Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Розділ IVДата добавления: 2015-06-15; просмотров: 816
Самый яркий представитель рационалистического направления – Рене Декарт. Философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий актуальному состоянию естествознания, но и полностью определяющий направление его развития.Первым условием философии он делает само отвержение всех определений.Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство. Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я— в сознании, в его внутренней сознательной очевидности.С проблематикой познания в философии Декарта тесно связан вопрос о способе конкретного достижения наиболее истинного, т. е. наиболее достоверного, познания.Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта полагает важнейшими, он формулирует следующим образом: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностьюразделить каждый из вопросов; которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить;свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших и наилегче познаваемых к знанию наиболее сложных совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошел.Рационализм Декарта нашел много продолжателей.Спиноза и Лейбниц.Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде – «Этике». Рассуждения, содержащиеся в «Этике», разделены на пять основных частей (о Боге, о природе и происхождении мысли, о происхождении, о человеческой несвободе, о силе разума, или о человеческой свободе). Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, т.е. чем активнее субъект. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы. Понимать вещь — значит видеть за ее индивидуальностью универсальный элемент, идти от модуса к субстанции. Разум стремится постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствийГотфрид Вильгельм Лейбниц представляет определенное завершение европейского философского рационализма. Ядро философской системы Лейбница составляет учение о «монадах».Монада — основное понятие системы — характеризуется как простая, неделимая субстанция.Основные положения учении:1)весь мир состоит из множества субстанций,имеющих единую природу,2)Монада проста,неделима,не явл.мат-вещественным образованием,3)обладает 4мя качествами:стремлением, влечением, восприятием,представлением.4)монада-деятельность, единое,непрерывно меняющее свое состояние.Делит на 4 класса.1)голые монада-лежат с овнове неогранической природы(камней,земли).2)монады животных-обладают ощущениями, но не развито самосознание.3)монады человека(души)-облад. Сознанием, памятью, разумом.4)Высшая монада-Бог. Характерные черты рационализма новоевропейской философии: - через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира; - рационализм требует ясности и непротиворечивости мышления; - на начальной стадии развития неприятие чувственного метода постижения истины как такового, с последующим признанием, что он необходим как низшая ступень познания.
|