Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Динамічна єдність принципів філософії праваДата добавления: 2015-10-12; просмотров: 613
Понимание человека человеком в группе происходит в процессе социальной перцепции. Социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п. Сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений. В большинстве источников перцепция трактуется как процесс и результат восприятия человеком окружающего мира и самого себя. Восприятие человека человеком в процессе общения в социальной группе осуществляется как восприятие внешних признаков, а соотнесение их с личностными характеристиками индивида и интерпретация на их основе его поступков является пониманием его внутреннего мира. Социальная перцепция является двусторонней: люди воспринимают и интерпретируют друг друга в процессе общения и взаимной деятельности, в результате верной интерпретации возникает взаимопонимание, на процесс которого существенным образом влияют многие факторы. Нерешенные жизненные проблемы и внутренние конфликты затрудняют понимание людьми друг друга. В истории социальной психологии выдвигалось большое количество концептов, при помощи которых можно понять специфику перцепции как механизма социального понимания, раскрыть его структурные и динамические механизмы. Среди наиболее разработанных и исследованных можно назвать такие, как идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, стереотипизация. Хотя в понимании содержания, функций и значения каждого из этих механизмов нет полного единства, большинство исследований рассматривают их в едином ключе. Под идентификацией понимается процесс уподобления себя другому человеку, отождествления себя с ним. Следует отметить, что идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой в самых разных контекстах. В общем и широком понимании идентификация как один из механизмов социальной перцепции представляет из себя процесс понимания, видения другого, постижение его внутреннего мира путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого человека, когда личностный смысл другого воспринимается через собственный личностный смысл. Идентификация выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Механизм идентификация неразрывно связан с рефлексией. Рефлексия – (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних актов и состояний. Впервые понятие рефлексия было рассмотрено в философии и означало процесс размышления индивида об явлениях, происходящих в его собственном сознании. В отличие от философского понимания термина в социальной психологии чаще используется термин социальная рефлексия, означающий понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Воспринимая и интерпретируя окружающий мир, человек одновременно воспринимает и интерпретирует самого себя. Социальная рефлексия – это и процесс, и результат самовосприятия в процессе общения. Рефлексирующая личность ведет внутренний диалог с самой собой, находит в себе внутреннего оппонента и, дискутируя с ним, дает себе определенную характеристику. Воспринимая и интерпретируя окружающий мир, человек одновременно воспринимает и интерпретирует то, как его личностные качества воспринимаются и оцениваются другими людьми. Процесс рефлексии включает, как минимум, шесть позиций, показывающих взаимное отображение лиц, вступивших в общение: сама личность, какова она есть в действительности; как эта личность воспринимается партнером; как она видит самою себя и отношение к этим трем позициям другого партнера. Рефлексию нельзя отождествлять с неуверенностью в себе, неприятием самого себя, напротив, развитая рефлексия позволяет личности чувствовать себя более уверенно и адекватно ситуации. эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием и симпатией. Но можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не испытывать по отношению к нему ни симпатии, ни сочувствия. Более точным определением термина эмпатия будет вчувствование как способность чувствовать то же, что и партнер по общению. эмпатийность личности определяется не только ее ориентированностью в социальной среде, но и многообразием способов воздействия на людей. Эмпатия способствует преодолению многих барьеров на пути к взаимопониманию, она также неразрывно связана с готовностью оказать помощь и поддержку, помогает сделать поведение человека социально обусловленным. Развитая эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению, она открывает двери для откровенного разговора, показывает партнеру, как глубоко его понимают, дает человеку уверенность, что могут быть поняты самые тонкие и сложные эмоции и чувства. В структуре эмпатии можно выделить наличие двух взаимосвязанных, но реализуемых различными механизмами процессов. Первый из них – непосредственно эмоциональный, собственно эмпатический отклик на аффективное состояние другого лица, реализуемый на основе подражания и проекции (включение проекции в качестве одного из важнейших компонентов эмпатического процесса присуще большинству теорий эмпатии). Другой – это процесс когнитивного отражения оснований эмоциональной реакции, осмысление причин ее возникновения. Способность человека к сопереживанию тесно связана с формированием в личности определенного типа направленности на других людей и определенного типа потребности в общении. Тонкость и точность перцепции, адекватность оценок, быстрота реагирования на поведение другого человека связаны также с приписыванием ему определенных причин поведения. Механизм атрибуции отражает то, как мы объясняем свое поведение и поступки других людей. Чаще используется термин каузальная атрибуция – (от лат. causa – причина и attribio – придаю, наделяю) – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Каузальная атрибуция предполагает целостную систему взглядов и отношений, согласно которой происходит приписывание человеку определенных причин поведения, она является составной частью межличностного восприятия, включая в себя интерпретацию своего и чужого поведения. Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение закономерностей понимания причин поведения одного человека другим. Первоначально законы атрибуции изучались только в социальной психологии, но в настоящее время охватывают общую, возрастную, педагогическую психологию и педагогику. Если первоначально в исследованиях атрибуции речь шла только о приписывании причин поведения другого человека, то в настоящее время исследуются и способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Т. Шибутани говорил о мере критичности и доброжелательности, которую необходимо и целесообразно соблюдать по отношению к окружающим. Каждый человек имеет как положительные, так и отрицательные черты, как сильные, так и слабые стороны. Кроме того, различные черты по-разному оцениваются в различных ситуациях общения и деятельности. Особенно важна подобная доброжелательная и объективная атрибуция в такой профессиональной деятельности, где успех самой деятельности зависит от понимания других людей, а понимание, в свою очередь, неразрывно связано с мерой критичности и доброжелательности, которые присутствуют в социальной перцепции. эта особенность атрибуции проявляется в такой черте личности, как толерантность. Толерантность (от лат. tolerantia) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность лежит в основе взаимного доверия и понимания, она способствует проявлению доброжелательности, предотвращению и улаживанию конфликтов К последнему из механизмов социальной перцепции относится стереотипизация. У каждого человека в течение жизни формируются более или менее конкретные и устойчивые эталоны, используя которые он оценивает и интерпретирует поведение других людей, которые в процессе межличностного восприятия и интерпретации поведения партнера по общению проявляются в стандартных, повторяющихся ситуациях.Под влиянием окружающих у человека вырабатывается определенная система стереотипов, своеобразных мерок, часто не до конца осознанных, с которыми он подходит к людям в ситуации совместной деятельности.Стереотипизация в процессе межличностного познания может привести к упрощенному пониманию внутреннего мира партнера по общению. Стереотипы играют отрицательную роль, если носят неизменный характер и человек жестко следует раз и навсегда определенному стереотипу.
|