Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Лінійний масштабДата добавления: 2015-06-15; просмотров: 745
Аристотель (384-322 до нэ). Родился в семье придворных врачей. Главной категорией философии Аристотеля является понятие сущности, которое близко к понятию идеи, но к ней не сводится. Как отпечаток на воске относится к самому воску, так же и сущность относится к материи. Ведущую роль в познании вещей играет не материя, а сущность.
4 основные причины, на которых основано все существующее: · Названная сущность · Материя или субстрат · То, откуда идет начало движения или бог. (бог для Аристотеля - исток истоков, исток активности вообще, в т.ч. исток движения) · Цель или то, ради чего все существует Аристотель - основатель формальной логики. Основное правило логики: "Одно и то же, в одно и то же время, в одном и том же месте, в одном и том же отношении не может одновременно быть и не быть" - закон запрета противоречия.
Она основана на понимании свободы. Есть два типа людей: рабы по природе и свободные по природе. Рабом по природе бывает тот, кто модет принадлежать кому-то или чему-то иному. (когда свобода ставится в зависимость от выполнения какого-либо условия: наприм., деньги, власть и проч.) Рабство - это вечная категория, большинство людей - рабы по природе. Истинно свободный - это только тот человек, свобода которого не зависит от выполнения каких-либо условий. Только у него появляется свобода мысли и возможность доказать свои идеи. У него так же есть идея блага (справедливости), но если у Платона эта идея блага абсолютно самостоятельна от материи и почти не связана с ней, то у Аристотеля благо - золотая середина между двумя крайностями. Не трусость и не безумная храбрость, а мужество - есть благо. Основная трудность философии Платона, которую констатирует Аристотель заключается в том, что Платон не объясняет конкретно, каким образом идея оказывается единой с материей или, как пишет Аристотель, Платон не объясняет каким образом идеи причастны вещам. Телеология (телос - цель) - учение о цели. Цель в философии Аристотеля - то, ради чего все существуют. Цели идеальны и нематериальны. Случайность - пересечение двух необходимостей. Пример сущности философии Аристотеля: · Человек и мышление · Спор и противоположные мнения Основные различия между философией Платона и Аристотеля. Аристотель осужает "поэтичность" идей Платона. У Аристотеля признается хоть какая-то частная собственность. Разница в определении понятия блага
Философия средневековья– теоцентрична (основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф. Фундаментальные идеи средневековой христианской культуры: 1. Монотеизм: абсолютная трансцендентность и уникальность единого Бога; 2. Креационизм : творение мира из ничто; 3. Идея личности; 4. Идея первородного греха; 5. Идея спасения через веру; 6. Понимание любви как благодати, в отличие от греческого эроса; 7. Утверждение уникальности истории и жизни. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в. в.). Философия , которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них — древнегреческая философия , прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio - творение, создание).Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Этапы развития средневековой философии: · Апологетика (I-III-IV вв) - защита христианских, религиозных истин с помощью некоторых положений античной философии. · Патристика (III-IV-IX вв) - учение отцов церкви. Уже нет влияния античной философии, языечская философии предана анафеме. · Схоластика (IX-X-XIII вв) - школьное учение, упрощенное, логически обоснованное изложение религиозных истин. В нее возвращается античная философия Аристотеля. Основные направления средневековой мысли: реализм, концептуализм, номинализм. Основные проблемы средневековой философии: соотношение веры и разума, благодати и природы, свободы воли, проблема универсалий и доказательства бытия Бога.
|