Студопедия — Мухаммад Закарийа Рази
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мухаммад Закарийа Рази






Рази (латинизир. Разес, Rhazes) Абу Бакр Мухаммад б. Закарийародился в г. Рей (250—311 или 320 г. л. х./864—923 или 932 г.). Он сни­скал всемирную славу, а на Западе стал известен под именем Rhares. Из произведений Разиследует прежде всего отметить книгу ал-Хави (Всеобъемлющая книга по медицине), а также Сара ал-асрар в области химии. Последняя книга оказала значительное влияние на естественные науки его времени [7].

Особое значение философского наследия Разипроявляется в его отношении к идеологическому течению ‘исма‘илизма. Он вел богословские и философские диспуты с такими лидерами ‘исма‘илизма, как Мухаммад Сурх Нишабурии Хамид Кирмани. Одна из областей их жарких дискуссий — алхимия. ‘Исма‘илиты здесь прибегали к тенденциозным истолкованиям, тогда как Разивыступал против познания природных явлений с помощью иррациональных символических объяснений [8]. Кроме того, ‘исма‘илитские философы не соглашались с ним в вопросах времени, природы, души и пророчества. Разиверил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. В целом его воззрения на вопросы времени напоминали космологию древнего иранского культа «зурванизм» (Зур­ван — бог времени). В вопросах пророчества он обращается за помощью к философам, тогда как ‘исма‘илиты считали, что эти вопросы лежат вне пределов компетенции философов. Отметим также, что в религиозно-мистических взглядах Разиесть много от платонизма и манихейства.

Абу ‘Али Сина(370—427 гг. л. х./980—1035 гг.)

Перипатетическая мысль достигла своего зенитав творчестве великого иранского мыслителя Ибн Сины. Абу ‘Али Хусайн б. ‘Абд Аллах Ибн Синародился в месяце сафар в Афшане(Бухара). Его отец был одним из наместников в Саманидскомгосударстве. После смерти отца Ибн Синаотправился в путешествие и жил некоторое время в Гургане, Казвине, Хамаданеи Исфахане. О его способностях и знаниях рассказывали, что уже в 17 лет он лечил саманидского амира Нуха, а в 18 лет познакомился со всеми науками своего времени [9]. Он скончался недалеко от Хамадана, где и был предан земле. Высокие научные достижения прославили его и позволили ему получить такие почетные титулы, как шайх ал-ра’ис, худжжат ал-хакк, шараф ал-мулк и имам ал-хукама. На Западе он был известен под именем Авиценна.

Произведения Ибн Синыможно разделить на три группы:

а) преимущественно философские работы:

1. Ниджат (Книга спасения — сокращенный вариант Книги исце­ления);

2. ‘Уйун ал-хикма (Очи мудрости);

3. Даниш-нама-йи ‘ала’и (Книга знаний — первая философская книга на персидском языке);

4. Китаб-и шафа (Книга исцеления);

5. ал-Ишарат ва ал-танбихат (Книга указаний и порицаний).

Им также были написаны многочисленные трактаты по логике, психологии, онтологии и метафизике.

б) работы по естественным наукам:

1. Книга исцеления — рассматриваются вопросы физики атмосфер­ных явлений;

2. Канун (Канон врачебной науки) известнейшее произведение Ибн Синыпо медицине);

3. Медицинский трактат ал-Арджуза фи ал-тибб.

в) символические и зашифрованные труды, написанные в последние годы жизни ученого:

1. Рисала-йи Хайй б. Йакзан (трактат Живой, сын Бодрствующего);

2. Рисалат ал-Тайр (Послание о птице);

3. Саламан ва Абсал;

4. Три последних главы Книги указаний и наставлений под названием Мантик ал-машрикийин (Логика приверженцев ишрака);

5. Поэма ал-Касида ал-‘айнийа о душе;

6. Краткие комментарии к ряду сур Корана [10].

Работы Ибн Синырассматриваются в заслуживающей высокой оценки книге Са‘ида Нафисии д-ра Йахйи Махдави, которая была издана в Тегеранев 1952—1953 гг.

Структурно философия Ибн Синысостоит из таких основополагающих элементов, как аристотелизм, некоторые мировоззренческие элементы неоплатонизма в сочетании с исламским мировоззрением. Впрочем, он был преимущественно последователем Аристотеля, но это не было слепое подражание древнегреческому мыслителю. Ибн Синаразвил его учение и сумел объяснить многие неясные моменты в учении Аристотеля, стремясь создать новый философский строй с привлечением идей платонизма и неоплатонизма. Свою философию он называл «восточной мудростью», на что и указывал в одном из вступлений к Книге исцеления, в части, посвященной вопросам логики. Эта восточная мудрость отличается от философии ишрака, распространившейся в последующие века. Ибн Синаостался верен перипатетической традиции, но в некоторых своих произведениях, в частности в Книге указаний и наставлений и в религиозно-мистиче­ских трактатах, показал новый взгляд на философию [11].

Основные направления философии Ибн Синыможно кратко представить следующим образом:

1) онтология и богопознание;

2) различие сущности и бытия;

3) иерархия существ и вопрос субстанции и акциденции;

4) необходимое и возможное;

5) наука о детерминированности;

6) теория благодати и эманации;

7) гносеология;

8) теория загробного мира;

9) теория разума.

Эти теории в большинстве своем были заимствованы у древнегреческих мыслителей и обработаны в исламском духе. Так, большую известность получила следующая теория Ибн Сины:

Истина каждой вещи зависит от ее бытия, и знание о каждой вещи в конечном итоге является знанием о ее бытии и ее положении в иерархии бытия, и это положение определяет ее признаки и свойства. В этом мире все существует по той причине, что оно есть. Но пустота, или чистое бытие, являющееся началом и создателем всех вещей, не является первым звеном в этой сомкнутой цепи, так как не имеет субстанциальной или акцидентальной связи со всем существующим в мире, ибо Бог предшествует миру и выше его.

Ибн Синарассматривает онтологические вопросы на основе двух оппозиций: во-первых, противопоставление сущности и бытия каждой вещи; во-вторых, противопоставление необходимого, возможного и нейтрального. Поэтому мир и все, что в нем находится, имеют потенцию существования, но нуждаются в том, кто существует сам по себе (эпитет Бога. — Примеч. пер.). Кроме того, возможное может быть двух видов:

1) то, что только возможно, но в чем нет никакой необходимости, как то: абстрактные субстанции, интеллектуальные пространства или ангелы, которые являются признаками вечности Бога;

2) те самые творения мира жизни и смерти.

Он не только разделял возможное на древнее и новое, но также разделял сущность и бытие на субстанцию и акциденцию [12]. С другой стороны, Ибн Синажил во время распространения учения школы ‘исма‘илизма, и даже существуют свидетельства о том, что его отец и брат исповедовали ‘исма‘илизм. Имеется структурное сходство между мышлением Ибн Синыи ‘исма‘илитской онтологией (подобно Фараби), хотя он и не примкнул к этому течению. Тот факт, что Ибн Синупривечали шиитские придворные и правители в Хамаданеи Исфахане, показывает, что он принадлежал к имамитскому шиизму [13]. Ибн Синастроил свои антропологические выкладки на основе познания ангелов, в котором видел основы космологии и антропологии. Именно поэтому его притчи свидетельствуют о его личном опыте. Таким образом, Ибн Синастал редким философом, сумевшим познать самого себя. В качестве примера можно сослаться на трактат Живой, сын Бодрствующего, где содержится приглашение в путь вместе с ангелом. Послание о птице — другое его религиозно-мистическое произведение, на него обратил внимание Фарид ал-ин ‘Аттарв поэме Беседа птиц. В этих притчах Ибн Синапредставил события внутренней жизни человека в ярких и живых образах метафорических героев.

Что касается отражения биографии Ибн Синыв работах прошлого, то самым ранним из располагаемых нами текстов является книга Татимма Сувван ал-хикма, написанная Захир ал-дином Абу ал-Хаса­ном ‘Али б. Зайди Байхаки. Кроме того, два сообщения о его жизни имеются в книге ‘Уйун ал-анба Ибн Аби Асиб‘ыи в Тарих ал-хукама (Истории мудрецов)Ибн Куфти [14].

Из известных людей, развивавшихся под влиянием школы и философии Ибн Сины, можно отметить знаменитых поэтов ‘Умара Хаййамаи Насир-и Хусрау, математика Ибн Хисама Балхи, а также хваджу Насир ал-дина Туси, которые встали на защиту его воззрений. Идеи Ибн Синыповлияли и на таких известных деятелей иранской культуры, как Афзал ал-дин Кашани (Баба Афзал), Кутб ал-дин Ширази, Кутб ал-дин Рази, Садр ал-дин Даштаки, Гийас ал-дин Мансур Ширази, Джалал ал-дин Давании Асир ал-дин Абхари [15].

Его ученики участвовали в написании и распространении трудов учителя. Назовем некоторых из них: Абу ‘Убайд Джузджани, в течение всей жизни находившийся при учителе и после его смерти завершивший его неоконченные труды; Абу ал-Хасан Бахманйар, автор философского труда Китаб ал-тахсилва Китаб ал-худжжа; Ибн Зила, написавший комментарий к книге Живой, сын Бодрствующего, а также подготовивший сокращенный вариант Книги исцеления; Абу ‘Абд Аллах Ма‘суми, автор книги Фи исбат ал-мафарикат и самый сведущий из учеников Ибн Сины, сумевший ответить на вопросы, кото­рые задавал Ибн СинеБируни [16].







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 650. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия