Студопедия — ПОНЯТИЕ АУДИТОРИИ. ЕЁ ОСОБЕННОСТИ. «БОРЬБА» СЛУШАТЕЛЕЙ С ОРАТОРОМ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОНЯТИЕ АУДИТОРИИ. ЕЁ ОСОБЕННОСТИ. «БОРЬБА» СЛУШАТЕЛЕЙ С ОРАТОРОМ.






ЕЩЕ В АНТИЧНЫЕ ВРЕМЕНА АУДИТОРИЕЙ НАЗЫВАЛИ ПУБЛИКУ, СЛУШАЮЩУЮ РЕЧЬ ОРАТОРА ИЛИ ПРИШЕДШУЮ НА ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ЭТОТ ТЕРМИН ИМЕЕТ ПРЯМУЮ СВЯЗЬ С ЛАТИНСКИМИ СЛОВАМИ AUDIRE (СЛЫШАТЬ) И AUDITOR (СЛУШАТЕЛЬ).

В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ АУДИТОРИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ПРОСТРАНСТВЕННО РАСПОЛОЖЕННАЯ ГРУППА ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ИНТЕРЕСОМ К ПРЕДМЕТУ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, А ТАКЖЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ С ОРАТОРОМ И ДРУГ С ДРУГОМ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. ЭТО СЛОЖНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ СО СВОЕОБРАЗНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ АУДИТОРИИ – СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК. ОРАТОРУ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗРАЗЛИЧНО КОЛИЧЕСТВО СЛУШАТЕЛЕЙ. В БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКОЙ АУДИТОРИИ ПОВЕДЕНИЕ И РЕАКЦИЯ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫ. НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ В ВИДУ, ЧТО БОЛЬШАЯ АУДИТОРИЯ НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ДИСКУССИОННОГО ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСОВ, В НЕЙ ТРУДНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ АРГУМЕНТЫ, УМЕСТНЫЕ И ПОНЯТНЫЕ ВСЕМ. НЕКОТОРЫЕ ОРАТОРЫ БОЯТСЯ БОЛЬШОЙ АУДИТОРИИ, КОТОРАЯ ВЫЗЫВАЕТ У НИХ «ОРАТОРСКУЮ ЛИХОРАДКУ».

МАЛЕНЬКАЯ АУДИТОРИЯ. ЗДЕСЬ КАЖДЫЙ ОСТАЕТСЯ ЛИЧНОСТЬЮ, ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. ОДНОЙ ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК АУДИТОРИИ ЯВЛЯЕТСЯ ЕЕ ОДНОРОДНОСТЬ. ОНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ СЛУШАТЕЛЕЙ. ЧЕМ ОДНОРОДНЕЕ АУДИТОРИЯ, ТЕМ ЕДИНОДУШНЕЕ РЕАКЦИЯ И ТЕМ ЛЕГЧЕ ВЫСТУПАТЬ.

ДЛЯ АУДИТОРИИ ХАРАКТЕРНО И ЧУВСТВО ОБЩНОСТИ, КОТОРОЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ НАСТРОЕ СЛУШАТЕЛЕЙ. ВЛИЯНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ДРУГ НА ДРУГА ОСОБО ОСТРО ОЩУЩАЕТСЯ ПРИ ОДОБРЕНИИ ИЛИ НЕОДОБРЕНИИ РЕЧИ ВЫСТУПАЮЩЕГО. В ДАННОМ СЛУЧАЕ РИТОРУ НАДО НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ НАСТРОЕНИЕМ АУДИТОРИИ, УМЕТЬ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНИТЬ ЕГО.

ВАЖНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АУДИТОРИИ – МОТИВ ДЕЙСТВИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ. ОБЫЧНО ЛЮДИ ПРИХОДЯТ НА ЛЕКЦИИ, СОБРАНИЯ, ЗАСЕДАНИЯ И ПРОЧЕЕ, РУКОВОДСТВУЯСЬ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ СООБРАЖЕНИЯМИ. ПСИХОЛОГИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ГРУППЫ МОТИВОВ:

1) МОТИВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА;

2) МОТИВЫ МОРАЛЬНОГО ПЛАНА;

3) МОТИВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПЛАНА. ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО ИЗНАЧАЛЬНО СЛУШАТЕЛИ ПО-РАЗНОМУ

НАСТРОЕНЫ НА РЕЧЬ ВЫСТУПАЮЩЕГО. ОРАТОРУ НЕОБХОДИМО ВЫЯВИТЬ ОСНОВНОЙ МОТИВ ДЕЙСТВИЯ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ БОЛЬШИНСТВО СЛУШАТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ СТРОИТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ И ТО, ЧТО ЛЮДИ, СОБРАВШИЕСЯ В ЗАЛЕ, ПОКА НЕ ОБРАЗУЮТ АУДИТОРИЮ. АУДИТОРИЯ ВОЗНИКАЕТ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ ДЛЯ ВСЕХ ПРИСУТСТВУЮЩИХ ЦЕНТР ВНИМАНИЯ – ОРАТОР И ЕГО СООБЩЕНИЕ.

«БОРЬБА» СЛУШАТЕЛЕЙ С ОРАТОРОМ

ВО-ПЕРВЫХ, АУДИТОРИЯ ИНЕРТНА. БУДУЧИ СОБРАНА ВМЕСТЕ, АУДИТОРИЯ ОБЫЧНО УЖЕ ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ МНЕНИЕ, ЧЕМ И ОБЪЯСНЯЕТСЯ ЧАСТО ЕЕ НЕКОТОРЫЙ ИЗНАЧАЛЬНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОРАТОРУ. ВО-ВТОРЫХ, АУДИТОРИЯ СКЛОННА СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ, КОТОРОЕ ПЫТАЕТСЯ ОКАЗАТЬ НА НЕЕ ОРАТОР, В СИЛУ СТРЕМЛЕНИЯ КАЖДОЙ ЛИЧНОСТИ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВНУШЕНИЮ.

ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТРИ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ СПОСОБА ТАКОЙ «БОРЬБЫ» СЛУШАТЕЛЕЙ С РЕЧЕВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОРАТОРА: ИЗБЕГАНИЕ, ПОДРЫВ АВТОРИТЕТА, НЕПОНИМАНИЕ.

· СТРАТЕГИЯ ИЗБЕГАНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЗНАКАМИ: АУДИТОРИЯ ПРОЯВЛЯЕТ НЕВНИМАНИЕ, ПРОПУСКАЕТ МИМО УШЕЙ ВАЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, ИЩЕТ И НАХОДИТ ПОВОД ОТВЛЕЧЬСЯ ОТ ВОСПРИЯТИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ОРАТОРА, НЕ СМОТРИТ НА НЕГО, СТРЕМИТСЯ СЕСТЬ ПОДАЛЬШЕ ОТ ОРАТОРА ИЛИ ПРОСТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НА ЕГО ВЫСТУПЛЕНИЕ.

· СТРАТЕГИЯ ПОДРЫВА АВТОРИТЕТА ОСНОВАНА НА ТОМ, ЧТО ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ КВАЛИФИЦИРУЕТСЯ КАК НЕАВТОРИТЕТНЫЙ, НЕ СПЕЦИАЛИСТ В ДАННОЙ ОБЛАСТИ, И ПОЭТОМУ ВСЕ ТО, ЧТО ОН ГОВОРИТ, МОЖНО ВСЕРЬЕЗ НЕ ВОСПРИНИМАТЬ.

· СТРАТЕГИЯ НЕПОНИМАНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО АУДИТОРИЯ, СЛУШАЯ ОРАТОРА, ИДЕЯ КОТОРОГО ЕЙ НЕ НРАВИТСЯ, ИНТЕРПРЕТИРУЕТ ТАКУЮ ИДЕЮ ИЛИ ЕГО АРГУМЕНТЫ КАК НЕПОНЯТНЫЕ. НА ЭТОМ ОСНОВАНИИ ОНА ОТВЕРГАЕТ И САМУ ИДЕЮ, ОТКАЗЫВАЯСЬ ВНИКАТЬ В ЕЕ СМЫСЛ
КОНТРПРИЕМЫ ОРАТОРА

1. РЕШИТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ. 2. ДРАМАТИЗМ. ЭТО НАПРЯЖЕНИЕ В ТЕКСТЕ. 3. СДЕРЖАННАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. 4. КРАТКОСТЬ5. ДИАЛОГИЧНОСТЬ. 6. РАЗГОВОРНОСТЬ. 7. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ. 8. ПОНЯТНОСТЬ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ. 9. РЕШИТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 246. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия