МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — один из аспектов универсального процесса модернизации социальной, роль которого, первоначально подчиненная решению задачи экономического роста, постепенно усиливается до такой степени, что именно политическая модернизация оказывается решающей для успешной трансформации общества традиционного в современное.
51) модели политической модернизации Основные положения модели: признание, что модернизация вызывает изменения практически во всех областях человеческой мысли и поведения, порождает следующие процессы: структурнофункциональной дифференциации, индустриализации, урбанизации, коммерциализации, социальной мобилизации, секуляризации, национальной идентификации, распространения средств массовой информации, грамотности и образования, становления современных политических институтов, рост политического участия. Модель строилась на основе структуралистского подхода, опыта западной «атлантической» цивилизации и требовала рассмотрения модернизации как единого универсального восхождения обществ от недостаточной развитости (традиционности) к современности и развитости по одним и тем же стандартным ступеням стадий. Модель парциальной (частичной) модернизации (М.Леви) основана на структурно-системном подходе и представлении модернизации как длительном переходе от «относительно немодернизиро- ванных» к «относительно модернизизированным» обществам. Основные положения модели: во многих обществах модернизированные и традиционные элементы сплетаются в причудливые структуры, которые представляют собой временное явление, сопровождающее ускоренные социальные изменения, но нередко они закрепляются и сохраняются на протяжении поколений. Парциальная модель, как и линеарная, ориентировалась на изучение макромасштабных социальных явлений и процессов. Она поставила под сомнение множество признаков линеарной модели (революционный, комплексный, системный, глобальный, стадиальный, конвергенционный, необратимый характер модернизации). Многолинейная модель (Э.Тириакьян, П.Штомпки, Р.Робертсон, У.Бек, К.Мюллер, В.Цапф, А.Турен, С.Хантингтона и др.) разработана на базе классических моделей, структуралистских мироцелостных и деятельностного подходов и ориентирована на анализ макросоциальных явлений. Основные положения модели: отказ от односторонней линеарной трактовки модернизации как движения в сторону западных институтов и ценностей; признание возможностей собственных оригинальных путей развития, поворотных точек, в которых в процессе развития может происходить смена маршрута движения; признание конструктивной, положительной роли социокультурной традиции в ходе модернизационного перехода, придание ей статуса дополнительного фактора развития; большее, чем прежде, внимание внешним, международным факторам, глобальному контексту; корректировка эволюционистского телеологизма; историчность подхода; отказ от трактовки модернизации как единого процесса системной трансформации, от жесткого детерминизма любого толка (экономического, культурного, политического, когнитивного и т.д.); осознание некорректности интерпретации модернизации как непрерывного процесса; акцент на комплементарный, взаимодополняющий характер взаимосвязей между различными социальными факторами и системами. Акторная модель модернизации (Т.Пиирайнен) основана на концепции о фундаментальном сходстве двух революций: французской конца XVIII в. и российской конца XX в. (приведшей к распаду СССР и ликвидации советского социализма), совместном использовании модернизационной перспективы и деятельностного (акторно- го) подхода в целях объяснения перехода от плановой к рыночной экономике в постсоветской России. Основные положения модели: ориентирована на исследование преимущественно микросоциальных ситуаций и деятельностных практик; не учитывает структурные конструкции, рассматривая их лишь в качестве некоторых условий или импликаций социальных действий. Структурационная модель (Г.Терборн) основана на структурационном подходе, который представляет собой попытку синтеза структуралистской и деятельностной перспектив. Основные положения модели: историческая (социальная) реальность рассматривается как следствие структурирования социальных отношений во времени и пространстве в процессе постоянной интеракции предшествующей структуры и индивидуальной воли; человек обладает достаточно большими возможностями эксплуатации непоследовательностей, несвязностей давящих на него структур, он может выбирать окружающие его контексты, и, таким образом, постоянно формировать и перестраивать свое окружение. Мировой опыт показывает, что политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.
52) Понятие, структура и функции политической идеологии Основными функциями политической идеологии являются: Структура политической идеологии, как и ее содержание, определяются объективным процессом общественного развития и развития политического субъекта - носителя политической идеологии. Одним из основных структуроформівних факторов политической идеологии есть те социальные функции, которые она призвана выполнять. Среди них едва ли не самыми важными являются:
Политическая идеология начинается с идей, выступает как их система, хотя и не сводится к ним. В ней раскрывается функциональное назначение идей, возможности и особенности практической реализации их перехода в другие структурные компоненты. Таким образом, исходным моментом теоретического познания содержания политической идеологии выступает политическая идея. Эта идея понимается как форма отражения политической действительности, как следствие постижения мнением предмета познания - политического процесса. В этом контексте политическая идея представляет собой " мостик" от мысли к действиям, от сознания - к активности. Здесь объективная потребность отображается в теории через интересы, цели и мотивы социальных общностей и личностей, она становится руководством к действию. Поэтому выработка новых политических идей следует считать не только важной сферой духовного производства, но и необходимой потребностью совершенствовать деятельность политических механизмов общества. При таких условиях важно, чтобы возможность самореалізування политической идеи была дополнена соответствующими силами и средствами, которые бы наиболее полно воплотили ее в жизнь, В современных обществах основными силами, которые воплощают политические идеи в жизнь, выступают разного рода политические институты, и прежде всего политические партии. Обычно в процессе формирования политической идеологии важную роль играет взята на вооружение наиболее вероятная социально-политическая гипотеза, которая дает возможность предусмотреть процесс внутренне закономерной связи существующих идеологических и политических явлений, до определенной степени обосновать его фактическими данными, объяснить вероятность возникновения идеологических и политических явлений и предсказать новые. 53) Основные идеологические течения современности: либерализм 54) Консерватизм
55) Основные идеологические течения современности: коммунизм Коммунизм (от лат. communis - общий) - политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и господства общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений в форме социализма. В связи с многомерностью данного общественного явления выделяют следующие значения этой категории: 1. Общественно-экономическая формация, которая в результате пролетарской революции сменяет капитализм, разрешая его противоречия на основе общественной собственности на средства производства и превращения труда из силы порабощения человека в средство его развития. 2. Высшая форма развития социализма как переходной ступени от капитализма к коммунизму. 3. Коммунистическая идеология, претендующая на научное обоснование неизбежности и форм перехода от капитализма к коммунизму. 4. Идеологии утопического характера, в которых, по учению научного коммунизма, ставится цель достижения подобного общества, но предлагаются средства, с позиций коммунистической теории, в принципе нереализуемые. Многие современные мыслители считают, что теоретический коммунизм является утопией, а попытки преобразовать общество на основе этой идеологии - политическим преступлением. Теорию коммунизма создали Маркс, Энгельс и Ленин (марксизм-ленинизм). Она возникает в конце первой половины XIX столетия. Она основана на принципе материалистического понимания истории: общественное бытие определяет общественное сознание и теории прибавочной стоимости: богатство современного товарного мира создается за счет эксплуатации наемной рабочей силы. Согласно теории, при помощи диктатуры пролетариата общество обобществляет средства производства и создает условия, позволяющие человеку в процессе труда всесторонне развиваться. Реальное воплощение данная теория получила в России и других странах социализма. В силу ряда причин этот социальный эксперимент не принес ожидаемого результата. Коммунизм (от лат. communis общий) 1) общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом; 2) политическая идеология, провозглашающая целью построение бесклассового общественного строя с единой общенародной собственностью на средства производства и принципом распределения " от каждого - по способностям, каждому - по потребностям ".
56) Основные идеологические течения современности: национализм, фашизм, религиозный фундаментализм
|