В ходе проектирования всегда приходится искать компромисс между ПОЛЬЗОЙ, ПРОЧНОСТЬЮ и КРАСОТОЙ исходя из фактических возможностей и ресурсов
Приоритет надежности предполагает поиск объемно-планировочного решения исходя из конструктивных свойств имеющихся строительных материалов тектонических конструкций. Построив предварительную пространственную коробку, ее «начиняют» необходимыми помещениями. Приоритет удобства связан с разработкой оптимальной функциональной схемы жилого дома. Для этого на листе бумаги строится структурная модель связанности различных помещений между собой. Далее на этой схеме (графе связанности) «проигрывают» ежедневные бытовые процессы, в результате чего оказывается, что некоторые помещения посещаются постоянно (между ними на рисунке «жирные» линии), а некоторые — эпизодически (одинарные линии); главные помещения собираются в «функциональные группы», а остальные обеспечивают связь между ними. Оптимизация функциональной структуры здания предполагает пространственное сближение элементов, соединенных «жирными» связями, группировка «функциональных групп» в отдельные объемы, деление всего здания на блоки с ярко выраженным назначением: жилые помещения, холлы и лестницы, общественная и спальная зоны. Получив оптимальную пространственную схему, ищут возможность «одеть» ее в конструкции. Приоритет уюта связан с «вживанием» в будущий дом, как будто бы он уже есть законченная постройка. Мысленно передвигаясь по комнатам, располагаясь у окна, вдыхая запахи кухни, мы мысленно составляем себе представление о том, что нам хотелось бы иметь в своем жилище, а чего лучше избежать. Собрав все прототипы, которые нам следует использовать при проекте, уточняется функциональная схема и подбираются конструкции. Приоритет формы означает первостепенное внимание к пластике решения задания. Поиск решения начинается со скульптурной модели будущей постройки. Форму стен, вынос крыши, рисунок окон ищут в нерасчлененном объеме. Найденное пластическое решение является основой для осмысления с точки зрения пользы и прочности. Приоритет окружающей среды заключается в поиске решения, направленного на сохранение природного окружения (или преодоления вредных факторов), максимального использования ценных качеств ландшафта, микроклимата, существующего антуража. Проект может предусматривать использование подземного пространства с сохранением растительности и грунта, создание наклонных поверхностей солнечных коллекторов, подъем здания над уровнем земли на опорах или другие технические решения, вытекающие из специфической постановки задачи. Приоритет существующих построек заключается в том, что на участке уже есть здания и сооружения, которые необходимо сохранить и использовать. Модернизация и реконструкция сопряжены с большим количеством ограничений, но такой подход способствует сохранению культурной ценности дома как места проживания нескольких поколений.
Вопрос 3 - Эскизирование (Творческий поиск) Этап творческого поиска — центральное звено процесса архитектурного проектирования. Поиск идеи и замысла проектного решения основывается прежде всего на информации, полученной в ходе разработки программы-задания и отбора исходных идей. Творческие процессы не всегда подчиняются общей схеме и основаны на индивидуальных способностях, образовании остроты мышления, владении средствами выражения идеи. В качестве исходной методики поиска проектного решения предлагается подведение итогов и фиксация результатов трех стадий: наброски (клаузура), эскиза-идеи, эскизных вариантов. Клаузура — вид проектной деятельности, предназначенный для кратковременной концентрации творческой энергии, выявлении своего отношения к теме, определения в общих чертах архитектурного и композиционного замысла. Цель этой фазы — получить первичное образное представление об объекте. Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным. В состав клаузуры входят рисунки плана, разреза, фасада, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику сооружения в окружающей среде. Исполнительная манера должна соответствовать жанру темы. В зависимости от истоков замысла на листе фиксируются прежде всего бесспорные, обязательные к исполнению элементы проекта: конструкции (если точно известен материал строительства); функционально-планировочная схема (если есть определенность в образе жизни будущих жильцов и техническом оснащении дома); структура социальных пространств (если можно предвидеть индивидуальные и групповые предпочтения каждого члена семьи, степень социальной открытости дома); внешний вид здания (если сложились определенные представления о форме сооружения, рисунке фасадов и деталей); расположение здания на участке (если существуют индивидуальные особенности рельефа, конкретные деревья, соседние объекты, специфика микроклимата и предпочтения в ориентации здания); капитальные стены существующей постройки (если речь идет о реконструкции); технологическая схема использования солнечной энергии, теплицы, отопления с вытекающими из этого ограничениями для каждого сооружения. Клаузура должна быть выполнена быстро, но в графике, понятной другим людям. Рисунки следует снабдить пояснительными подписями. Эскиз-идея — это фаза, на которой сочетаются исследовательский и собственно творческий процесс; на основе критической оценки собственных предложений, зафиксированных в клаузуре, формируются предложения по дальнейшему развитию темы. Цель фазы — ограничить область поиска и перевести проектирование в проблемную ситуацию. Проблемы возникают при столкновении первичной идеи с остальными компонентами программы-задания. Уяснение проблемы ограничивает сферу поисков, при этом внимание становится направленным, а поиск—избирательным. Эскиз-идея выполняется в графических набросках и рабочих макетах, которые подвергаются логическому анализу. При поиске эскиза-идеи применяют метод случайного перебора вариантов поиска компромиссов, неизбежных при столкновении первоначального замысла с другими условиями. Однако это не означает системный перебор требований программы-задания, так как подобная операция может привести к потере творческого вдохновения и путанице в мелочах. Ключевыми факторами при разработке эскиз-идеи служат исходные данные для проектирования. Разбор клаузуры можно проводить самостоятельно или вынести ее на благожелательное обсуждение, при этом ставятся вопросы и сразу же ищутся возможные ответы: а как разместить здание на участке? какие материалы можно использовать для стен, перекрытий, кровли? как решаются отопление и вентиляция? как обеспечить комфортные условия для всех членов семьи? что будет с домом через 10...20 лет, нужно ли подумать о будущих пристройках? откуда будет восприниматься дом и где устроить главный фасад? нравится ли образ дома, цвет, пропорции, масштаб, соотношение частей, величина окон, орнамент, другие украшения? какие экономические ограничения следует принять во внимание? на какие этапы можно разбить строительство дома? Завершение эскиза происходит путем разработки серии вариантов, из которых каждый последующий является модификацией предыдущего. Уточнения и изменения ведутся в рамках выбранной принципиальной схемы. Цель фазы — добиться совместимости всех учитываемых требований и гармонии с окружающей средой. Доработка эскиза — сложный творческий процесс развития рабочей гипотезы, выраженной в эскиз-идеи; ведется в масштабах эскиза «наложением кальки на кальку». На этой стадии одно предложение сменяется другим, возникают новые образы и ассоциации на основе повторного анализа исходных данных и освоения информации, связанной с выбранной проблемой. В процессе эскизирования новые идеи формируются путем оценки ситуации и состояния объекта, маловероятные решения отбрасываются, отдельные элементы и предложения исключаются, другие входят в новый эскиз, происходит постепенное уточнение замысла. Возникает центральное представление о решении задачи. Для того чтобы убедиться в том, что ваше решение единственно правильное, предлагается проделать и оценить следующие манипуляции: попробовать переставить и перегруппировать комнаты; изменить место входа в дом; поменять ориентацию дома относительно солнца; изменить высоту помещений и пропорции фасада, форму и вынос крыши; □ увеличить размеры или количество оконных проемов, выделить главное окно, эркер; максимально использовать пространство лестницы и промежуточные площадки; представить (и нарисовать), как будет выглядеть ваш дом ночью (проверка силуэта здания); □ попробовать изобразить планировочное решение в очень маленьком масштабе (на спичечном коробке) для проверки ясности его структуры. Этап творческой разработки — длительная стадия собственно проектирования — начинается с анализа, развития и углубления эскизного предложения. В эскизе много неопределенного, и уже один переход на укрупненный масштаб требует детализации, уточнения и привлечения дополнительной научной и технической информации. Планы этажей, фасад, разрез изображаются в масштабе 1: 100 или 1: 50, при этом уточняются толщина стен, размеры оконных и дверных проемов. Планы здания вычерчиваются на основе модульной сетки ко ординационных осей. Расстояние между осями должно быть кратно 60 см, что даст возможность использовать индустриальные конструкции. Затем тонкими линиями указывается толщина наружных и внутренних стен, которая будет различной в зависимости от материала и требований теплоизоляции. Для первого приближения наружные каменные стены принимают толщиной 50 см, а внутренние — 40 см. Осевые линии внутренних несущих стен должны совпадать с линией модульной координационной сетки. Наружные стены привязываются к координационным осям со смещением: 20 см во внутрь и 30 см наружу от оси. Перегородки и ненесущие стены нет необходимости привязывать к модульной сетке. Толщина перегородок зависит от материала. На этом этапе проектирования толщину перегородок можно принять 10... 15 см. Наружные двери должны открываться на улицу, а двери внутри помещений не должны задевать друг друга при открывании. Лестница показывается в виде ступеней шириной 30 см для крыльца и 20 см для внутренней лестницы на второй этаж. Ширина внутренней лестницы 90 см. Ширина дверей не менее 70 см для подсобных помещений и 80... 100 см для комнат. Для того чтобы проверить удобство комнат, на планах размещают функциональные группы мебели и оборудование в принятом масштабе. Разрез здания вычерчивают, начиная с осевых линий стен и опор. Плоскость разреза должна быть расположена так, чтобы создавалось полное представление о конструктивной схеме и характерных частях здания: через вход, лестницу, главную комнату, летние помещения, через окна и двери (а не через простенки). Прежде всего устанавливают уровень пола первого этажа, который должен быть выше уровня земли не менее чем на 15 см (отклонение от этого требования связано с устройством дополнительной гидроизоляции), глубину заложения фундамента (для каменных зданий с подвалом — не выше уровня промерзания грунта), высоту отмостки. Назначают высоту помещений первого этажа и толщину междуэтажного перекрытия. Плоское перекрытие из дерева или бетона с устройством пола будет толщиной 20...30 см. Высота второго или мансардного этажа часто определяется характером кровли. Толщина плоской кровли из железобетона со слоем утеплителя 30...50 см, толщина чердачного перекрытия около 25 см, стропильные конструкции из бруса или досок будут толщиной около 20 см. Фасад здания вычерчивают на основе планов и разреза, однако в процессе проектирования все три проекции постоянно уточняются, разработка ведется методом уступок и приближений. Необходимо предусмотреть все связи дома с внешней средой, упорядочить расположение окон и дверей, увязать взаимодействие внутренней и внешней структур здания, обеспечить комфортные условия светового режима, благоприятную видимость, внешний вид. Для улучшения наглядности эскиза фасад рекомендуется покрасить или отмыть. При изображении фасада необходимо сначала выделить основные отношения светлого и темного, дальнего и ближнего планов. Плоскости стен, расположенных дальше от зрителя, показывают более темными; детали переднего плана — самыми яркими; падающие тени показываются темнее, чем собственные, узкие тени — интенсивнее широких. На стадии эскиза все чертежи должны быть снабжены цепочками наружных и внутренних размеров, подсчитаны площади помещений; на разрезе нанесены размеры и отметки. Чертежи сопровождаются экспликациями состава помещений и необходимыми подписями. Грамотно выполненный эскиз является основанием для выполнения рабочих чертежей в проектной организации или основанием для договора со строителями. Следующей стадией персональной разработки проекта является объемное моделирование. ЛЕКЦИЯ 8. Основы проектирования малоэтажных жилых зданий. Вопрос 1 - Требования норм к проектированию индивидуальных жилых домов Вопрос 2 - Основы функционального формирования индивидуального жилого дома
|