Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Львівський державний університет внутрішніх справ


Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 773



 

В дореволюционной России психология являлась частью мировой науки и по уровню своего развития занимала третье место в мире после США и Германии. Но в России в то время социальной психологии как самостоятельной дисциплины не существовало. Социально-психологическая проблематика разрабатывалась во всем комплексе общественных наук. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной практике, в юриспруденции и медицине в изучении национальных особенностей этнических групп.

Существенное влияние на развитие социально-психологических идей в дореволюционный период оказали представители общественных наук. Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Николая Константиновича Михайловского (1842-1904) – одного из основателей социологии в России. Он оказал большое влияние на развитие науки, образования, литературы, журналистики. Н.К. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которой является революционное движение. Согласно его взглядам, действующими силами социального развития являются герои и толпа. Героем являлся человек, увлекающий своим примером массу на хорошее или дурное, благородное или подлое, разумное или бессмысленное дело. Толпой он называл массу, способную увлекаться примером. героя. Согласно взглядам Михайловского, герой аккумулирует разрозненные, функционирующие в толпе чувства, настроения, мысли. Он должен учитывать общественное настроение массы, чтобы она шла за ним. Исследуя проблему общения между героем и толпой, Н.К. Михайловский в качестве его механизмов выделяет подражание, заражение, внушение.

В правоведении социально-психологическая проблематика представлена в трудах Л.И. Петражицкого, который являлся одним из основателей субъективной школы в правоведении. Согласно его взглядам, социальная психология является основой для всех общественных наук. Реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа, Л.И. Петражицкого интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинным мотивом поведения человека он считал эмоции.

Существенный вклад в развитие социально-психологических идей внес Александр Афанасьевич Потебня(1835-1891). Он разрабатывал теории фольклора, этнографии, языкознания. Согласно его мнению главным признаком любого этноса является язык, который не является средством обозначения уже готовой мысли. Если бы язык имел только такую функцию, было бы неважно какой язык использовать, все они были бы легко взаимозаменяемы.

Этого не происходит, потому что функция языка не обозначение уже готовой мысли, а сотворение ее через преобразование первоначальных доязычных элементов. При этом представители разны народов посредством национальных языков формируют мысль свои отличным от других народов способом.

Развивая свои положения, А.А. Потебня пришел к ряду важны заключений:

– утрата народом своего языка, равносильна его денационализации;

– представители разных национальностей не всегда могут достигнуть адекватного взаимопонимания, так как существуют специфические особенности и механизмы межэтнического общения, которые должны учитывать мышление всех сторон общающихся людей;

– культура и образование развивают и закрепляют этноспецифические характеристики представителей тех или иных народов, а не нивелируют их.

Особое место в предреволюционный период развития социально-психологических идей в России занимает Владимир Михайлович Бехтерев(1857-1927). Ему принадлежит целый ряд работ, которые по своему содержанию являются социально-психологическими: «Личность и условия ее развития» (1905), «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки» (1911), «Коллективная рефлексология» (1921). Последняя работа может рассматриваться как первый учебник по социальной психологии в России. Рефлексология исходила из того, что нет ни одного процесса мысли, который не выражался бы теми или иными объективными проявлениями. Рефлексология стремилась использовать объективные методы для научных выводов. Принципы рефлексологии, используемые для объяснения особенностей индивидуальной психологии, распространялись и на понимание коллективной психологии и задач, побуждающих коллектив к единству действий. В.М. Бехтерев рассматривал коллектив как собирательную личность. Коллектив – это образование, не сводимое к сумме отдельных людей. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида как биологической основы, над которой надстраивается социальная сфера личности. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности. Личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация – две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции».

После Октябрьской революцииинтерес к социальной психологии резко возрос. Это было обусловлено рядом причин: необходимостью осмысления революционных преобразований в обществе, острой идеологической борьбой, необходимостью решать задачи по восстановлению народного хозяйства, борьбой с беспризорностью, ликвидацией безграмотности.

Характерной особенностью социальной психологии в послереволюционной России был поиск своего пути. В этом процессе существенную роль сыграло освоение марксистских идей и применение их к пониманию сути социально-психологических явлений. В дискуссии по проблемам «психология и марксизм» приняли участие психологи А.Б. Залкинд,К.Н. Корнилов иП.П. Блонский, психолог и философ Г.И. Челпанов, зоопсихолог В.А. Вагнер, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев.

Особое место в построении марксистской социальной психологии занимали труды Г.В. Плеханова(1856-1918), в которых с позиций исторического материализма дано определение понятия «общественная психология». Рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление, Г.В. Плеханов раскрывал закономерности формирования общественной психологии, исходя из принципа социальной обусловленности общественного сознания.

Большое значение для судьбы социальной психологии в России имела точка зрения Г.И. Челпанова, согласно которой психологию надо разделить на две части: социальную психологию и собственно психологию. Социальная психология должна разрабатываться на основе марксизма, а психология – остаться эмпирической наукой, не зависимой от какого-либо мировоззрения.

Против предложения Г.И. Челпанова выступили те ученые, которые разделяли идею перестройки психологии на основе марксизма: П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, В.Н. Артемов. Суть возражения состояла в том, что с точки зрения марксизма вся психология становится социальной и, следовательно, нет необходимости выделять еще какую-либо специальную социальную психологию.

М.А. Рейснер считал, что способом построения марксистской социальной психологии является прямое соотношение физиологического учения И.П. Павлова с историческим материализмом. Социальная психология должна стать наукой о социальных раздражителях и их соотношениях с действиями человека.

Л.Н. Войтоловский (1876-1941) считал, что предметом ; социальной психологии должна являться психология масс. Он рассмотрел ряд психологических механизмов, которые, реализуясь в толпе, обеспечивают особый тип эмоционального напряжения, возникающего между участниками массового действия.

Особое значение для отечественной социальной психологии имели работы Л.С. Выготского (1896-1934). Ему принадлежит создание культурно-исторической теории развития психики. Культура создает особые формы поведения, видоизменяет деятельность психической функции.

Л.С. Выготский доказал, что высшие психические функции (произвольное внимание, память, абстрактно-логическое мышление, воля) являются социально-обусловленными. Их нельзя понять как функцию мозга, для понимания их природы необходимо выйти за пределы организма и искать причины их развития в жизни общества.

В 30-е годы развитие психологии в Советской России приобретало драматический характер. В условиях тоталитарного режима культивировалась версия об «особом пути» марксистской психологии как единственно верной отрасли знания. Первая волна репрессий ударила по психологии в связи с постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Педология – наука о ребенке, была объявлена антимарксистской и буржуазной наукой. Это постановление прекратило существование не только педологии, но отразилось и на судьбе социальной психологии. Труды Л.С. Выготского, П.П. Блонского и других учёных, которые участвовали в дискуссиях о развитии социальной психологии, оказались под запретом на долгие годы, так как социальная психология получила статус буржуазной науки. Тоталитарному государству была нужна лишь такая наука, которая отказывалась от анализа психологии человека, чтобы не привлекать внимание к реальному состоянию дел в общественной жизни. Так социальная психология прекратила существование в самом начале своего становления. Нельзя сказать, что в последующие годы развитие социально-психологических идей в стране полностью прекратилось. Основным источником и областью применения социально-психологических знаний становятся педагогические исследования. В трудах выдающегося педагога Антона Семеновича Макаренко(1888-1939) была разработана концепция формирования личности в коллективе. Он исследовал мотивационную сферу личности механизмы формирования ее общественно ценных качеств. Основная роль отводится формированию коллектива. А С.Макаренко принадлежит одно из определений коллектива, которое стало отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Коллектив, согласно А С Макаренко, – это целеустремленный комплекс личностей, организованных и обладающих органами управления. Основными признаками коллектива являются: наличие общих целей, служащих на благо общества; совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; наличие органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы. В своем развитии коллектив проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива.

Начиная со второй половины XX века, в нашей стране сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация. Снижение идеологического контроля и относительная демократизация во всех сферах жизни, привели к возрождению творческой активности ученых. Начался период возрождения социальной психологии. В качестве методологической основы выступила философия диалектического и исторического материализма Карла Маркса. В 1959г. «Вестнике ЛГУ» № 12 выходит статья А.Г. Ковалева«О социальной психологии». Началась дискуссия на страницах журналов «Вопросы психологии» и «Вопросы философии». В 1962г. организуется первая в стране лаборатория социальной психологии при Ленинградском государственном университете. В 1968г. открывается первая кафедра социальной психологии в том же университете. В 1972г. начинает работать кафедра социальной психологии при МГУ. С 1967г. начинается публикация учебников и учебных пособий. В целом данный этап развития характеризуется разработкой основных проблем социальной психологии. Разрабатываются концепции социальной психологии Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгиным, Е.В. Шороховой и др.

Социально-психологические исследования групп отражены в работах К.К. Платонова, В. Петровского, Л.И. Уманского. Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л.И. Божович, К.К. Платонова и др. Исследованием психологии общения занимались А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин и др.

В настоящее время социальная психология – активно развивающаяся отрасль психологического знания, нашедшая применение в различных областях общественной жизни: образовании, промышленном производстве, управлении, системе средств массовой коммуникации, политике и др.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
CONFLIT MOBILE В МІЖНАРОДНОМУ ПРИВАТНОМУ ПРАВІ | Передмова
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | <== 23 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.187 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.187 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7