Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Шляхи сполученняДата добавления: 2015-06-15; просмотров: 858
В. —перех. эпоха между Ср. и Новым временем, когда христианство начинает постеп. утрачивать позиции ведущей идеологии. В эпоху В. формир. совершенно новый для евр. культуры тип человека; меняются экономика, гос-ность, образование, культура. Если в античности в центре мира стояла природа, а в Ср. века — бог, то в период В. - человек. Поэтому говорят об антропоцентризме философии В. Ос-ности: а)процесс секуляризации — отдел. философии, науки, культуры, экономики и политики от влияния церкви. Церковь постепенно утрач. влияние, а сфера внерелигиозной жизни б)расшир. переход от теоцентризма к антропоцентризму. Впрочем, не стоит думать, что все философы данной эпохи были атеистами. Конечно, атеизм — явление для эпохи Возрождения весьма характерное. Однако в целом философия Возрождения остается религиозной философией. Действительный поворот в философии, который произошел в то время, следует описывать скорее как возвышение человека до уровня бога, чем как ниспровержение бога. Такие изменения в картине мира привели и к иному подходу к человеческой деятельности. Теперь ученый, художник, инженер были подобны богу: открывая законы, по которым бог создавал отдельные вещи, они как бы уподоблялись ему и творили новый мир. В эпоху В. происходит переосмысление античного наследия. Если в Средние века наследие древнего мира интересовало мыслителей исключительно с точки зрения возможности обоснования догматов христианства, то там они могли увидеть восхищение перед природой и красотой, в том числе и человеческой. Если Средневековье видело в античности авторитет, то для Возрождения она стала идеалом. 6. философия Нового времени. Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм.. В НВ в отличие от античности и Средневековья сформир. новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практич. пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие, и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, утверждение филос. материализма. Наука НВ: опора на эксперимент как средство достижения истины, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика. Формируется механическая и метафизическая картина мира. С позиции данной картины мира трактуются все явления природы (машины, созданной Творцом). В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей. Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Ф. перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности. Эмпиризм- филос. течение, ведущ. роль в познании играет органы чувств (Ф. Бекон, Т. Гоббс). Рационализм – разум (Р. Декарт, Лейбниц, Спиноза). Счастье чел. тут и теперь. 7.Немецкая философия.Важную роль в формир. нем. класс. ф. сыграли достижения естествознания и обществ. наук. Кант – основоположник нем. классич. идеализма. Разработал концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности. Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе («ноумен»). Но последняя с другой стороны, принципиально непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию. Гегель. Гегель - нем.философ, объективный идеалист, представитель нем.классич.фил-ии. Философия Г.своеобразно отразила противоречиывй хар-ер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем.буржуазии, идеологом кот.был Г. В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Г.состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит абсолют, духовное и разумное начало - “абсолютная идея”, “мировой разум” или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. Ценнейшим приобретением философии Г.была диалектика, изложенная особенно полно в “Науке логики”. Большой интерес представляют также такие работы Г., как “Философия права”, “Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии истории”. Во всех областях фил-ии он оставил глубокий след, применяя диалектику, глубоко анализируя актуальные проблемы науки. Хар-ая особенность мат-ма Фейербаха- антропологизм, явившийся следствием историч. условий предреволюц-ой Германии и выражением идеала революц. буржуазн. демократии. Заслугой Ф. явл.подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф.также идеалистич.хар-ер гегелевской диалектики. Антропологизм Ф.проявл-ся в выдвижении на первый план сущности человека, кот.рассм-ся им как “единственн.,универс-ый и высший” предмет фил-ии. Но провести последовательно матер-ую точку зрения в этом вопросе Ф.не удается, т.к.человек для него- абстрактный индивид, чисто биологич.существо. В теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как “бессознательное самосознание” человека.
|