Render into English
1. Долгие поиски, направленные на нахождение наилучшего архитектурного решения, привели к появлению крестово-купольного храма – укороченной базилики, увенчанной куполом и обращенной алтарем на восток. Классический крестово-куполный храм имел в плане форму квадрата. Ряды колонн делили его на нефы; при этом ширина центрального нефа вдвое превышала ширину боковых. Точно по центру здания в центральном нефе симметрично располагались четыре главных столба, на которые опирался барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один неф – поперечный. Подкупольное пространство между главными столбами, образованное пересечением центрального и поперечного, называется средокрестием. С центральным куполом могли соседствовать от 4 до 12 меньших куполов, число которых имело символическое значение (главный купол символизировал Христа, 5 куполов – Христа и евангелистов, 13 куполов – Христа и апостолов).
2. Иконы, наряду с мозаиками и фресками, были обязательной принадлежностью христианского храма. Происхождение восходит к первым векам новой эры, когда христианство было запрещенной и преследуемой религией. Верующие, вынужденные таиться, выбирали для встреч и совместных молитв укромные места; особенно подходили для этой цели катакомбы – подземные лабиринты, созданные для погребения умерших, которые служили им и церковью, и кладбищем, и мартирием. Стены катакомб белили и покрывали живописными изображениями, в которых использовались античные сюжеты и образы. Однако христиане наделяли эти образы новым, символическим содержанием: так, пальмовая ветвь – непременный атрибут императорских триумфов – понималась ими как символ райского блаженства; виноградная лоза – широко распространенный в античности мотив – напоминала о таинстве евхаристии, пресуществлении хлеба и вина в плоть и кровь Христа; Орфей, чудесный песнопевец, которому внимала вся природа, стал обозначать Христа, а юная Психея толковалась как символ христианской души (от греч. Psyche - душа).
|