Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Теорії європейської освіти нового часуДата добавления: 2015-03-11; просмотров: 539
Дизайн - комплексная художественно-проектная деятельность по формированию и преобразованию предметно-пространственной среды и в то же время - продукт этой деятельности. Дизайн включает в себе разные роды деятельности и собирает их по единому признаку - сделать как можно комфортнее и эстетичной для человека среду его обитания. Исследуя данную тему, основная информация добывалась из различных статей и статистических данных. Книги, коих тоже не много, рассказывают лишь основы дизайна и его историю, не говоря о конкретных ситуациях в той или иной стране. Просмотрев литературу по данной теме и выбрав для себя наиболее подходящие, мы остановили свой выбор на нескольких источниках. За основу своей работы мы выбрали несколько книг. В книге «Дизайн как он есть» доктора искусствоведения В.Л.Глазычева, много сказано о формировании и истории дизайна. Прочитав данную книгу можно ответить для себя на множество вопросов связанных с дизайном и деятельностью дизайнеров. Впервые эта книга была издана в 1970 году и давно превратилась в библиографическую редкость. На сегодняшний день книга ничуть не утратила своей актуальности, а даже приобрела популярность у современных дизайнеров. В данной работе хорошо представлена коммерческая сторона дизайна. Хорошо видна связь дизайна и экономики. Рассматривается зависимость дизайна от спроса и рынка. Автор не раз подмечает, что дизайн это часть маркетинга, интегральная часть коммерческой рыночной экономики Запада. Автор использует для обозначения этого важного направления дизайна соответствующий термин - «нондизайн».[4] Понимание социальной природы дизайна становится все более востребованным и потому что, технологии дизайна давно используются во всех видах проектных задач. В это дело вовлечено множество людей, занятых разработкой программ и проектов, продвижением готовых продуктов, и прежде всего людей, постоянно оказывающихся в роли потребителей. На сегодняшний день, не изменив ни строчки в прежнем тексте, автор дополнил его комментариями и заключительной главой, вкратце характеризующей метаморфозы проектной деятельности за целое поколение, миновавшее с первого издания первой российской монографии о дизайне.[5] Связь дизайна с экономикой хорошо прослеживается в книге «Основы дизайна» авторов Кулевой Л.М. и Михайлова С.М. Данная книга помогает нам понять специфику и основу деятельности дизайнеров. Излагаются основные понятия дизайна, его становление и развитие среди других видов современной проектно-художественной деятельности. Рассматриваются особенности конструирования, особенности эргономики, функционального анализа и колористки в дизайне, специфика проектно-художественного языка дизайнера, стадии дизайн-проекта. Учитывая, что авторство этой книги принадлежит двум авторам, можно сделать вывод, что мнения, выраженные о дизайне более объективное, нежели в книгах, представленных с точки зрения одного человека. Книга представляет собой экскурс по основным понятиям и стилевым направлениям в дизайне с самого его начала. Издание является вводным курсом для студентов, обучающихся по специальности дизайнера архитектурной среды. Поэтому данный материал излагается с расчетом на подготовленного и осведомленного в этой области читателя. Изучая данный материал, мы возвращаемся к истокам рождения дизайна, узнаем в каких условиях он зарождался, и что стало толчком к его возникновению. Большое внимание в книге уделяется формированию дизайна в разные временные периоды. Уделяется большое внимание формообразованию стилей, используется метод сравнения разных стилевых направлений в разных странах. Книга богата иллюстративным рядом. Там мы можем увидеть работы выдающихся мастеров в области дизайна. Данная книга стала очень полезной в написании курсовой работы доступным изложением материала и хорошим иллюстративным рядом. Труд В.Ф.Рунге «История науки и техники» показывает нам развитие дизайна в одном ряду с развитием техники и науки. Эта книга посвящена истории великих открытий и изобретений в области дизайна и архитектурного проектирования.. Здесь под одной обложкой собрана сотня рассказов о важнейших достижениях человечества, сделавшим мир, в котором мы живем, комфортным и технологически развитым. Материал книги изложен в двух томах. Первая книга состоит из 16 лекций. В них даётся обзор развития материальной культуры от доиндустриальной эпохи до середины ХХ века. История технического развития общества, научных открытий и изобретений рассматривается с дизайнерско - искусствоведческих позиций во взаимосвязи с явлениями художественно-прикладной деятельности. Последовательно, с привлечением обширного иллюстративного материала прослеживается зарождение индустриального дизайна в первый период промышленной эпохи, его становление в первые десятилетия ХХ века и развитие в годы перед Второй мировой войной. Приводятся общие положения по основам дизайна, его методике, дается толкование основных употребляемых терминов. [6] Книга написана очень доступным и простым языком. Может послужить ознакомительным экскурсом для любого человека заинтересовавшимся данным родом деятельности, хотя предназначена для студентов художественно-промышленных и архитектурно-дизайнерских специальностей вузов. Во второй книге очень подробно рассмотрено развитие дизайна в США, Западной Европе, Японии. Отдельная лекция посвящена тенденциям и направлениям в зарубежном дизайне этого периода, их взаимосвязи с социально-культурными и экономическими явлениями в обществе. Отдельные лекции посвящены тенденциям и направлениям Советского дизайна. Показана деятельность дизайнерских организаций социалистических стран Восточной Европы. В заключительных лекциях рассмотрены отечественный дизайн постсоветского периода и нарождающиеся концепции в международном дизайне начала XXI в. Книга может послужить ознакомительным курсом по истории дизайна для студентов в подготовке к курсовой работе или к семинару. А также будет интересной любому человеку, в том числе и взрослому, который проявляет интерес к прошлому, которое дало хороший толчок в развитии настоящего. Историю возникновения дизайна и особенности формообразования стилей очень понятно описывает С. М. Михайлов в книге «История дизайна». [7]Книга дает нам возможность подробно изучить этапы становления дизайна в разных странах. Развитие дизайна происходило везде по-разному и во многом отличалось друг от друга. Книга издана в двух томах. Первый представляет собой анализ предпосылок становления дизайна, как самостоятельного вида художественной деятельности. История дизайна рассматривается, начиная с конца XIX века и заканчивая первыми школами дизайна Баухауз и ВХУТЕМАС. Во втором томе двухтомника рассматривается дизайн Европы и Америки эпохи индустриально развитого общества, начиная с предвоенного периода 30-х годов и заканчивая стилистическими течениями в области дизайна конца XX века. Книга предназначена для студентов архитектурных факультетов и вузов специальности, ориентированных по специальности «Дизайн архитектурной среды», а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами становления и развития дизайна. Материал книги. «Дизайн для реального мира» Папанек Виктора стал очень полезным для написания нашей курсовой работы. Автор данной книги Виктор Папанек - американский дизайнер. Вначале о нем говорили, прежде всего, как об американском дизайнере, работающем для стран третьего мира и медицинских организаций, и одновременно как о преподавателе и публицисте. Потом уже как о педагоге-экспериментаторе, авторе ряда книг и практикующем дизайнере. И наконец, он был признан самым значимым философом дизайна XX века, хорошо знающим особенности проектной деятельности, изнутри. Разносторонняя образованность Виктора Папанек, позволившая ему сформировать собственный широкий и многоаспектный взгляд на дизайнерские проблемы, сделала из него уникального специалиста, которого приглашали многие фирмы и тем более многие учебные заведения Америки и Европы для чтения авторских курсов и проведения семинарских занятий. Книга Папанека «Дизайн для реального мира», которую сразу же перевели с английского на немецкий, а потом и на другие языки, поначалу была встречена в дизайнерских кругах с разной степенью раздражительности - от легкого пренебрежения до резких упреков в предательстве по отношению к индустриальному дизайну в целом. Первое издание этой книги вышло в 1971 году. Впоследствии Виктор Папанек дополнил ее новыми сведениями и в 1984 выпустил второе издание.[8] Первая часть, озаглавленная «Как обстоит дело», определяет суть дизайна. Папанек излагает историю промышленного дизайна как профессии, довольно язвительно рассуждает об общественной и моральной ответственности дизайна, ценности и устаревании предметов, которые еще вчера казались ультрамодными и самыми, что ни на есть передовыми. Папанек всегда выступал за новую философию дизайна, которую видел в увязывании «высокого» искусства с реальной жизнью людей. Об этом - вторая часть, названная без особых претензий «Как должно быть». Здесь Папанек ставит и решает задачи: попытаться объяснить, почему так важно поощрять инновации, и предложить конкретные методы преодоления блокировок. Выражая свою неудовлетворенность современным дизайном, Папанек не вписывался ни в один из вариантов его критики - ни с позиций чистой науки, ни с позиций коммерческих интересов, ни со стороны стилевых предпочтений побеждающего постмодернизма. Он выступал за новую философию дизайна, убеждал в необходимости целостного понимания его задач и связей с реальной жизнью большинства людей. В своих многочисленных лекциях, статьях и книгах он приводит конкретные примеры из своей жизни, проектной и педагогической практики. За очевидно простыми примерами у него видны размышления человека, пытающегося постичь самые главные и всеобщие проблемы жизни людей и выразить их в наивно простых, житейских понятиях вернуться к ясности простых жизненных приоритетов. В книге описывается, как автор пришел к созданию данного произведения. Имея дома множество книг по дизайну, он обнаружил, что среди ни нет той, которую хотелось бы прочитать и порекомендовать студентам и коллегам-дизайнерам. В имеющихся книгах не были затронуты ни социальные, ни экономические, ни политические аспекты, которые обязан знать каждый дизайнер. В итоге он решил написать книгу, которую с интересом смог бы прочитать сам. Книга написана из личной практики автора. Объясняя то или иное явление в истории дизайна, он делает свои выводы и анализирует труды великих успешных мастеров дизайна. Свои выводы он хорошо обосновывает, что и не позволяет усомниться в правильности его суждения. Книга остается актуальной и на сегодняшний день. В ней описывается именно реальный дизайн - для обычного человека, что при желании может изготовить каждый желающий.[9] Очень полезными для нашего исследования оказались журнальные статьи. Одной из таких является статья из журнала «Компания» Екатерины Винокурцевой. В ней освещаются экономические аспекты в проектировании. Полная зависимость рынка дизайна от экономики. Приводятся примеры того как дизайн влияет уровень жизни население, грамотный подход к которому влечет успех целого государства. Рассматривается роль промышленного дизайна как самого денежного сегмента на рынке дизайна. Упоминаются главные проблемы дизайна в нашей стране. Статья «Дизайн как средство выживания» из журнала «Электроника: Наука, Технология, Бизнес» Ю. Секликова, оказала нам помощь в материале связанном с развитием современного дизайна. Рассматриваются мировые проблемы дизайна и пути их решения. Дизайн рассматривается с точки зрения мощного стратегического инструмента, умелое использование которого принесет успех в бизнесе. Нашему вниманию предстают примеры крупнейших фирм, которые достигли успеха в мировом масштабе.
|