СВОБОДА СОВЕСТИ
Современное понимание свободы совести имеет в виду обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые га- рантируют личности свободу по отношению к религии, свободу убеж- дений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом. Международные пакты и договоренности связывают обеспечение свободы совести с проблемами толерантности (терпимости), взаимопонимания и сотрудничества. Но эти принципы пока еще остаются идеалами, которые реализуются по мере становления планетарного мышления. Исторические условия ста- новления государственных структур, традиций и образа жизни наро- дов, общественные отношения и другие факторы определяют уровень обеспечения свободы совести в различных государствах. В одних сво- бода совести обеспечивается в соответствии с международными нор- мами, в других существуют те или иные ее ограничения, в третьих, где господствуют архаические традиции, она не получает реализации на практике. Понимание свободы совести, выработка ее критериев во многом зависят от знания истории формирования и тенденций развития этого понятия. Глава XXVIII ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ Идея веротерпимости Изучение памятников культуры Двуречья, в древности Древнего Египта, Древнего Китая позволяет и в средневековье говорить об обожествлении власти правите- лей и существующих в обществе порядков. В мифах древнего мира получила утверждение идея естественного божественного права государственной власти, согласно которой зем- ной правопорядок являлся составной частью мирового космического порядка. Национальные религии провозглашались государственными. Об этом свидетельствуют старовавилонские традиции, нашедшие свое про- должение в Древнем Египте. Так, в 1600 г. до н. э. культ бога Амона был объявлен общегосударственным, а его жрецы - опорой фараона. При правлении фараона Аменхотепа IV (конец XV - начало XIV в. до н. э.) все боги Египта были объявлены ложными, храмовое иму- щество конфисковано, а истинным богом был объявлен Атон (солнеч-
ный диск). После смерти фараона-еретика все памятники, свидетель- ствующие о культе Атона, были уничтожены1. Процесс взаимопроникновения культур древних цивилизаций за- частую начинался с взаимопроникновения религиозно-мифологических представлений, что обусловливалось распространенной практикой терпимого отношения к иным культам и божествам. Так, в эллинистическом Египте царь Птоломей Сотер (322-283 до н. э.) ввел культ бога Сераписа, отождествив его с египетским Аписом и гре- ческим Зевсом. По-видимому, это была одна из первых попыток про- ведения в жизнь идеи " светского экуменизма". В государстве Селевкидов в середине III в. до н. э. многие местные боги получили греческие имена. В свою очередь, в Греции в I в. до н. э. два храма в городе Эвроп были превращены в восточные святилища. Египетская богиня Исида отождествлялась греками с греческой богиней Деметрой, в Сирии был эллинизирован культ фригийской богини Кибелы и т. д.2. Можно, по-видимому, утверждать, что в древнем мире были рас- пространены религиозно-мифологическое подражание и заимствование мифов; пантеон существующих богов и духов тех или иных народов оставался открытым для появления в их сообществе иноземных богов. В античном мире не было духовенства как специального сословного института, не было и обязательных для всех, " богоустановленных" свя- щенных книг. Обязательным было лишь исполнение обрядов. Понятие совести как ответственности человека за свои дела перед людьми и самим собой в Древней Греции появилось довольно рано, уже Демокрит писал о необходимости соблюдения справедливости для того, чтобы человек не находился в состоянии постоянного самоосуж- дения3. Для Аристотеля совесть - это " правильный суд доброго чело- века" 4. Воспитание справедливости, доброты, в более широком смысле - гуманности уже предполагает терпимое отношение к убеждениям других. Понимание совести в античном мире было связано в значительной мере с демократической формой правления в полисах: участие граждан в жизни полиса вело к осознанию личной ответст- венности за его судьбу. Личность обладала относительной свободой вы- бора в решении вопроса: что является для судеб полиса благодетельным, а что - губительным. Это являлось одним из фак- торов возрастания свободы мнений. Наиболее смелые мыслители вы- ступали за осуществление права высказывать свои взгляды, не согласуя их с общепринятыми авторитетами. Цицерон в трактате " О природе богов" дает пример свободного обсуждения проблемы богов сторонниками различных философских направлений. Он полагает, что при обсуждении надо придавать значение скорее силе доказательств, чем авторитету, и осуждает тех, кто перестает сам рассуждать и счита- ет бесспорными только суждения того лица, которое почитает5. Государственная правовая система Древней Греции способствовала появлению новых традиций, связанных с культом цивилизованности
и государства. Вместе с тем сформированные традиции и обычаи охра- нялись государством от влияния новых воззрений, которые могли де- стабилизировать сложившуюся общественную систему. Тот, кто покидал свой дом, свою местность, а следовательно, и своих богов, объявлялся нечестивцем, безбожником. А те, кто распространял новые учения о мире, подвергались преследованиям и гонениям. Такая участь постигла известных античных философов (V в. до н. э.) - Протагора, Диагора Милосского, Анаксимена, Анаксагора, Сократа и др. Платон считал, что лица, нарушающие традиции и устои го- сударства, должны подвергаться преследованиям, что законы госу- дарства должны охранять государственную религию, формирующую единомыслие у граждан. Позднее, по свидетельству Гая Транквилла Светония (ок. 70 - ок. 140), император Клавдий (10 до н.э. - 54 н.э.) " иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, изгнал из Рима" 6, а император Тиберий (42 до н. э. - 37 н. э.) " чужеземные священнодействия и в особенности египетские и иудейские обряды запретил" 7. Подобная практика отно- шения римских правителей к различным религиозным культам, по- видимому, объясняется тем, что в условиях развития антиримских выступлений национальные религии часто выступали в качестве идей- ной платформы для объединения разрозненных сил. В зависимости от складывающейся социально-политической ситуации отношение римских властей к культам покоренных народов носило избирательный характер. Космополитизм раннего христианства, непризнание божествен- ности императора, обращение к униженным и угнетенным представ- ляли определенную опасность для императорской власти, что и повлекло политику запретов и гонений. Вопросы религиозной веро- терпимости определялись текущей государственной политикой. Проб- лемы свободы религиозного выбора зависели от гражданского статуса и национальной принадлежности. Раннее христианство свои социаль- ные представления связывало с идеями равенства всех перед Богом, с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы в за- гробной жизни. Подобные представления резко диссонировали с обо- жествлением императора, воспринимались как определенная угроза государству. В условиях сосуществования с различными восточными культами, при наличии государственной религии Рима, христиане не следовали иудейской традиции исключительности собственного вероучения, под- черкивали свою приверженность принципам веротерпимости древнего мира. В этой связи Тертуллиан утверждал: "...каждый поклоняется тому, чему хочет. Религия одного человека ни вредна, ни полезна для другого. Но не свойственно одной религии делать насилие над другой. Религия должна быть приемлема по убеждению, а не насилию". Рас- пространение христианства рассматривалось римскими властями как
оппозиция государственному религиозному культу. Христианское " су- еверие" оценивалось как безбожие, отрицание государственной религии и государственной власти. В начале IV в. в условиях политического и экономического упадка власти почувствовали потребность в универсальной религии. Прекра- щаются гонения против христиан. По мере укрепления положения христианства как государственной религии Римской империи терпимое отношение к другим культам сме- няется нетерпимостью; иные культы и божества, и это становится традицией, уподобляются падшим ангелам, они должны быть изгнаны из Римской империи вместе со своими служителями. Терпимое отно- шение к ним было допустимым до появления Евангелия, ныне всякое учение исходит от единого Иисуса Христа9. Превращение христианской церкви в государственную религию Римской империи позволило ей (церкви) использовать всю систему государственной власти для борьбы с инакомыслящими и различными оппозиционными ей мировоззрен- ческими течениями. От имени христианской церкви было развернуто преследование сторонников поздней античной философии, носителей античной куль- туры, а также адептов еретических течений внутри христианства, за которыми угадывались оппозиционные настроения. В 391 - 392 гг. император Феодосии I (ок. 346 - 395) издает эдикты, запрещающие исповедание языческих культов. При Феодосии I учреждается репрессивный институт для выявления инакомыслящих и борьбы с еретиками и язычниками. Все другие религии объявляются неугодными и еретическими. В 529 г. по приказу императора Юстиниана (482/83 - 565) были закрыты все философские школы в Афинах; последний оплот язычества, связанный с культом богини Исиды, на острове Филе (Египет), был ликвидирован в административном порядке в 535 г. Насколько тесно были связаны государство и церковь, свидетель- ствуют средневековые документы. Так, император Фридрих II (1194 - 1250) в 1220 г. в документе " Привилегии князьям церкви" под- черкивал, что светский меч создан в помощь мечу духовному. Отлу- чение от церкви влечет за собой утрату всех прав и должностей. Наследство церковных князей, по этому документу, передавалось толь- ко их наследникам и церкви; права городских коммун и сообществ определялись в соответствии с интересами князей церкви10. История свидетельствует о многочисленных еретических течениях в средние века. В зависимости от конкретно-исторической ситуации ереси представали в виде мистических учений и идеализации раннего христианства, в форме радикальных оппозиционных социально- политических движений, выступающих с идеями антиклерикализма и секуляризма. В IX в. Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 - 877), опираясь на авторитет Библии, отстаивал идею независимости мировоззрен- ческих представлений от установок церковных властей. В XI в.
П. Абеляр обосновал право личности на свободное толкование священ- ных текстов, призывал к взвешенному отношению к авторитету церкви в делах веры. Иоахим Флорский (ок. 1132- 1202) в XII в. предпо- лагал, что в 1260 г. почитание Бога станет совершенно свободным, не предписанным никакими властями и никакими документами. В вы- дающемся, памятнике юридической мысли Германии XIII в. " Саксон- ское зерцало" Эйке фон. Репкова (ок. 1180 - после 1233) обнаруживается принципиальное отрицание всякой несвободы челове- ка, в том числе его рабской или крепостной зависимости, клерикализма, утверждается светская государственная власть, прочитывается призыв ко всеобщему миру11. Отлучение от церкви, по нормам " Саксонского зерцала", " ни от кого не отнимает жизни, не ущемляет прав ни по земскому, ни по ленному праву" 12. Известно, что на " Саксонское зерцало" опирались революционные движения масс в Германии, например, во время Крестьянской войны 1525 г. Большое значение для развития идей свободы совести имела твор- ческая деятельность философа XIV в. У. Оккама (ок. 1285- 1349). В работе " Диалог" У. Оккам рассматривает вопросы государства и пра- ва. Основополагающим в его учении является представление о пер- воначальном, естественном человеке. Все люди по природе рождаются свободными, рабство - унизительное состояние для человека. У. Оккам выдвинул идею установления светской власти народной волей, вдохновляемой Богом. Государство учреждается с помощью общест- венного договора. Он выступил против примата церкви над государ- ством. Церковь не является душой государства, как она утверждала, и не должна использовать пытки и костры для утверждения христианских идей. А папу, если он совершит преступление, можно судить светским судом. У. Оккам же подверг сомнению подлинность грамоты Константина, на которую в течение веков ссылались папы римские для обоснования своего главенства над светской властью. Дальше У. Оккама пошел его соратник Марсилий Падуанский (ок. 1275/80- 1342). В трактате " Защитник мира" Марсилий проповедо- вал веротерпимость. Выводы Марсилия сводились к следующему: церковь и духовенство должны быть подчинены светскому суду; суд над еретиками не должен выходить за рамки нравственных оценок, а их виновность уста- навливает светский суд только в том случае, если они нарушают светские законы; церковь должна лишиться особого положения в делах веры, а ее недвижимость должна быть секуляризирована; не церковь, а человек обладает естественным правом на свободу религиозной со- вести14. Широкое распространение получили массовые религиозно- политические оппозиционные движения: X - XI вв. - богомилы; XI - XIII вв. - патарены, альбигойцы, катары, ломбардские бедняки, апостолики и др.; XII в. - арнольдисты, вальденсы, амальрикане; XIV
- XV вв. - гуситы, лолларды. В этих движениях популярны были идеи религиозного равенства как нормы гражданских отношений, антиклерикальные настроения, требования свободы религии. Практически все основатели еретических учений были подвергнуты гонениям, многие из них казнены. В середине XII в. второй (1139) и третий (1179) Латеранские соборы, Веронский (1184) собор объяв- ляли еретические учения и движения вне закона, а ересь - врагом государства. Против массовых еретических движений церковь организовывала крестовые походы, которые одновременно использо- вались для укрепления ее экономического и политического могуще- ства. Эволюция понимания свободы С конца XIV в. в Европе ширится про- в отношении к религии цесс приспособления религиозного в эпоху Возрождения мировоззрения к интересам " третьего новое время сословия". По-новому осмысливается философия античности, утверждаются идеалы светского гуманизма. В области права Н. Макиавелли обосновывает идею о том, что не церковь нуждается в государстве, а, наоборот, государство нуждается в новой религии. Религиозно-утопические идеи раннего христианства и еретические учения возрождаются как социально-политические учения в новом качестве благодаря Т. Мору (1478 - 1535), который провозглашает право в обществе каждому следовать какой угодно религии, свободно ее пропагандировать и воздерживаться от оскорбления других религий15. Гуманисты эпохи Возрождения, исходя из ценности человеческой личности, противопоставили идею толерантности идее религиозной нетерпимости. И если представители Возрождения заложили теоретические осно- вы свободы вероисповедания, то Реформация стала практическим вы- ражением их устремлений. В 95 тезисах М. Лютера мы найдем, по существу, обобщение всех тех требований, которые предъявляла оппозиция церкви: свобода совести, беспрепятственное распростра- нение Священного Писания, свободы религиозных союзов, вольная проповедь. А принимая во внимание, что требование свободы практической деятельности было важнейшим требованием " третьего сословия", лозунги свободы вероисповедания предстают как первые политические, буржуазно-демократические требования свободы слова, собраний, печати, совести. Закономерным продолжением движения Ре- формации стали ранние буржуазные революции, прокатившиеся по Европе: в Швейцарии, Англии, Голландии, Швеции, Дании; рево- люции, закрепившие право на свободу религиозной совести. В новое время среди мыслителей все чаще обосновывается требо- вание свободы личности в выражении своих взглядов. Свободная личность связывается со следованием не религиозным догмам, но разу- му, который способен адекватно познавать мир. Соответственно,
ставится и вопрос о свободном государстве, одной из функций которого должно быть предоставление гражданам возможности развивать принадлежащую им по естественному праву свободу мысли и свободу слова. Именно такие идеи выражал Б. Спиноза. В его " Богословско- политическом трактате" 16 " показывается, что в свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает". Если же " эта свобода может быть подавлена и люди могут быть так обузданы, что ничего пикнуть не смеют, иначе как по предписанию верховных властей, все-таки решительно никогда не удастся добиться, чтобы люди думали только то, что желательно властям". Согласно Б. Спинозе, " каждый по величайшему праву природы есть господин своих мыслей". Б. Спиноза осознавал необходимость свободы суждений в обществе для успешного развития его духовности: " Эта свобода в вы- сшей степени необходима для прогресса наук и искусств, ибо последние разрабатываются с успехом только теми людьми, которые имеют сво- бодное и ничуть не предвзятое суждение". В защиту веротерпимости выступили также английские философы XVII - XVIII вв. Так, Т. Гоббс требовал отделения высшей школы от церкви, организации обучения на основе разума. Против распростра- нения церковной власти на гражданские дела выступил Дж. Локк, полагавший, что государство должно обеспечить свободу, а религия - дело совести каждого гражданина. Дж. Локк требовал отделения церкви от государства. Значительное влияние на развитие представ- лений о свободе совести в XVIII в. оказал А. Коллинз. В сочинении " Рассуждение о свободомыслии" А. Коллинз выдвинул тезис: " Каж- дый... должен свободно думать о вопросах, связанных с религией" 17. Но наиболее радикальными проводниками идеи свободы совести в XVIII в. были французские просветители. " Истинная терпимость и сво- бода мысли -вот действительные противоядия против религиозного фанатизма" 18, - писал П. Гольбах. Он полагал, что разумное государ- ственное устройство с просвещенным государем способно обеспечить счастье и свободу людей. Обращаясь к законодателям, П. Гольбах писал: " Если ваш народ в силу привычки дорожит иллюзиями, раз- решите смелым людям вести просветительную работу и подрывать власть фанатизма. Уравните секты, не вмешивайтесь никогда в их без- различные для вас раздоры... Предоставьте каждому гражданину рас- суждать по-своему, если только действия его всегда согласуются с разумом" 19. И далее: " Пусть государи предоставят своим подданным свободу мысли... пусть они позволят каждому мечтать и фан- тазировать, как ему вздумается, лишь бы доведение человека отвечало законам морали и государства". Французские просветители защищали право каждого человека мыслить по-своему, обладать индивидуальной, непохожей на другие, духовной жизнью. " Отчет о своей вере я должен дать только самому себе, - писал Гельвеции. - Никакой государь, никакой поп не может преследовать меня за мнимое преступление -
за то, что я думаю не так, как они... От природы я получаю право думать и говорить то, что думаю" 21. Под влиянием теории естественного права прогрессивные деятели американского гуманизма Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин, Дж.Медисон (1751 - 1836) подготавливают билль " Об установлении религиозной свободы" и " Декларацию независимости". Претворение в жизнь идеалов гражданского общества сопровож- далось насилием и различными ограничениями по отношению к церкви. Например, " Акт о супремации", принятый в Англии в 1534 г., включал в себя требование закрытия монастырей и часовен, конфискации монастырского имущества, а священнослужителей, пре- пятствующих выполнению этого акта, объявлял вне закона. Особой антиклерикальной направленностью отличалась Француз- ская буржуазная революция. В ходе ее проводились многочисленные антирелигиозные мероприятия, сопровождавшиеся закрытием храмов, принуждением епископов и священнослужителей публично отказы- ваться от сана и присягать на верность республике и конституции. Священнослужители, проявившие лояльность по отношению к рес- публике, получали содержание за счет государства, а по отношению к тем, кто поддерживал монархию, применялись насилие и репрессии. История европейских буржуазных революций показывает, что чем позже они свершались, тем более радикально решались проблемы се- куляризации общественных отношений, утверждения принципов сво- боды вероисповедания. В значительной мере такая ситуация объяснялась участием раннепролетарских слоев в революционных про- цессах. Их антиклерикализм был близок к отрицанию религии вообще. Накануне Парижской коммуны в защиту свободы совести, понима- емой и как свобода выражения атеистических взглядов, выступили французские социалисты и революционные демократы, при этом многие из них были агрессивно настроены по отношению к религии. " Атеизму рекомендуют благоразумно замаскироваться и изменить свою вывеску. Нет! Никаких масок! - писал О. Бланки в 1880 г. - Пусть атеизм водрузит свои лозунги как можно выше, пусть он откры- то наносит пощечины своему врагу, предрассудку, сыну и отцу убийства" 22. В обнародованном бланкистами в 1869 г. " Манифесте сво- бодомыслящих" содержались такие слова: " Свободомыслящие призна- ют и провозглашают свободу совести, свободу критики, человеческое достоинство... Они требуют, чтобы на всех ступенях обучение было бесплатным, обязательным, исключительно светским и ма- териалистическим" 23. Одновременно с этими требованиями в " Манифесте" содержались положения, по существу, противоречащие подлинной свободе совести: ставилась задача уничтожения ка- толицизма " всеми средствами, совместимыми со справедливостью, включая революционное насилие..." Парижская коммуна в апреле 1871 г. приняла декрет об отделении
церкви от государства, где утверждалось: " первым принципом Фран- цузской республики является свобода", а " свобода совести есть важ- нейшая из всех свобод". В соответствии с этим предлагалось отделить церковь от государства, отменить бюджет культов, передать церковную собственность в распоряжение нации24. Затем было принято решение коммуны о подготовке проекта декрета о бесплатном, обязательном и исключительно светском образовании25. По мере совершенствования общественных отношений, расширения объема демократических прав и свобод в развитых государствах Ев- ропы и Америки свобода совести стала рассматриваться не только как свобода вероисповеданий, но и как право личности на свободу убеж- дений и на свободное проявление своего отношения к религии. Глава XXIX СВОБОДА СОВЕСТИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Особенности развития Русь, приняв христианский вариант представлений Византии, еще длительное время оставалась о свободе совести под влиянием языческих воззрений, которые своеобразно включались в православное веро- учение. Вместе с византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчиненности церкви светским правителям. Ис- тория оставила немало свидетельств о том, как вмешивались в дела церкви Александр Невский (1220 - 1263), Дмитрий Донской (1350 - 1389) и другие князья, направляя ее деятельность на укрепление соб- ственного авторитета и государственной независимости. Формирование государственности на Руси сопровождалось движением к цент- рализации власти и одновременно созданием единой церковной струк- туры. Различные толкования христианского вероучения порождали многочисленные ереси, с которыми православная церковь вела непримиримую борьбу при поддержке светских правителей. Так, в XIV в. в Новгороде, в XV в. в Пскове широко распространилась ересь стригольников, которые отрицали монашество и мирские заботы церкви. В XV в. заявила о себе жидовствующая ересь, которая по- лучила свое название по основателю жидовину Схарии. Эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государственную власть в XV - XVI вв. особого успеха не имели. С укреплением монархии при Иване IV усиливается цер- ковная централизация, приоритет государственной власти укрепился еще больше, она взяла на себя функции охраны " правой веры", борьбы с еретическими учениями и вольномыслием. Усиление монархии соп- ровождалось появлением антиклерикальных настроений.
Приоритет государственной власти над церковной и определение статуса православной церкви как государственной религии получили правовое закрепление в Соборном уложении 1649 г. В XVII в. при царствовании Алексея Михайловича и патриархе Никоне вновь обостряется борьба " священства" и " царства", но и эта борьба не увенчалась для церкви успехом. Более того, церковный рас- кол позволил царской власти взять контроль над церковью под пред- логом защиты " правой" веры. При Петре I была создана государственная система управления, упразднено патриаршество, и даже тайна исповеди была включена в систему фискальной политики. В России борьба за свободу вероиспо- ведания предполагала борьбу с монархией. Созданная государственная система управления церковью существенно ограничивала религиозную свободу самой православной церкви, лишала прав другие вероиспо- ведания, ставила религиозную оппозицию вне закона. В 1763 г. отдель- ные оппозиционные религиозные течения получили права на свободу вероисповедания, но это был акт, связанный с продолжением политики контроля государства над религиозными течениями. Борьба за свободу вероисповедания в сложившихся в России ус- ловиях имела свою специфику, она велась под лозунгами нравствен- ного возрождения христианства, освобождения церкви от мирских пут, была направлена на устранение сложившегося союза православной церкви и государства. В самом конце XVIII в. в памятнике русской общественной мысли " Благовесть исраилю российскому, т. е. приверженным к Богу старо- верам благочестивым" были выдвинуты требования полной веро- терпимости, исключающей религиозные преследования и распри, прекращения гонений на староверов. Все духовные чины и монахи ут- рачивали, согласно предполагаемой реформе, право на получение жа- лованья и должны были жить своим трудом. В XIX в. понимание свободы совести дополнялось новыми гранями. В " Настольном словаре", составленном под руководством М. В. Пет- рашевского, говорится, что веротерпимость - это низшая ступень сво- боды вероисповедания, которая признает гражданскую равноправность членов всех вероисповеданий1. В. В. Берви-Флеровский (1829 - 1918) выступил за устранение всякого вмешательства политических властей в религиозные вопросы, за отделение церкви от государства: люди дол- жны содержать духовенство за свой счет, и ничто не должно заставлять человека принадлежать к той или иной вере. " Вера должна быть впол- не свободное дело совести человека" 2. Н. П. Огарев требовал осуще- ствления " свободы проповеди вообще, равно для религии и науки". В деле выбора религии или науки не должно быть никакого государ- ственного принуждения, он должен обусловливаться свободным убеж- дением. Н. П. Огарев выдвинул мысль о том, что " не только чистота науки, но чистота религии, для верующих, требует невмешательства
государственной власти в религиозные дела" и что общество должно прийти " к сознанию необходимости свободы, т. е. чистоты, искрен- ности и нескрываемости каждого убеждения". " Признание свободы убеждения равно религиозного и научного" для Н. П. Огарева есть не только правовое требование, но и нравственное3. Русские религиозные мыслители и философы, такие, как А. С. Хо- мяков (1804 - 1860), К. С. Аксаков (1817 - 1860), И. В. Киреевский (1806-1856), B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, писатели Ф. М. Достоевский (1821 - 1881), Л. Н. То- лстой к др., оценивали негативно сложившийся союз между русской православной церковью и самодержавием, призывали к секуляризации общественных отношений и нравственному возрождению христианс- тва. Например, С. Н. Булгаков писал: " Вековые преступления против Свободы совести тяжелым свинцом лежат на исторической совести рус- ской церкви" 4. Осмысление содержания свободы совести с учетом специфики ус- ловий в России нашло отражение в работах В. И. Ленина. Как уже было сказано, по его мнению, религия является частным делом по отношению к государству, это служит предпосылкой обеспечения подлинной свободы совести. Каждый должен быть свободен исповедо- вать какую угодно религию или не исповедовать никакой. Необходимо отделение церкви от государства и школы от церкви. Недопустимы никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований. Всякие упоминания о том или ином вероиспо- ведании граждан в официальных документах должны быть устранены. Церковные и религиозные общества должны стать совершенно свобод- ными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников. Государственно-церковные Особенность взаимоотношений государства отношения в России и церкви в дореволюционной России определя- до октября 1917 года лась реформой начала XVIII века, которая уп- разднила патриаршество и установила государственную церковность в лице православия. Церковь была лише- на самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государ- ственного управления. В последующие за реформой два столетия она обожествляла царскую власть, признавая царя верховным правителем церкви через Синод находящийся под контролем и руководством обер- прокурора, назначаемого царем. Император российский провозглашал- ся " помазанником Божиим", который есть " высочайший пастырь". Идея самодержавия была политическим символом веры русского пра- вославия. Будучи частью государственного аппарата, православная церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимым имущест- вом, получала субсидии от казны, осуществляла контроль за народным образованием. Право на пропаганду своего вероучения, миссионерство
и прозелитизм закреплялось в законе только за православной цер- ковью. Государство вмешивалось во внутренние дела различных кон- фессий, строго регламентировало их структуру и деятельность. Со- гласно " Своду законов Российской империи", все религии на территории страны делились на три группы: государственную (пра- вославное исповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые (" секты" - духоборы, иконоборцы, молокане, иудей- ствующие, скопцы). " Уложение о наказаниях" считало особым видом преступления пре- ступление против веры - отвлечение и совращение из православия в другую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной или иной христианской вере, распространение ересей и расколов и др. К виновным в этих преступлениях применялась целая система кара- тельных мер, вплоть до каторги и ссылки в Сибирь, Закавказье. Внеисповедное состояние государством не признавалось. Деятельность по распространению материалистических, атеистических взглядов под- вергалась уголовному преследованию. В 80 - 90-е годы прошлого века в связи с ростом революционных выступлений ужесточилась политика царизма в отношении " сек- тантских" объединений. В " Уложение о наказаниях" были внесены но- вые, более жесткие уголовные статьи, направленные против " сектантов". В 1894 г. " секта" штундистов (к ним относили баптистов и евангельских христиан) была объявлена " вредной", а ее молитвенные собрания были запрещены. С 1874 по 1885 г. было зарегистрировано 3615 уголовных дел по так называемым " религиозным преступ- лениям", а с 1886 по 1893 г. - 7540. Революционная ситуация в России в начале XX века вынудила правительство вносить коррективы в религиозную политику. Так, царский манифест от 26.02.1903 г. содержал обещание даровать сво- боду вероисповеданий, а Указ от 12.10.1904 г. " О предначертании и усовершенствовании государственного порядка" предписывал принять меры к устранению религиозных " стеснении". В царском манифесте " Об усовершенствовании государственного порядка" от 17.10.1905 г. также были обещаны гражданские свободы, в том числе и свобода со- вести. Февральская революция 1917 г. упразднила самодержавие,; лишив православную церковь ее многовековой опоры. В программном доку- менте Временного правительства " Обращение к гражданам", опублико- ванном 7.03.1917 г., содержались указание на отмену " сословных, вероисповедных и национальных ограничений". 20.06.1917 г. было принято постановление Временного правительства о передаче церков- но-приходских школ в ведение министерства народного образования, против которого выступила православная церковь, заявив, что этот акт
" причиняет большой вред церкви и ее христианской просветительной деятельности". 14.07.1917 г. появилось постановление Временного правительства " О свободе совести", в котором закреплялся принцип союза церкви и государства. Под свободой совести понималась веро- терпимость. Господствующим положение православной церкви остава- лось на том основании, что православная религия является религией значительного большинства населения России. Внеисповедное состо- яние по-прежнему не признавалось. Свобода совести Первые декреты советской власти кар и государственно-церковные диналь но изменили положение право отношения после славной церкви и других религиозных Октябрьской революции организаций. Так, Де- 1917 г. кретом " О земле", принятым II Всероссийскимсъездом Советов 26.10.1917 г., все мона- стырские и церковные земли были национализиров
|