Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философское значение трудов Галилея по астрономии и механике





Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано прогресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение имели астрономи­ческие открытия, сделанные Галилеем с помощью скон­струированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении — «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопления звезд, образу­ющих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т. д. Благодаря этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу «Колумба неба». Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а яв­ления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся плане­той, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце под­тверждали идею Бруно о физической однородности Зем­ли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

Указанные открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластиками и церковника­ми, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую кар­тину мира. Если до сих пор католическая церковь по из­ложенным выше причинам была вынуждена терпеть воззрения тех ученых, которые признавали теорию Ко­перника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи счи­тали, что доказать эту гипотезу невозможно, то теперь, когда эти доказательства появились, римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Ко­перника даже в качестве гипотезы, а сама книга Копер­ника вносится в «Список запрещенных книг» (1616 г.). Все это поставило деятельность Галилея под удар, но он продолжал работать над совершенствованием доказа­тельств истинности теории Коперника. В этом отноше­нии огромную роль сыграли работы Галилея и в области механики.

Господствовавшая в эту эпоху схоластическая физи­ка, основывавшаяся на поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, была засорена представле­ниями о движении вещей в соответствии с их «приро­дой» и целью, о естественной тяжести и легкости тел, о «боязни пустоты», о совершенстве кругового движения и другими ненаучными домыслами, которые сплелись в запутанный узел с религиозными догматами и библей­скими мифами. Галилей путем ряда блестящих экспери­ментов постепенно распутал его и создал важнейшую отрасль механики — динамику, т. е. учение о движении тел.

Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных законов: пропорциональность пути, проходимого падающими телами, квадратам времени их падения; равенство скоростей падения тел различного веса в безвоздушной среде (вопреки мнению Аристотеля и схоластиков о пропорциональности скорости падения тел их весу); сохранение прямолинейного равномерного движения, сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его (что впоследствии получило название закона инер­ции), и др.

Философское значение законов механики, открытых Галилеем, и законов движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кеплером (1571 —1630), было громадным. Понятие закономерности, естественней необхо­димости родилось, можно сказать, вместе с возникнове­нием философии. Но эти первоначальные понятия были не свободны от значительных элементов антропоморфиз­ма и мифологии, что послужило одним из гносеологиче­ских оснований их дальнейшего толкования в идеали­стическом духе. Открытие же законов механики Галиле­ем и законов движения планет Кеплером, давшими строго математическую трактовку понятия этих законов и освободившими понимание их от элементов антропо­морфизма, увязывается с чисто физическими представ­лениями. Тем самым впервые в истории развития чело­веческого познания понятие закона природы приобрета­ло строго научное содержание.

Законы механики были применены Галилеем и для доказательства теории Коперника, которая была непо­нятна большинству людей, не знавших этих законов.. Например, с точки зрения «здравого рассудка» кажется совершенно естественным, что при движении Земли в мировом пространстве должен возникнуть сильнейший вихрь, сметающий все с ее поверхности. В этом и состо­ял один из самых «сильных» аргументов против теории Коперника. Галилей же установил, что равномерное дви­жение тела нисколько не отражается на процессах, со­вершающихся на его поверхности. Например, на движу­щемся корабле падение тел происходит так же, как и на неподвижном. Поэтому трудно обнаружить равно­мерное и прямолинейное движение Земли на самой Земле.

Все эти идеи великий ученый сформулировал в «Диа­логе о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой» (1632), научно доказавшем истинность теории Коперника. Эта книга послужила поводом для обвинения Галилея со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизицией; в 1633 г. состоялся его знаменитый процесс, на котором он был вынужден формально отречься от своих «за­блуждений». Его книга была запрещена, однако при­остановить дальнейшее торжество идей Коперника, Бру­но и Галилея церковь уже не могла. Итальянский мыс­литель фактически вышел победителем.

 

 

Проблемы познания и метода Галилея

Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку и религию. Он утверждал, например, что природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а не с помощью Библии. В позна­нии природы человек должен руководствоваться только собственным разумом. Предмет науки — природа и че­ловек. Предмет религии — «благочестие и послушание», сфера моральных поступков человека.

Исходя из этого, Галилей пришел к выводу о воз­можности безграничного познания природы. Мыслитель и здесь вступал в конфликт с господствовавшими схоластическо-догматическими представлениями о незыблемо­сти положений «божественной истины», зафиксирован­ных в Библии, в произведениях «отцов церкви», схоластизированного Аристотеля и других «авторитетов». Исходя из идеи о бесконечности Вселенной, великий итальянский ученый выдвинул глубокую гносеологиче­скую идею о том, что познание истины есть бесконеч­ный процесс. Эта противоречащая схоластике установ­ка Галилея привела его и к утверждению нового мето­да познания истины.

Подобно многим другим мыслителям эпохи Возрож­дения Галилей отрицательно относился к схоластиче­ской силлогистической логике. Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления логически несо­вершенных мыслей, незаменима при передаче другим уже открытых истин, но она не способна приводить к открытию новых истин, а тем самым и к изобретению новых вещей. А именно к открытию новых истин и долж­на, согласно Галилею, приводить подлинно научная ме­тодология.

При разработке такой методологии Галилей высту­пил убежденным, страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Стрем­ление к опытному исследованию природы было свойст­венно, правда, и другим передовым мыслителям эпохи Возрождения, но заслуга Галилея состоит в том, что он разработал принципы научного исследования природы, о которых мечтал Леонардо. Если подавляющее боль­шинство мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивав­ших значение опыта в познании природы, имели в виду опыт как простое наблюдение ее явлений, пассивное вос­приятие их, то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента, т. е. планомерно поставленного опыта, посредством которого исследова­тель как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.

Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, дол­жен пользоваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим). Под композитивным методом Галилей подразумевает де­дукцию. Но он понимает ее не как простую силлогисти­ку, вполне приемлемую и для схоластики, а как путь математического исчисления фактов, интересующих уче­ного. Многие мыслители этой эпохи, возрождая антич­ные традиции пифагореизма, мечтали о таком исчислении, но только Галилей поставил его на научную почву. Ученый показал громадное значение количественного анализа, точного определения количественных отношений при изучении явлений природы. Тем самым он на­шел научную точку соприкосновения опытно-индуктив­ного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать абстрактное на­учное мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы.

Однако разработанная Галилеем научная методоло­гия носила в основном односторонне аналитический ха­рактер. Эта особенность его методологии гармонировала с начавшимся в эту эпоху расцветом мануфактурного производства, с определяющим для него расчленением производственного процесса на ряд операций. Возник­новение этой методологии было связано и со специфи­кой самого научного познания, начинающегося с выяс­нения наиболее простой формы движения материи — с перемещения тел в пространстве, изучаемого механикой.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1171. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия