Карл Барт. Одной из наиболее интересных черт богословия Карла Барта является то, как оно взаимодействует с богословием периода ортодоксального протестантизма
Одной из наиболее интересных черт богословия Карла Барта является то, как оно взаимодействует с богословием периода ортодоксального протестантизма. Именно серьезность, с которой Барт относится к произведениям этого периода, частично объясняет использование в отношении общего подхода Барта термина " неоортодоксия" (см. раздел " Неоортодоксия" в главе 4). Особый интерес представляет рассмотрение К. Бартом доктрины Реформации о предопределении, поскольку это показывает, как он может заимствовать традиционные термины и придавать им радикально новое значение в контексте своего богословия. Подход Барта к предопределению (" Церковная догматика ", т.2, ч.2) основывается на двух главных посылках: 1. Иисус Христос - выбирающий Бог. 2. Иисус Христос - избранный человек. Эта христологическая ориентация предопределения сохраняется на протяжении всего анализа этой доктрины. " В своей наиболее простой и всеобъемлющей форме доктрина о предопределении состоит в утверждении, что божественное предопределение представляет собой избрание Иисусом Христом. Однако, концепция избрания имеет двоякое отношение - она относится к избирающему и к избранному". Так что же предопределил Бог? Ответ Карла Барта на этот вопрос состоит из нескольких компонентов, из которых особое значение имеют следующие: 1. " Бог избрал быть другом и партнером человека". Своим свободным и суверенным решением Бог избрал вступить в отношения с человеком. Таким образом, Барт утверждает божественное расположение к человеку, несмотря на его греховность и падшесть. 2. Бог избрал показать это расположение, отдав Христа во искупление человечества. " Согласно Библии именно это произошло в воплощении Сына Божьего, в Его смерти и страстях, и в Его воскресении из мертвых". Сам акт искупления человечества - выражение божественной самоизбранности быть искупителем падшего человечества. 3. Бог избрал полностью взять на Себя боль и цену искупления. Бог избрал принять крест Голгофы в качестве царского престола. Бог избрал принять участь падшего человечества, особенно в его страданиях и смерти. Чтобы искупить человечество Бог избрал путь Самоуничижения и Самоунижения. 4. Бог избрал снять с нас негативные аспекты Своего суждения. Бог оставляет Христа, чтобы мы не были оставлены. То темное в предопределении, что должно было бы, утверждает Барт, быть уделом падшего человечества, направляется на Христа, Бога избирающего и избранного человека. Бог пожелал понести " отвержение, осуждение и смерть", которые являются неизбежными следствиями греха. Таким образом, " отвержение не может более стать уделом человечества". Христос понес то, что должно было бы понести греховное человечество, чтобы ему никогда не нужно было нести это. " Если предопределение и содержит НЕТ, то это НЕТ не сказано человеку. Если оно влечет исключение и отвержение, то это не исключение и отвержение человека. Если оно направлено на осуждение и смерть, то это не осуждение и смерть человека". Карл Барт, таким образом, исключает любое понятие о " предопределении человека к осуждению". Единственно, Кто предопределен к осуждение, это Иисус Христос, Который " извечно пожелал пострадать за нас". Следствия этого подхода ясны. Несмотря на то, что представляется обратное, человечество не может быть осуждено. В конечном итоге, благодать восторжествует, даже над неверием. Доктрина Барта о предопределении устраняет возможность отвержения человечества. Поскольку Христос понес наказание и боль отвержения Богом, это никогда не может вновь стать уделом человечества. Вместе с её характерным акцентом на " победе благодати", доктрина Барта о предопределении указывает на всеобщее восстановление и спасение человечества - позиция, которая вызвала значительную критику со стороны авторов, которые в целом сочувственно относились к его общей позиции. Пример такого критика - Эмиль Брукнер: " Что означает утверждение, что " Иисус является единственным по-настоящему отвергнутым человеком" для положения человечества? Очевидно вот что: " Не существует возможности осуждения... Решение уже было принято в Иисусе Христе для всего человечества. Не имеет значения, знают люди об этом или нет, верят ли они в это или нет. Они похожи на людей, которым кажется, что они погибают в штормящем море. Однако, в действительности они находятся не в море, где можно утонуть, а на мелководье, где утонуть нельзя. Они не знают об этом".
|