Студопедия — Развитие института конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие института конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина






 

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каж­дого человека от произвола государственной власти.

Основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потре­бовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.

Документальное закрепление естественно-правового понимания свободы происходит в XVIII веке.

В Декларации независимости США 1776 г. говорится: " Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворе­ны равными и все они одарены своим Создателем некоторы­ми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых".

 

В Декларации прав человека и гражданина Франции (1789 г.) сказано:

" 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

Эти документы, действующие в указанных странах и поныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государ­ства. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, культу­ры, науки и техники, социальной защиты населения.

Обрат­ный результат являло собой общество без свободы, где утверждались диктаторские режимы, тоталитарное государство.

Вторая половина XX в. ознаменована обострением идей­но-политической борьбы вокруг прав и свобод человека. Пос­ле нескольких десятилетий безуспешных усилий заставить людей забыть о свободе рухнули тоталитарные режимы, права и свободы приобрели прочное международно-правовое закрепление. Конституционные системы большинства стран мира закрепляют соответствующие ин­ституты, признавая их основными.

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и сво­бод человека и гражданина, постоянно развивается филосо­фами, политологами и юристами, пытающимися найти ра­зумный баланс между свободой и социальной справедливос­тью, свободой и государственным регулированием. Эти соотношения стали еще более сложными в постиндустриальную эпоху, которая связана с новыми представлениями об иде­альном обществе, справедливости и государстве. Однако никакие новации не в состоянии поколебать такие вечные ценности, как, свобода и представле­ния человечества о неотъемлемых правах человека.

При всей своей многогранности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих ос­новных постулатах:

1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства.

2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состо­янием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы.

3. Границы свободы могут быть определены только за­коном, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следователь­но, все, что не запрещено, то дозволено.

4. Часть дозволенного определяется через права челове­ка. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.

5. Ограничение прав, возможно, исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

 

Разумеется, это самые общие философские постулаты и притом имеющие прямое значение только для конституционно-правовой концепции. У этого учения есть и другие аспекты, как, например, связь свободы с моралью и политической культурой. Без их учета свобода вырождается во вседозволенность или разрушительную анархию. Но это уже не сфера конституционного права.

Основные постулаты, учения о свободе легли в основу новой российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в ч. 3 - что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Такой подход способству­ет унификации прав и свобод, обеспечивает со­ответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.

Термин " свобода" употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое харак­теризуется возможностью действовать по своему усмотре­нию. Этот термин в Конституции выполняет роль основопо­лагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм.

Иное дело - свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то о действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин " сво­бода" по существу тождествен термину " субъективное пра­во", а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически.

Д. ю. н. Марат Викторович Баглай отмечает, что под конституционными правами и сво­бодами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состоя­ние свободы и получающие высшую юридическую защиту[18].

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоот­ношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого от­дельного человека (гражданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало ес­тественными и неотъемлемыми. Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия Конституции.

В то же время Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокуп­ность основных прав, свобод и обязанностей образует кон­ституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. Этот правовой ста­тус является основой общей правоспособности человека, т. е. открывает ему возможность для любых законных действий.

Понимание отношений человека и государства как пра­воотношений не означает тотальной зарегламентированности. Для человека смысл этих правоотношений состоит в по­лучении защиты своих прав (при необходимости), а для го­сударства - в обязанности оказать эту защиту. Одновре­менно человек и государство " вступают отношения" по по­воду конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка, в законных фор­мах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности.

 







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1193. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия