Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Чагарникова рослинністьДата добавления: 2015-06-15; просмотров: 864
в глуб. древность. Её зарождение связано с образованием Киевской Руси: христ-во (988-гос.ре-лигия):способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию лит-ры, становлению опред.системы фил.мысли. Задолго до нее сущ-л фольклор, оказавший бол.влияние на дух. жизнь людей и развитие бел.,русск.и украин.этноса. В 10-11в. на б.землях появляются 1-ые лит.памятники. Распространяются произведения - «Слово о полку Игореве», Повесть временных лет. Выдающ.мыслителем в расцвет Киев.Р. был Кирилл Туровский. Призывал к просвещению и «книжному почитанию. В 14-16 вв. формируется бел. народность со своим языком. Образование бел.народности в этот период связано с благотворным влиянием эпохи Возрож-я. Распространяются работы по истории, праву, медицине, сочинения антич. авторов. Значит. роль принадлежала и Реформации. Давала возможность индивид. чел.разуму решать религ.и нравств. вопросы. Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина-просветитель и мыслитель-гуманист. Хар-ное: попытка утвердить права чел. разума, показать его значение и силу. Осн. девиз - все для науки и блага простых людей. Продолжателем Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный. Использовал идеи реформации в борьбе за бел.культуру, распространение светских зн-й. Его позиция вела к атеизму, т.к. от отрицания бессмертия души недалеко и до отрицания самого Бога. 17в.в Беларуси – период резкого усиления идейной борьбы в феодальном общ-ве. В ряде религиозно-полемических трактатов отстаивались идеи веротерпимости, национ. свободы, защиты культуры угнетенных народов.В 1840-1850гг. растет интерес к изучению бел. фольклора, быта, истор. прошлого Беларуси. Начинается 2-ое национальное Возр-е, связанное со становлением бел.языка и лит-ры. Подъем революционного и национально-освободит.движения в Беларуси значительно активизировал дея-сть представителей революционно-демократического направления. В тв-ве Купалы, Коласа стало проявляться осозн-е необходимости революционного решения осн.соц.проблем. Выдвигали требования: уничтожение самодержавия, свободное развитие национ.культуры. 20в .20-30гг.-интерес к прогрессивным фил. направлениям запада. Уже в 60г.бел.ученые преступают к исследованию фил.мысли Б. во главе с Лущитским. В 70г., также работали Дорошевич, Конан. В 90 гг.20 в. вновь настоятельно заявила о себе необходимость духовного возрождения об-ва, связанная с обретением гос. суверенитета.
14.Бытие. Материя. Б.- наиб. общая филос. категория, кот. исп. для обознач. всего, что сущ. и есть в наличии. Метафизика – фил. учение о предельных сверчувств. началах и принципах Б. (причины Б.). Онтология– раздел ф. о всеобщих принципах, основах, закономерностях Б. (само Б.). Проблема б. возник. в случае, когда чел. ставит перед собой вопрос о способах сущ.-ия мира. Сферы бытия: 1)природа (космос), 2) общество, 3) сознание. По способу: а) объективное ( материального, природного мира) и б) субъективное (духовного мира). А) 1.Б. природное (первая природа), 2.предметно-вещ. мир, созд. чел (2 природа), 3.Б. чел. как биол. сущ-ва , 4. Б. общества. Б) единство процессов сознания и бессознательного. Основные формы: 1)б.вещей; 2)человека; 3) социальное. Материя –наиб. общая фил. категория для обознач. объект. реальности, кот. отображ. о. чувств и сущ. независ. от них. Структура: неживая природа(субмикроэлемент.,молекул., физ. тела, планета З., Солн. система, Галактика, Метагалактика), живая (клетка, ткани, органы, сист. органов, вид, популяция, био- и геоценоз в целом), соц. материя(человек, семья, соц. группы, народы, человечество). Св-ва материи: сущ. независимо; несотворимость и неуничтожимость; всё матер. подв. изменению; познаваемость; структурно организ. 15. Формы сущ. материи:Движение-любое изменение объекта окруж. мира. Источник д. – противоречие, кот. наход. в самой природе. Формы д. (Маркс): хим., биол., механ., соц. изменения. Пространство хар-ет протяж. и структурную организацию бытия, наличие, расположение 1-го возле другого. Время выраж. длительность существования, последовательность смены состояний, протекание, сущ. одного после другого.Хар-ки: общие (объективность, всеобщность, неуничтожимость и пр.) и особенные (время однонаправлено, пространство многомерно и т.д.).
|