Сознание и мозг. Материальное и идеальное
Анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное – сложности организации органов отражения внешнего мира, центральной нервной системы. Низшим формам живого, у которых отсутствуют специализированные органы отражения и центральная нервная система, присуща только раздражимость. С усложнением организации, с формированием у животных центральной нервной системы и специализированных органов чувств отражение поднимается на более высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается чувствительность, затем – нервно-физиологическое отражение и далее – психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности достигает структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и соответственно отражение выступает в наиболее сложной форме – в виде человеческого мышления. Действительно, человеческий мозг представляет собой сложнейшее материальное образование объемом в среднем в 1400 см3 (у приматов мозг по объему в 3 – 4 раза меньше), состоящее из 10 – 14 млрд нейронов, связанных между собой синапсами и дендритами. Если расположить клетки коры мозга в одну линию, то они вытянутся на 5 тыс. км. Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается своеобразное " разделение труда" между его отделами. Наиболее простые формы анализа и синтеза внешних раздражений и регуляции поведения осуществляются низшими отделами центральной нервной системы – спинным, продолговатым и промежуточным мозгом, а самые сложные – верхними этажами, прежде всего большими полушариями головного мозга, особенно их корой. В самих больших полушариях видна своеобразная специализация: подкорка управляет обменом веществ, эмоциональной сферой сознания; задние доли коры – получением и переработкой информации; передние доли выполняют функции управления нашими действиями на основе полученной и переработанной информации. Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга. Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто связаны с повреждением определенных участков мозга. Проблема " сознание и мозг" включает два главных аспекта. Первый – как соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект, тесно связанный с первым, – соотношение идеального и материального. Психофизиологическую проблему материализм и идеализм всегда решали по-разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу. Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное, психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом является идея психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому, идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист Авенариус отрицал всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не физиологическая функция или состояние мозга. Однако и в материализме психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность, отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Бюхнер, Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь. В 30-х гг. прошлого столетия наблюдался рецидив подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии: отдельные физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным колебаниям. Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи. Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смешению материализма и идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность самостоятельного, независимо от мозга, существования мыслей. Действительно материалистическое решение проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании психофизиологического единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону отражения. В конечном счете, именно эта мысль просматривается в хорошо известном высказывании К. Маркса: "... Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней" (Маркс К., Энгельс Ф. В чем же смысл и суть этой " переработки" материального в идеальное? Но дело не только в этом, а и в том, что образы сознания, идеальное, не есть объективная реальность, а выступают в качестве реальности субъективной, как субъективные образы объективного мира. И еще: образы сознания как идеальные не существуют и не могут существовать сами по себе, они могут существовать лишь на базе материальных процессов в мозгу. Идеальность продуктов сознания просматривается, наконец, и в том, что в отличие от физиологических процессов они не наблюдаемы с помощью приборов непосредственно и не могут быть переданы другим людям без материальных посредников в виде слов языка, различных иных знаков и т.д. Проблема идеального не ограничивается соотношением образов сознания и мозга, она стоит гораздо шире. Идеальное – это важнейшая сторона всякой человеческой деятельности, прежде всего практической, поскольку последняя носит целенаправленный, сознательный характер. Оно проявляется в целях и мотивах деятельности, в определенном смысловом значении ее результатов. Идеальное – сторона процесса общения, поскольку решающим средством общения является язык, а он всегда несет в себе идеальное – значение, смысл слов, языковых форм и т.д. При этом в идеальном, в образах вещей, в их значениях и смыслах фиксируется в конечном счете весь исторический опыт человечества, аккумулируемый в достижениях культуры. Освоение идеального, воплощенного в различных материальных формах – от книг и произведений искусства до мощных машин и элементарных предметов быта – условие не только духовного овладения миром вещей, развития сознания, но и предпосылка его образования. Таким образом, в учении Платона о том, что мир идей предшествует миру вещей, есть доля истины. В этой идеалистической концепции заложен немалый рациональный смысл. Ведь нашему появлению на свет действительно предшествует освоение мира многими поколениями людей, жившими до нас. И, следовательно, ими уже выстроен " мир идей", мир идеальных сущностей вещей, знаний о них, что позволяет нам в процессе освоения предметного мира главное внимание сосредоточить на усвоении этих знаний, а не на подъеме, так сказать, в одиночку целины. С известным правом можно сказать, что и сам процесс познания возможно в согласии с Платоном назвать " воспоминанием", но не в том смысле, как об этом говорится у него, а в ином – в извлечении знаний о мире из памяти человечества, овеществленных в ценностях культуры, где они накапливались веками, и мы, стоя на плечах наших предшественников, получаем возможность видеть дальше их и, по-видимому, проникать в действительность глубже. Идеальное – это мощное средство освоения мира человеком, которое может в виде науки стать непосредственной производительной силой, в виде социально-политических идей – мощным материальным фактором переделки мира. Все, что побуждает человека к деятельности, проходит через его мозг. Воздействие внешнего мира запечатлевается в его голове в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, и в этом виде они становятся идеальными силами. Итак, сознание и мозг, идеальное и материальное неразрывно связаны друг с другом. При этом противоположность материи и сознания абсолютна лишь в пределах основного вопроса философии, при их сопоставлении как первичного и вторичного. За этими пределами их противопоставление теряет смысл, поскольку мы видим, что, во-первых, сознание есть свойство, функция мозга, что человек мыслит, причем, следует особо подчеркнуть, он мыслит как общественное существо. А во-вторых, с помощью сознания люди не только отражают мир, но и творчески создают новые материальные объекты, которых нет в природе, и изменяют себя и свое бытие. Здоровый, нормальный мозг – лишь предпосылка формирования сознания, а само оно – общественный продукт, поскольку предполагает включение человека в различные виды деятельности, в определенные общественные отношения. Социальная детерминация сознания проявляется в многообразных формах, и об этом подробно речь пойдет в дальнейшем. Таким образом, анализ двух аспектов соотношения материи и сознания показывает, что сознание есть высшая форма отражения материи и что оно есть функция мозга.
|