Тема №1. Проблема первоначала: Фалес и Пифагор
ПРЕДИСЛОВИЕ Данная хрестоматия охватывает период античной философии от Фалеса до Аристотеля. Античность – это не только время зарождения философской мысли, но и неиссякаемый источник вдохновения для целой плеяды философов ХХ века: Й. Хейзинги, М. Хайдеггера, М.Фуко, Г.-Г. Гадамера, А.Ф.Лосева и др. Основатель современной философской герменевтики Г.-Г.Гадамер, исследуя в своей статье «Гельдерлин и античность» притягательную власть античных мыслителей, приводит любопытное высказывание Гельдерлина: «И я тоже по своей доброй воле лишь бреду со своими поступками и мыслями в мире вслед за этими уникальными людьми, причем часто оказываюсь во всем, что делаю и говорю, тем более неловким и неприкаянным, что как гусь стою на плоских лапках в луже современности, бессильный взлететь к греческим небесам»[1]. Можно не соглашаться с такой оценкой современности, данной немецким поэтом, однако бесспорной остается значимость античного наследия как для понимания историко-философского развития, так и для постижения сущности самой философии. Форма хрестоматии позволяет студенту самому участвовать в формировании смыслов, что стимулирует творческую способность учащихся, а также закрепляет полученные на семинарских занятиях навыки научно-критического мышления. Особенность хрестоматии заключается еще и в том, что авторская позиция не является доминантной, а напротив, допускает свободное и полифоничное звучание различных философских подходов. В результате самостоятельного чтения философских источников студент приобретает следующие компетенции: владение культурой мышления, способность критически оценивать исторически и социально значимые события, умение логически верно, аргументированно строить свою речь и отстаивать собственное понимание проблемы в процессе дискуссии. Ценность хрестоматии состоит не только в структуировании обширного материала по античной философии, но и в формулировке вопросов перед каждым текстовым фрагментом. Наличие вопросов задает вектор студенческому чтению, помогая организовать проблемное поле философии посредством расстановки смысловых акцентов. Данная работа необходима как для учебных занятий, так и для самостоятельного освоения студентами богатого наследия античности, особенно в контексте минимального объема аудиторных часов. Автор надеется, что следующее стихотворение поможет читателю настроиться на творческий диалог с философскими текстами: Фалес, Зенон иль Парменид – Мысль греков таинство хранит. Возьмем ли атом Демокрита, Не все глубины нам открыты. А гераклитовский язык – Кто до конца в него проник? Как и «число» у Пифагора – Предмет ожесточенных споров. Мы возвращаемся к истокам И замечаем ненароком, Что Аристотель и Платон Звучат, как мысли камертон. И задаем себе вопрос, Рождая на античность спрос: Опередили ли мы грека В познанье мира, человека? Быть может, со времен Эллады Шли в философии лишь спады? Пускай читатель сам решит И ум свой в вечность погрузит. 29.10.2011 Анна Королькова
Задачи семинара: 1) Выявить отличительные особенности античной натурфилософии, определив центральные вопросы этого философского периода. 2) Познакомить студентов с учениями Фалеса и Пифагора, обращаясь не только к фрагментам ранних древнегреческих философов, но и к более позднему философскому наследию, в частности: к лекциям по истории философии Гегеля. 3) Определить специфику философского мышления в его отличии от мифологического миропонимания, проследив, как зарождаются основные философские понятия.
|