Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Третья эпоха: с начала VIII в. по XIII в. л. х./ XIV—XVIII вв





В VIII в. л. х./XIV в. произошли изменения во внутреннем положении Ирана. Большинство местных правителей, прямо или косвенно зависевших от монголов, проявили сепаратистские настроения и создали независимые удельные владения. Смута и волнения опять нарушили спокойствие народа. Причем в этот период при правителях не оказалось начитанных и сведущих в науках министров, которых мы видели в предыдущем столетии. Литературе покровительствовали только круп­ные династии Музаффаридови Джала’иридов, правившие в Фарсе, Йезде, Багдадеи арабском Ираке [131]. В начале этого столетия в Иранене только не существовало центров науки и культуры, но и вся страна представляла собой груду развалин. Даже те центры, которые чудом уцелели, не могли по роскоши и размаху сравниться с тем, что было до этого. Философская мысль почти угасла, уступив место суевериям и безответственности. Многие положились на судьбу, покорились про­исходящему и перестали проявлять какую-либо инициативу. Такое ду­ховное состояние общества способствовало распространению мистиче­ских и суфийских настроений, которые вышли за пределы круга избранных и стали достоянием многих. Возникли различные суфийские секты и течения, и это общее движение захватило даже Индию. В язык стали постепенно проникать монгольские заимствования. Ввиду отсутствия сильного и активного центра поддержки поэтов сочинители (кроме некоторых известных поэтов) пользовались стилем поэтов VI и VII вв. л. х./XII и XIII вв. Вообще в VIII в. л. х./XIV в. наблюдается эклектика стилей. Ведь авторы произведений стремились только подражать предшественникам, не выдвигая никаких новых идей. Не удивительно, что они стали прибегать к малозначимым литературным приемам и формам, как то: загадка (лугз), шарада (му‘амма), хронограмма (мада-йи тарих) и т. д. Такое нестабильное положение литературы и искусства возникло исключительно в результате монгольской смуты, последствия которой давали о себе знать и в последующих столетиях. Это продолжалось с первых лет монгольского нашествия до середины VIII в. л. х./XIV в.

В конце VIII в. л. х./XIV в. из Мавераннахрана арену вышел другой монгольский завоеватель — Тимур (Тамерлан). Он завоевал Мавераннахрдо 771 г. л. х./1369 г., а с 782 г. л. х./1380 г. за 7 лет захватил бóльшую часть иранских земель. В 795 г. л. х./1392 г. под его напором пал Багдад, а к 800 г. л. х./1397 г. ему покорились Кашмири Индия [132]. Впрочем, будучи мусульманином и городским жителем, Тимурне нанес такого огромного ущерба иранскому обществу, как монголы. А его сыновья, в частности Шахрух, многое сделали для развития персидской литературы и прогресса иранского искусства. Он, в частности, положил начало гератскому стилю в изобразительном искусстве и других исламских искусствах.

Гератгеографически находится недалеко от Хорасана. Особое внимание Тимураи его последователей к развитию гератского искусства косвенно способствовало и возрождению разрушенного ранее хорасанского культурного региона.

Персидская проза VIII в. л. х./XIV в. тяготела как к вычурному и усложненному, так и к простому и понятному стилю. Из писателей той эпохи назовем следующих: Му‘ин ал-дин Ави Джувайни, Шамс ал-дин Махмуд Амули, Хинду-шах Нахджавани, Зийа ал-дин Нахшаби, Ибн Заркуб Ширази, Низам Хусайни Йазди, Ни‘мат Аллах Кирмани (Шах Вали), Мир Шариф Джурджани, Баха ал-дин Накшбанд, Махмуд Харави, саййид Садр ал-дин Хусайни Чашти Дихливи (Гисудираз), Шихаб ал-дин Сирджании др.[133]

Персидская поэзия развивалась не только в Ширазе(где блистал Хафиз, с которым связаны наивысшие достижения персидской поэзии), но и в других городах. В Малой АзииБаха ал-дин, сын Джалал ал-дина Мухаммада, под именем Султан Валад занял почетное место своего отца среди поэтов Коньи. В Азербайджанеи Тебризетворили такие поэты, как Рукн ал-дин Мараги, ‘Ассар Табризи, Камал ал-дин Мас‘уд Худжандии ‘Атики Табризи. Здесь же мы встречаем двух таких известных поэтов, как Салман Саваджии Шамс Магриби.

В Керманежили поэты Мир Кирмани, ‘Имад Факихи Хваджу Кирмани. Последнийполучил всеобщую известность как талантливый мастер персидской газели. Хотя его поэтический стиль был близок к Са‘дии Хафизу, он выработал и свой оригинальный метод, что также свидетельствовало о его мастерстве в сочинении газелей. Впрочем, наибольшего успеха достигло в то время поэтическое искусство Фарсаи Шираза, где жили поэты Хафиз Ширази, Амин Казируни, ‘Убайд Закании Бусхак Ат‘има. В их произведениях обращают на себя внимание зрелость и основательность поэтического высказывания, чего не наблюдалось в других литературных школах. Проявилось и сатирическое направление. Спокойная обстановка индийских дворов привле­ка­ла к себе многих поэтов, которые, впрочем, не получили известности (Бадр ал-дин Чачи, шайх Низам ал-дин Аулийа, саййид Сирадж Сагзии ‘Исами).

В Хорасанев то время жили такие поэты, как Лутф Аллах Нишабури, хваджа Баха ал-дин Накшбанд, Мухаммад Парсаи Абу Бакр Тайбади. Но самым известным был Ибн Йамин Фарйумади, мастерство которого в сочинении кит‘а и понятный и легкий стиль изложения признаны всеми. В Гератетакже проживали известные поэты Хусам Харави, Ибн Хатиб, Рукн ал-дин Харави, Музаффар Харави, Мутакаллим Кашании др.[134] В целом при Тимуреособенно процветал гератский поэтический центр. Новые стили, разрабо­тан­ные поэтами Герата, получили свое продолжение и развитие в творчестве литераторов эпохи Сафавидов. Научно-литературный центр Гератапри султане Хусайне Байкарестал источником благотворных изме­нений во всей научно-духовной жизни Ирана [135]. При Тимуридахпоэзия отличалась про­стотой и использованием разговорного языка, ибо в то время она по­кинула пределы дворов и вышла в народ. Некоторые поэты слагали стихи на распространенном в то время тюркском чагатайском языке (например, ‘Али Шир Нава’и (Алишер Навои), живший при дворе султана Хусайна Байкара) [136]. Поэзия начала IX в. л. х./XV в. предвосхищает появление индийского стиля, в последующие столетия занявшего ведущие позиции в центрах персидской поэзии. Поэтому данный период считается переходным от литературы эпохи Тимуридовк сафавидской литературе.

В это время значительные изменения происходят не только в литературе, но и в изящных искусствах. В поэзии преобладает газель, хотя и неуместные поэтические приемы (загадки, шарады, хронограммы и т. д.) также встречались в произведениях персоязычных поэтов. Но в целом натуралистический стиль получил меньшее распространение, а символизм постепенно стал уступать место импрессионизму [137]. Также активно развивалась религиозная, преимущественно шиитская, литература, в которой восхвалялся род Пророка ислама. Это литературное течение достигло высшей точки своего развития уже при Сафавидах.

Определенные изменения наблюдались и в персидской прозе. Если раньше научные книги писались в основном на арабском языке, то в IX в. л. х./XV в. появились персоязычные сочинения по различным аспектам науки, математики, религии и т. д. Большое внимание уделялось истории, что стало продолжением традиции, заложенной еще в монгольский период. Впрочем, в IX в. л. х./XV в. писались исторические произведения преимущественно о пророках и имамах. Причем использовались старинные источники, написанные на арабском языке.

Все эти метаморфозы в области персидской литературы произо­шли благодаря покровительству искусствам со стороны Тимуридов, которые и сами зачастую были поэтами и мастерами искусств [138]. Приведем имена наиболее известных авторов прозаических трудов того времени: Баха ал-дин Казируни, Хафиз Абру, Фасих Хвафи, Мир Хванд, Садр Джахан, Пир Джамали, мулла Хусайн Кашифи Сабзавари, Шараф ал-дин ‘Али Йазди, Низам Шахии Абу Тахир Тарсуси.

В Хорасанеразвитие поэзии было связано с такими поэтами, как Джами, ‘Исмат Бухари, Катиби Туршизии Амир Бадахшани. Причем самым известным из них является Джами. В своих стихах он подражал предшественникам, его газели и касиды написаны под влиянием Са‘дии Хакани, а маснави — Фирдаусии Низами. В газелях он также при­держивался традиции Хафизаи Салмана Саваджи [139]. В тот период наибольшее число поэтов было в Герате. Здесь жили Мир Хусайн Му‘амма’и, ‘Арузи Бухари, Хасан-шах Харавии ‘Арифи Харави. Известнейшим поэтом по праву считался Баба Фагани. Гератские поэты критиковали его стихи и даже придумали для них специальное обозначение — «фаганийа». Баба Фаганистал, по сути, провозвестником событийного стиля в персидской поэзии, который характеризовался тем, что автор не пытался выйти за рамки рассказа об эмоциональных событиях. При Сафавидахименно этот творческий метод стал активно копироваться другими поэтами [140], в частности его использовали Вахши Бафки(991 г. л. х./1583 г.), Замири Исфахани(973 г. л. х./1565 г.) и Назири Нишабури(1021 г. л. х./ 1612 г.). Гератский и хорасанский центры были настолько тесно связаны между собой, что их трудно отделить друг от друга. Поэты зачастую перемещались из одного центра в другой.

В Фарсетакже жили известные поэты, самый знаменитый из них — Мактаби Ширази, в подражание Низаминаписавший поэму Лайли и Маджнун. В центральном районе работали поэты Хвафи Кахистани, Умиди Тихрани, Дихакии Мас‘уд Куми, которые, впрочем, особой известностью похвастаться не могли. Много поэтов мы находим и в Азербайджане, в частности Касима Анвара, известного мистика и суфия. Он родился в середине VIII в. л. х./XIV в. Полагают, что этот поэт оставил после себя диван газелей и несколько маснави. Его особое значение состоит в том, что он слагал стихи на тюркском, гилянском и персидском языках [141]. В целом наличие именно большого числа поэтов (около 900 человек) стало отличительной особенностью литературной жизни IX в. л. х./XV в.

В X в. л. х./XVI в. в Иранепроизошло важнейшее историческое событие — на троне утвердилась династия Сафавидов. В 907 г. л. х./ 1501 г. в Тебризевзошел на трон шах ‘Исма‘ил, сын султана Хайдара, который находился в родственной связи с известным суфием шайхом Сафи ал-дином Ардабили. Подчинив своей власти основные районы Ирана, шах ‘Исма‘илпровозгласил шиизм официальной религией Ира­наи приложил большие усилия для ее распространения. Сам этот факт способствовал значительному развитию шиитской литературы в рассматриваемую эпоху. Одновременно с Сафавидамив Малой Азииукрепили свое правление ‘Усманы, а на полуострове Индостанправила династия Бабуридов, потомков Тимура. Сафавидскиешахи были полностью поглощены борьбой с внутренними смутами и внешними врагами (‘усманами и узбеками), а потому в меньшей степени, чем предыдущие правители, обращали внимание на литературу. Их поддержкой пользовалась только литература религиозного содержания, кото­рая использовалась в пропагандистских целях. В этих условиях многие поэты переехали из Иранав Индиюи во владения ‘Усманов, хотя многие оставались и продолжали работать в Иране. В X в. л. х./XVI в. ‘усманский и индийский центры (особенно последний) достигли своего наивысшего расцвета.

При Сафавидахв Иранхлынули арабоязычные шиитские ученые, а потому основные религиозные труды стали писаться преимущественно на арабском языке (хотя книги общерелигиозного содержания писались по-персидски). При шахе Сулаймане(1077—1105 гг. л. х./1666—1694 гг.) персидский язык снова вернул себя утраченные позиции. В это время было сделано несколько значимых переводов с арабского на персидский язык. В Иранеединственным центром развития персидского языка стал Гилян. Большинство из иранских поэтов, оставшихся в Иранеи не переехавших в Индию, жили при гилянском дворе [142]. Недалеко от Гиляна, в Мазандаране, тоже думали о развитии персидского языка.

Массовый наплыв иранских поэтов в Индиюи теплый прием, оказанный им местным монаршим двором, стали причиной того, что новый стиль персидской поэзии получил название индийского. Отличительная особенность сочинений последователей этого стилевого направ­ления — широкое применение вычурных лексических загото­вок и слож­ных литературных приемов, вплетенных в смысловую канву стиха. Панегирическая поэзия не получила особого распространения, а потому поэты писали в основном газели. Только те, кто восхвалял род Пророка ислама, прибегали к форме касиды. Впрочем, в касидах о религиозных вождях они упоминали и султанов.

В этот период персидская проза носила усложненный, искус­ствен­но утяжеленный характер и была насыщена гиперболами. Отметим са­мых известных авторов X в. л. х./XVI в.: ‘Абд ал-Латиф Хусайни Казвини(962 г. л. х./1554 г.), Хасан-бик Румлу(985 г. л. х./1577 г.), Шах Тахир Хусайн Дакани(952 г. л. х./1545 г.), Амир Гийас ал-дин Ширази Даштаки(948 г. л. х./1541 г.), Сам Мирза Сафави(975 г. л. х./ 1567 г.), Кази Нур Аллах Шуштари(1019 г. л. х./1610 г.), Амин Ахмад Рази(ок. 1002 г. л. х./1593 г.), хаким Шафа’и Исфахани(963 г. л. х./ 1555 г.) [143].

В X в. л. х./XVI в. персидская поэзия развивалась в Хорасане, Герате, Индии, Исфаханеи в ‘Усманской империи. В Хорасанском регионе Касим Гунабади(из правителей Гунабада) писал поэмы в подражание Низами. В Гератеизвестный поэт Хилали Джагата’и(945 г. л. х./ 1538 г.) написал маснави Лайли и Маджнун, Шах и дарвиши Сифат ал-‘ашикин (Качества влюбленных), а также газели. Ахли Ширази(942 г. л. х./1535 г.) написал маснави Сихр-и халал (Разрешенное волшебство). Упомянем также Ахли Туршизи(934 г. л. х./1527 г.). Но особый расцвет поэтического творчества отмечался тогда в Исфахане, политической столице Сафавидов. Здесь жило много известных поэтов. Один из них, Мухташам Кашани(996 г. л. х./1587 г.), оставил после себя берущие за душу элегии и тарджи‘банды, воспевающие род Пророка и оплакивающие его невзгоды и испытания. Другой известный поэт этого региона, Вахши Бафки(991 г. л. х./1583 г.), продолжал событийный стиль, написал несколько маснави, самое значительное из которых — Фархад и Ширин. Здесь же жили и менее значимые поэты, как то: мулла Замани Йазди (1017 г. л. х./1608 г.), Насаф Акашани(1024 г. л. х./1615 г.) и Рази Исфахани (1030 г. л. х./1620 г.).

Из множества поэтов, живших в то время в Индии, самыми известными были ‘Урфи Ширази(999 г. л. х./1590 г.), Суфи Мазандарани, Назири Нишабурии Газали Машхади(980 г. л. х./1572 г.). Что касается ‘усманских территорий, то здесь на турецком и персидском языках писал Фузули Багдади(970 г. л. х./1562 г.). Одна из отличительных особенностей его творчества — перевод с персидского на турецкий язык метафор и образов персидской поэзии. В своих газелях он дословно копировал персидские газели, а в 942 г. л. х./1535 г. сочинил на турецком языке поэму Лайли и Маджнун, полностью соответствующую тексту одноименной поэмы Низами [144].

В XI в. л. х./XVII в. в персидской поэзии не наблюдалось особых событий и изменений. При Сафавидахв обществе и политике Иранараспространился религиозный фанатизм, который привел еще в X в. к массовой эмиграции поэтов и писателей в Индиюи в ‘Усманскую империю. Занимаясь упрочением своего централизованного государства, Сафавидымало думали о деятелях искусства и литературы. Это касается и ученых, которые одновременно были поэтами. В частности, упомянем здесь шайха Баха’ии хакима Шафа’и.

В Индии, ‘Усманской Турциии в Исфаханенаходились важные центры иранской науки и культуры. Особенно быстро развивался индийский центр. В этом столетии развивался индийский стиль поэ­зии, в котором создавались новые сложные образы, проявлялась боль­шая сила воображения, применялись афоризмы и метафоры и усеченные формы стиха для лучшей передачи его смысла. Отдельные недо­статки персидской литературы получили распространение именно в этом сто­летии. Речь идет о повторяющейся рифме в газели, сложно постигаемых смыслах и игре со словами.

Некоторые изменения в X—XI вв. л. х./XVI—XVII вв. наблюдались в литературе эпоса. Особое внимание тогда обращалось на «религиозный эпос», в котором преимущественно рассказывалось о жизни выдающихся религиозных деятелей. Такие эпосы создавались в Иране, Индиии в Малой Азии. Их сочинители обычно опирались на великий иранский эпос — Шах-намаФирдауси, имитируя образную композицию и даже метрику стиха Шах-нама. Перечислим некоторые эпосы, созданные в то время: Насаб-нама-йи шахрийари Шаха Фурси, Хумайун-нама, Газа-йи Сулаймани, Шах-нама-йи бихишти (Райская Шах-нама), Футух ал-‘Аджам, Сафар-нама-йи Багдад (Путевые записки из Багдада), Фатх-нама-йи ‘Аббас Намдар, Шах-Джахан-нама, Зафар-нама-йи Шах-Джахани, Шаханшах-нама Абу Талиба Калима(1061 г. л. х./1651 г.), Джанг-нама-йи Кишим(рассказывает о мужестве иранских, ‘усманских и индийских полководцев). Создавались также поэмы о мужестве и стойкости имамов и других религиозных деятелей в религиозных войнах: Сахиб Кир’ан-нама, Шах-нама-йи Хайрати, Газав-нама-йи Асири, Хамла-йи Хайдарии т. д.[145]

Произошли изменения и в повествовательной литературе. Если в X в. л. х./XVI в. эта литература преимущественно копировала произведения Низами, то в следующем столетии начинают появляться новые темы маснави, как то: суз ва гудаз (страдание), каза ва кадар (рок и судьба). Кроме того, был сделан ряд переводов с индийских языков: Нал Дамн, Камруп, Кам лета, Мадхамальт, Хиру ва анджуман [146]. Эти рифмованные повествовательные произведения были написаны простым языком. В них мы не найдем тех лексико-лите­ратур­ных укра­шений, которыми славились мастера художественной прозы предыду­щих эпох. Из известных поэтов, создававших в XI в. л. х./ XVII в. круп­ные повествовательные литературные формы, можно выделить следующих: Назим Харави(1081 г. л. х./1670 г.), Файзи Файйази(1004 г. л. х./1595 г.), Навваб Асаф-хан(1021 г. л. х./1612 г.) и хаким Шафа’и(1037 г. л. х./1627 г.).

С X в. л. х./XVI в. начинается расцвет жанра «обращение к виночерпию» (саки-нама), который зародился в VI в. л. х./XII в., а достиг наибольшего развития значительно позже. Этот жанр стал одним из основных в персидской поэзии того времени, а затем получил продолжение в творчестве Хакима Партави(941 г. л. х./1534 г.) и в последующие века. Поэты в такого рода стихах обычно выражали новые идеи, говоря о преходящей сущности мира и мучительном завершении человеческой жизни. С точки зрения формы эти стихи создавались в виде маснави, тарджи‘банда или таркиббанда.

В данный период получили развитие также сатира и инвектива. Хотя общество с подозрением и неприязнью относилось к произведениям инвективного содержания, некоторые поэты иногда прибегали и к этому жанру. В X в. л. х./XVI в. такие произведения создавали Шариф Табризи, Вахши Бафки, Вахиди Кумии Хайрати Туни, а в XI в. л. х./ XVII в. — Шафа’и Исфахании Шайда-йи Фатхпур. В этот период была распространена также форма шахр-ашуб [147].

В литературных регионах XI в. л. х./XVII в. проживали достаточно известные поэты. Так, в Малой Азииработал поэт-мистик Наф‘и Руми, писавший стихи в стиле Мауланы Джалал ал-дина Мухаммада Балхи. В Гилянетворил Салим Тихрани(1057 г. л. х./1647 г.) родом из Тегерана, но воспитывавшийся в Гиляне. В Исфахане, который был политическим центром страны и, соответственно, находился в расцвете, обычно жили две группы поэтов: шиитские ученые и философы (шайх Баха’и, хаким Шафа’и) или шиитские поэты и литераторы (Калим Кашани, Касим Машхади, Каусари Хамадании Насир Хамадани). В XI в. л. х./XVII в. индийский центр иранской поэзии мог похвастаться тем, что там жил и работал Са’иб Табризи. Хотя он поначалу жил в Исфахане, наибольшего развития его творчество достигло именно в Индии. Даже вернувшись в 1042 г. л. х./1632 г. в Исфахан, он по-прежнему по­лучал материальное вспо­моществование от индийского шахского двора. В 1052 г. л. х./1642 г. шах ‘Аббас IIдал ему почетное звание «Царь поэтов» (Малик ал-шу‘ара). Он умер в 1081 или 1086 г. л. х./1670 или 1675 г. Са’иббыл признанным представителем стиля, который в персидской литературе получил название индийского. Наполнение немногих слов большим смыслом, тонкая мысль, поиск особых значений и содержания — все эти особенности индийского стиля в полной мере проявились в творчестве Са’иба.

В XI в. л. х./XVII в. в Индиижили также поэты Талиб Амули, Суфи Амули, Гани Кашмири, Сармад Кашани, Зухури Туршизии Бидил Дихливи(1054—1133 гг. л. х./1644—1720 гг.). Последний сверкал среди них как истинный бриллиант. С его творчеством связаны наивысшие достижения персидской поэзии в области поэтической фантазии и сложности поэтической мысли; в стихах Са’иба мысли накатывают волнами, что позволило назвать его индийский стиль «двойным» или «глубоким» [148].

В этот период можно отметить особое вни­мание индийского круж­ка к созданию словарей. Здесь были созданы Фарханг-и Джахангири (Словарь Джахангири)Джамал ал-дина Анджу, Фарханг-и Сарвари (Словарь Сарвари) Мухаммада Касима Сар­вари Кашани, Фарханг-и Рашиди (Словарь Рашиди) ‘Абд ал-Рашида Хусайни, Гийас ал-лугатМухаммада Гийас ал-динаи известный словарь Бурхан-и кати‘ Мухаммада Хусайна Халафа Табризи, чей тахаллус — Бурхан, 1062 г. л. х./1651 г.) [149].

4. Четвертый период — со второй половины XII в.
до конца XIII в. л. х. (Базгашт)

В середине XI в. л. х./XVII в. в политической жизни Иранапроизошли существенные изменения. Сафавидскаядинастия, которая была сильной и могущественной при шахах ‘Исма‘илеи ‘Аббасев X в. л. х./XVI в., начала ослабевать при их преемниках. В результате нескольких десятилетий борьбы с внутренними и внешними врагами в 1148 г. л. х./1735 г. она пала под ударами Надир-шаха Афшара. Хотя эта династия придавала большое значение национальному единству Ирана, а не религиозным вопросам, она не смогла долго продержаться у власти. В 1148 г. л. х./1735 г. Надирофициально провозгласил себя шахом и основал Афшарскуюдинастию. Он провел широкие завоевательные походы в Индию, но после 12 лет правления был убит (1160 г. л. х./1747 г.). После его смерти власть в Иранеснова оказалась под вопросом, ибо в стране не существовало сильного правительства. Наконец, в 1178 г. л. х./1764 г. один из полководцев Надира,Карим-хан Занд,взял власть в свои руки и воцарился в Ширазепод именем «вакил ал-ру‘айа», основав в Иранединастию Зандов.

Карим-ханустановил свое правление на всей территории Иранакроме Хорасана, находившегося во власти Шахруха. Зандыбыли един­ственной династией, которая действительно думала об установлении в стране политической безопасности, обеспечении правосудия и спокойствия. Карим-ханочень ценил науку и знание, уделял много сил благоустройству районов страны. Он скончался в 1193 г. л. х./1779 г., а его преемники до 1203 г. л. х./1788 г. продолжали успешное правление, но в указанном году последний шах из Зандовпотерпел поражение от Ака-Мухаммад-хана Каджараи в 1209 г. л. х./1794 г. был убит.

На протяжении всего XII в. л. х./XVIII в. в Иранебыло неспокойно. При Надирестрана была во власти кровопролития, войн и грабежей [150]. Кроме небольшого периода в начале правления Надираи победы его над афганцами все остальное время было исключительно неблагопри­ятным [151].

При Зандахситуация в корне изменилась. Относительное спокойствие в стране и уважительное и внимательное отношение Карим-ханак ученым и литераторам способствовали быстрому развитию культуры и литературы [152]. Эти благоприятные условия стали предпосылками для начала нового периода в литературной истории Ирана — Возвращения (Базгашт). В этот период мы становимся свидетелями двух тенденций. Некоторые поэты и писатели обращались к первой эпохе иранской литературы, используя в своих работах стиль и манеру письма поэтов IV—VI вв. л. х./X—XII вв. Второе течение Базгашта было обращено ко второму периоду персидской литературы (в основном к произведениям VII—VIII вв. л. х./XIII—XIV вв.). Некоторые из литераторов эпо­хи Возвращения, как, например, мирза Махди Астарабади, писали в трех стилях — простом, изощренном и среднем. Ко второй группе относятся такие поэты усложненного стиля, как Мухаммад Садик Мусави, ‘Абд ал-Раззак Бигданбали и Нишат Исфахани.

Литература Возвращения первоначально развивалась в Исфаханев рамках «Исфаханского литературного общества» («Анджуман-и адаби-ий исфахани»). В этом литературном центре творили такие поэты, как Муштак Исфахани(1171 г. л. х./1757 г.), Хатиф Исфахани(1198 г. л. х./1783 г.), Сабахи Бидгули(1218 г. л. х./1803 г.), Азар Бидгули(1195 г. л. х./1781 г.). После кончины Карим-ханав 1193 г. л. х./1779 г. общество прекратило свое существование вследствие политических событий в стране.

В XIII в. л. х./XVIII в., когда к власти в Иранепришли Каджары, начался второй этап развития литературы Возвращения. Ака-Мухам­мад-хан Каджар, покончив с последним представителем династии Зандовв Кермане, в 1210 г. л. х./1795 г. провел официальную церемонию своей коронации в Тегеране. Правителем Исфаханаон сделал поэта мирзу ‘Абд ал-Ваххаба Нишата. Вспомнив о предыдущей деятельности литературного общества Исфаханаи следуя по стопам Муштака, Нишатсо­здал второе литературное общество и стал помогать поэтам. Получив такую поддержку, оно более активно и уверенно пошло по пути Возвращения [153]. Сам Нишатстал лидером этого общества. В 1211 г. л. х./1796 г. после смерти Ака-Мухаммад-ханаобщество было официально распущено. Нишатнаправился ко двору Фатх ‘Али-шаха, получил там титул «му‘тамид ал-даула» и основал третье общество — под названием «Анджуман-и Хакан» («Общество Хакан»). Оно располагалось при шахском дворе, и в нем участвовали такие деятели, как Фатх ‘Али-хан Саба(1238 г. л. х./1822 г.), Сахаб Исфахани(1222 г. л. х./ 1807 г.), Маджмар Исфахани(1225 г. л. х./1810 г.). К другим поэтам периода Возвращения относятся Висал Ширази (1262 г. л. х./ 1846 г.), Йагма Джундуки (1276 г. л. х./ 1859 г.), Фуруги Бистами (1274 г. л. х./ 1857 г.), Фатх Аллах-хан Шайбани (1318 г. л. х./1900 г.), Ка’ани (1270 г. л. х./1853 г.) , Суруш Исфахани (1285 г. л. х./1868 г.), Махмуд-хан Малик ал-Шу‘ара Саба(1311 г. л. х./1893 г.) и Шатир ‘Аббас Сабухи (1315 г. л. х./1897 г.).

В этот период особую роль в развитии персидской прозы и поэзии сыграла деятельность Ка’им Макама Фарахани(убит в 1251 г. л. х./ 1835 г.). На своем политическом посту он не только много сделал для Ирана, но и приобрел большую известность в сфере литературы. Его стихи посвящены событиям общественной жизни того времени, тогда как другие поэты Возвращения описывали правление и убийство шахов [154].

5. Пятый период — с XIV в. л. х./конца XIX в. и далее.
Современная литература (Новое время)

XIV в. л. х./XX в. начался с сомнений в принципах литературного Возвращения и одновременно с окончанием правления Каджарови событиями Конституционной революции. Это период определенного литературного возрождения, которым отмечена литература последних 70 лет. Период Возвращения, начавшийся при Афшарахи достигший своего апогея при Каджарах, уже не отвечал требованиям изменившейся структуры общества. Ведь эта литература во многом была обращена в прошлое и не имела никакой логической связи с современными ей событиями и явлениями общественной жизни. В новой литературе поднимаются вопросы закона, свободы, равенства, прогресса, цивилизованности, знания, промышленности, борьбы с колониализмом и суевериями, противостояния насилию, патриотизма, жертвенности, революционной борьбы и заботы об униженных и оскорбленных [155]. Эти ключевые понятия не получили особого распространения в традиционной литературе и не являлись предметом ее исследования.

Писатели и поэты Иранабыли вынуждены заняться поиском литературных форм, адекватных требованиям времени. Установление связей с Европой и проникновение лексики из европейских языков в персидский язык в значительной мере изменили его. Постепенно подвергались сомнению принципы традиционной литературы, и персидская литература стала склоняться к принятию западных литературных жанров. Запад после Возрождения и особенно в эпоху романтизма испытал значительное влияние иранской и индийской литературы.

В современную эпоху персидская проза пошла по пути реализма, пытаясь говорить о действительности и отражать ее в художественных формах. Произошел отход от традиционной персидской прозы. Новая литература призывала не к аскетизму и борьбе с человеческими страстями, а к социальной борьбе и установлению социальной справедливости (здесь можно отметить произведения саййида Джамал ал-дина Асадабади). С развитием прессы в новой персидской прозе стал развиваться жанр репортажа, характеризующийся подчеркнутым объективизмом и простотой изложения материала. Так, книга Сийахат-нама-йи Ибрахим-бика (Путевой дневник Ибрахим-бика) типологически представляла собой репортаж. Акцент на простоте стиля и изложения в современной прозе способствовал тому, что некоторые писатели стали писать разговорным языком и обращаться к народной литературе. Особенно это проявилось в книге Чаранд ва паранд (Небылицы) Диххуда, а также в сочинениях Талыбова. В целом персидская проза XX в. напоминает европейский реализм XIX столетия [156].

В новой персидской прозе наиболее показательным является развитие художественной литературы. Одной из причин использования простого стиля прозаического письма современными писателями стало то, что именно так они могли лучше отразить в своих произведениях вопросы общественной жизни, права семьи и личности. Иранские писатели приняли принципы европейской прозы, которая играла в западной литературе особую роль. Первые персидские романы, носившие критический либо любовно-лирический характер, были написаны в подражание соответствующим произведениям европейской литературы. Впрочем, это подражание можно рассматривать и как источник вдохновения. Такими произведениями были романы Тихран-и махуф (Страшный Тегеран) Мушфика Кашании ЗибаМухаммада Хиджази [157]. В то же время в персидской литературе получили распространение произведения романного типа, ставшие известными под названием «исторические романы». В них в художественной форме рассказывалось об иранской истории. В качестве примера приведем произведе­ние Талыбова Ру’йа-йи Камбуджийа (Мечта Камбиза).

В эпоху Конституционной революции и в начале текущего столетия персидская художественная проза достигла большой глубины в исследовании внутреннего мира человека и его души. Яркий пример тому — произведения Садика Хидайата.Его лучшие произведения, такие как Буф-и кур (Слепая сова), Са катра-йи хун (Три капли крови), Саг-и вилгард (Бродячий пес)и др., написаны легким и выразительным стилем, персонажи обладают удивительной психологической глубиной и противоречивой многомерностью. Произведения Хидайата отличались от других образцов литературы того времени активным использованием фольклорных мотивов, патриотическими настроениями, а также социальным реализмом, окрашенным легкой сатирической нотой. Герои его произведений обычно представители низших общественных слоев, действие непосредственно обусловлено поведением их в обществе, но все это изложено с таким мастерством, которое редко можно встретить у других авторов.

Джамал-задавошел в персидскую литературу как сатирик, исследовавший социальные проблемы иранского общества. Эта особенность творчества писателя проявилась уже в первом его произведении Йак-и буд, йак-и набуд (Было — не было).

В период деспотического режима Риза-шахаперсидская литература начала склоняться к символизму, а после событий августа—сентяб­ря 1941 г. в ней стал набирать силу критический реализм. Однако после шахского переворота 19 августа 1953 г. в литературе опять усилилась тенденция к недосказанности, намекам и в то же время начался процесс активного перевода произведений европейской литературы на персидский язык. То, что писатели не могли сказать открыто сами, они выражали посредством перевода. В 1950—1960-е гг. в персидской про­зе уделялось незначительное внимание вопросам человеческой лич­ности и проблемам отдельного человека, присутствовала критика иранского общества (Тангсир, Шаухар-и Аху-ханум (Муж Аху-ханум), Сувушун) либо использовался принцип потока сознания (произведения Хушанга Гулшири) [158]. После победы Исламской революции в Иранев 1979 г. персидская литература столкнулась с новыми понятиями и реалиями. Надеемся, что она выберет новое направление.

Современная персидская поэзия прошла в своем развитии множество сложных этапов и ответила на многие вызовы. В начале рассмат­риваемого периода творили такие поэты, как политический сатирик ‘Ариф Казвини(1301 г. л. х./1883 г.), Ирадж Мирза,дерзновенно, простым языком говоривший о социально-политических проблемах, а так­же Фаррухи Йазди(род. 1306 г. л. х./1888 г.), который развивал массовую, народную литературу. В произведениях указанных поэтов мы находим синтез стиха, чувств и политических лозунгов момента. В про­должение этой тенденции Мир-зада ‘Ишкиписал откровенно крити­ческие стихи, Парвин И‘тисами(род. 1328 г. л. х./1910 г.) создавала стихи общественно-нравственного содержания. Эти поэты заложили первый камень в основание литературы эпохи Конституционной революции. Их стихи социально-критической на­прав­ленности одновременно с общественными преобразованиями в стране вносили изменения и в иранскую поэзию.

Самым выдающимся поэтом современной эпохи по праву считается Нима Йушидж. Он родился в 1318 г. л. х./1900 г. в Мазандаране,и до сего времени его фигура является знаковой для персидской литературы. Понимая, что стихотворный размер и рифма не определяют суть стиха, он на основе нового философского взгляда произвел переворот в персидском стихосложении. В результате современный персидский стих стал опираться на эмоциональную интонацию. Тем самым не только появился особый стих Нимы, но в персидскую поэзию вошел белый стих, в котором не имеется никакого четкого размера, а все основано на логике прозы. Ниманаписал в новой поэтической форме свои лучшие стихи: Кисса-йи ранг парида (Выцветшая сказка, 1920 г.), Афсана (Легенда, 1922 г.), Ханавада-йи сарбаз (Семья солдата, 1924 г.). В его стихах присутствует несколько искусственное подражание реализму [159]. Поэзия Нимы и изменения, которые он внес в персидскую поэзию, были тепло встречены такими иранскими поэтами, как Ахаван Салис, Фуруг Фаррухзад, Сухраб Сипихри, Ахмад Шамлу, Манучихр Аташии др.

Что касается стилеведения, то на первом этапе исследователи в основном обращали внимание на деление речи самым простым из воз­можных способов. Бахар, который провел первые стилевые исследования в первые декады текущего столетия, делил речь на прозу и поэзию и занимался изучением персидской прозы. Он выделял шесть стилевых периодов персидской прозы в соответствии с эпохами развития всей иранской литературы [160], а именно:

1) эпоха Саманидов(300—450 гг. л. х./912—1058 гг.);

2) эпоха Газнавидови первых Сельджукидов(450—550 гг. л. х./ 1058—1155 гг.);

3) вторая эпоха Сельджукидови Хваразмшахов, техничная проза (550—600 гг. л. х./1155—1203 г.);

4) эпоха иракского стиля и искусственной прозы (600—1200 гг. л. х./1155—1785 гг.);

5) период Возвращения (1200—1300 гг. л. х./1785—1882 гг.);

6) современная эпоха простого стиля.

Этот метод до сих пор сохраняет свое значение и применяется теми, кто занимается изучением литературных стилей.

Вначале мы расскажем о стилях, использовавшихся в каждую эпоху, перечислим распространенные тогда жанры прозаической литературы и назовем писателей, придерживавшихся определенного стиля.






Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 338. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.099 сек.) русская версия | украинская версия