Ортодоксальный протестантизм
Нельзя сказать, что Жан Кальвин разработал " систему" в строгом понимании этого слова. Религиозные идеи Кальвина, представленные в его " Наставлениях " 1559 г., организованы систематически на основании педагогических соображений; они не выводятся на основании какого-либо ведущего умозрительного принципа. Кальвин считал толкование Библии и систематическое богословие по существу одним и тем же и отказывался проводить между ними разграничение, которое стало обычным после его смерти. Однако, как мы отмечали ранее, интерес к методу вновь возник уже после смерти Кальвина. Вопрос о правильной исходной точке богословских размышлений стал вызывать все большие споры (см. раздел " Постреформационное движение: Конфессионализм и схоластика" в главе 3). Именно это стремление к установлению логической исходной точки для богословия позволяет нам понять то значение, которое стали уделять доктрине о предопределении в богословии Реформации. Кальвин сосредотачивался на конкретном историческом явлении Иисуса Христа, а затем переходил к рассмотрению его следствий (то есть, используя правильную терминологию, подход Кальвина является аналитическим и индуктивным). В отличие от этого, Теодор Беза - позднейший последователь Кальвина - начинает с общих принципов и переходит к выводу их следствий для христианского богословия (то есть, его подход является дедуктивным и синтетическим). Какие же общие принципы использует Т. Беза в качестве логической исходной точки для своей богословской систематизации? Он основывает свою систему на божественном указе об избрании - то есть, на божественном решении избрать одних людей для спасения, а других для осуждения. Все остальное богословие занимается исследованием следствий этих решений. Доктрина о предопределении, таким образом, приобретает статус управляющего принципа. Следует отметить одно важное следствие такого хода мысли - доктрину об " ограниченном или особом искуплении" (Термин " искупление" часто используется для обозначения " благ, вытекающих их смерти Христа"). Рассмотрим следующий вопрос. За кого умер Христос? Традиционный ответ на этот вопрос имеет следующий вид: Христос умер за всех; однако, хотя Его смерть достаточна для искупления всех, она эффективна лишь для тех, кто признаёт её искупительное действие. Эта доктрина вызывала большое неудовольствие сторонников арминианства, к которому мы вскоре обратимся. Однако, прежде чем сделать это, следует рассмотреть идею о " кальвинизме пяти пунктов". Этот термин обозначает пять центральных принципов сотериологии Реформации (то есть, понимания искупления, связанного с авторами-кальвинистами), четко сформулированных на Дортском синоде (1618-1619 гг.): 1) абсолютная греховность человеческой природы; 2) безусловное избрание, заключающееся в том, что назначение человека предопределяется не на основании каких-либо предвиденных заслуг, качеств или достижений; 3) ограниченное искупление, заключающееся в том, что Христос умер лишь для избранных; 4) несомненная благодать, посредством которой избранные призываются и искупаются; 5) сохранность святых, заключающаяся в том, что те, кто воистину предопределен, не могут изменить своего призвания. В среде сторонников кальвинизма разгорелся серьезный спор по поводу логического порядка " указов об избрании". В этом споре педантов, который часто становился символом богословского обскурантизма, можно выделить две классические позиции. 1. Сторонники инфралапсарианства, группировавшиеся вокруг Франциска Турреттини (1623-1687 гг.), указывали, что избрание предполагает падение человечества. Указы об избрании направлены к человечеству как " массе падших" (massa perditionis). Иными словами, божественное решение о предопределении одних к избранию, а других к осуждению - это отклик на грехопадение. Объектом этого решения являются падшие люди. 2. Сторонники супралапсарианства, выразителем взглядов которых был Т. Беза, считали, что избрание предшествовало грехопадению. Здесь, объектом божественного указа о предопределении является человечество до грехопадения. Грехопадение, таким образом, рассматривается как средство осуществления указа об избрании. Следует отметить и третью позицию, связанную главным образом с Моисеем Амиро (1596-1664 гг.) и кальвинистской академией в Сомюре (Франция). Эта позиция, часто называемая " гипотетическим универсализмом", не пользовалась особым влиянием в кальвинизме.
|