Миссия от концов земли
Миссионерские организации всегда заявляли, что их цель заключается в создании местных и зрелых церквей в разных частях света. В католических кругах это обычно означало основание церкви с собственной иерархией, со временем из числа местного населения. Протестантами же цель часто выражалась в категориях " трех само": самоуправление, самообеспечение и самораспространение. Но в большинстве ранних формулировок считалось само собой разумеющимся (как для католиков, так и для протестантов), что христианское богословие в целом мало что приобретет от молодых церквей. В лучшем случае выражалась надежда, что эти церкви смогут излагать западное богословие на языке, приспособленном к собственным культурным условиям. Но развитие экуменического движения, окончание эпохи империализма и рост уверенности в себе молодых церквей привели к неожиданным результатам - некоторые из этих церквей начали ставить вопросы и предлагать собственные ответы, представляющие собой не просто адаптацию, а вызов традиционному богословию. Среди протестантов такую роль за последние десятилетия сыграло множество книг. В Азии бывший японский миссионер в Таиланде Косуке Койя-ма написал книгу " Богословие канонерок". Несколько лет спустя китаец Чон Сен Сонг опубликовал " Богословие третьего глаза: формирование богословия в азиатских условиях" и " Сострадательного Бога". В Африке в разгар борьбы против южно-африканского апартеида Аллан Боесак написал " Прощай, невинность". В Латинской Америке аргентинский методист Хосе Мигес Бонино написал " Богословие в революционной ситуации" и " Христиане и марксисты". Эти и десятки других книг, весьма различные по содержанию, объединяет одна общая черта: они рассматривают все христианское богословие с совершенно иной точки зрения по сравнению с традиционной. В большинстве случаев иной эту точку зрение делает не только различие культурных условий, но и учет социальной и экономической борьбы угнетенных. Среди католиков наиболее удивительные события с далеко идущими последствиями происходили в Латинской Америке. Зарождению нового богословия там способствовали несколько факторов. Во-первых (как отмечалось в томе I), латиноамериканское католичество с самого начала разделилось на церковь, служащую интересам власть имущих, и на церковь с миссионерской ориентацией, выразителями которой были монахи, давшие обет нестяжания, жившие среди бедных и участвовавшие в их борьбе. Во-вторых, наличие региональной организации, объединяющей всех епископов (Конференции латиноамериканских епископов), и тенденция епископов проявлять больше самостоятельности стали основанием для постановки вопросов, касающихся миссии церкви, в масштабах всего континента. Наконец, II Ватиканский собор с его открытостью современному миру дал импульс для нового и дерзновенного взгляда на миссию церкви в Латинской Америке. После определенной подготовительной работы этот смелый пересмотр произошел в колумбийском городе Медельин в 1968 году. Собравшиеся там епископы Латинской Америки отвергли как капитализм, так и коммунизм. Говоря о " вопиющей к небу несправедливости", епископы взяли обязательство защищать дело справедливости и призвали христиан встать на сторону крестьян и индейцев в их борьбе за обретение человеческого достоинства и повышение уровня жизни. " Стремление христиан к справедливости, - заявили они, - есть одно из требований библейского учения". За такими формулировками стояла работа множества пастырей и богословов, пришедших к выводу, что Евангелие требует от церкви принять сторону бедных в их борьбе за освобождение. Лидерами этих " богословов освобождения" были Густаво Гутьеррес и Хуан Луис Сегундо. Они предложили богословскую систему, не просто рассматривающую вопросы, связанные с освобождением, а обращающуюся ко всей совокупности христианского учения и христианской жизни с точки зрения бедных, получивших от Бога силу, как они говорили, " снизу". При таком подходе, утверждали они, можно исповедовать христианскую веру с совершенно новым ее истолкованием. В частности, они обнаружили в Писании элементы, которые, по их мнению, традиционное богословие игнорирует или затемняет. Таким образом, их работа стала вызовом не только власть имущим в Латинской Америке, но и всему мировому христианскому сообществу, вставшему перед необходимостью дать ответ на такой радикальный пересмотр Евангелия. Этот ответ не заставил себя ждать. Рим оказал давление на латиноамериканских епископов, и накануне следующей конференции появились признаки, что они откажутся от сделанных в Медельине заявлений. Однако на этой конференции, проведенной в 1978 году в мексиканском городе Пуэбла, епископы подтвердили прежнюю позицию. В западной печати богословие освобождения нередко истолковывается с точки зрения конфликта между Востоком и Западом и крайне упрощенно называется " марксистским богословием". Резкую реакцию оно встретило и со стороны определенных кругов в самой Латинской Америке. По мере обострения отношений противоборствующие партии занимали все более непримиримые позиции. В Сальвадоре архиепископ Оскар Ромеро был убит противниками, считавшими, что он представляет угрозу для установленного порядка. В Бразилии Хельдер Камара и Пауло Эваристо Арнс встали во главе епископов, выступавших за установление нового порядка. В Никарагуа все больше обострялся конфликт между сандинистским режимом и епископатом. В Гватемале и в других странах нерукоположенных католических служителей сотнями убивали те, кто считал их деятельность подрывной. В Соединенных Штатах и в Европе раздавались голоса, предававшие новое богословие анафеме, тогда как многие богословы и христианские лидеры заявляли, что призыв к новому прочтению Евангелия, влекущему за собой радикальные последствия, вполне оправдан. Никто не знает, к чему приведут все эти споры и столкновения. Но ясно одно: последние десятилетия XX века будут отмечены усилением напряженности между Севером и Югом. С точки зрения Севера основная проблема заключается в противостоянии Востока и Запада. Для многих христиан в Соединенных Штатах и в Европе это равнозначно противостоянию капитализма и демократии, с одной стороны, и коммунизма и тоталитаризма - с другой. С точки же зрения Юга основные проблемы выглядят совершенно иначе: установление экономического порядка, при котором не происходило бы дальнейшего обнищания третьего мира, распределение национального богатства внутри самих стран и устранение опасности проведения на их территориях скрытых войн между великими державами Севера. В то же время совершенно очевидно, что Север все больше дехристианизируется, а наибольший количественный рост церкви происходит на Юге. Кроме того, церкви на Юге, долгое время считавшиеся бездеятельными, - в том числе католическая церковь в Латинской Америке, - начали проявлять неожиданную жизненную силу. В 1900 году 49, 9 процента христиан жили в Европе, а в 1985 году эта цифра оценивалась в 27, 2 процента. В 1900 году 81, 1 процента христиан были белыми, а к 2000 году эта цифра, по предварительным оценкам, сократится до 39, 8 процента34. Таким образом, независимо от отношения к различным новым богословским учениям третьего мира, скорее всего, XXI век будет отмечен крупномасштабной миссионерской кампанией Юга на Севере. Тем самым эти земли, еще век назад считавшиеся " концами земли", получат возможность свидетельствовать потомкам тех, кто ранее свидетельствовал им. Литература 1 " Письмо Лаурину", 1 февраля 1523 года. 2 Заявления брата И.Тецеля в защиту индульгенций. 3 " Золотая роза" - знак отличия за христианские добродетели, вручаемый римским папой как высшее выражение милости. (Прим. ред.) 4 Opera 17: 580. 5 Проповедь на Иоанна 1: 17. 6" Предисловие к комментариям псалмов", Opera 31: 22. 7 " Предисловие к комментариям псалмов", Opera 31: 26. 8 J. Foxe, А с(и and Monuments of these Latter and Perillous Dayes (1559), 3: 670. 9 Гезы (" нищие") - прозвище повстанцев, воевавших с испанцами во время Нидерландской революции XVI века. (Прим. перев.) 10 Автобиография I. 10. 11 Автобиография 3.22 - 3.24. 12 Автобиография 3. 27. 13 Милиция- воинские контингенты местного ополчения, набиравшиеся по графствам. (Прим. ред.) 14 Апология Тилькену, 2: 298. 15 Sclbstzeugnisse (" Свидетельства"), р. 25. 16 Дневник, 1 февраля 1736 года. 17 Дневник, 24 мая 1738 года. 18 Елизавету называли " Virgin Queen", то есть " королева-девственница". (Прим, перев.) 19 The A ustin Papers, ed. Eugene С. Barker (Washington, D. С.: Government Printing Office, 1919), 3: 345, 347. 20 Speech of John Quincy Adams, May 25. 1836 (Washington, D. C.: Gales and Seaton, 1838), p. 119. 21 Memoirs, quoted in W. S. McFeely, Grant: A Biography (New York: Norton, 1981), p. 30. 22 Quoted in Sydney E.Alhstrom, A Religious History of the American People, vol. 2 (Garden City, New York: Doubleday, 1975), p. 327. 23 Simon Bolivar, Obras completas, vol. 3 (Havana: Lex, 1950), p. 501. 24 Frederich Schleiermacher, The Christian Faith (Edinburgh: T. T. Clark, 1928), p. 151. 25 Тг. by H.E. Manning, 1871; quoted in Schaff, The Creeds of Christendom, vol. 2 (New York' Harper Brothers, 1878), pp. 270-71. 26 Encyclopaedia Britannica (1968 ed.), 23:: 27 1959 reprint (New York: Meridian), p. 21. 28 Niebuhr, The Social Sources, p. 275. 29 Niebuhr, The Kingdom of God In America (New York: Harper Brothers, 1937), p. 193. 30 Sydney Е. Ahlstroin./l Religious History of the American People, vol. 2 (New York: Doubleday, 1975), p. 451 31 ibid, p. 460. 32 James Cone, A Black Theology of Liberation (Philadelphia: J. B. Lippincott, 1970), pp. 17-18. 33 Ronald J. Sider, ed. The Chicago Declaration (Carol Stream, Illinois: Creation House, 1974), cover and pp. 1-2. 34 David K.Barrett, ed., World Christian Encyclopedia (Nairobi: Oxford University Press, 1982), global tables 18 and 29. Дополнительная литература
|