Студопедия — Некоторые общие и особенные закономерности развития философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Некоторые общие и особенные закономерности развития философии






Марксизм-ленинизм различает все общие диалектические, присущие всем формам развития бытия и познания, особенные закономерности, характерные для всех форм общественного сознания, в том числе и для философии, и специфические, относящиеся к философии как особой форме общественного сознания и ее истории. Всеобщие закономерности развития всякого познания, как и бытия, — это законы диалектики, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей как источник всякого развития и т. д. Особенной и вместе с тем обще социологической закономерностью, определяющей развитие всех форм общественного сознания, является прежде всего решающая роль способа материального производства в возникновении и развитии всех общественных идей. Философия, как и другие формы общественного сознания (политическая идеология, право, мораль, религия, искусство), относится к надстройке над экономическим базисом общества.

Поскольку философия, особенно ее материалистическое направление, развивается во взаимосвязи с естествознанием, характер и уровень ее развития в значительной мере зависят от успехов промышленности, научно-технического прогресса, с которыми неразрывно связано естествознание. «...Философов, — писал Энгельс, — толкала вперед отнюдь не одна только сила чистого мышления, как они воображали. Напротив. В действительности, их толкало вперед главным обра­зом мощное, все более быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 285.).

Общесоциологическая закономерность развития общественного сознания в классовых обществах выступает и в форме зависимости общественного сознания от борьбы классов. Эта борьба находит свое выражение не только в политической, но и в идеологической области. В классовых обществах философские учения выражают мировоззрение определенных классов или социальных групп, носят классовый характер.

В истории идеологии, в том числе и философии, закономерно проявляется взаимная связь национальных и. международных условий развития общественного сознания. Философская мысль каждого народа зависит в своем развитии не только от экономической жизни и борьбы классов данной страны, она испытывает влияния философии и общественной мысли народов других стран, находящихся в экономическом, политическом и идейном общении с народом данной страны.

Марксистская история философии выступает против неправильных взглядов тех философов, которые считают, что существуют народы, внесшие свой вклад в развитие философии, и народы, которые ничего или почти ничего не прибавили в сокровищницу философских идей. Еще Гегель неправильно считал, что народам «воплотившими» в своем «национальном духе» философские богатства «абсолютного духа», были лишь западноевропейские народы: греки, римляне и особенно немцы. Он утверждал, что «философия в собственном смысле начинается на Западе. Лишь на Западе восходит... свобода самосознания» (Гегель. Соч.,.т. 1Х, стр. 92), что философия восточных народов являлась низшей стадией философии («мысль на стадии созерцания»), что она не оказала существенного влияния на всемирную философию.

Европа действительно была ярким очагом научной и философской мысли. Философия античной Греции достигла большого расцвета, и в ней в зародыше соде жались многие более поздние виды философии. Немецкая классическая философия конца XVIII — начал XIX в. и особенно родившийся в Германии диалектический материализм явились философскими учениям всемирно-исторического значения. Но это отнюдь не означает, что только Европа была колыбелью философского знания, как утверждают сторонники «европоцентризма». «Европоцентристская» точка зрения принята большинством современных буржуазных философов, которые либо вопреки истине отвергают наличие философской мысли в странах Востока, либо считают сплошь религиозно-мистической, созерцательно-чувсвенной, чуждой рационального мышления, науки и т. Ф. Ибервег, например, утверждал, что у народов Востока «не может быть и речи о наличии... философии собственном смысле».

Неправильные взгляды, согласно которым восточная философия не играла никакой роли в развитии всемирной философской мысли, опровергаются самой историей философии. Развитие философской мысли в страна Древнего Востока (Египет, Вавилон, Китай, Индия началось задолго до возникновения древнегреческой философии и, как показано в нашей книге, обогатила философию многими ценными материалистическими и диалектическими идеями. В дальнейшем философия на Востоке развивалась в основном в том же направлении, что и философия на Западе, и они оказывали влияние друг на друга. Все это свидетельствует о том, что «ев­ропоцентристские» теории, говорящие о застое филосо­фии на Востоке, о «вековой» противоположности и вражде между так называемым западным и восточным образом мышления, несостоятельны.

Однако в сравнении с Западом, где эпоха Возрожде­ния, революции XVII—XIX вв., научно-технический про­гресс и особенно освободительное движение рабочего класса породили бурный подъем научно-философской и общественной мысли, в странах Востока, где на многие века затянулось господство феодализма и религиозной идеологии, не было столь благоприятных условий для развития философии и она в новое время не оказала такого могучего влияния на мировую философскую мысль, как философия Запада.

Несостоятельны и реакционные также распространя­ющиеся в ряде восточных стран «азиацентристские» теории, согласно которым только на Востоке развива­лась подлинная философия, тогда как Запад погряз в «рационализме» и был чужд религиозно-этических уче­ний (в которых «азиацентристы» видят суть филосо­фии); извращают истину маоисты и другие национали­стические элементы, проповедующие, будто «свет ра­зума» всегда шел и идет с Востока, из Азии, и потому восточные страны будто бы призваны быть центром фи­лософской и общественной мысли человечества.

Марксистско-ленинская наука, следующая принципу интернационализма, показывает, что история философ­ской мысли развивалась и на Востоке, и на Западе и философские учения, возникшие в различных странах, решали в основном общие проблемы философии и обо­гащали сокровищницу философской мысли.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 524. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия