Студопедия — ОБЩИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБЩИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ






А

АБИОТИЧЕСКИЕ - несовместимый с жизнью, нежизнеспособный. АБСОЛЮТНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (Е) - способность ощущать ед­ва заметные, слабые раздражения.

АБСОЛЮТНЫЙ - ничем не ограниченный.

АБСТРАКЦИЯ (ОТВЛЕЧЕНИЕ) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлече­нии от других, несущественных. Это выделение какой-либо сторо­ны или аспекта явления, которые в действительности как самосто­ятельные не существуют. Например, когда мы говорим, что пиани­но, скрипка и флейта - музыкальные инструменты, мы отвлекаемся, абстрагируемся от того, что все они имеют разную форму и размеры (как бы забываем об этом не время).

АБУЛИЯ - нарушение воли, частичное или полное отсутствие же­лания и побуждений к деятельности (анорексия, булемия и т.д.).

АВТОМАТИЗАЦИЯ (в психологии) - процесс формирования раз­личных навыков путем упражнения.

АВТОРИТАРНЫЙ - властный, диктаторский.

АВТОРИТЕТНЫЙ - уважаемый.

АГГЛЮТИНАЦИЯ - создание новых образов на основе «склеива­ния», объединения отдельных представлений в единое целое.

АДАПТАЦИЯ (лат. adaptatio - приспособление) - приспособление к внешним условиям, эффективное взаимодействие организма со сре­дой.

АДАПТАЦИЯ (сенсорная) (лат. adaptatio - приспособление) - изме­нение чувствительности, происходящее вследствие приспособле­ния органа чувств к действующим на него раздражителям. Извест-

но, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильной освещен­ности его чувствительность снижается.

Адаптация существует и в слуховой сфере (изменение слуховых ощущений в условиях тишины и шума), в сфере обоняния (при дейс­твии сильных запахов), осязания (при сильном холоде или жаре) и вкуса.

АДЕКВАТНЫЙ (лат. adaequatus - приравненный) - соответствую­щий

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ - способность к учению в регламен­тированных условиях (школа, университет). Проявляется в уровне учебной успеваемости. Коррелирует с уровнем развития общего ин­теллекта.

АККОМОДАЦИЯ (от лат. accomodatio - приспособление) - измене­ние кривизны хрусталика глаза в зависимости от удаленности объек­та от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует ак­комодации на близкое расстояние, а уменьшение - на дальнее. Из­менение кривизны хрусталика осуществляется специальной реснич­ной мышцей.

АКМЕОЛОГИЯ (греч. axis - вершина, пик, оптимум, совершен­ство) - наука, изучающая закономерности и механизмы развития че­ловека на ступени его зрелости, проблемы высших форм самореали­зации личности.

АКСЕЛЬРАЦИЯ - ускорение развития организма

АКТИВНОСТЬ - 1) деятельность, состояние живых организмов как условие их существования в мире; 2) степень энергичности воздейс­твия на внешний мир, преодоление препятствий (волевой компо­нент). Высокая активность у холериков, сангвиников и флегматиков и низкая - у меланхоликов.

АКТУАЛЬНОЕ (лат. aktualis - существующий) - психическое явле­ние, существующее в действительности и противопоставляемое по­тенциальному.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ - подчеркивание тех или иных черт, чаще на­иболее существенных, типичных признаков образа.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА - яркая выраженность группы черт ха­рактера, не приводящая еще к социальной дезадаптации. Акценту­ации накладывают отпечаток на поведение личности, а при небла­гоприятных условиях могут переходить в болезни (психопатии). Акцентуации со временем могут исчезнуть, но могут и проявиться вновь. Акцентуации характера можно расположить на границе меж­ду нормой и патологией. Они отличаются от патологии тем, что:

1) проявляются не всегда и не везде, а только в трудных ситуациях;

2) не нарушают социальной адаптации или нарушение носит вре­менный характер; 3) в определенных ситуациях могут даже способс­твовать адаптации.

АКЦЕПТОР ДЕЙСТВИЯ (лат. acceptor - принимающий) - нейроди-намическая модель результата предстоящего действия, представ­ленная в центральной нервной системе. Включает основные ха­рактеристики действия и участвует в его регуляции. Термин введен П.К. Анохиным.

АЛЛЕГОРИЯ - иносказание.

AM Б И - префикс, означающий двойственность.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ - одновременное переживание противопо­ложных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печа­ли).

АМБИВЕРТ- тот, кто достигает равновесия между интроверсией и экстраверсией.

АМНЕЗИЯ - нарушение памяти, возникающее при различных, ло­кальных поражениях мозга; охватывает периоды от нескольких ми­нут до нескольких лет.

Выделяют также формы функционального нарушения памяти: амнезия постгипнотическая и амнезия защитная.

АНАЛИЗ - мыслительная операция разделения предметов и явле­ний на части. Например, чтобы решить любую задачу, надо снача­ла мысленно разделить ее на две части: что известно и что надо уз­нать. Изучая растение, мы мысленно выделяем в нем части: корень, ствол, листья и т.д.

АНАЛИЗАТОР - сложный комплекс анатомических структур. Каж­дый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2)проводящих нервных путей; 3) кор­ковых отделов анализатора (их еще по-другому называют централь­ными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора.

АНАЛОГИЯ - сходство.

АНКЕТА (фр. enquete - список вопросов) - методическое средство для получения первичной информации.

АНКЕТИРОВАНИЕ - исследование с использованием анкет.

АНОРЕКСИЯ невротическая (ан (а) - отрицание + греч. orexis - же­лание есть, аппетит) - отсутствие аппетита, подавление желания есть, возникающее при неврозах в связи с перевозбуждением коры головного мозга.

АНТИЦИПАЦИЯ (лат. anticipatio - предугадывание событий) - спо­собность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе пре­жнего жизненного опыта.

АНТОГОНИСТ - враждебный.

АНТРОПОГЕНЕЗ - развитие человека как вида.

АПАТИЯ (греч. apatheia - бесстрастие) - психическое состояние, проявляющееся в потере интереса, безразличии к окружающему, па­дении активности психики.

АПЛОМБ - излишняя самоуверенность

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad - при и perceptio - восприятие) - зави­симость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его об­щего содержания, направленности личности, отстоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоцио­нальных состояний, то есть восприятие не пассивное снятие копий, слепков с действительности, а активный процесс построения психи­ческих моделей действительности, детерминированный всеми сло­жившимися особенностями личности. Термин введен немецким фи­лософом Г. Лейбницем. Так, опытный психолог заметит больше осо­бенностей воспринимаемой личности, чем не имеющий опыта, в просматриваемом кинофильме каждый человек заметит в большей степени то, что ему интересно, и т.д.

АПРОБИРОВАТЬ - проверив, официально одобрить.

АРТИКУЛЯЦИЯ - работа органов речи при произнесении звука (в языкознании).

АТРИБУЦИЯ (от англ. attributo - приписывать, наделять) (см. Кау­зальная атрибуция) - описание или наделение, особенно приписы­вание конкретной черты или характеристики человеку.

АТТРАКЦИЯ - процесс формирования привлекательности челове­ка для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

АРХЕТИПЫ - наследственно передающиеся первичные идеи (идеи Бога, зла и др.). Архетипы проявляются в сновидениях, встречают­ся в виде символов в искусстве, литературе, архитектуре, религии и т.д. (см. табл. 6).

АСТЕНИЧЕСКИЕ эмоции - действуют противоположно стеничес-ким. Эмоции, понижающие активность.

АСТЕНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР - уклонение от любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в потребнос­тях других, повышенная эмотивность и др.

АУТИЗМ - нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реаль­ности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаружива­ется у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Тер­мин введен врачом-психиатром Е.Блейлером.

АУТИЗМ (греч. autos - сам) - психическое состояние рефлексии, внутреннего внимания, отчужденности от людей. Может быть не только результатом неправильного воспитания или чертой характе­ра - интроверта, но и симптомом заболевания.

АУТИЗМА симптом - утрата больным потребности общаться с ок­ружающими, формирование патологической замкнутости, отгоро­женности, нелюдимости.

АФФЕКТ (лат. affectus - душевное волнение) - эмоциональное про­явление, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, ха­рактеризующееся изменением сознания, нарушением волевого кон­троля. Аффект возникает в экстремальных условиях, когда субъект не находит выхода из возникшей ситуации. В результате аффекта происходит мобилизация всех сил организма. Формы проявления -гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние или ступор, скованность. Аф­фект имеет этапы и практически не управляем. Сдержать аффект возможно лишь на первом этапе, и зависит это от нравственных осо­бенностей личности.

АФФЕРЕНТАЦИЯ - передача нервного возбуждения от перифери­ческих нервных окончаний к центральным нейронам коры головно­го мозга.

АФФЕРЕНТНЫЙ НЕРВНЫЙ ПУТЬ (лат. afferents - приносящий) - пу­ти, передающие нервные возбуждения от переферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга.

АХРОМОТИЧЕСКИЕ цвета - белый, черный, серый. Ахроматичес­кое зрение использует «палочки».

АЭРГИЧНОСТЬ - слабая выносливость нервной системы.

Б

БЕСЕДА - один из методов психологии, предусматривающий пря­мое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ -1) совокупность психических процессов, ак­тов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психичес­кого отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, со­ставляя нерасчлененное целое.

БИОТИЧЕСКИЙ - важный для жизни, жизнеспособный.

БИХЕВИОРИЗМ - механистическое направление в психологии, возникшее в США в начале XX в. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведе­ние человека, под которым понимают действия, поступки, порож­денные исключительно внешними причинами, Роль сознания отри­цалась. Основоположники - Д. Уотсон, Э.Торндайк.

БЛАГОДУШИЕ - беспечное и беззаботное эмоциональное состо­яние с оттенком «полного удовлетворения», без стремления к де­ятельности

БОДРСТВОВАНИЕ - функциональное состояние, связанное с на­пряжением физиологических и психических механизмов регуля­ции деятельности. Это оптимальное рабочее состояние, и человек в этом состоянии действует эффективно. Бодрствование способству­ет самореализации личности, но далее переходит в утомление.

БРЕД - расстройство, при котором возникают непоколебимые суждения и умозаключения, не соответствующие действительнос­ти.

БУЛЕМИЯ - патологическое желание постоянно часто и много есть.

В

ВАЛИДНОСТЬ теста (англ. validate - подтверждать, объявлять действительным) - мера соответствия результатов исследования це­ли тестирования, объективным внешним критериям. Мерой валид-ности обычно выступает коэффициент корреляции результатов по тесту с результатами по другим валидным тестам или по профессио­нальному критерию.

ВЕБЕРА - ФЕХНЕРА ЗАКОН - закон психофизики, утверждающий, что сила ощущения пропорциональна логарифму величины (ин­тенсивности) воздействия на органы чувств раздражителя (S = к In + С, где S - интенсивность ощущения, к - коэффициент пропор­циональности, зависящий от модальности раздражителя, С - пос­тоянная интегрирования). Главный смысл данной закономернос­ти заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медлен­нее.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид деятельности, в котором формиру­ются качественные изменения личности в данный период, напри­мер игра в период дошкольного детства.

ВЕРИФИЦИКАЦИЯ (от лат. verus- истинный и facere- делать)-точное, экспериментально подтвержденное определение объема конкретного понятия, конкретной категории. Особенностью пси­хологических категорий является то, что многие из них не поддают­ся точной верификации.

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ- анализатор, позволяющий оцени­вать положение в пространстве и изменение направления движе­ния.

ВИНА - эмоция, возникающая при нарушении моральных и эсте­тических норм. Без принятия общественных норм не возникает. Ви­на выражает осуждение субъектом своего поступка и себя, снижение самооценки, раскаяние и возможность исправиться. Переживание эмоции вины похоже на переживание стыда.

ВЛЕЧЕНИЕ - наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, не­осознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.

ВНИМАНИЕ - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнори­рование другой.

ВНИМАНИЕ ВНЕШНЕЕ (ЧУВСТВЕННОЕ) - по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

ВНИМАНИЕ ВНУТРЕННЕЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ) - связано с сосредо­точенностью и направленностью мысли.

ВНИМАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям человека.

ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - возникающее стихийно, не свя­зано с участием воли, носит пассивный характер, так как навязы­вается внешними по отношению к цели деятельности событиями. Проявляется в ориентировочной реакции. Его стимулируют все но­вые, интересные, сильные раздражители.

ВНИМАНИЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ - регулируется с помощью специ­альных средств, например жестов, слов, указательных знаков, пред­метов.

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - вид внимания, который по­является при вхождении в деятельность после произвольного вни­мания. При этом сохраняется целенаправленность деятельности, но снижается напряженность (появляется как бы «второе дыхание»). Это высшая форма профессионального внимания (Н.Ф. Добрынин).

ВНИМАНИЕ ПРИРОДНОЕ - врожденная способность избирательно реагировать нате или иные внешние или внутренние стимулы, несу­щие в себе элементы информационной новизны.

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ - вид внимания, для которого харак­терно наличие сознательной цели и волевого усилия. Носит актив­ный характер, опосредовано социально выработанными способами поведения и по происхождению связано с трудовой деятельностью. Стимулами являются потребности, мотивы, необходимость и значи­мость стимулов.

ВНИМАНИЕ: СЛАБОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ - нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях (астения, гиперметамор­фоз и др.).

ВНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ - складывается при­жизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагирова­нием на объекты.

ВНИМАНИЯ КОЛЕБАНИЯ - периодическое кратковременное, не­произвольное ослабление и усиление сосредоточенности. Так, при­слушиваясь к слишком слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем его замечать. Абсолютного внима­ния не существует. Оно нарушается каждые 8-10 секунд. Колебания внимания легко прослеживаются при восприятии так называемых двойственных изображений. Если в течение нескольких минут смот­реть на изображение усеченной пирамиды (рис. 20), она может ка­

заться то обращенной вершиной к нам, как бы выступающей вперед, то обращенной вершиной от нас, как бы уходящей вглубь. Кратко­временные колебания внимания обычно не замечаются и не оказы­вают существенного влияния на характер и продуктивность деятель­ности.

ВНИМАНИЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ - степень или интенсивность сосредо­точенности внимания. Слабая концентрация проявляется в много­численных ошибках на внимание («глупых» ошибках), неспособнос­ти замечать свои и чужие ошибки при проверке и т.д.

ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ - число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного корот­кого представления. Объем внимания современного человека - 5-9 ед. Между концентрацией внимания и объемом существует обрат­ная зависимость: увеличение объема воспринимаемых элементов приводит к уменьшению степени концентрации внимания и наобо­рот.

ВНИМАНИЯ ОТВЛЕКАЕМОСТЬ - 1) непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой; 2) нарушение внимания, его устойчивости. Характерно быстрое переключение внимания в свя­зи с появлением новых внешних раздражителей или при возникно­вении случайных ассоциаций. Наблюдается при маниакальных и гипоманиакальных состояниях, а также у людей с поверхностным, легким отношением к окружающему, воспитанным в процессе не­правильного воспитания. Способность к отвлечению (с легкостью) обычно относят к детям, которые легко увлекаются другой задачей или даже другой мыслью, далекими от тех, которыми занимаются. Это возрастные особенности внимания детей.

ВНУШАЕМОСТЬ - предрасположенность личности к внушению, полярное негативизму.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ - высший уровень произвольной регуляции. Она характеризуется намерением, целенаправленностью, осознан­ностью, принятием решений, идущих от субъекта. Волевая регуля­ция реализуется в условиях преодоления субъективных и объектив­ных трудностей, изменений в мотивационно-побудительной сфере деятельности и нацелена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности и собственной личности.

ВОЛЯ - процесс сознательного регулирования человеком свое­го поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправлен­ных действий и поступков.

ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) - психический процесс, который заклю­чается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта.

ВООБРАЖЕНИЕ АБСТРАКТНОЕ- создание обобщенных, схемати­ческих, символических образов. Например, искусство импрессио­нистов, кубистов и др.

ВООБРАЖЕНИЕ: АГГЛЮТИНАЦИЯ - создание новых образов на осно­ве «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. Например, русалка, троллейбус, аккордеон и т.п.

ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у се­бя соответствующие образы.

ВООБРАЖЕНИЕ; АКЦЕНТИРОВАНИЕ - подчеркивание тех или иных черт, чаще наиболее существенных, типичных признаков образа. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые ка­рикатуры.

ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ - вид воображения, в ходе кото­рого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

ВООБРАЖЕНИЕ: ГИПЕРБОЛА - увеличение всех особенностей изоб­ражаемого персонажа, образа или его частей (великан, трехглавый змей, многорукий будда и пр.).

ВООБРАЖЕНИЕ: КОМБИНИРОВАНИЕ - простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и са­ми элементы, из которых строится новый образ.

ВООБРАЖЕНИЕ КОНКРЕТНОЕ - создание реальных, конкретных, единичных, натуральных образов. Например, живопись Шишкина, Репина и др.

ВООБРАЖЕНИЯ КРИТИЧНОСТЬ - определяется тем, в какой степе­ни фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

ВООБРАЖЕНИЕ: ЛИТОЛА - преуменьшение особенностей персона­жа, образа или его частей (дюймовочка, мальчик с пальчик, одногла­зый циклоп и пр.).

ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ - протекает у человека спонтанно, без заранее поставленной цели, помимо его воли и желания.

ВООБРАЖЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ - вид воображения, в котором дей­ствительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

ВООБРАЖЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ - вид воображения, в котором наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхи­щает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.

ВООБРАЖЕНИЯ СИЛА - характеризуется степенью яркости возни­кающих образов.

ВООБРАЖЕНИЯ СХЕМАТИЗАЦИЯ - наиболее существенный способ переработки представлений в образы воображения, идущий по пути обобщения существенных признаков. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходс­тва четко выступают.

ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ - вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Т.В. Создает несуществующие объекты, мало вероятные или невероятные.

ВООБРАЖЕНИЕ ФАНТАСТИЧЕСКОЕ - значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы ко­торых в жизни несовместимы.

ВООБРАЖЕНИЯ ТИПИЗАЦИЯ - синтез отдельных представлений. Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

ВООБРАЖЕНИЯ ШИРОТА - определяется количеством образов, ко­торые способен создать человек.

ВОСПРИЯТИЕ - 1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент; 2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ); 3) процесс фор­мирования этого образа или система действий, направленных на оз­накомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

ВОСПРИЯТИЕ ВКУСОВОЕ - восприятие на основе вкусовой чувс­твительности.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ - отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе воспри­ятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможе­ния в больших полушариях головного мозга. В восприятии време­ни участвуют различные анализаторы, наиболее важными являют­ся слуховые и кинестезические. Восприятие продолжительности со­бытий в значительной мере определяется характером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта. Восприятие времени зави­сит также от характера деятельности, которую человек в данный мо­

мент выполняет, мотивации, установок и ожиданий приятных или неприятных событий.

МЕХАНИЗМ восприятия человеком времени часто связывают с биологическими часами- определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в его организме. В качестве биологических часов называют ритм сер­дечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.

ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ - зрительное восприятие мира в трех из­мерениях. Это восприятие удаленности объектов от наблюдателя и восприятие трехмерности самих объектов.

ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ - отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени (отражение направления и скорости). Восприятие движения обеспечивается соответствующи­ми движениями глаз, дифференцировкой объекта (фигуры) от фо­на и совместной работой нескольких анализаторов (чаще зрения и кинестезии). Наличие или отсутствие движения в поле зрения кон­статируется нейронами-детекторами движения или новизны, входя­щими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса).

НАПРАВЛЕННОСТЬ движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а так­же отмечаться последовательностью сокращения-расслабления оп­ределенной группы мышц глаза, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. Связь восприятия движе­ния и его направления с перемещением изображения на сетчатке доказывается существованием иллюзии движения и автокинетичес­кого эффекта.

ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ - восприятие преимущественно в сис­теме зрительного анализатора. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета. Зрительный аппарат приспо­соблен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы предмета. Зрительная система человека и животных позво­ляет воспринимать не только отдельные признаки предметов, но и целостные геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности сохранения образа нужны движения глаза (А.Л. Яр-бус). Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

ВОСПРИЯТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (непреднамеренное) - воспри­ятие без намерения, постановки цели. Оно выступает как компо­нент какой-то другой деятельности.

ВОСПРИЯТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЕ - восприятие на основе обонятель­ной чувствительности.

ВОСПРИЯТИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ - восприятие на основе кожных и двигательных ощущений. В процессе осязательного восприятия предмета постепенно (сукцессивно) поступающая информация от отдельных признаков предмета превращается в его целостный (си­мультанный) образ. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное осязательное вос­приятие заменялось активным ощупыванием предмета.

ВОСПРИЯТИЕ ПОДПОРОГОВОЕ (бессознательное) - феномен, ког­да информация преодолевает физиологический порог, но не дости­гает порога осознанного восприятия. Информация все же воздейс­твует на организм и способна вызвать ответные реакции.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ (преднамеренное) - связано с пос­тановкой определенной задачи, цели. Оно характеризуется целе­направленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятель­ность (наблюдение). Произвольное восприятие более эффективно, чем непроизвольное. Произвольное восприятие является высшей психической функцией и присуще только человеку.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА- отражение пространственных форм вещей, их величины, формы, расположения относительно друг друга и направления. В пространственном восприятии участву­ют все органы чувств человека. Ведущая роль принадлежит совмест­ной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибу­лярного анализаторов. Важнейшим механизмом зрительного вос­приятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).

Восприятие размера предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдате­ля.Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомода­ции и конвергенции. При восприятии близко расположенных пред­метов происходит мышечное сокращение, в результате чего умень­шается степень натяжения хрусталика и его форма становится бо­лее выпуклой (аккомодация). Конкретное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведение зрительных осей (кон­вергенции), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Взаимодействие

величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глаз­ных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является ус­ловно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов невозможно.

При восприятии глубины и объемности главную роль играет бино­кулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. К их механизмам относится и врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изоб­ражений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, кон­фигурацию и длину. Восприятие формы требует выделения предме­та из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделение конту­ра, то есть границы, пространственных элементов фигуры, отлича­ющихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющим на восприятие формы предметов, является жизненный опыт чело­века, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

ВОСПРИЯТИЕ СИМУЛЬТАННОЕ - развернутое в пространстве, од­номоментное, обобщенное, целостное.

ВОСПРИЯТИЕ СУКЦЕССИВНОЕ - развернутое во времени, поэтап­ное наблюдение.

ВОСПРИЯТИЕ СЛУХОВОЕ - восприятие в системе слухового ана­лизатора. В процессе социальной истории человечества сложились две системы слухового восприятия: ритмико-мелодическая (или му­зыкальная) система кодов и фонематическая система кодов (или система звуковых кодов языка). Оба эти фактора и организуют вос­принимаемые человеком звуки в сложные системы слухового вос­приятия. Слуховое восприятие представляет собой активный про­цесс, включающий в свой состав моторные компоненты. В слуховом восприятии двигательные компоненты отделены от слуховой систе­мы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкаль­ного слуха и проговаривания для речевого слуха. Слуховое воспри­ятие участвует при восприятии времени.

ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ - процесс психологическо­го познания людьми друг друга в условиях непосредственного об­щения. Специфика по сравнению с восприятием неодушевленных предметов - в большей пристрастности, что проявляется в слитнос­ти когнитивных и эмоциональных компонентов, в ярче выражен­

ной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимос­ти представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. При воспри­ятии нового человека главное внимание субъект уделяет внешним проявлениям: физическому облику, оформлению, экспрессии ли­ца и выразительным движениям тела, голосу, интонациям, а также действиям и поступкам.

Выделены (А.А. Бодалев) механизмы восприятия другого челове­ка: 1) идентификация - понимание и интерпретация другого чело­века путем отождествления себя с ним; 2) социальная рефлексия -понимание другого путем рассуждения за него); 3) эмпатия - пони­мание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого на основе сложившихся социальных стереотипов.

ВОСПРИЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ- из огромного числа воздейс­твий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осоз­нанностью, чем все остальные. Эта особенность характеризует из­бирательность восприятия, которая зависит от интересов, в зна­чительной степени от установок личности, потребностей, знаний, с одной стороны, а с другой - обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр. Ис­следования А.И. Богословского, проведенные во время Отечествен­ной войны, показали, что восприятие форм существенно повыша­лось, если рассматриваемой фигуре придавалось значение «своего» или «вражеского» самолета.

ВОСПРИЯТИЯ КОНСТАНТНОСТЬ (от лат. constants - постоянный) -свойство восприятия воспроизводить предмет относительно посто­янным образом при изменении условий его восприятия (освещен­ности, удаленности, угла зрения, формы, величины и т.п.). Мы удаля­емся от предметов или приближаемся к ним - они в нашем воспри­ятии не изменяются в размерах. Константность восприятия - это во многом проявление прошлого опыта. Человек, живший долгое вре­мя в лесу, воспринял в степи далеко идущих людей как карликов (ис­следования А.Р. Лурия).

ВОСПРИЯТИЯ ОБОБЩЕННОСТЬ - А.Р. Лурия считал одним из са­мых важных свойств. Оно выражается в том, что восприятие всегда совместное отражение единичного и общего. Этому способствует и название предмета, поскольку слово и обобщает.

ВОСПРИЯТИЯ ОСМЫСЛЕННОСТЬ (категориальность) - осмыс­лить восприятие - значит осознать предмет, который оно отобра­

жает, выявить предметное значение его сенсорных данных. В про­цессе осмысления чувственное содержание восприятия подверга­ется анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению. Осмысление предмета завершается называнием его словом - понятием, то есть отнесением к определенной группе, классу предметов. Осмысленная информация опознается сущес­твенно быстрее и точнее при зрительном предъявлении. Так, не­сколько бесформенных пятен сразу опознаются как фигура, стоит лишь ее назвать. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого вос­приятия.

ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ - способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с дру­гом ощущений, а в форме отдельных предметов. Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру (предмет) на фоне. Это свойственно в равной мере и животным. Исследования американс­ких психологов Лешли и Клювера показали, что, если научить жи­вотное (крысу) реагировать на фигуру черного треугольника на бе­лом фоне, то оно способно сразу же реагировать на белый треуголь­ник на черном фоне, на треугольник, намеченный штрихами или точками. Предметность не является врожденным свойством вос­приятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (И.М. Се­ченов). Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона.

ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ - расчлененность и специфичес­кая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структу­ра). Человек воспринимает абстрагированную из ощущений обоб­щенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструмен­тах, воспринимается как одна и та же. Структурность восприятия проявляется в двойственных изображениях (см. рис. 20). В них фи­гура и фон могут меняться местами, происходит переструктуриро­вание.

ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТИ ОСТЬ-особенность восприятия, заключаю­щаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. Это неко­торое целое, в котором каждая часть зависит от окружения. В про­цессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Нос воспринимается длинным или коротким лишь в составе лица.

Целостность восприятия проявляется также в зрительных иллюзи­ях (иллюзия стрелы и др.)» Образ восприятия имеет высокую избы­точность - некоторые компоненты образа содержат информацию не только о себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Поэтому качество восприятия зависит от предвосхищения актуаль­но не воспринимаемых частей объекта. Отечественная психология рассматривает целостность восприятия как отражение целостнос­ти, объективно присущей воспринимаемому, а не как изначальное свойство восприятия в гештальтпсихологии. Целостность не изна­чально заданное свойство, она формируется в предметной деятель­ности человека.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - процесс извлечения информации, храня­щейся в памяти. В процессе воспроизведения происходит восста­новление первоначальной информации, основанное только на час­тичном припоминании основного материала, путем реконструкции прошлого опыта. Для извлечения информации из кратковременной памяти мозг перебирает всю кратковременную память, пока не най­дется нужная. Это происходит доли секунды. Для извлечения ин­формации из долговременной памяти необходимо найти «ключ» к кодированию (песня, запись, место и т.д.). Извлечение информации может быть на разных уровнях:

- узнавание (при повторно







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 650. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия