Студопедия — В.А. ТЮРИН 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В.А. ТЮРИН 6 страница






Исследуя вопросы зарождения и развития древнерусской мифологии, мы рассмотрели период от верхнего палеолита (то есть самого начала зарождения генетически русского этноса) до средневековья. И если божества древних периодов связаны с безопасным периодом в жизни русского человека, то «мужские божества славянского средневековья почти все воинственны; их изначальные функции заслонены, как это и должно было быть в раннефеодальном обществе, обилием оружия, доспехов, боевых коней и знамен, которыми снабдили их почитатели- дружинники»[Рыбаков, 1981].

По функциональным особенностям, «рассматривая перечни славянских богов, приводимые источниками XI - XII вв., мы можем подразделить их на несколько групп: в одну группу войдут Сварог и Сварожичи (Дажьбог, Сва- рожич и Святовит); в другую - божества плодородия - Род, Велес, Яровит (Gerovitus), Ярило. Вне групп окажется Перун» [Рыбаков, 1981]. Поправим академика, Перун не оказывается вне групп. Перун - олицетворяет собой войну, которая в Древней Руси называлась - ПРЯ. А война, как известно, имеет всего одно лицо.

С приходом христианства на Русь, богом Руси стал Перун. Это не перемена богов. Это не перемена эпох и взглядов. Это девиз и призыв ко всему русскому народу не слагать с себя оружия до тех пор, пока нашу Родину Русь не покинет нога последнего византийского христианского пришельца. И до тех пор продлится Перуново время.

Сам же Рыбаков об этой войне говорит так: «Средневековым церковникам в значительной мере удалась их задача - изгнать со страниц книжности все богомерзкие «басни» и «кощуны», как назывались тогда мифы; басня стала синонимом недостоверности, а «кощуна» - символом надругательства над святыней, кощунством[36]» [Рыбаков, 1981]. На многочисленные извращённые христианством понятия обращает внимание в своём словаре и В. Даль. В частности, термин ВРАГ обозначал на Руси защитника, а в христианской транскрипции - «врага» в сегодняшнем его наполнении.

Самые великие и самые святые русские места оболганы христианством и извращены им. В частности, та местность, которая сейчас в Москве называется Болото, раньше называлась Великий Луг и была посвящена великому богу Велесу (откуда и название). На том месте, где издревле стоял идол древнерусского бога Велеса - пастуха человеческих душ, теперь «красуется» греческое строение под названием «Храм Христа Спасителя[37]».

Несмотря на всё это, «древние мифы, некогда выражавшие мировоззрение первобытных людей, со временем (если не было поэтов, обессмертивших их) превращались в волшебные сказки или лаконичные прозаические предания. Термин «волшебная сказка» новый, чисто кабинетный, но в нем заключен глубокий языческий смысл - ведь «волшебник» - это жрец, волхв, занимающийся «волшве- нием» - гаданием и заклинанием добра и зла. Жрецы- кудесники, волхвы, дожившие до позднего средневековья (в Новгороде в 1218 г. сожгли четырех волхвов), были, по всей вероятности, хранителями древних «кощун», сказителями далеких мифов.

Постепенно мифологический элемент впитался в сказки, создавая новый жанр волшебной сказки, наслоившийся на ещё более архаичный жанр сказок о животных. Для поиска древних мифологических сюжетов в обширном сказочном фонде, осложненных бродячими сюжетами и конвергентно возникающими сходными образами и ситуациями, необходима надежная путеводная нить, приводящая к более или менее точно датированной исходной точке. У нас есть два основания для такого поиска: во-первых, летописные строки о Свароге и Дажьбоге 1114 г., а во-вторых, записи Геродота середины V в. до н. э.» [Рыбаков, 1981].

Глава 2 Единобожие на Руси

«Как верно отмечалось ещё дореволюционными исследователями, авторы древнерусских поучений против отечественного язычества стремились не к сохранению сведений о нём, а к его тотальному искоренению, и потому их произведения дают нам крайне мало информации о сущности исконной религии наших предков» [Серяков, 2004, с. 34].

О разрушениях, которые принесло христианство на Русь, напрямую говорит цитата из энциклопедии «Мифы народов мира»: «Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифилогическая целостность «язычества» была разрушена в период христианизации славян» [Мифы, 1988, Т. 2, с. 452]. Эти разрушения русской мифологии оказались столь масштабными, что теперь «возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников» [там же]. Именно этим занимались и занимаются множество учёных в разные века, пытаясь по крупицам воссоздать то, что столь тщательно было уничтожено православием.

Сложности восстановления древнерусской истории и мифологии сопряжены с тем, что к сегодняшнему времени в доступе для учёных и общественности нет древнерусских источников. Мы говорим «в доступе» потому что ряд исторических свидетельств указывает на то, что в христианских хранилищах ещё содержатся указанные древние русские источники и, скорее всего, целые книги. О существовании которых говорили многие учёные середины 20-го века, а также писали все энциклопедии. Может быть, через некоторое время с помощью государства удастся заставить церковь обнародовать эти источники.

А пока «главный источник сведений по раннеславянской мифологии - средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племён), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, б в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы)» [там же].

Однако сложности есть и на этом пути - «все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за пра- славянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии» [там же]. Таким образом, Россия, пожалуй, единственная страна, которая «непонятным образом» лишена своей древней истории. Хотя и по тем данным, которые сейчас получают другие науки, история Руси самая насыщенная и самая древняя.

Стоит вновь напомнить, что термин «праславянский» неверен, потому что в истории не было ни одного народа под названием «славяне». А в связи с этим у не существовавшего народа не может быть существовавшего предка. Но в данном случае, нас волнует не эта точность, а то, что «хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и др.)» [там же].

«Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма ограниченны, хотя есть основания полагать, что они составляли уже пантеон» [там же]. Такие знания не могли сформироваться за короткий срок. И если они уже существовали к моменту прихода христиан, то до этого момента они должны были пройти путь своего развития, равный хотя бы нескольким тысячам лет. В качестве примеров можно привести мифологию Северной Индии (арийских племён), которая была сформирована в 3 - 2-м тыс. до н.э. и которая вот уже в течение 4-5 тысяч лет остаётся практически неизменной. Только отдельные боги забываются. Но не происходит её развития.

Тот же самый пример касается и греческой мифологии, которая грекам уже досталась сформированной полностью, а ими, греками, в последующие 2-3 тысячи лет была почти утрачена, но не развита. То же касается и римской мифологии. То есть на развитие любой мифологии сложного состава требуется, по меньшей мере, 4-5 тысяч лет, а скорее всего как минимум вдвое больше.

Если этот срок прибавить к дате 1-е тыс. н.э., то получим, что русская мифология сформировалась в неолите, то есть в 4 - 3-м тыс. до н.э., а начало этого процесса было положено во времена мезолита - в 8 - 6-м тыс. до н.э. То есть именно в те времена, в которые это и происходило (см. главу 1). Если рассматривать в этом разрезе любые территории за пределами современной Центральной России, то в мире нет ни одной, которая имела бы столь древнюю историю, зафиксированную памятниками археологии. То есть мезолит - это явление исключительно принадлежит Русской равнине. Только в финальную его фазу древние русы начали миграции в другие регионы, куда и принесли свою мифологию (см. п. 1.5.2).

Именно по этой причине в разных уголках планеты имеются божества с одинаковыми функциями и названные одинаково. «Кроме названных богов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог (применительно к огню - Сварожич, т.е. сын Сварога), Zuarasiz у балтийских славян (ср. чеш. и словац. raroz, «сушняк», и румынск. afarog, «высушенное», позволяющее предполагать южнославянскую[38] форму этого имени)» [там же]. К событиям южнорусского характера, касающихся уже богатыря Сварога, мы вернёмся в гл. 4.

Касаясь описания событий, представленных в письменных источниках, историки, таким образом, обращаются к довольно позднему периоду времени, когда основные перемещения народов были уже закончены. Эти перемещения, как струи инородной воды, оставили в воде прежней, чистой, свои завихрения, замутнения и другие чуждые гладкому и однородному потоку включения.

Таковыми в описании историков стали и события, связанные с мифологическими и духовными представлениями древних русичей и древних славян вообще. В качестве исторических свидетельств того периода нам обычно представляют письменные изречения, оставленные западными христианскими или восточными исламскими путешественниками, при этом утверждая, что надёжность их сведений не просто заслуживает внимания: она - абсолютна. Каждое слово многочисленных ибнов (Ибн-Фадлан, Ибн-Юсуф и т.п.) даёт, якобы, мощнейший свет на всю русскую историю.

Вряд ли следует согласиться с таким подходом, заполонившим умы учёных. Потому что чужеземцы никогда не будут знать другую страну лучше, чем её знает собственный народ. Кроме того, приход христианства и ислама на Русь - это акт военной оккупации, связанной не только с прямым порабощением русского народа, но и с порабощением духовного мировоззрения русских. И в данном контексте христианских писарей и мусульманских «ибнов» вместе со всеми их свидетельскими показаниями по поводу древнерусской истории можно поставить на одну доску с архивариусами немецко-фашистских войск, которые вдруг выставили бы свои записки, как подлинные свидетельства истории России периода середины 20-го века.

Но историки, занимающиеся 20-м веком, не опускаются до таких вещей. Может быть, только потому, что победа в той войне осталась за русским народом. А вот победа в войне с Византией во многом осталась за иудейскими христианами. Поэтому именно их свидетельства стали главными среди «независимых» исследователей, большинство из которых работали в сени христианских монастырей.

Стараниями таких вот иноков история русского народа оказалась оскоплённой[39] до такой степени, что стала просто нежизнеспособной. Обрезанные исторические гениталии русского народа были выброшены христианами куда-то так далеко, что по-настоящему независимым историкам вот уже несколько веков подряд приходится собирать русские корни буквально по крупицам. Многое успели сделать исследователи 18 - 19-го веков, которые сформировали огромный пласт работ по русской истории, филологии, мифологии и т.д. Их труды, прерванные иудейской революцией 1917 года, и сейчас являются кладезем древнерусских знаний.

Изучая религиозную мифологию древних русов, А.Н. Афанасьев писал: «В «Слове о в. кн. Дмитрии Ивановиче» так обрисована Куликовская битва: «на том поле сильныи тучи ступииіася, и из них часто сияли молыньи и загремели громы велицыи: то ти ступишася русские удальцы с погаными татарами за свою великую обиду»[40]. Гоеч. Арес, рим. Марс, нем. Zio, заправлявшие прежде небесными битвами, стали впоследствии исключительно заведовать людскими бранями, из богов стихийных переродились в олицетворения отвлечённых понятий войны и её кровавых ужасов. Те же мифические представления встречаем и у славян. Боги весенних гроз, туч и вихрей, каковы: Святовит, Радигаст, Сварожич и Яровит (= Ярило, Руевит?), отличаются воинственным характером.

Г. Срезневский в статье своей: «Об обожании солнца у древних славян»[41] считает все эти имена за различные прозвания божества солнца, удержанные отдельными славянскими племенами. Справедливо, что по различию признаков одно и то же божественное олицетворение обозначалось на древнейшем языке разом несколькими названиями; справедливо и то, что такие названия первоначально употреблялись, как описательные эпитеты, а потом уже обращались в имена собственные, и что на этом основании единое божество не только могло называться различными именами, но с течением времени, при забвении стародавних преданий, дробилось даже на особые самостоятельные, хотя в сущности и совершенно тождественные образы.

Такой процесс необходимо должен был происходить там, где однородное племя, распадаясь на вет- ей[42], расходилось в разные стороны, и каждая ветвь удерживала в памяти какое-нибудь одно название» [Афанасьев, Т. 1, с. 138].

Имя СВАРОГ на Руси является исконным и традиционным. Во-первых, Сварог - это древнейший русский бог, мужская ипостась единого бога русов Рода (а женская - Лада). О нём А.Н. Афанасьев пишет: «У славян отец Небо получил название Сварога; он верховный владыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов, прабог» [Афанасьев, Т. 1, с.. 34 - 35].

Христианские пришельцы планомерно распространяли ложные сведения о том, что, якобы, на Руси до их прихода существовало многобожие, которое христиане так милостиво и уничтожили. За многие столетия, прошедшие с момента христианского захвата Руси, этот миф надёжно укоренился среди некоторой, небольшой части российского народа. В особенности среди пришлых инородцев, которые появлялись на Руси, как правило, уже отягощённые христианскими верованиями.

Так, ещё в 19-м веке «немцы» Брокгауз и Ефрон в своём словаре писали о Свароге: «Сварог, древнеславянский бог неба, отец солнца и огня; чтился более других богов». Да, и Большая советская энциклопедия сообщает практически то же: «Сварог, в русской и западнославянской мифологии один из главных богов (бог неба, огня небесного). Отец бога земного огня Сварожича», подразумевая, что таких богов на Руси было множество.

Однако эти выдумки христиан не имеют ничего общего с русской историей и с исконной русской религией. И, как всегда в таких случаях, на помощь русскому народу приходит наука, и мы начинаем понимать, насколько велик масштаб христианской лжи. Так, «восточные, западные и древнерусские письменные источники говорят о том, что древние русы верили в единого бога - творца. Его называли двумя именами: Богом и, более древняя форма,

Сварогом. Материальным символом его являлся огонь, который был священным, и которому сооружали алтари в храмах» [Климов, 2007, с. 168\. Немецкий христианский захватчик земель балтских славян Гельмонд писал: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах» [Гзльмонд, 1963, с. 186].

Исламские пришельцы и их древние авторы при знакомстве с древними русами обратили внимание на их монотеизм. Так, Ибн-Руст писал: «Есть у них знахари, из которых иные повелевают царём... Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем пожелают... И все они поклоняются огню....Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который снабжал нас пищей»». А в сочинении «Ху-дут ал-Алам» говорится: «Все они огнепоклонники». Гардизи пишет: «И на струнных инструментах они играют при сжигании мёртвого и говорят: «Мы веселимся, ибо милость божия сошла на него»». У Тахираал- Марвази читаем: «...и сжигают своих мёртвых, ибо они поклоняются огню» [Древнерусское государство, 1965, с. 388- 391]. Ибн-Фадлан пишет: «Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом говорит ему: «О, мой господь...»» [Ибн-Фадлан, 1939, с. 79].

Как мы видим, и западные, и восточные авторы свидетельствуют об обращении русов в своих молитвах к единому богу - «господь мой». Но в отличие от христиан Прокопия и Гельмонда восточные авторы указывают на ещё одну важную деталь религии древних русов - «все они огнепоклонники». Почему же христиане Прокопий и Гельмонд не обратили на это внимание? Потому что исламские завоеватели и их писатели Ибн-Руст, Ибн-Фадпан и другие были хорошо знакомы с недавно покорёнными ими зороастрий- цами, которые были одной из ветвей древних русов по происхождению и огнепоклонниками - по религии.

На Востоке, завоевав Персию, семитские племена арабов подвергли её насильственной исламизации. На Западе те же семитские племена греков завоёвывали Европу и после пошли на Русь, подвергая всё на своём пути насильственной христианизации, сжигая целые русские города и сёла вместе с жителями.

Предположение о том, что Сварог являлся Богом- Творцом древних русов, высказал в конце 19-го века Е.Е. Голубинский: «Среди множества своих богов они признавали единого Бога вселенной. Этот единый Бог... назывался у славян именами сохранившимися, подобно как и известные имена почти всех других богов, от древнего первоязыка индоевропейских народов - Сварог» [Голубин- ский, 1997, с. 839].

Историк Е.В. Климов, исследуя этот вопрос, также делает заключение: «Очевидно, в праславянской древности этим Богом-Творцом был Сварог», а также окончательный вывод своего исследования: «На основании письменных свидетельств (византийских, немецких, арабских и древнерусских) мы можем сделать вывод о том, что восточные славяне накануне принятия христианства верили в единого Бога-Творца, материальным воплощением которого являлся огонь» [Климов, 2007]. Цитируемая статья Е.В. Климова опубликована в 2007 году в авторитетнейшем журнале РАН «Вопросы истории», и те выводы, которые делает автор статьи, выводят христианское нашествие на Русь, что называется «на чистую воду». Становится понятна ложная позиция христиан, которая утверждает, что, мол, на Руси было многобожие, которое христиане, мол, благодатно привели к единобожию.

Как видим, единобожие на Руси было исконным, а принятие христианской веры одним из русских князей явилось актом его государственной измены и привело к долгой, кровопролитнейшей гражданской войне на Руси. Эта война под именем «крещение» и потом под именем «татаро- монгольское иго» длилась с 10-го до 15-го века и не окончилась и сейчас. Но об этом ниже.

«Теперь мы должны обратить внимание на те немногие места памятников, в которых учёные наши, под влиянием христианских воззрений, думают видеть свидетельство, что, рядом с поклонением божествам стихийным, славяне веровали в единого верховного Бога и что в этом веровании высказывается тёмное сознание о едином истинном Творце вселенной. Мнение это, в подтверждение которого ссылаются на Прокопия, Гэль- монда и договоры первых русских князей с греками, не может быть принято наукою. Славяне, конечно, не могли составлять в данном случае странного исключения из общей семьи родственных им индоевропейских народов. Прокопий (ІѴвека) выражается так: «Ѳебѵ реѵ yap £va, тдѵ TtjZ aoTpanqZ dqpixpyov, дпбѵтшѵ х^рюѵ fjovov аитдѵ ѵорі&оіѵ еіѵаі», m.e. только одного бога, производителя молнии, почитают они (славяне) единственным владыкою вселенной» [Афанасьев, Т. 1, с. 67 - 69].

2.1. Этимология имени «Сварог»

Лингвист М. Фасмер в своём этимологическом словаре в статье «Сварог» также называет Сварога верховным божеством языческой Руси, напоминает его древнерусское написание Сварогъ, которое применено в Ипатьевской летописи, а также приводит названия некоторых селений и географических мест, образованных от имени Сварога (в некоторых случаях Сварог называется Соварог). С нашими дополнениями это, например:

• РЕКА СВОРКА (Норвегия), река Саврух (Самарская губерния) • деревни Сваружево и Сварыжь (бывшая Новгородская губерния), село Сворыж (Россия, Псковская область), Swarzyszewo (Польша), Twaroch (1309 г.), Tbaraschitzberg (1480 г.) - оба в Нижней Штирии (Австрия); село Сварка (прежде - Савара; на реке Рось), городище Саварка (близ Киева), село Сваромля (на Днепре), село Сварынь (Белоруссия), местность Swarawiz (Schwarfs близ Ростока), Savro, Savrelje (Далмация), Svarcha, Zavrece, Savrascak (Хорватия), Swarzedz (Познань), Swarawa, Swaryczew, Swarzewo, Swarynie (Польша), Swarawis (Балтийское побережье), Саврань (Подольская губерния), Саврушская слобода (Самарская губерния), Swaroczin (близ Данцига), Swaroczim (Польша), Saureggen (онемеченное славянское Саврогово или Сварого- во; Каринтия).

6 Кстати, столицей Штирии является город Грац, его имя ещё сохранило русское звучание - Городец. Имя Лада, например, и сейчас встречается.

Исходя из этого М. Фасмер делает вывод о том, что это древнерусское слово и «нет никакой необходимости принимать в данном случае арийское (доиранское) заимствование».

Как мы показали в своей статье «К вопросу о значении корня «ВР» протоязыка» [Тюняев, 2009а], имя «Сварог» происходит от древнерусского корня ВР. Этот корень имеет древнерусское значение «оберегать», «защищать». Отсюда СВАРОГ - это оберегатель и защитник огня и русского народа. Отсюда понимаем, что СВАРОГ вполне разумное имя для богатыря, который является защитником русского народа.

Обычно лингвисты (Ягич, Маретич, Брюкнер, Фасмер и другие) это имя связывают со СВАРА, т.е. «спорящий, наказующий». Сравним и мы имя Сварога, например, с таким русским словом, как СВАРА - «борьба», «битва», «драка» или в древнерусском СВАРЪ - «ссора» «свара». Макс Фасмер в своём этимологическом словаре приводит доказательства того, что слово СВАРА было известно во всём славянском мире, то есть том мире, куда приходили русские богатыри. Так, в украинском СВАРА - «ссора», в болгарском - СВАРА, в словенском SVAR - «порицание», в чешском и словацком SVAR - «сора, распря», в польском

- SWAR, в верхне- и нижнелужицком - SWAR. Интересно, что это слово с тем же значением проникло и в другие языки. Так, в древнеисландском SVARA - «отвечать», в готском SWARAN - «клясться», в древневерхненемецком SWERIAN - «клясться», в оскском SVERRUNEl - «говорящему», в латинском SERMO - «беседа, разговор», в древнесаксонском ANTSWOR - «ответ», в англосаксонском ANDSWARU - «ответ», в нововерхненемецком SCHWUR - «клятва». Интересна также польская форма SWARZYC русск. «сваржик», которая непосредственно связывает слово СВАРА с именем СВАРОГ.

Корень ВР в значении «борьба, схватка» представлен в следующей цитате: «На высокъи пръстолъ епискупьскъ възведенъ бысть; ни без болъзни, ни без завиды, ни безъ свара отъ старъиіинъ настолья очьству». «Повесть об Акире» 15-го в. о происхождении свары поучает: «Сну, егда будешь в чади, то же пристипивъ к нимъ, не смъся;

въ смъсъ бо безумье исходить, а в безумьи сварь быва- етъ, а въ сваръ тяэаны и бои, а в бою смртъ, а в смерти гръхъ свершаетьс(я)». И, наконец, русская поговорка утверждает, что «соседям свариться не годится».

И уже отсюда следует интересная этимологическая цепочка. После того, как в 3 - 2-м тыс. до н.э. Северную Индию завоевали древние русы под началом богатыря Воль- ги, термин СВАРОГ перешёл и в «древнеиндийский» язык, который являлся ответвлением древнерусского языка и назван не потому, что на нём разговаривали индийцы, а потому, что на нём разговаривали русы, находящиеся в Индии (индийцы разговаривали на ведийских языках - языках коренного населения веддоидной, то есть негроидной расы). В древнеиндийском языке СВАРОГ произносилось SVARAJ- и имело значение «независимый правитель».

Нужно отметить, кроме того, что Сварога именовали богом, единым богом, на Руси, он почитался и как богатырь, который был знаменит своими подвигами во славу русского народа. Обратите внимание на термин БОГАТЫРЬ. Он образован с использованием русского корня БОГ и суффикса -АТЫРЬ. Именно поэтому греческие христиане, пришедшие с войной на Русь, древнерусских богатырей начали величать богами. А после этого, как сами приписали русским существование множества богов, начали критиковать Русь и истреблять её, ставя в вину русскому народу именно многобожие. Выдуманное самими греческими христианскими пришельцами.

По поводу корреляции корня ВР с распространением ойконимов приведём цитату из работы [Тюняев, 2009а]: «Практически все географические названия, образованные от корня ВАР (ВОР), располагаются на пограничных областях, в которых древний русский этнос исторически соприкасался сначала с неандертальскими народами (начиная с 50-го тыс. до н.э.), а потом и с их потомками - шведами, норвегами, готами, тюрками, аварами, болгарами, различными уральскими народами и т.д. В древнерусские земли входили и часть Гэрмании, и все прибалтийские страны, и Польша и ряд других, сегодня независимых стран.

На стыках археологических культур ямочногребенчатой керамики проторусов и местных культур неандерталоидных народов вставали те вопросы, которые обычно связаны с пограничными конфликтами, стычками, сварами (ср. war англ. война), с охраной границ. Все приграничные территории Руси имеют в своём составе гидронимы и топонимы, образованные от русского корня «вар»:

• на севере - река Воркута (и город);

• на северо-западе - Варяжское море, река Воронега (впадает в Ладожское озеро между Пашей и Сясью), Ве- ряжка (местность северо-западу от оз. Ильмень), Веря- ско (местность на floeamu), город Варена (Литва);

• на западе - Варшава (Warszawa; 10 в.), город Варен (Waren; на северном берегу оз. Мюриц, известен с 13 в.), Варта (Warta), самый большой приток Одры (Польша), Вормс (Worms, город в Германии, 5 в.) на левом берегу Рейна;

• на юго-западе - Варна (город в Болгарии; 6 в.) на берегу Варненского залива;

• на юге - Ворожба (станция близ Сум), Варяжская пещера (под Киевом), Варяжский остров на Днепре, река Ворксла на Украине;

• на юго-востоке - река Воронеж (и город), Ворона (правый приток Хопра, Пензенская, Тамбовская и Воронежская области);

• в центра - Верея (город в Московской области; в 1432 - 1486 гг. - центр Верейского княжества); Варварка (одна из старейших улиц Москвы) возникла на месте дороги, ведущей на Владимир, в 1434 г. улица упоминается в летописи под названием Варьская - там находились вари, в которых варили хмельные напитки [9]; Вырка (Нижняя, Верхняя, Малая, Большая) - реки и деревни;

Другой круг географических названий образован от корня «ВЕР».

• На севере - это СЕВЕР (се - сросшийся предлог, как в словах участник - соучастник), то есть то, что защищает местность (Русь) с той, северной стороны.

• На востоке - это С ИБИРЬ (на некоторых старых картах надпись имеет такое начертание - с апострофом; с - предлог, и - приставная буква, см. например, [1, ст. Иклы]), то есть то, что защищает с той, восточной стороны.

• На юге - это ИВЕРИЯ (Иберия: в и б - чередуются; сегодня - Гоузия), то есть то, что защищает с той, южной стороны.

• На западе - это ИВЕРИЯ (сегодня это Испания) - защита с западной стороны.

Ещё в 5 - 3 тыс. до н.э. славянские племена занимали всю Русь и всю Европу (до Иберии-Испании), включая Англию. Пограничным «западным» отсюда является древнее название острова Ирландии - Вегдіоп = сутг. «ѵегдуп» - западный (ср. ѵагад=варяг), откуда «lernh», «Hibernia» (ср. с ІЬегіа=Иверия).

Позже, когда иверские племена готов, болгар, аваров и т.п. иудеев заняли западную часть Руси, они назвали её ЕВРОПОЙ - тот же корень ВР.

Защищённое со всех сторон пространство на Руси называлось - ИРИЙ (рай). Кольцо гор, со всех сторон обступающие Русскую равнину, издревле называется ИРИЙСКИМИ горами (или Каменный Пояс).

Людей, которые извне проникали через пограничные, варяжские, рубежи внутрь защищённого пространства, называли ИВЕРЫ, иберы, евреи - «[пришелец] с той стороны», «[стоящий] супротив» [10, ст. Еврей]».

На Руси есть несколько священных гор. Одна из них - Воробьёвы горы, в названии которой использован корень ВР. С такими горами в русской традиции связано место нахождения бога-кузнеца Сварога. В былине Святогор спрашивает Микулу Селяниновича, как ему «узнать судьбину Божию», и получает от пахаря следующий ответ: «А вот поезжай путём-дорогою прямоезжию до розстани, а от розстани сверкни влево и пусти коня во всю прыть лошадиную, и подъедешь к Сиверным горам. У тех у гор под великим деревом стоит кузница, и ты спроси у кузнеца про свою судьбину».

Когда богатырь Святогор приехал в указанное место, он нашёл там кующего судьбину кузнеца - «кому на ком жениться». И хотя в былине имя кузнеца не сохранилось, мы отчётливо в нём узнаём бога-кузнеца Сварога, здесь

в его ипостаси покровителя свадьбы. Великое дерево, под которым стоит его кузница - это Мировое дерево, символизирующее собой центр Вселенной.

Рис. 2.1.1. Образцы ориентации Космического дерева (слева направо): дерево сефирот перевёрнутой ориентации; двойное Мировое дерево; каббалистическое дерево нормальной ориентации [Тюняев, 2006].

 

На обнаруженной в Михайловском кургане (найденном у местечка Фощеватово на Полтавщине) рукоятке меча, датируемом первой половиной 11 в., А. Кирпичников прочёл сделанную русским оружейником надпись «ЛЮДОТА КОВАЛЬ» [Кирпичников, 1966]. Это обстоятельство доказывает не только то, что мечи ковались на Руси, но также и то, что грамотность была распространена среди древнерусских кузнецов уже к 11-му веку.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 430. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия