Пути понимания природы общества
Философия человека и его символической действительности подвела нас вплотную к философии общества. Люди живут совместно, они образуют общество. Философия общества стремится к выяснению природы общества, его особенностей. Нет такого философского направления, принципы которого не использовались бы — разумеется, не всегда с одинаковой сте- пенью успешности — для раскрытия тайн общества. Например, в платоновском " Государстве" учение об обществе разработано в тесной связи с теорией идей. Августин рассматривает общество, " град земной", в свете " града Божьего". Именно этого следует ожидать от средневекового философа. В Новое время Гоббс и Локк разрабатывают концепцию общественного договора и соответственно договорную концепцию государства. Как было показано в соответствующем разделе историко-философского курса, появление концепции общественного договора и выработка юридического мировоззрения произошли не случайно, а в результате развития философии Нового времени. Позитивизм (Конт, Спенсер) с его ориентацией на научное знание способствовал вычленению из философии специальной науки об обществе — социологии. Существенные новации в понимании природы общества внесли основные философские направления XX века, в том числе феноменология, герменевтика, философия коммуникативного разума, аналитическая философия и постмодернизм. Согласно феноменологам (Гуссерль, Шелер, Щюц), люди объединяются в общественное целое не случайно, а в силу присущей им уникальной способности усматривать одни и те же сущности в потоке своих переживаний. Эти сущности выступают как понятия и ценности, они воплощаются в высказывания. Людей объединяет схожесть их психической жизни, одинаковое понимание существа понятий и особенно ценностей. Жизненный центр общественного целого — ценности этического, эстетического и религиозного плана. Согласно герменевтикам бытия (Гадамер и др.), специфика межчеловеческих отношений состоит в открытости навстречу другому, «Ты», в позволении говорить нам что-либо и умении услышать это. Общество — это такое совместное бытие людей, при котором они понимают друг друга, а потому способны осуществлять общее дело. Сторонники коммуникативного разума (Хабермас, Апелъ и др.) полагают, что людей объединяют интересы и ценности. На основе речевой коммуникации вырабатываются правила совместных действий. Общество выступает как коммуникативно-дискурсивное целое, которое возможно лишь там, где торжествует открытость, демократичность, критичность, стремление к достижению согласия, консенсуса. По мнению аналитиков (Хэар, Ролз и др.) обществообразую-щим установлением является прежде всего языковая деятельность людей, а также все, что с ней связано. Люди соотносятся друг с другом благодаря совершаемым или речевым актам. В них конституируется практическая воля человека, его стремление к достижению жизненного успеха. Люди делают то, что им полезно, или, иначе говоря, делает их жизнь эффективной. Постмодернисты (Лиотар и др.) определяют природу общества прежде всего как агонистику языковых игр людей, в которых последние благодаря своей способности воображения продуцируют некоторые образы. Специфику общества невозможно, мол, представить в ясной и безукоризненной форме. Будучи элементом общества, человек — надприродное существо, он стремится к воображаемому, непредставимому в форме каких-либо предметов. Что касается российских философов, то им не чужды все упомянутые выше воззрения по поводу специфики общества. Следует, впрочем, отметить, что многие из них являются сторонниками двух довольно специфических идей, которые имели важнейшее значение в непростой истории нашего народа. Имеются в виду православная и марксистская мировоззренческие традиции в интерпретации природы общества. Согласно православной интерпретации (В.С.Соловьев, НА.£ ер-дяев и др.), скрепляющим людей в единое общественное целое началом является сотворение человека Богом-отцом и сообщение им устами Христа заповедей Нового Завета, которые истолковываются на основе православной религии. Современные ученые считают общественное состояние человека имеющим не религиозное, а светское происхождение. Отсюда проистекает их скепсис относительно любых, в том числе православных, христологических концепций природы общества. Марксистская концепция общества, восходящая, по определению, к Марксу, доминировала среди советских социальных философов и обществоведов. В наши дни она является предметом многих философских споров. Согласно Марксу, главным фактором, образующим человеческие общества, является общественный характер производительного труда, производство людьми общественного (абстрактного) труда. Людей объединяет их общественный труд, именно он определяет специфику общества в первую очередь. Не ценности, а общественный труд, полагают марксисты, объединяет людей в единое, как правило, противоречивое целое. Оппоненты марксистов обвиняют их в натурализме. Труд, утверждают они, приобретает социальное качество лишь благодаря тому, что в нем представлены ценности, в отсутствие последних он представляет собой чисто природное явление. Оппоненты марксистов считают первичными ценности, а не предметные действия. Поясняющий пример: запруду могут строить и люди, и бобры, но лишь первые являются социальными существами и как раз благодаря ценностному содержанию их деятельности. Доводы немарксистов представляются весьма разумными. Рассмотренные философские концепции общества трудно, если вообще возможно, представить в одном лаконичном определении общества. Несмотря на это, в них просматривается определенная стержневая концептуальная идея. Как правило, специфика общества связывается с ценностями или близкими им по смыслу конструктами. Речь идет о том, что в отличие от любых других существ люди конструируют в своей ментальной и языковой деятельности особую обществообразующую реальность, которая, выступая в форме ценностей, придает смыл предметной деятельности человека. Среди наиважнейших ценностей выделяются своим особо действенным обществообразующим статусом такие конструкты, как ответственность, справедливость, свобода, прибыль. Желающему приобрести полный список ценностей следует провести инвентаризацию всех наук об обществе. Итак, общество — это совместная деятельность людей в соответствии с выработанными ими ценностями.
|