Глава VII. Революционно демократическое движение 60-х гг
Революционно демократическое движение 60-х гг. XIX в. Народники Рост внутренних противоречий в России во второй половине XIX в. объективно способствовал появлению наряду с либеральным и революционно-освободительного движения. Оно имело ряд особенностей: а) его главными фигурами являлись люди различных чинов и званий — мелкопоместные дворяне, выходцы из крестьянства, купечества, духовенства; б) по социально-классовому содержанию движение возникло в буржуазно-демократический период, что определялось всем ходом и характером социально-экономического развития пореформенной России; в) по своей идеологии это был преимущественно народнический период. Главной задачей революционного движения во второй половине XIX в. была ликвидация остатков феодализма посредством крестьянской революции с переходом к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Революционо-освободительное движение в России охваты-вает два основных этапа: ■ революционно-демократическое движение 1860-хгг.; я народническое движение 1870— 1880-х гг. Видными представителями революционно-демократического движения 1860-х гг. были публицисты из журнала «Современник» Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Сторонник социализма и демократии Чернышевский враждебно относился к помещикам, считал, что отмена крепостного права должна стать как можно менее обременительной для крестьян и что нужно передать им большую часть земли. Более сдержанную позицию занимал эммигрант А.И. Герцен, вместе с Н.П. Огаревым издававший в Лондоне альманах «Полярная звезда» (1855— 1868) и газету «Колокол» (1857 — 1867), К леворадикальному крылу принадлежал и журнал «Русское слово», возглавляемый Д.И. Писаревым. Писарев и его сторонники стремились освободить че- ХIX столетие в российской истории ловеческую личность абсолютно от всяких стеснений, считали, что ничего не должно стоять над ней. Сторонников Писарева часто называли «нигилистами» (от лат. «nihil» — ничего). В советской историографии Чернышевский и его единомышленники рассматривались как зачинатели нового этапа в освободительном движении — разночинского (1861 — 1895). Оно пришло на смену прежнему этапу — дворянскому (1825 — 1861). На рубеже 1860— 1870-х гг. формировалась идеология народничества, ставшая идейным знаменем радикальной молодежи. Будучи социалистами, народники, следуя теориям Герцена и Чернышевского, считали, что Россия пойдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой же для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Считая главной задачей избавление народа от социально-экономического гнета, большинство народников отрицали или приуменьшали значение политической борьбы. Вопрос о готовности народа перейти к новому строю вызывал среди народников споры и привел к формированию трех точений. Теоретиком бунтарского течения был М.А. Бакунин (1814— 1876). Он родился в дворянской семье в 1814 г., окончил военное училище, служил офицером. За связи с революционерами и отказ вернуться по требованию правительства в Россию из-за границы был осужден на вечное изгнание и лишен всех прав. В 1848—1849гг. участвовал в буржуазных революциях на Западе. Дважды приговоренный к смертной казни, был выдан русскому правительству и около 5 лет провел в казематах. После покаянного письма Николаю I М.А. Бакунин был сослан в Сибирь, откуда бежал через Японию в Северную Америку. Последние годы жизни его прошли в Западной Европе. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по природе — социалист и бунтарь, поэтому интеллигенции достаточно просто обратиться к крестьянству и поднять его на бунт. Теоретиком пропагандистского направления был П.Л. Лавров (1823— 1900). Полковник артиллерии, про-
|