структура политической культуры
В своей структуре политическая культура включает следующие основные элементы: когнитивный, эмоционально-психологический, нравственно-оценочный, поведенческий, а также политическую символику. Когнитивный элемент политической культуры составляют политические знания и представления людей о политике, политической системе, политической власти, ее формах и механизмах осуществления; о демократии, правах человека и т.д., то есть все то, что составляет политическое образование. Эмоционально-психологический элемент политической культуры – это политические чувства и переживания, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни. К ним можно отнести чувство социальной справедливости, терпимости или нетерпимости к инакомыслию, эмоциональный подъем по поводу победы на выборах и т.д. Сюда же входят и иррациональные моменты в политическом поведении человека. Они проявляются в форме фанатичной любви к вождю, приверженности догмам, мифам, утопиям. Последние выступают в роли своеобразного компенсатора недостатка научных знаний о политике. Политические мифы и утопии, основанные на надеждах и чаяниях, легко воспринимаются широкими массами. Они их воодушевляют на активные политические действия, вселяют веру в лучшее будущее. Нравственно-оценочный элемент политической культуры включает характерные для данного общества ценности, идеалы, нормы и т.д. Он предполагает определенную оценку, суждение и мнение о политических объектах, процессах. Здесь роль играет соотнесение собственных представлений с идейно-ценностными установками государства, общества, человечества. Поведенческий элемент политической культуры образуют формы и степень участия граждан в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, выборах, политических акциях и т.д.). Он включает также политические установки, типы политической активности, формы, стили, образцы, навыки политического поведения.
58) Типология политических культур Г. Алмонда и С. Вербы Существует множество классификаций разновидностей политической культуры, но одна из них, предложенная Алмондом и Вербой, считается классической. Названные исследователи выделили три «чистых» типа политической культуры, имея ввиду, что в реальной практике эти «чистые» типы обычно встречаются в сочетаниях разного рода. Основаниями для классификации послужили два критерия: 1) ориентация населения на политическую систему, т.е. в какой степени люди связывают свою жизнь (ее ухудшение или улучшение с функционированием институтов политической власти; 2) ориентация населения на собственное участие в политике, которая также может быть высокой или низкой. Соответственно, используя оба эти критерия выделяются следующие три «чистых типа». Самая распространенная и принятая многими политологами классификация политических культур предложена Г.Алмондом и С.Вербой. В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни они выделили три основных типа: 1. «Патриархальная политическая культура». На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует. 2. «Подданническая политическая культура». Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изменить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью субъектов. 3. «Активистская политическая культура», или «политическая культура участия». Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.
|