Таинства укрепляют веру
Это понимание роли таинств приобрело особое значение в период Реформации в XVI веке, частично из-за акцента на идее о доверии (fiduciа) как определяющей характеристике оправдывающей веры. С точки зрения первого поколения деятелей Реформации, таинства - это божественный отклик на человеческие слабости. Зная, как нам трудно воспринимать и отвечать на Божьи обетования, Слово Божье было дополнено видимыми и осязаемыми знаками милостивого благоволения. Таинства представляют собой божественные обетования, передаваемые через предметы повседневной жизни. В своей работе " Утверждения о мессе " (1521 г.) Меланхтон утверждал, что таинство - в первую очередь милостивое божественное приспособление к человеческим слабостям. В шестидесяти пяти утверждениях Меланхтон изложил то, что ему казалось надежным и ответственным подходом к месту таинств в христианской духовности. " Знаки - средства напоминания нам и уверения нас в слове веры". В идеальном мире, утверждает Меланхтон, люди были бы готовы доверять Богу на основании одного лишь слова. Однако, одной из слабостей падшей человеческой природы является нужда в знаках (здесь Меланхтон обращается к ветхозаветному рассказу о Гедеоне). С точки зрения Меланхтона, таинства - это знаки: " То, что некоторые называют таинствами, мы называем знаками - или, если вам угодно, сакраментальными знаками". Эти сакраментальные знаки усиливают наше доверие Богу. " Для смягчения этого недоверия в человеческих сердцах Бог добавил к слову знаки". Таинства, таким образом, - это знаки благодати Божьей, добавленные к обетованиям благодати, чтобы уверить и укрепить веру в падших человеческих существах. Мартин Лютер разделял это мнение, определяя таинства как " обетования с прикрепленными к ним знаками" или " божественно учрежденные знаки и обетования прощения грехов". Интересно отметить, что Лютер использует термин " клятва", чтобы подчеркнуть гарантийный характер евхаристии. Хлеб и вино уверяют нас в реальности божественного обетования прощения, облегчая нам вначале его принятие, а затем приверженность ему. " Для того, чтобы мы были уверены в этом обетовании Христовом и истинно полагались на него без всяких сомнений, Бог дал нам самый ценный и дорогой залог и клятву - истинное Тело и Кровь Христовы -воспринимаемые под хлебом и вином. Они являются теми же, с помощью которых Он приобрел для нас дар и обетование этого ценного и милостивого сокровища, отдав Свою жизнь, чтобы мы могли получить и принять обещанную благодать". II Ватиканский собор также одобрил этот подход, подчеркнув ту динамичную роль, которую играют таинства в достижении зрелости жизни в вере: " Таинства не только предполагают веру, но словами и предметами они также питают, укрепляют и выражают ее. Именно поэтому они называются " таинствами веры". Они действительно передают благодать, однако, кроме того, сам акт их совершения предрасполагает верующих более эффективно и плодотворно воспринимать эту благодать, правильно поклоняться Богу и быть милосердным".
|