Студопедия — С О Г Л А Ш А Ю С Ь
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

С О Г Л А Ш А Ю С Ь






ВОПРОС.

Зачем такой бойкой охарактеризована Дуня Вырина?

ПРИМЕР.

"...она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет.";

ОТВЕТ СПЕЦИАЛИСТА.

Через станцию проезжают сотни разных людей. Все на Дуню обращают внимание, все с нею заговаривают. Естественно, что она научилась обращаться с людьми. Она знает, что она красавица. И рассказчик ее оценил адекватно, а не "мелкой хищницей". Он ипостась Пушкина, он писатель-реалист, он не пережимает ни в какую сторону. И сам Пушкин "Повестями Белкина" внедрял реализм, а не "романтический реализм". Такого понятия даже нет: романтический реализм.

Слюсарь А. А. 1996 г.

ВОПРОС.

Зачем А. Г. Н. два раза делал крюк и заворачивал на станцию к Самсону Вырину? Зачем такое имя и фамилия у смотрителя: Самсон - легендарный герой, и Выра - безвестная речка?

ОТВЕТ СПЕЦИАЛИСТА.

По крайней мере не от того А. Г. Н. к смотрителю стремился, что "холоден" к нему. А. Г. Н. писатель, реалист. Он хочет в своих "путевых наблюдениях" побольше придерживаться фактов. И не "безучастно в своем эстетизме наблюдателен А. Г. Н.", а как реалист. "Искреннее сострадание" к Вырину у него действительно искреннее. Но оно не мешает ему видеть и отмечать человека во всех проявлениях. Вырин горд, швыряет на тротуар деньги Минского, откупные за дочку. Но он же вернулся их поднять. Оттого он и Самсон и Вырин. Торжествует многосторонность и многообразие в изображении жизни. Торжествует реализм, а не, опять же, "романтический реализм";.

Слюсарь А. А. 1996 г.

МОИ ОТВЕТЫ.

Если все-таки признать, что Белкина Пушкин ввел не зря и что тот - максималист, то объективность "реалиста" А. Г. Н-а (я возьму пока в кавычки определение А. Г. Н-а как реалиста) - объективность "реалиста" А. Г. Н-а такому Белкину кажется и холодностью, и безучастной наблюдательностью, и эстетизмом, заинтересованным лишь в красоте, а не в морали. И, наоборот, искреннее сострадание А. Г. Н-а такому Белкину кажется, как минимум, принятым (модным) словоупотреблением, за которым ничего настоящего нет, а как максимум, - лицемерием.

Так что я, если и не прав был, то потому, что вжился в субъективное восприятие А. Г. Н-а Белкиным и сделал это восприятие своим, читательским.

Но я, пока писал, менялся. И, когда заподозрил, что А. Г. Н. - некий реалист, а Белкин - максималист (и записал это), я не отметил, что теперь пора менять свое (а по сути - белкинское) отношение к А. Г. Н-овской холодности и тому подобному.

Однако, разве менять нужно так, чтоб и следа белкинского не осталось? Разве для того вводил Белкина Пушкин, чтоб я, читатель, Белкина игнорировал?

Нет. Тогда, выходит,- и это по Пушкину, Белкин в чем-то прав в мнении об А. Г. Н-е. И тогда в смысле художественного метода (реализма) нельзя отождествлять А. Г. Н-а с Пушкиным. Следовательно, Пушкин не такой реалист, как А. Г. Н.

Зато введение термина "романтический реализм" по меньшей мере неосторожно.

Да кто же когда применял такой термин?

Слюсарь А. А. 1996 г.

Он реет в воздухе. Не буквально, но в духе такого термина уже писали известные люди.

Затонский Д. В. "Европейский реализм XIX в." 1984 г.:

"Романтики являлись пасынками эпохи: она отняла у них поэтическую мечту, поставив на ее место ненавистную прозу торгашеских отношений.

Стендаль близок к романтикам тем, что его герои - Жюльен Сорель. Фабрицио дель Донго, даже Люсьен Левен - тоже пасынки эпохи. По-своему и они "больны временем"."

Чем не романтический реалист Стендаль?

И нельзя ли "лишнего человека" Онегина тоже счесть "больным временем", а Пушкина в "Евгении Онегине" - в чем-то близким романтикам?

Моя неосторожность в применении термина "романтический реализм" двойная. Во-первых, я не сослался на авторитеты (допустимо ли, чтоб непрофессионал позволял себе введение терминов?). Это, впрочем, я себе прощу. Не прощу другую неосторожность: романтизм не однозначен; на синусоиде идеалов романтизм это и спуск в индивидуализм и, по мере объединения индивидуалистов для совместной открытой борьбы со старым обществом, романтизм же - это подъем в некий коллективизм. Как и в реализме: спуск и подъем. Как и в каждом большом стиле.

Или и это надо подпереть цитатами из уважаемых источников?

Пожалуйста, из Гуковского:

"Влияние на юношу Пушкина поэтической школы Жуковского и Батюшкова, влияние на него идей романтического индивидуализма... было велико и плодотворно... Однако школа Жуковского и Батюшкова представляла только лишь одно крыло русского романтического движения 1800-1820-х годов... Наоборот, подчеркнуто политический характер имело творчество антагонистов Жуковского и Батюшкова... - Рылеева, Одоевского, Р. Ф. Раевского, отчасти Кюхельбекера..."

В общем, спуск и подъем.

Или, пожалуйста, из того же Затонского:

"...история реализма - во многом история нащупывания связей, поиск, клонящийся то в сторону индивида, то в сторону социума."

И вот уже реалиста Пушкина, совершенно явно (а не еле заметно, как в "Повестях Белкина") шатнувшегося "в сторону социума", Марина Цветаева (в работе "Пушкин и Пугачев". 1937 г.) стала связывать с романтизмом:

"Пушкинский Пугачев, помимо дани поэта - чаре, поэта - врагу, еще дань эпохе. Романтизму. У Гете -Гетц, у Шиллера - Карл Моор, у Пушкина - Пугачев. Да, да, эта самая классическая, кристальная и, как вы еще называете, проза - чистейший романтизм".

Ясно, что это в полемическом раже Цветаева "Капитанскую дочку" называет кристаллом романтизма. Без залета это бы звучало: романтический реализм.

Это "реалист" А. Г. Н., сидящий в Пушкине, гонял Пушкина по Предуралью в начале 30-х годов в поисках материалов для "Истории Пугачевского бунта", это "реалист" А. Г. Н. в Пушкине писал в этой "Истории":

" К нему [Пугачеву] привели Харлова [коменданта крепости], обезумленного от ран и истекающего кровью. Глаз, вышибленный копьем, висел у него на щеке. Пугачев велел его казнить".

А романтический реалист Пушкин в "Капитанской дочке" в 1836 году вышибленный глаз Миронову не придал.

Это "реалист" А. Г. Н. в Пушкине пишет в "Истории", что Пугачев из страха отдал сподвижникам на растерзание любимую женщину (жену того же Харлова) и невинного младенца, на потопление - любимого друга, на удавление - вернейшего соратника, и т. д. и т. д.

А романтический реалист Пушкин в "Капитанской дочке" поступил с Пугачевым, как народ:

"...он правду о злодее - забыл, ту часть правды, несовместимую с любовью: малость."

(Цветаева)

И получилось, как у народа - предание.

Как у народа...

Потому что после поражения декабристов история шла все равно по пути к освобождению народа. И отражать этот путь, пусть и не революционный, был призван реализм не стендалевского типа (романтический-ориентированный-вниз), не бальзаковского типа (нижний перегиб синусоиды), а для Европы тогда неведомый реализм (романтический-ориентированный-вверх).

*

ВОПРОС.

Зачем повести все пронизаны иронией, и иронией самого Пушкина?

ОТВЕТ СПЕЦИАЛИСТА.

Первым читателем повестей был Баратынский, который от них,- писал Пушкин Плетневу, - ржет и бьется. Отчего это? От пушкинской иронии. Так для огромных выводов о зарождении новых идеалов мало отталкиваться только от эпиграфа к предисловию и от предисловия. Надо бы и в самих повестях указать, от чего Пушкин отталкивается.

Слюсарь А. А. 1996 г.

МОЙ ОТВЕТ.

Действительно, что ввело Баратынского в такую крайность: “ржет и бьется"? Попробуем и мы посмеяться.

Тогда, в декабре 1830 года предисловия в чистовике еще не было. Белкин для Баратынского еще не существовал. Повести располагались тогда в порядке написания. Первой был "Гробовщик". С него и начнем медленное чтение.

Эпиграф:

Не зрим ли каждый день гробов,







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 414. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия