Студопедия — Первая эпоха: от зарождения персидской поэзии до рубежа V—VI вв. л. х./XI—XII вв
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Первая эпоха: от зарождения персидской поэзии до рубежа V—VI вв. л. х./XI—XII вв






Данный период начался на политической арене с эпохи правления Саманидовв Хорасанеи закончился захватом Багдада сельджуками. Но важно то, что первые иранские поэты появились до этого. Однако интересно узнать, кто же был первым, кто стал слагать стихи на персидском языке. Д-р Сафав своей «Истории литературы в Иране» приводит сборник цитат. На основании свидетельства автора «Истории Систана» он полагает, что первым поэтом, написавшим стихи на языке фарси-дари, был Мухаммад б. Васиф, секретарь Йа‘куба Лайса Саффари: «Мухаммад Васифстал писать стихи на персидском языке, и он написал первые стихи в ‘Аджаме(в неарабской части халифата)» [108].

Согласно Тарих-и Систан (Истории Систана) Мухаммад б. Васифв 251 г. л. х./865 г. совместно с Йа‘кубомучаствовал в подавлении ‘Аммара Хариджи. Мухаммад ‘Ауфив книге Лубаб ал-албаб, написанной до 625 г. л. х./1228 г., первым поэтом считает Бахрама Гура [109]. Шамс-и Кайс Разив книге ал-Ма‘джам первым поэтом представляет тоже именно Бахрама Гура [110]. Он говорит также следующее: «Некоторые свидетельствуют, что раньше всех стал слагать персидские стихи Абу Хафс Хаким б. Ахвас Сугди» [111].

‘Ала ал-дин Дидапервым персидским поэтом считал Абу ал-‘Аб­баса Марвази [112]. Даулат-шах Самаркандив своей книге Тазкират ал-шу‘ара (Жития поэтов)первым персидским стихотворцем считает Бахрама Гура [113]. Риза-Кули-хан Хидайатв книге Маджма‘ ал-фусаха (Собрание красноречивых) первыми доисламскими поэтами назвал падишаха Хушангаи Бахрама Гура, а в исламскую эпоху — Абу ал-‘Аббаса Марвази, который в 173 г. л. х./789 г. прочитал хвалебный стих в честь ‘аббасидскогохалифа Ма’муна [114].

Как бы то ни было, кроме указанных лиц на звание первого персоязычного поэта претендовали также Ханзала-йи Бадгиси, Махмуд Варрак Харави, Фируз Машрикии его современник Абу Салик Гургани. Д-р Сафасклонен в большей мере доверять свидетельству автора «Истории Систана», но при этом отмечает относительную достоверность сведений, приведенных в этой книге [115], и именно поэтому заявляет, что Мухаммад б. Васиф, «вероятно», был первым персоязычным по­этом.

Несмотря на такую неясность с именем первого поэта, очевидно, что первая эпоха в развитии персидской литературы достигла своего апогея в Хорасане. В начале этого периода, во второй половине III в. л. х./IX в. и в начале IV в./X в. жил великий поэт Рудаки Самарканди(325 г. л. х./937 г.). Кстати, одним из характерных призна­ков этого периода является обилие поэтов, что, возможно, было вызва­но большим вниманием, уделявшимся монаршими дворами поэзии. Ведь именно отсюда поэты получали материальное вознаграждение за свое творче­ство, а иногда и драгоценные дары, о чем не единожды по­вествуется в их житиях [116]. В этом плане особое значение в деле рас­пространения персидской литературы имела деятельность Саманид­ского двора. Счи­тая себя иранцами по происхождению, саманидскиешахи уделяли боль­шое внимание персидскому языку и литературе. Они приказали осуществить переводы с арабского на персидский язык иранских эпосов, комментариев и исторических книг. Такие владе­тельные персоны, как амиры Наср б. Ахмади Нух б. Мансур, лично наблюдали за ходом этой работы. Любителями и знатоками науки и литературы были и их министры (в частности, Бал‘амиды). Кроме Рудакив тот период прославились такие поэты, как Шахид Балхи, Дакикии Киса’и(IV в. л. х./X в.). С другой стороны, не только Бухара, но и Систан, Газни, Гурган, Нишапур, Рейи Самаркандбыли важнейшими центрами поэтического творчества. Это только подчер­кивает особый блеск поэзии восточных пределов Иранаи Хорасана. При дворе Зийаридовпривечали таких поэтов, как Мухлиди Гургани, Дайлами Казвинии Хусрау-йи Сарахси. Самый известный шах этой династии — Шамс ал-Ма‘али Кабус б. Вушмгир — сам писал стихи на персидском языке и, судя по книге Кабус-нама, был знаком с принципа­ми литературной критики. В Центральном Иранеи при дворе Буидовтворили несколько поэтов (Бахтийари Ахвази, Мантики Рази, Ба­ди‘ ал-Заман Хамадании Бундар Рази). В IV в./X в. помимо при­дворных поэтов были и деятели литературы, непосредственно не связанные с сильными мира сего: Абу Наср Фараби, Абу ‘Абд Аллах Хафиф Ширази(371 г. л. х./981 г.), Абу Са‘ид Аби ал-Хайр, Абу ал-Касим Башар Йасин, Баба Тахир Хамадани(410 г. л. х./ 1019 г.) и др.

В этом столетии постепенно стали выходить на литературную аре­ну поэты суфийского направления, излагавшие суфийские поня­тия в форме четверостиший-руба‘и. Впрочем, господствующими сти­хотвор­ными формами в данный период являлись касиды и маснави. В IV в. л. х./X в. с появлением Фирдаусивысшей точки развития достиг жанр иранского эпоса.

С началом правления династии Газнавидов, которая стала бесспорным преемником Саманидов, персидская литература стала активно развиваться в восточных землях Ирана(в частности, в Хорасане). Газнавидские шахи привезли из Индиинеисчислимые сокровища, что позволило им проявлять большую щедрость в вознаграждении поэтов и писателей. Именно поэтому в V в. л. х./XI в. особое развитие получила панегирическая поэзия. Впрочем, не только забота Газнавидово поэзии стала причиной ее развития, ведь Саманидывеком раньше за­ложили прочный фундамент для ее дальнейшего развития, обеспечив тем самым ее успехи уже при Газнавидахв V в. л. х./XI в. [117]

Захватив западные области Индиии установив связь с этим регионом, Газнавидыспособствовали проникновению персидской литературы и на эти новые географические пространства — на полуостров Индостан. Здесь жил и работал Мас‘уд-и Са‘д. Из известных поэтов того периода можно выделить также Бахрами Сарахси, Зайнаби ‘Алави, ‘Асджади, Газа’ири, Лабиби, Мун­джика Тирмизи, Асади, ‘Унсури, Фирдауси, Манучихри, Абу ал-Фа­рад­жа Руни, Мас‘уд-и Са‘да, Абу Ханифа-йи Искафи, ‘Аййукии др. Основ­ной особенностью всех этих поэтов является то, что они использовали эмоциональные метафоры и воспринимали объективно реальность.

В том же веке персидский язык и литература постепенно проникли в северо-западные регионы и в Азербайджан, что было вызвано большим вниманием к словесности со стороны правителей Азербайджана, Аранаи Ширвана. Через Гиляни Дайламперсидская литература проникла в этот регион, который в следующем столетии стал одним из самых активных очагов ее развития. В V в. л. х./XI в. здесь трудились такие поэты, как Абу Наср ‘Али б. Ахмад б. Мансур Асади, Катран Табризии Дибаджи Самарканди [118].

В 429 г. л. х./1038 г. в иранской истории появилась новая тюркская династия — Сельджукиды. Тогрулу Салджукиудалось одержать победу над Махмудом Газнавив ряде областей Хорасана, и он объявил себя независимым шахом. Под влиянием ГазнавидовСельджукидытакже благосклонно относились к поэтам и другим деятелям культуры того времени. Поддержка иранской цивилизации и литературы стала одним из основных принципов их правления [119]. Министры этой династии, как и предшествующих, были сведущи в поэзии и науках. Среди них следует отметить такого известного деятеля, как Низам ал-Мулк. С 429 по 498 г. л. х./1038—1105 гг. в Иранеправили четыре шаха этой династии (Тогрул, Алп-Арслан, Малик-шахи Баркийарук), при дворе которых состояло множество поэтов. Поэты эпохи Сельджукидовследовали стилю поэтов газнавидской эпохи, используя в своих стихах те же образы и приемы.

Самыми известными поэтами этой эпохи являются Лами‘и Гургани, Фахр ал-дин Ас‘ад Гургани, ‘Имад Заузани, Бахарзи, ‘Аййази, Азраки, Адиб Заузани, Лаукари, Хаййами Абу Са‘ид. Фахр ал-дин Ас‘ад Гургани, сочинивший поэму Вис и Рамин, значительно обогатил и украсил персидскую литературу. В конце V в. л.х./ XI в. на арену вышел Насир-и Хусрауи получила развитие литература философско-бого­слов­ского направления. Насир-и Хусрауиспользовал касиду и другие стихот­ворные формы для выражения религиозно-политического содержания. В этом состояло его отличие от других поэтов того времени.

В 485 г. л. х./1092 г. скончался Низам ал-Мулк, и начался постепенный закат сельджукской династии. Между различными кланами начались затяжные войны, и все их территории были поделены между главами сельджукских кланов. В конце V в. л. х./XI в. заканчивается и первая эпоха развития персидской литературы.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 707. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия