Студопедия — Истина как видимость очевидного
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Истина как видимость очевидного






В настоящее время метафизика искусства группируется вокруг вопроса, как духовное, которое является сделанным — на языке фи­лософии это звучит как «только установленное», — может быть ис­тинным. Речь при этом идет не о непосредственно существующем, данном конкретном произведении искусства, а о его содержании. Однако вопрос об истине сделанного, сотворенного, «установленно­го» — это все тот же вопрос о видимости и о спасении произведения как видимости истинного. Содержанием истины не может быть сде­ланное. Все «делание» искусства заключается единственно в усилии сказать то, чем не является само сделанное и о чем искусство не зна­ет, — именно это и составляет его дух. В этом-то и заключается идея искусства как восстановления подавленной и вплетенной в истори­ческую динамику природы. Природы, с образом которой связано ис­кусство, еще вовсе не существует; истинным в искусстве является несущее, небытийственное. Оно возникает для искусства в том «дру­гом», для обозначения которого насаждающий идентичность разум, сводящий «другое» до статуса материала, избрал слово «природа». Это «другое» не представляет собой единства, выражаемого опреде­ленным понятием, оно состоит из множества самых разнообразных компонентов, из «многого». Таким образом, содержание истины в искусстве проявляется как «многое», а не как абстрактное обобщаю­щее понятие произведений искусства. Привязанность истины искус­ства к его произведениям и множественность ускользающего от иден­тификации согласуются друг с другом. Из всех парадоксов искусства самый глубокий, присущий самой его природе, состоит, пожалуй, в том, что оно единственно путем «делания», а не в результате непос­редственного созерцания создает несделанное, истину. По отноше­нию к содержащейся в них истине произведения испытывают силь­нейшее напряжение, словно оно с величайшим интересом чего-то ожидает от нее. Проявляясь только в сделанном, внепонятийное со­держание отрицает сделанное. Всякое произведение искусства исче­зает как художественное творение в содержащейся в нем истине; бла­годаря этой истине произведение опускается до уровня отсутствия значения (несущественности), что позволено лишь величайшим про­изведениям искусства. Историческая перспектива заката искусства, его конечной гибели, — идея, присущая каждому произведению. Нет ни одного произведения искусства, которое не обещало бы, что со­держащаяся в нем истина, просто являющаяся в нем как сущее, ста-

нет реальностью и покинет произведение искусства как простую обо­лочку, как предсказывают ужасные стихи, прочитанные Миньоной. Неизгладимой печатью подлинных произведений является то, что их видимость, то, чем они кажутся, проявляется в такой форме, что не может быть ложно истолкована, причем дискурсивная оценка не спо­собна приблизиться к пониманию его истины. Но если это истина, то она вместе с видимостью уничтожает и само произведение. Опреде­ление искусства через эстетическую видимость является неполным — искусство обладает истиной как иллюзией неиллюзорного. Опыт постижения произведений искусства исходит из представления о том, что содержащаяся в них истина не является чем-то незначительным, ничтожным; любое произведение искусства, и в первую очередь то, которое проникнуто неудержимым стремлением к негативности, го­ворит без слов: «Non confundar»1. Произведения были бы бессильны, если бы их переполняла только тоска, страстное томление, хотя без этой тоски, без этого страстного томления не создается ничего проч­ного, основательного. Но произведения трансцендируют эту тоску в результате той недостаточности, которая в виде художественного об­раза вписана в исторически сущее. И, копируя этот образ, эту художе­ственную фигуру, произведения уже не только больше того, чем они являются на самом деле как таковые, но и обладают объективной ис­тиной в той степени, в какой это необходимо для дополнения и изме­нения недостаточного, того, в чем испытывается дефицит. Сущее, реально существующее, стремится обладать «другим» не для себя, не согласно велениям познания, а по самой своей природе, в-себе, а про­изведение искусства и является языком этой воли, и при этом его со­держание имеет столь же субстанциальное значение, что и воля. Эле­менты этого «другого» накоплены в реальности, они, претерпев нич­тожные изменения, должны лишь войти в новую структуру, чтобы найти свое надлежащее место. Произведения не столько имитируют, сколько демонстрируют реальность этого изменения. Наконец, сле­довало бы коренным образом трансформировать теорию подражания, поставив ее с головы на ноги, — в высшем, сублимированном смысле реальность должна подражать произведениям искусства. То, что про­изведения искусства реально существуют, указывает на то, что не су­ществующего быть не может. Реальность произведений искусства сви­детельствует о возможности возможного. То, о чем тоскует произве­дение искусства, к чему оно страстно стремится, — реальность того, чего не существует, — преображается для него в воспоминание. Про­изведение «обручает» в себе то, что существует, как бывшее, с несу­ществующим, поскольку бывшее уже не существует. Со времен пла­тоновского анамнеза, припоминания, о еще не существующем мечта­ли в воспоминаниях, которые одни лишь конкретизируют утопию, не выдавая ее реальному существованию. С воспоминанием связана и видимость, иллюзия того, что в те времена этого никогда не бывало. Однако образный характер искусства, его образы, представляют со-

1 «несмешивание» (лат.).

бой именно то, что стремится пробудить непроизвольные воспоми­нания об эмпирии, согласно положениям Бергсона и Пруста, в чем они, разумеется, и проявляют себя как подлинные идеалисты. Они приписывают реальности то, что хотят спасти и что существует толь­ко в искусстве ценой своей реальности. Они стремятся избежать про­клятия эстетической видимости, перемещая ее качество в сферу ре­альной действительности. — Non confundar произведений искусства является границей их негативности, сравнимой с той, которая прово­дится в романах маркиза де Сада там, где ему не остается ничего дру­гого, как назвать красивые gitons des Tableaus1 «beaux comme des anges»2. На этих высотах искусства, где его истина трансцендирует видимость, оно предстает в своей наиболее гибельной, грозящей смер­тью форме. В то время как искусство, как ни о каком другом челове­ческом качестве, заявляет о своей неспособности ко лжи, оно вынуж­дено лгать. Над возможностью превращения всего в конечном счете в ничто оно не имеет никакой власти, и его фиктивность заключается в том, что оно самим своим существованием утверждает: граница пе­ресечена. Содержащаяся в произведениях искусства истина, как от­рицание их существования, опосредована ими, но они не сообщают о ней. Чем-то большим, чем просто результат усилий произведений, истину делает метексис в истории и определенная критика, которой произведения подвергают содержание истины посредством своей формы. То, что в произведении является формой, не «сделано», и ис­тория первой освобождается от «простого формирования», «просто­го установления» или создания — истина, содержащаяся в произве­дениях, не существует вне истории, а представляет собой ее кристал­лизацию в произведениях. Содержащееся в них заранее не предуста­новленное количество истины вправе называться этим именем.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 450. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия