Мнение о том, что все люди будут спасены, независимо от того, слышали или откликнулись ли они на христианскую проповедь о спасении во Христе, оказало мощное влияние на христианство. Оно представляет собой энергичное утверждение всеобщей спасительной воли Божьей и ее окончательного осуществления во всеобщем искуплении всех людей. Наиболее ярким ранним представителем этого взгляда был Ориген, который отстаивал идею в своей работе " De principis " (" О началах"). Ориген крайне подозрительно относился к любой форме дуализма - то есть, любой системе верований, которая признавала существование двух верховных сил, силы добра и силы зла. Такая вера была характерна для многих форм гностицизма и в конце второго века пользовалась значительным влиянием в восточном Средиземноморье.
Утверждая, что дуализм является заблуждением, Ориген указывал, что это имеет важные следствия для христианской доктрины о спасении. Отрицать дуализм значило отрицать, что Бог и Сатана царствуют соответственно над своими царствами вечно. В конце концов Бог победит зло и восстановит творение в его первоначальной форме. В своей первозданной форме творение подчинялось воле Божьей. Из этой " сотериологии восстановления", следует, что в своем окончательно искупленном виде творение не может иметь ничего общего с " адом" или " царством сатаны". Все " будут восстановлены в состоянии счастья... чтобы человечество... могло быть восстановлено в единстве, обещанном Господом Иисусом Христом".
Аналогичные идеи развивал в XX веке главным образом Карл Барт. Мы рассмотрим его подход в другом месте (см. раздел " Карл Барт" в следующей главе) в связи с его доктриной о предопределении, что позволит полнее оценить связь между его доктринами о спасении и о благодати. Другой подход можно найти в произведениях Джона А. Т. Робинсона, радикального английского богослова, работавшего в 1960-х годах, особенно в его работе " В конце Бог" (1968 г.). В этой книге Робинсон рассматривает природу любви Божьей. " Разве не можем мы представить любовь столь сильную, что в конечном итоге никто не сможет удержаться от свободного и благодарного подчинения? " Это понятие о всемогущей любви является центральной идеей универсализма Джона Робинсона. В конце концов любовь покорит всех, сделав существование зла невозможным. " Во вселенной любви не может существовать неба, терпящего палату ужасов".