6. Поэтому, чтобы обрести свободу, ученик стремится быть свободным от того, что он знает. В противном случае, знания становятся новыми грезами, усиливающими сны разума, даже если это знания о Пути свободы или слова Мастера. 7. Пока ученик не обрел свет ясности, слова Мастера будут вводить его в заблуждение, так как он будет воспринимать их привычным способом, как обычные грезы, и усиливать сны разума вместо того, чтобы освобождаться от них. Сотни поколений учеников бились над этой загадкой до тех пор, пока не обретали свет ясности. 8. Когда Мастер использует знания, он свободен от того, что он знает, когда он говорит – он свободен от слов. Ученику предстоит обрести свободу от того, что он знает. Поэтому Мастер говорит: «Не обретя свободу от того, что знаешь, будешь всегда грезить, называя свои сны разума Путем к свободе». 9. Как Мастер становится свободным от того, что знает? Просто помня себя и пребывая в свете ясности, не привязываясь ни к какому знанию. 10. Свет ясности освещает Дух Мастера, избавляя его от знаний, и делая его свободным от прошлого, легким, текучим, спонтанным и непредсказуемым. 11. Пагубность прошлого знания в том, что оно сужает возможности грезящего существа до минимума, делая его пленником своих знаний. 12. Мастер, освобождаясь от знаний, бесконечно расширяет свои возможности, пока не обретет возможности Беспредельного Духа. 13. Беспредельный Дух всегда свободен от знаний, поэтому говорят, что он не действует, а играет. Поскольку ему не с чем сравнивать, каждый миг его Игры – совершенен. 14. Мастер беспредельно расширяет свои возможности благодаря тому, что он свободен от памяти, от знания того, что он – грезящее существо, Мастер или, вообще, кто бы то ни было. Тогда мир видится как бесконечное игровое поле возможностей во всех направлениях. Благодаря этому Дух Мастера всегда свободен, ярок и непредвзят.
Глава 70 СТУПЕНИ СВОБОДЫ 1. Вначале ученик усердно помнит себя, чтобы не потерять свет ясности. Его свет ясности подобен стреле, летящей в цель, а его знания подобны росе, которая медленно испаряется под действием солнечных лучей. 2. Затем свет ясности становится постоянным и спонтанным, а скованность знанием исчезает свободно, как расходятся круги на воде или как затихает эхо в горах. 3. Когда свет ясности глубок, Мастер созерцает естественное, и его знание исчезает мгновенно, не находя опоры в грезах. Тогда говорят, что Мастер ежесекундно пребывает в свободе от того, что знает, а его знания подобны ворам, крадущимся, чтобы украсть у нищего. Когда они появляются, им нет причины задерживаться. 4. Лучшие Мастера, жители неба, небесные странники, хранители знаний видят то, что они знают, как Игру излучения Беспредельного, как его украшения, и это видение наилучшее. Поэтому их Игры со знанием непостижимы, глубоки, изысканны и настолько тонки, что распознать их может только Мастер.
Глава 71 ВСПЫШКИ ДУХА 1. Вспышка Духа есть особый момент, когда сияние грезящего существа достигает предельного пика, словно вспыхивая. 2. Такие вспышки мгновенно привлекают касание Беспредельного. Ибо Беспредельное откликается на подобное себе. Вспышки Духа притягивают Беспредельное. 3. Касание Беспредельного, в свою очередь, усиливает вспышку, и излучение грезящего существа многократно усиливается. 4. Этот процесс может нарастать лавиной, подобно лесному пожару, и приводить человека Пути к невыразимому. 5. Быстротечные мелкие вспышки бывают почти у всех, но только Мастер может их замечать и получать от них пользу. 6. Обычные существа слишком поглощены своими грезами, чтобы обращать на них внимание, Мастер же сознательно создает моменты, когда такие вспышки случаются. Когда происходит вспышка Духа, разум ученика цепенеет на время и обнажается Беспредельное. 7. Вспышки Духа приходят внезапно, когда ученик переживает нечто неожиданное, то, что его шокирует, в моменты страха, сильной опасности, в миг, когда он получает то, что давно отчаялся получить, в первый миг после пробуждения, при переживании беспредельного восторга, радости, стыда или любого сильного чувства, усиливающего сияние Духа. 8. Когда ученик чувствует это, он словно летает на крыльях вечности, чувствуя, как Беспредельное стучит в его сердце. 9. Переживая вспышку, Мастер сознательно ее растягивает, оставаясь отрешенным, расслабленным и, отпуская себя. Он позволяет ощущению охватить себя, не утрачивая контроль. Когда он охвачен ощущением вспышки, он естественен, целостен и помнит себя. Тогда сияние резко возрастает, немыслимо увеличиваясь до размеров беспредельной вспышки. 10. Когда вспышка случается, Мастер отдается ей, целиком отпуская себя, сохраняя памятование, подобное стреле.
Глава 72 НАКОПЛЕНИЕ ВСПЫШЕК ДУХА 1. Ученик пытается жить, всегда помня Беспредельное. Помня Беспредельное, он ищет вспышки Духа. Он ищет их, чтобы погружаться в них, сохранять и накапливать. Чем опытнее Мастер, тем чаще происходят и дольше длятся такие вспышки. 2. Наконец, наступает такой момент, когда жизнь Мастера становится непрерывной цепью ярчайших затяжных вспышек, которые не затухают, а волнообразно порождают новые и новые, подобно лесному пожару или гигантской волне.
|