Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
ОсновнаДата добавления: 2015-10-19; просмотров: 540
Если генезис европейских правовых систем оценивается на основе конкретных исторических факторов, научных исследований, то особенности генезиса мусульманской правовой семьи основываются на легендах. Мусульманское право возникло в начале 7 века н.э. одновременно с рождением новой мировой религии – ислама. Главную роль в появлении мусульманского права сыграл человек по имени Мухаммед. Он был купцом, племенным, межплеменным вождем, положил начало новой мировой религии, государственности. В 610 году Мухаммед осуществляя свою профессиональную деятельность, стал выступать с публичными проповеди, объявив себя пророком Аллаха. Он заявлял, что именно Аллах открыл ему ценности мировой религии. Он призывал к покорности требованиям, которые были открыты ему Аллахом. Эти выступления были постоянными. Начиная с 610 года идет процесс становления новой мировой религии. Далеко не везде население не сразу воспринимало положения, с которыми Мухаммед выступал перед народом. Ислам включает в себя 3 компонента: · Чисто религиозное учение (теология). Она построена на 5 ценностях: o Религия; o Жизнь; o Разум; o Собственность; o Продолжение рода. · Исламская этика. Нравственные принципы и нормы, на которых держится жизнь мусульман и которые нашли своё отражение в религиозных источниках. Отношения милосердия, благотворительности, оказание помощи слабым и т.д.; · Шариат (путь следования). Содержание составляют обязанности. Специалисты называют эту часть мусульманским правом. Здесь содержится перечень тех обязанностей, которые должен соблюдать мусульманин. Ни в одной стране нет такого, чтобы 3 вида обязанностей (религиозные, нравственные, юридические) составляли одно целое. Очень трудно различить где заканчивается религиозная обязанность и начинается нравственная. Например, «мусульманин должен противостоять злу» (религиозная, нравственная и юридическая обязанность). После смерти Мухаммеда в 640 году его сторонники провели работу по записи и систематизации публичных выступлений, в которых содержались обращения Аллаха к мусульманскому миру. В 648 году эта работа была закончена и появился Коран. Это руководство для правоверных, предостережение для неверных. Оценки природы Корана расходятся. Одни авторы утверждают, что Коран является исключительно богословским трудом. И как религиозный источник составляет основу мусульманского права. Коран состоит из 6 тысяч положений (суры). Только в 500 сурах содержится что-то напоминающее правило поведения. Здесь нет точности, нет конкретности. Коран не регулирует очень многих сторон жизни общества. Он обращен к семейно-брачным отношения, религиозным отношениям и т.д. Появляется второй источник права в 750 году – Сунна. Это сборник преданий об образе жизни, о поступках Мухаммеда. Здесь описывается факт из жизни Мухаммеда и делается вывод: так должен поступать мусульманин. Сунна стала более развернутым источником мусульманского права (6 сборников и в каждом около 6000 положений). Последующий период развития мусульманского права связан преимущественно с толкованием Корана и Сунны для того, чтобы на основе толкования возникли особые источники мусульманского права. Эта семья сложилась не только под влиянием и на основе религии, но и сложилась как составная часть религии, что отразилось на её содержании. В восточном мире нет отдельной юридической науки. Наука о праве – это структурная часть богословия. Перед правоведами стояли две главные задачи: § Изучить истоки появления в шариате тех или иных правил. Какие обязанности являются религиозно-нравственными, а какие юридическими; § Толкование тех принципов, общих положений, которые содержатся как в Коране так и в Сунне. Если в европейском мире толкование, которое дает наука всегда относится к разряду неофициального. То толкование, которые исходят от докторов права мусульман носят обязательный характер. Нет четких юридических дефиниций права. Есть религиозное понимание. Право – это свет (источник света), который зажигают Аллах и его пророки и который призван вести мусульман к светлому будущему. Отсюда утверждение, что право не есть воля человека, не есть отражение реальной действительности. Это вечные истины. В них никто не может внести никаких поправок, дополнений и изменений. Юридических норм по европейскому пониманию в мусульманском праве нет. Вместо норм мы видим заповеди, поучения, изречения. Нет четкости и конкретности, формальной определенности. Здесь, указывая на ту или иную обязанность, не указываются последствия их несоблюдения. Норма права - это лишь принцип поведения, адресованный обществу и основанный на вере. Субъективное право: Первый подход: мусульманское право, основанное на обязанностях, не знает самой категории субъективного права. Ни источники права ни научная доктрина не содержат такого понятия. Так утверждают большинство исследователей. Второй подход. Р. Давид: нет упоминания в источниках, научной доктрине, но есть в реальной действительности, ведь субъективное право выступает как обратная сторона обязанности – требование выполнение обязанности соединенное с возможностью требовать меры защиты (самозащита, государственное принуждение). В этом отношении субъективное право являются работающей категорией. Так если родители не исполняют родительских обязанностей, то дети имеют право исполнения этой обязанности и могут обратиться в суд. Для богословия эти юридические категории не имеют практического значения.
|