Студопедия — О просветительских взглядах К. Насыри
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О просветительских взглядах К. Насыри






 

Абделькаюм Абданнасир Насыри родился 2(14) февраля 1825 года в д. Верхние Ширданы Свияж-ского уезда Казанской губернии....Его отец и дед были людьми образованными, известными своей уче­ностью в крае...

Детские годы он провел в родной деревне. Пер­воначальное образование получил у своего отца. В 1841 г. Каюма привезли в Казань и отдали в 5-е медресе, где он учился до 1855 г. Здесь он изучал арабский, персидский и турецкий языки, в совер­шенстве овладел литературным татарским и втай­не от других учил русский. Насыри выделялся сре­ди других учеников усердием, любознательностью и стремлением к получению новых знаний.

В 1855 г. Насыри предложили должность пре­подавателя татарского языка в Казанском духовном училище. С этого времени началась педагогическая деятельность будущего ученого. Позднее он стал пре­подавать татарский язык в Казанской духовной семинарии.

Стремясь повысить свой интеллектуальный уро­вень, Насыри поступает в Казанский университет

на правах вольнослушателя1. В это время уже на­чинает формироваться собственная позиция Насы-ри — просветителя, посвятившего всю свою жизнь служению татарскому народу, вызволению его из оков средневековья и приобщению к сокровищни­цам современной науки и культуры.

С 1871 г. Насыри начинает издавать ежегодный календарь, выходивший систематически в течение двадцати четырех лет. Он полностью посвящает свое время научно-пропагандистской, литературной рабо­те. Жил он в то время очень бедно — на средства, по­лучаемые от частных уроков, переводов татарских до­кументов на русский язык и от продажи своих книг, которых едва хватало на жизнь. Все заработки Насы­ри уходили на печатание собственных сочинений. Он был вынужден заниматься реализацией книг, высту­пая одновременно и издателем почти всех своих сочи­нений. Поскольку в то время издательское дело было неприбыльным, Насыри не получал больших доходов от своей работы. Он был первым сочинителем и рас­пространителем книг по современным естественным и гуманитарным наукам среди татарского населения.

В 1885 г. активная научная деятельность Насы­ри получает официальное признание у русских уче­ных-тюркологов. Его избирают действительным чле­ном Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. И это время он общается с учеными-востоковедами И. Готвальдом, Н.И. Иль-минским и В.Д. Смирновым.

В 1859 г. Насыри написал свое первое произве­дение «Маджму ал-ахбар» («Сборник статей»). Его первым печатным трудом был учебник «Нахв ки-табы» («Книга по синтаксису»), увидевший свет в 1860 г. В том же году он издал научно-популярное

сочинение для школьников и лиц, занимающихся самообразованием,— «Буш вакыт» («На досуге»).

Насыри уделяет первостепенное внимание пе­дагогике, распространению новых знаний. Он состав­ляет ряд учебников по различным наукам: арифме­тике, геометрии, географии и другим.

Издание календаря ставит Насыри в один ряд с представителями классического французского Про­свещения — Д. Дидро, Вольтером и Ж. Руссо... Про­светительская деятельность Насыри, посредством ка­лендаря пропагандировавшего новые знания во мно­гих областях современных наук, аналогична миро­вым образцам эпохи Просвещения.

Основным автором статей календаря выступал сам Насыри. Множество материалов он переводил с русского языка, имея целью поднять уровень зна­ний татарского народа на более высокую ступень. Календарь становится средоточием научно-пропаган­дистской деятельности ученого. Через него Насыри ведет прямой диалог с татарским населением, — ка­кие науки необходимы и почему, что следует знать об­разованному мусульманину. Он становится пропа­гандистом светских знаний, пробуждая в татарском народе интерес к современным достижениям науки. В то же время Насыри, наряду с Марджани, становит­ся одним из первых татарских энциклопедистов...

В области языкознания Насыри совершил свое­образную революцию. Во второй половине XIX в., по его мнению, необходим язык, общепонятный для всех слоев населения.... Он пишет на живом татарском языке, доступном широкому кругу читателей. Жи­вой татарский язык явился одной из мощных сил, ко­торая выводила татарский народ из средневековья, открывая новые возможности для приобщения та­тар к ценностям современной европейской культу­ры и цивилизации. Вклад Насыри в реформирование татарского литературного языка стал выдающимся его вкладом в дело просвещения татар.

Делая упор на необходимость овладения совре­менными европейскими ценностями, Насыри не за­бывает и о Востоке. Он стремился приобщить татар к лучшим достижениям духовной культуры Вос­тока. Насыри перевел на татарский язык с турецко­го несколько произведений, среди которых «Повесть об Авиценне». В ней он показал образ великого ара-бо-мусульманского философа Ибн Сины1, оказавше­го значительное влияние на татарскую духовную культуру средневековья...

Татарский просветитель ум ставил выше рели­гии (необходимо учитывать среду и время его ниже­следующего высказывания): «Если с кем-либо при­дется беседовать, то не думай о том, какую религию он исповедует, а обрати внимание на его ум. Ибо его религия нужна ему, а ум — тебе и ему». Насыри был одним из пропагандистов гелиоцентрической теории. Ученый пишет о Солнечной системе, зако­не всемирного тяготения, причинах лунного и сол­нечного затмения, доводя таким образом до татар­ского народа последние достижения естествознания... Просветительство Насыри, формировавшееся под более сильным влиянием русской культуры, в срав­нении с Марджани, сыграло большую роль в приоб­щении большей части татарского общества к совре­менному знанию и наукам Нового времени.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1138. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия